RSS | PDA | Архив   Понедельник 21 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Дорога к исламским финансам – остановка «Чеченская Республика». По IV итогам Международного исламского Форума в г. Грозном.

16.06.2011 17:48

Круглый стол по исламскому банкингу, прошедший в рамках IV Международного Исламского форума  в Грозном в отличии  от уже проводившихся на эту тему мероприятий, во-первых, показал серьёзность намерений республиканских властей при  полной поддержке населения найти пути внедрения исламских финансовых институтов в республике, во-вторых,  ещё раз обнажил те проблемы, решение которых необходимо для их появления.  

 

Фокусом всех обсуждений в начале работы КС стало обоснование актуальности и необходимости появления исламского банкинга в республике. Было сразу же заявлено, что  развитие экономики, сегодняшняя стабильная внутриполитическая ситуация в Чеченской республике, постоянные утверждения, что Республика, как и весь Чеченский народ являются неотъемлемой частью Российской Федерации, что возврата к прежним ситуациям не возможен, значительная роль главы республики Рамзана Кадырова в этих процессах и его авторитет, как в республике, так и у федеральных властей, позволяет со всей серьезностью ставить вопрос о рассмотрении  возможностей появления в Чеченской республике исламских финансовых институтов, базой для появления которых стало бы изменения и дополнения имеющихся нормативно-законодательных документов в этой сфере.

 

Затем, выступления  перешли в область  обсуждения морально – этических принципов исламского банкинга и как главной составляющей – отсутствие ссудного процента и ведение своего бизнеса в соответствии с требованиями Шариата.

 

Ведущему круглого стола, молодому профессору, д.э.н. Беккину Ренату было сложно определить какова должна быть глубина раскрытия проблематики - здесь на  КС выявился большой пробел в знаниях участниками  специфики исламского банкинга (да и вообще исламских финансов),  стало понятно, что очень не многие знают терминологию исламского банкинга и исламских финансов в общем, имеющиеся типы исламских контрактов, как и в каких сделках их можно использовать, каковы требования шариата в банкинге, как они регулируют и направляют сам финансовый бизнес.

 

Кроме ростовщичества требования шариата запрещают осознанно идти на риск, заниматься операциями, относящимся к азартным играм и спекуляциям (например, играть на бирже), инвестировать в запрещённые активы.

 

Освещению теоретических и практических вопросов исламского банкинга посвящено много книг статей, поэтому, не углубляясь в специфику предмета, я постараюсь рассказать о некоторых моментах и проблемах, ярко проявившихся на этом обсуждении.

 

Здесь необходимо определиться, о каком банке может идти речь – об инвестиционном или сберегательном, кооперативном или коммерческим, который смог бы обслуживать как корпоративных, так и частных клиентов?

 

Вероятнее всего, это должен быть коммерческий банк, причём, в Чеченской Республике на него будут рассчитывать как на финансовый институт для малого и среднего бизнеса, интенсивное развитие которого чрезвычайно важно для региона, и инвестирования в реальный сектор экономики.

 

В исламском банке, как и в любом другом учреждении, вопрос кадров далеко не праздный. А есть ли такие кадры в Чеченской Республике? Во время дискуссий на КС с мест говорили о том, что кадры возможно переучить за три – четыре месяца.

 

Ну, во-первых, даже для того чтобы подготовить всё, и реализовать исламский банк как бизнес проект с нуля, необходимы специалисты, проект-менеджеры, у которых уже был опыт реализации такого рода проектов. Здесь есть своя особенность построения и организации бизнес-процессов,  определения целей, функций, стратегии, структуры, формирование  документации, команды, и многое другое.

 

Кроме учёта финансовой деятельности банка в соответствии с требованиями контрольных и надзорных органов РФ необходимо вести и учёт в соответствии со стандартами, принятыми в исламских финансах.

 

И, если в регионе с большинством мусульманского населения возможно будет переучить технический персонал и младший менеджмент, то среднее и высшее звено должно не только знать что такое исламский банкинг в теории, но и иметь практические навыки ведения этого специфического бизнеса.

 

И если завтра будет принято решение по созданию исламскому банку в республике - где взять таких специалистов, где будут они будут подготовлены? А кто научит тех, кто будет готовить специалистов по исламскому банкингу? Таким образом, задача комплексного подхода к подготовке кадров, как говорил проф. Сюкеяннен Л.Р. это задача, к решению которой необходимо было приступить ещё «вчера».

