RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

На пути к справедливости и добродеянию

28.12.2011 14:29

По мусульманскому календарю начался 1433 год хиджры нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), по григорианскому календарю — 2012 год. Что запомнилось более всего в году, ушедшем в историю, что изменилось в жизни мусульман, куда движется умма?

 

Прежде всего необходимо отметить поступательное движение вперед. Все мусульманское сообщество России развивается вместе со всей страной, сообразно общественным настроениям всех россиян. Мусульмане все больше и больше ощущают свое единство с российским социумом, хотя буквально несколько лет назад ситуация в этой сфере не была столь очевидной. Татаро-башкирское сообщество испытывало на себе груз многовекового автономного (от остальных граждан России) существования, а на Северном Кавказе и вовсе преобладали откровенно сепаратистские настроения. Слава Аллаху, этот тупиковый вектор развития во многом изменен и переосмыслен. Свою роль здесь сыграли несколько факторов.

 

Во первых, происходит естественная смена поколений и вместо пожилой генерации, выросшей на старинных мифологемах и привыкшей к ним, на лидерские позиции все больше и больше выходят молодые мусульмане. Они родились в преддверии распада СССР и практически не помнят эпоху государственного атеизма. Они повзрослели на рубеже ХХ и ХХI столетий. Они сформировались как личности под воздействием Интернета. Это предопределило колоссальную разницу между менталитетом пожилых и молодых российских мусульман со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во вторых, все россияне традиционно восприимчивы к новостям мировой геополитики и у всех на глазах совершаются те кровавые, сложные, противоречивые события, которые позволяют сформировать коллективное мышление российских граждан. В частности, определиться по поводу сепаратизма в нынешних российских республиках, которые еще в 1990 е годы жили исключительно идеями достижения независимости. Сегодня уже практически не осталось сомневающихся в том, что в современном мире никакой независимости малых стран не может существовать в принципе, просто выходящая из-под влияния одной мировой державы маленькая республика немедленно переходит под плотную опеку другой державы. И если власти и народ маленького государства вдруг в чем-то ослушаются новых хозяев, их тотчас ждет серьезное наказание, от финансовых потрясений и невесть откуда появившихся террористов вплоть до «демократических обстрелов» «Томагавками». Кому хочется такого сценария для своего народа, для своей республики? Разве что маргиналам, за которыми, слава Всевышнему, никто не стоит, и даже собственные семьи отворачиваются от подобных фигур.

 

В третьих, российская власть, прежде всего устами В. В.?Путина и Д. А.?Медведева, неоднократно давала понять российским мусульманам о значимости и весомости исламского вопроса для внутреннего и внешнего развития Российской Федерации. Эти успокаивающие, иногда воодушевляющие заявления — которых никогда прежде не произносил ни один из предыдущих лидеров нашего государства, тем более в таком количестве, — создают определенный настрой в мусульманской среде, способствуя преодолению негативных тенденций.
Вслед за словами идут и дела. Сегодня с трудом можно назвать крупные населенные пункты нашей страны, где отсутствовали бы мечети, причем уже более трети мечетей созданы на новом месте, то есть не имели предшественников в прежние исторические эпохи. На постоянной основе функционируют медресе и исламские вузы, число которых растет из года в год, при этом предпринимаются и определенные шаги по переходу процесса исламского образования из количественных показателей в качественные. Непрерывно идет рост социализации мусульманской уммы, о чем еще несколько лет назад приходилось только мечтать. Параллельно растет и интеллектуальный вес мусульманского сообщества. Таким образом, заложена солидная база под будущие процессы укрепления институционализации мусульман, их интеграции в различные общественные, культурные и государственные сферы.

 

Однако проблем впереди — множество. И ключевая из них — это лавинообразный рост численности прихожан в наших мечетях. Молитвенные помещения, особенно в крупных мегаполисах, просто не справляются с таким наплывом верующих, а получить новые места под строительство именно мечети весьма и весьма сложно. И даже там, где такие участки выделены, а иногда уже и цоколи мечетей построены, вдруг непонятно откуда возникают препоны бюрократического характера. Нет сомнений, что глава государства и правительства страны в состоянии довольно быстро разрешить каждую конкретную проблемную ситуацию, как это было летом 2011 года в отношении продолжения строительства Московской Соборной мечети. Однако не станешь же в действительности озвучивать все проблемные точки перед президентом или премьер-министром — они призваны решать прежде всего вопросы геополитического характера. На срединном же и низовом уровне действует собственная разветвленная сеть чиновников, которые должны и в состоянии регулировать подобного рода проблемы. И мусульманам просто необходимо научиться находить с ними общий язык, взаимодействовать по различным вопросам. Лишь в очень редких ситуациях во власти на местном уровне сидит чиновник-исламофоб, но и на такого обязательно есть управа в рамках действующего законодательства. Значит, мусульманам надо научиться правильно применять ту или иную норму закона, чтобы отстаивать свои права, чтобы грамотно подать проблемный вопрос в СМИ, чтобы сформировать соответствующее общественное мнение (это, собственно, и есть один из показателей растущей социализации уммы).

