RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

40-летняя война. Надежды на мир в турецком Курдистане сильны сейчас как никогда

20.04.2015 11:01

Лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан, заключенный на острове Имрали с 1999 г., призвал одно из крупнейших национальных движений мира, лидером которого он является, к решению всех проблем в Турции демократическим путем и окончательному прекращению вооруженной борьбы.  В Диярбакыре, столице турецкого Курдистана, где было оглашено его обращение, кроме местных жителей, собрались десятки тысяч курдов из Сирии, Ирана, Ирака и стран Европы. Призыв Оджалана был встречен с большим воодушевлением.

 

Обращение, прозвучавшее 21 марта в ходе празднования Навруза, стало результатом долгого переговорного процесса с турецкими властями. Впервые Оджалан призывал к перемирию в 2013 г. За этим последовала существенная деэскалация насилия.

 

Президент Турции также возлагает большие надежды на успех урегулирования многолетнего конфликта. В своем Твиттере Реджеп Эрдоган написал поздравление с Наврузом по-курдски, чем вызвал резкую критику националистической и кемалистской оппозиции. Ранее ни один глава республики никогда не использовал язык, находившийся десятилетиями практически под запретом, в своих официальных обращениях.  

 

Как отмечают аналитики, надежды на достижение прочного мира сейчас велики как никогда.

 

Мир ценой трансформации государства

 

40-летний конфликт в турецком Курдистане унес жизни более 40 тысяч человек. До 2013 г. несколько попыток объявить перемирие неизменно заканчивались провалом.

 

Ситуация начала меняться с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Если правившие долгие годы страной кемалисты были непреклонны в курдском вопросе, отрицая идею диалога и требования курдов в принципе, то «умеренные исламисты» с их неосманским курсом или, как они сами себя называют, консервативные демократы на проблему смотрят иначе.

 

Кемалисты, руководствующиеся идеей, выдвинутой еще в 30-е – «одна нация, один язык, одна культура», отрицают курдскую самобытность, называя их «горными турками». В соответствии с такой политикой долгие годы были запрещен курдский язык и культура в публичном пространстве, прежде всего, в сфере образования и государственного управления. Это и привело к многолетней партизанской войне.

 

ПСР национал-секуляристский радикализм кемалистов чужд. Партия считает, что турки и курды, два мусульманских народа, могут вполне сосуществовать в рамках одного государства, и ничего страшного не произойдет, если удовлетворить справедливое требование последних на национально-культурную автономию, признать их право на этническую идентичность, традиции и язык. Итак, чтобы прийти к миру, потребовалось трансформировать политический режим.

 

Турция в первое десятилетие XXI  века, в целом, отошла от перегибов кемализма, доставшегося стране еще от эпохи первой и второй мировой, когда весь земной шар был болен радикальным национализмом и крайним секуляризмом вплоть до воинствующего безбожия. Кстати, опыт модернизации турецкой политики и экономики с ее серьезными успехами, в основе которого лежит опора на собственные традиции и ценности, будет весьма полезен на постсоветском пространстве, прежде всего в Средней Азии и Закавказье. 

 

Призыв Апо

 

Сам Апо (Дядя), как называют курды Оджалана, в своих книгах, написанных за решеткой, отказался от идеи не только независимости, но даже территориальной автономии. Сегодня он проповедует причудливую смесь национализма (если точнее, племенного традиционализма), марксизма и анархизма. Несмотря на отрицательное отношение к государству как таковому, для курдов он считает важным быть лояльными гражданами единой Турции, в случае если их национально-культурные особенности будут защищены.

 

По мнению экспертов, призыв Оджалана беспрецедентен, ведь еще несколько лет назад никто не мог представить, что правительство Турции будет разговаривать с организацией, которую признает террористической не только оно само, но также Европа и США. Успех диалога обеспечен тем, что его через доверенных лиц ведут две ключевые фигуры – Эрдоган и Оджалан.

 

Достигнутая в 2013 г. договоренность привела к тому, что вооруженные группировки РПК ушли из Турции на территорию северного Ирака. Призыв лидера сложить оружие также положил конец бесконечной череде терактов, которые сотрясали Турцию три десятилетия и тормозили процесс решения курдского вопроса демократическим путем.

 

Несколькими месяцами ранее по приказу Апо курдские заключенные, отбывающие наказание в турецких тюрьмах, прекратили 68-дневную голодовку. Тем самым Оджалан продемонстрировал всем, что он остается непререкаемым лидером для своего народа.