 

Наряду с обслуживанием населения и компаний, встанет вопрос  об инвестиционной стратегии. С точки зрения шариата, как всем известно, запрещены инвестиции в индустрии, связанные с производством, продажей и распространением алкоголя, оружия, наркотиков, порнографии, свиноводством,  казино,  а также финансовые инструменты, связанные с «неопределённостью» и ссудным процентом. Поэтому разработка инвестиционной стратегии явится приоритетом для банка.

 

А много ли, кроме проектов реального сектора, активов, куда возможно инвестировать банку и его клиентам? Инвестиции в недвижимость требуют особого подхода в контексте выше означенных запретов, (напр., нельзя инвестировать в недвижимость, в котором находится  казино, или которое арендуется для продажи алкоголя, оружия, свинины и т.д). Приобретение  инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов, исламских, например,  на сегодняшний день в РФ ограничивается наличием только одного такого ПИФа.

 

Возможно инвестирование во вклады (депозиты) в банках – в рубли и иностранную валюту -  в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, и только в случае, если  это депозиты с нефиксированной доходностью (беспроцентные).

 

Шариат разрешает инвестиции в металлы,  слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов.

 

Здесь   ограничением, затрудняющим использование этого вида активов финансовыми институтами, является  требование шариата инвестировать в физические активы. Т.е. финансовый институт должен иметь их физически (не виде фьючерсов, депозитных расписок или подобных финансовых  «бумаг»), а не только на своём балансе. Имея эти активы в собственности, их необходимо где-то хранить и обслуживать, а это большие дополнительные расходы, которые могут не только перекрывать  всю доходность этих активов, но и сделать доходность негативной. С экономической точки зрения здесь добавляются и расходы – комиссия  на приобретение, и комиссия при их реализации в случае необходимости.

 

На Российском финансовом рынке существуют акции и ценные бумаги, которые могут соответствовать требованиям шариата, но здесь необходим очень внимательный подход и организация  их анализа, «скрининга». «Скрининг» акций является двух уровневым, как по  индустрии и видам деятельности, основанный на выявлении и исключении  тех, которые противоречат принципам шариата, так и финансовый «скрининг», который основан на анализе используемых составляющих (или входящих) финансовых инструментов и финансовых показателей компаний.

 

Можно  инвестировать и  в зарубежные активы, соответствующие требованиям шариата, но  здесь можно столкнуться не только с ограничениями со стороны российских регуляторов, но и с доходностью этих исламских финансовых инструментов.

 

На КС вызвала интерес тема сукуков – исламских ценных бумаг - их определение, структуризация и возможность выпуска в РФ. Юлия Прудникова - юрист компании «Clifford Chance» дала подробные пояснения по данной тематике и подробно ответила на вопросы, носящие практический и прикладной характер.

 

В процессе обсуждения исламских финансов участники КС перешли и к проблеме внедрения исламского страхования. Многократные попытки в течении последних 8-ми лет реализовать идею исламского страхования в РФ при имеющимся законодательстве, показали, что  в страховании жизни, препятствиями становятся: требуемая страховым надзором структура резервов, которая не соответствует требованиям Шариата, запрет компаниям делиться заработанной прибылью с клиентами (не говоря о других «мелочах»). Хотя, в имущественном страховании – после проработки этого вопроса некоторыми экспертами - при имеющемся законодательстве всё-таки возможно открыть «Исламское окно» в обычной страховой компании.

 

В реализации проектов по исламскому страхованию необходимо решать такие же вопросы, как и в проектах по исламскому банкингу  - определение резервов, разработка стратегии инвестирование их в соответствующие активы, и другие.

 

Главной проблемой при реализации проектов создания в РФ исламских финансовых институтов здесь встаёт наличие Шариатского совета при финансовом учреждении. Основной и прямой задачей Шариатского совета финансового учреждения – банка, страховой или инвестиционной компании, фонда  – является надзор за соответствием продуктов и услуг компании шариату. Существование постоянно действующего шариатского совета и его контроль за выполнением положений шариата в работе банка, инвестиционной или компании по такафул (исламскому) страхованию – одно из необходимых условий осуществления бизнеса исламской финансовой структуры.

 

Чем же занимается Шариатский совет в рамках своей компетенции? Шариатский совет выносит обоснованное заключение о соответствии или несоответствии предлагаемых банком или компанией исламских страховых продуктов шариату, консультирует руководство и сотрудников банка  по любым вопросам, относящимся к шариату и исламским финансам, контролирует и координирует благотворительную деятельность.

