Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЧАСТЬ 7)
20.11.2012 13:16РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?
Ранее я объявил, что приступаю к поэтапной публикации цикла политологических наблюдений – и дал вам на обсуждение часть 1 , часть 2, часть 3, часть 4, часть 5 и часть 6. Предлагаю продолжение:
Наблюдение 7. Российское общество.
Анализ ситуации в российской умме невозможно проводить без чёткого понимания того, каким образом происходит взаимодействие с российским обществом. В этом отношении можно проследить ряд неблагоприятных для всех нас тенденций, которые в последние несколько лет медленно, но стабильно усиливают влияние.
Во-первых, стоит отметить, что российское общество, как и российская умма, становится всё более поляризованным и атомизированным. Разрушение социальных связей и замена их на бизнес-интересы (в различном виде: от корпоративной культуры, до сообществ различных социальных и профессиональных прослоек) никоим образом не способствует формированию единого социального организма. Деградация института семьи и понятия брака также накладывают на это отпечаток.
Вторая тенденция, которая всё больше набирает ход, особенно у молодого поколения – это отторжение российского общества от российского государства. Это проявляется, как во взаимоотношениях на низовом уровне (с правоохранительными органами и инстанциями по приёму обращений граждан), так и в отношении обывателей к политической системе. Лояльность по отношению к отдельным политикам, которую мы наблюдали в марте текущего 2012 года, никаким образом не связана с отношением простых граждан к существующей политической системе.
Наконец третья и, во многом, определяющая тенденция в российском обществе – это потеря культурных ориентиров и традиций. Отсюда идут и проблемы в образовательной системе. Деидеологизация (а фактически внедрение либеральной идеологии) похоронила советскую школу, так как та имела чёткую целеполагательную функцию – воспитание советского человека. Также мы наблюдаем деградацию и маргинализацию рабочего класса, которого лишили и номинального статуса лидера общества и социальной поддержки в виде льгот и субсидий.
При этом образцы нового восприятия действительности российское общество черпает преимущественно из-за рубежа. Эти формы социального поведения, организации собственной жизни, воспитания подрастающего поколения в принципе никак не связаны ни с одной из предыдущих традиций России, как политического образования: ни с царской, ни с советской.
Поэтому во взаимоотношениях российского общества и российских мусульман нет никаких ориентиров, которые бы помогали находить общий язык и развивать диалог. 70-летнее строительство коммунизма отучило российское общество не только от религиозности, но и создало своеобразный стереотип о городе, как месте воспроизведения только светских образцов жизни. В настоящее время у российского общества абсолютно нет никакого понимания, каким образом воспринимать Ислам и рост его представителей в рамках крупных городов. Протест москвичей против строительства мечетей в районах столицы основан не на опыте взаимодействия с мусульманами, а на его… отсутствии. Нет понимания, каким образом воспринимать такую изменённую действительность, а именно тот факт, что Москва – поликультурный город, мегаполис 21 века.
В этом отношении политика отдельных глав регионов, которые пытаются придать черты «мусульманских оазисов» своим субъектам с помощью административных методов (в каждой деревне по мечети, а в административном центре – в каждом квартале) обречена на провал. Использование советских методов формирования религиозной (этнической) идентичности без идеологии коммунизма выглядит, по меньшей мере, недальновидным (по причине вышеописанных тенденций).
Более того, стремление к сегрегации между российским обществом и российской уммой (с обеих сторон) подталкивается как раз идеологическими концепциями, которые пришли к нам из-за рубежа. При этом, стоит обратить внимание, что приходят данные идеологии как раз с полюсов противоборствующих сторон.
В итоге остро встаёт вопрос (остро актуальный и небывалый ранее!) о нахождении общих точек соприкосновения в социальном пространстве, лишённом базиса традиции. Непонятно, где их искать и на что опираться в диалоге, когда, казалось бы, все внешние факторы подталкивают к конфликту?
Здесь особое внимание хочу обратить на один важный момент. Ислам максимально быстро увеличивает количество последователей в крупных российских городах. Соответственно именно на уровне муниципалитетовтаких городов должна вестись наиболее развёрнутая работа, как со стороны мусульманских организаций, так и со стороны органов местного самоуправления - по формированию условий благоприятного взаимодействия между мусульманами и российским обществом. При этом, зачастую, мэры административных центров и крупных российских городов вообще не понимают, каким образом работать с сообществами и формировать культурную среду в городе, ограничиваясь вопросами ЖКХ, строительства и, может быть, спортом. Данный набор обязанностей считается не просто нормой – он поощряется. Слом данного миропонимания со стороны муниципалов, безусловно, произойдёт достаточно скоро. Вот только вопрос, каким он будет: как результат очередного конфликта или в результате понимания очевидных перспектив и итогов продумывания?
Безусловно, уровень и характер активности мусульманских организаций является важнейшим фактором в ходе изменений во взаимодействии уммы и общества. В этой связи хотелось бы обратить внимание на один очень важный аспект этой активности. Умма должна уметь не просто говорить с российским обществом - необходимо убеждать, находить компромисс, уходя от принципиальности в тех вопросах, которые не ведут к реальному ущемлению прав каждого. В грамотном и честном диалоге на уровне муниципальных районов возможно рождение не просто взаимопонимания между российским обществом и уммой, а и новой традиции российского общежития, которая будет создана именно в городах, в мегаполисах.
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР
Председатель Совета улемов ДУМНО
Член Общественной палаты РФ
(Продолжение следует)