 

«Мы переходим от вооруженного сопротивления к эпохе демократической политической борьбы, – заявил Оджалан два года тому назад. – Однако это не конец, а только начало.

 

Пришла пора замолчать оружию, перестанет литься кровь турецкого и курдского народов».

 

Борьба за мир

 

Эксперты отмечают, что новое обращение Абдуллы Оджалана с призывом своих сторонников к миру вызвано рядом осложнений в процессе урегулирования конфликта из-за событий в соседней Сирии.

 

Перемирие, объявленное в 2013 г., до сих пор соблюдается. Но сохранившееся недоверие между двумя сторонами конфликта углубилось по причине резни боевиками «Исламского государства» курдов в Кобани. По мнению РПК, Анкара, препятствующая переходу курдских добровольцев в Сирию, несет ответственность за неудачи в борьбе с «ИГ» и огромные жертвы среди мирного населения.

 

Оджалан даже заявлял, что падение Кобани будет сигналом об окончании перемирия между РПК и Турцией. Протесты против политики Анкары несколько раз заканчивались столкновениями курдов с турецкой полицией непосредственно на границе недалеко от Кобани, а также в ходе многочисленных манифестаций в других турецких регионах.

 

Однако в итоге при поддержке авиации международной коалиции Кобани недавно удалось отбить. «ИГ» выдавлено с территорий, на которых традиционно проживают курды в Сирии. Но за стол переговоров стороны так и не сели, диалог ведется опосредованно.

 

В ходе своего обращения 21 марта Апо предложил ряд конкретных шагов по обеспечению стабильного мирного процесса. Прежде всего, он считает необходимым созыв форума для демократического урегулирования курдской проблемы. «Надо покончить с вооруженным противостоянием, которое члены РПК вели против Турецкой Республики много лет», – говорится в обращении курдского лидера

 

«ИГ» – результат политики империализма

 

Всю ответственность за кризис в ближневосточном регионе Оджалан возлагает на «мировые империалистические силы». «Наш регион находится в кризисе из-за неолиберальной политики, навязанной капитализмом и его деспотическими местными коллаборационистами. Мы наблюдаем насилие со стороны «Исламского государства», которому открыли дорогу империалистические силы, не желающие отказываться от своих амбиций на Ближнем Востоке. То, что вытворяет «ИГ», даже хуже, чем варварство», – говорится в обращении лидера РПК. Он добавил, что жертвами экстремистов стали не только курды, но и туркмены, арабы, ассирийцы, в том числе женщины и дети. В этой связи Оджалан призвал всех сообща «переходить к миру, братству и демократии».

 

Турецкий ответ на курдский вопрос 

 

В том, что происходит, есть значительная доля политического прагматизма. С самого начала Эрдоган был вынужден пойти на переговоры с РПК для прекращения насилия, так как нуждался в серьезных козырях в борьбе со старым кемалистским лобби и с его опорой – армией. Даже временное решение курдского вопроса поднимало его рейтинг до небес, ведь от войны устали все. За последние 7 лет Турция сделала большие уступки курдам, которые составляют порядка 20% от 80-миллионного населения Турции (более 15 млн. человек). Были серьезно расширены их культурные и языковые права.

 

Курдские депутаты, которые сейчас заседают в парламенте, требуют еще более глубоких изменений. Лозунг полной независимости РПК сняла. Но требования территориальной автономии продолжают звучать, и создания таковой исключать нельзя.

 

В июне этого года Турцию вновь ожидают выборы, и снова решающие. Если ПСР получит конституционное большинство, то будет проведена реформа Основного закона.

 

Сейчас Турция – парламентская республика. Главой правительства и правящей партии официально является Ахмет Давудоглу. В то же время президент Эрдоган остается самым влиятельным политиком в государстве, реальная власть сосредоточена в его руках. Если Турция будет трансформирована в президентскую республику, то коллизия решится сама собой. Эрдоган станет главой государства и де-факто, и де-юре.

 

Голоса курдского меньшинства в данном случае могут оказаться решающими. Поговаривают, что ближе к выборам Оджалан, отбывающий пожизненное заключение за государственную измену, даже может выйти на свободу или, по крайней мере, его переведут под домашний арест. Правительство Турции слухов о перспективах лидера РПК не опровергает.

 

Абдулла Ринат Мухаметов, политолог

Источник: газета "Минбар Ислама"

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/36432/">ISLAMRF.RU: 40-летняя война. Надежды на мир в турецком Курдистане сильны сейчас как никогда</a>