 

Фактически Шариатский совет стоит на страже интересов клиентов. К нему клиенты могут обращаться за консультациями по вопросам, связанным с шариатом, к нему они апеллируют в случае выявления ими нарушения положений шариата. Один из членов Шариатского совета может даже представлять интересы клиентов, например,  в Совете директоров банка или компании.

 

Какие требования предъявляются к членам Шариатского совета? Членом Шариатского совета может быть мусульманин или мусульманка, обладающие необходимой квалификацией - при назначении члена Шариатского совета не допускается ограничений по признаку пола или национальности.  Членами Шариатского совета в России могут быть даже  граждане иностранных государств. Но в современных условиях, желательно, чтобы по меньшей мере, один из членов Шариатского совета был бы гражданином России.

 

Обычно, члены Шариатского совета назначаются Советом директоров банка или компании  по представлению председателя Совета директоров. Член Шариатского совета  должен обладать научной степенью кандидата юридических наук или доктора философии, владеть арабским языком, иметь научные труды по мусульманскому праву (фикху) и по исламской экономике (или финансам), получившие широкую известность в мусульманской среде, и, конечно, обладать незапятнанной деловой репутацией.

 

Вышеописанная модель Шариатского совета – это идеальный вариант. Где и кто в Российской Федерации готовят таких шариатских советников и сколько времени необходимо для этого? Проблема подготовки кадров встаёт и здесь. Получение высшего духовного образования занимает от 4-х до 5-ти лет, плюс 4 – 5 лет на высшее финансовое (или экономическое) образование, плюс  духовная практика и, как желательное  -финансово – экономическая. А сколько необходимо времени для получения авторитета в умме, и признании как специалиста в сфере экономики или финансов?

 

Специалистов – по исламской  экономике, финансам или духовной сфере в отдельности - возможно, конечно, найти, но таким комплексом знаний на сегодня обладают единицы. Зарубежные компании – банки, инвестиционные или страховые компании – являющиеся международными группами, в случае ведения бизнеса каким-либо из членов группы по принципам шариата (напр. в банковской группе City, HSBC, Allianz и др.) могут использовать свои Шариатские советы.

 

Возвращаясь к вопросу, что же необходимо сделать, чтобы исламские финансы появились в России, необходимо сказать, что реализация и использование некоторых форм и моделей исламских финансов возможно уже сейчас, и они не войдут в противоречие с российским законодательством (конечно, если мы не говорим об исламских коммерческих банках, страховых компаниях).

 

Например, организация и функционирование финансовых кооперативов, следующих в своей деятельности нормам шариата,  близка к деятельности кредитных союзов, давно функционирующих в Российской Федерации. Основной целью кредитного союза является финансовая и социальная защита его членов, привлекая их личные сбережения для взаимного кредитования. Кредитный союз привлекает депозитные вклады и кредитует своих членов. В кредитных союзах весьма мала  затратная часть, куда входит лишь оплата за офис и заработная плата сотрудников. И если в банках основная прибыль принадлежит собственнику, то здесь весь доход распределяется прямо пропорционально вкладам, минимум формалистики, за счет чего могут быть более выгодные условия для кредиторов и выше доходность. Эти структуры, имея шариатских советников, могут строить свою деятельность в полном соответствии с нормами шариата.

 

Лизинговые и инвестиционные компании, использующие исламские модели финансирования (напр., иджара, или мудараба)   при наличии Шариатского совета также можно отнести к  исламским финансовым институтам и использовать эти возможности уже сейчас.

 

Говоря о коммерческом подходе к исламским финансам, становится ясным, что серьёзные  дополнения и изменения в нормативно-законодательную базу здесь необходимы. За последние пять – десять лет было несколько попыток хотя бы сдвинуть работу над соответствующим законопроектом с «мёртвой» точки.

 

В конце 2009 г по моей инициативе в рамках Ассоциации региональных банков России была образована Рабочая группа по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, руководителем которой являюсь до сих пор. Целью ее деятельности ставились всесторонний анализ ситуации на Российском рынке финансовых услуг, выявление сильных и слабых сторон появления и развития инструментов и принципов альтернативного – исламского  финансирования в РФ, разработка рекомендаций по созданию нормативно-законодательной базы для функционирования альтернативных (исламских) финансовых институтов. К работе в группе были привлечены представители Совета Безопасности РФ, специалисты-эксперты Банка России, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства иностранных дел.