 

Сделать это нелегко еще и потому, что мусульманская община России сегодня переживает интенсивный процесс дробления. Частично этому есть объяснения объективные, но нередко это происходит по субъективным причинам, в силу заказного характера этого процесса. Довольно многие новые или отделившиеся мусульманские религиозные структуры включаются в «информационную войну», пытаясь закрепить за собой хоть какие-то виртуальные позиции, но, не имея ни грамотных кадров, ни концепции развития, нередко топят сами себя. Это и неудивительно: в оркестр были набраны музыканты без голоса и слуха, и даже наличие дирижера не сделает неучей талантами. В результате этого на наших глазах шоу превращается в низкопробный цирк-шапито с неправдоподобными и неумелыми кульбитами: один муфтий-альтернативщик заседает в Кнессете, другой отказывается от какого-либо общения с назначенным ему заместителем… Самое время вспомнить баснописца: «А вы, друзья, как ни рядитесь…» Уверен, что осмысление этого процесса самими мусульманами уже началось и преодоление смуты — лишь вопрос времени. Чем более грамотны будут последователи Ислама, тем легче им будет отделить зерна от плевел. Конкуренция — не самое плохое в жизни, и выбор правильного направления зависит лишь от уровня самоуважения нас самих, особенно если где-то предлагают качественный товар, а где-то — завернутую в привлекательную обложку труху.

 

Важным элементом совершенствования сложной системы мусульманской уммы России станет ее участие в интеграционных процессах на пространстве Евразии. Как известно, конец 2011 года ознаменовался качественным прорывом в этом направлении, при этом идеи премьер-министра В. В.?Путина были синхронно и своевременно подхвачены мусульманскими духовными лидерами целого ряда стран СНГ. В этом плане весьма показательны решения VII ежегодного Мусульманского форума, состоявшегося в ноябре в Москве, когда ключевые инициативы муфтия шейха Равиля Гайнутдина были поддержаны высокопоставленными гостями, представляющими мусульман Содружества Независимых Государств. В общем и целом нарастающий процесс интеграции наших стран однозначно будет способствовать межмусульманскому обмену кадрами, опытом, образовательными методиками и даже проповедями. Наша задача как граждан России — сделать так, чтобы эти процессы получили нужное наполнение, способствовали росту грамотности, распространению традиционных богословских правовых школ (шафиитской на Северо-Восточном Кавказе и ханафитской — повсеместно). Нам не надо, чтобы в дополнение к уже имеющимся проблемам в России распространялись все новые и новые течения, которые никогда прежде не были представлены в нашей среде, поскольку это будет углублять противоречия и между мусульманами, и в межконфессиональных вопросах. Ислам — религия мира и потому должен стремиться к установлению мира повсеместно. Финты и провокации приводят к кровопролитию и потому запрещены в Исламе. Четкие цели, ясные задачи, грамотно сформулированная концепция поступательного движения вперед — это и есть то, к чему все мусульмане стран Содружества должны стремиться, вне зависимости от национальной принадлежности или гражданства. Общий базис для этого не просто имеется, он колоссален по своему масштабу, начиная от общей истории и родственного происхождения наших народов и заканчивая теми вызовами, которые с одинаковой остротой стоят перед нашими странами. Значит, и механизмы разрешения проблем во многом могут быть общими.

 

Негативных тенденций было немало. Это и продолжающиеся убийства имамов, других религиозных деятелей — теперь уже не только на Кавказе, но и в Центральной России. Пусть Всевышний Аллах вознаградит невинно погибших Райскими садами! Мы же должны сделать все от нас зависящее, чтобы насилие и кровопролитие прекратились. Это и трагические техногенные катастрофы — в Татарстане, Ярославле и другие, — приведшие к гибели сотен людей разных национальностей. Это и продолжающееся противостояние силовых структур с экстремистами в ряде регионов страны. Это и исламофобские акции в Северной Осетии и Дагестане — в последнем случае, возможно, как ответ на первую попытку начала внутриконфессионального диалога. Будем надеяться и просить Всевышнего Аллаха, чтобы Он уберег нашу умму и нашу страну от подобных трагедий в дальнейшем.
Мусульманское сообщество страны переживает болезнь роста, результатом чего должно стать качественное обновление уммы. На место убитых имамов встанут другие. Вместо нескольких человек, недовольных процессами реконструкции мечетей, придут десятки тысяч новых прихожан. А информационная политика мусульманских организаций и вовсе может поменяться в одночасье при определенных условиях. Как бы то ни было, Ислам надолго, если не навсегда, стал одним из важнейших факторов развития Российского государства, и изменить этот вектор без ущерба для нашей государственности просто невозможно. Следовательно, и работать в этом направлении мы с вами должны так, чтобы уже сегодня выстроить прочный фундамент для нашего будущего. Надо лишь отвернуться от наущений сатаны и придерживаться предписанного Кораном: «Воистину, Аллах повелевает вам соблюдать справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы вспомните назидание. Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» («ан-Нахль», 90–91).

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ,
главный редактор газеты «Ислам минбаре»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/19696/">ISLAMRF.RU: На пути к справедливости и добродеянию</a>