 

Рабочая группа  сотрудничала с крупнейшими консалтинговыми фирмами Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG. Каждая из этих компаний разработала проект по подготовке дополнений и изменений в российское законодательство для функционирования исламских финансовых институтов – банков, страховых и инвестиционных компаний.

 

Причина приостановки дальнейшего продвижения – к этапу подготовки законопроекта - весьма банальна – на это необходима определённая (международными  консультантами) сумма, а средств таких на сегодняшний день никто не может предоставить (даже Исламский банк развития, куда Ассоциация региональных банков России обращалась за грантом на законопроект, предложил только помощь своих  консультантов и экспертов, причём, не за счёт ИБР)

 

На прямой вопрос – часто поднимающийся на конференциях, в статьях, выступлениях – а почему до сих пор не решается проблема исламских финансов в России – ответ один – нет политической воли. Тем не менее, авторы таких высказываний не уточняют, чья эта должна быть воля, в чём она должна выразиться и как проявиться.

Прямые и ясные ответы на эти вопросы откроют путь исламским финансам в РФ.

 

В начале текущего года в своей статье  «Дорожная карта» к исламским финансам в России» я постарался изложить своё видение принципов подготовки нормативно-законодательной базы и то, что «Дорожная карта» должна содержать.

 

«Дорожная карта к исламским финансам в России» - это  документ, который является наглядным представлением пошагового сценария развития исламских финансов в России, включающий в себя и подготовку законодательно-нормативной базы, как главной составляющей «Дорожной карты», план оптимальных путей развития и выстроенные во времени основные этапы этого процесса, а также прогноз по этой отрасли на долгосрочную перспективу. Видение и стратегия здесь должны быть сведены воедино.

 

Структура этого документа представляется следующей:

 

    Дорожная Карта – цели, задачи, основание для разработки,   

          государственный орган, ответственный за разработку документа

          сроки реализации, ожидаемые результаты

    Введение

 Исламские финансовые услуги – экономическая сущность  и 

          развитие их со времени появления

 Современное  состояние индустрии исламских финансовых услуг

2.2.1. Инфраструктура индустрии

2.2.2. Объем индустрии в мире

2.3.    Потенциал и перспектива развития Исламских финансовых услуг  

          в  Российской Федерации

3.      Стратегия развития и перспективы

3.1    Мотивация внедрения соответствующего законодательства в    

         немусульманских и странах с меньшинством мусульманского

         населения

3.2.   Зарубежный опыт подготовки законодательства и регулирующих   

         актов исламских  финансовых услуг (в Великобритании, США,

         Люксембурге, Франции Германии, Канаде, Казахстане и Киргизии)

3.3    Действующая в РФ нормативно-правовая база – возможности для   

         инкорпорации  механизмов и инструментов Исламских финансовых  

         услуг в Российское законодательство на уровнях

               - регуляторов

               - подзаконных актов

               - законов

3.4   Подзаконные акты и законы, требующие редакции, изменений,

        дополнений для функционирования финансовых институтов на

        исламских экономических принципах в отношении банкинга,

        страхования, микрофинансовых организаций инвестиций, рынка

        ценных бумаг и капитала.

Финансовый учёт в исламских финансах – международные исламские стандарты, их отличия от применяемого в России бухгалтерского учёта и МФСО, перспективы применения

Перспективы и рекомендации по развитию в России исламского

        банкинга, страхования (Такафул), небанковских и

        микрофинансовых учреждений, рынка капитала,  финансовой

        инфраструктуры для исламских финансовых услуг.

3.7.  Маркетинг по привлечению инвесторов, эмитентов и участников   

        Рынка исламских финансовых услуг

4.     Стратегия по подготовке кадров – определение необходимого

        объёма, перечня и уровня специалистов, роль бизнеса и 

        государственных  структур

5.    Развитие финансовой грамотности по исламским финансам

       заинтересованного населения в регионах с большинством

       проживания мусульман, определение каналов «просвещения»

6.    План  развития исламских финансов на 2011-2015 гг.

 

 

 

Появление  в последние несколько лет определённого количества инициативных групп по исламским финансам, попытки приспособления исламских финансовых инструментов к российскому законодательству путём модификации или просто манипулированием, нарастание количества конференций, круглых столов, семинаров, и др. подобных мероприятий, воззвания к исламским международным финансовым институтам и организациям привели к «географическому перекосу» их развития. Интерес к исламским финансам  нарастает как ком и теряет управление (в хорошем понимании этого слова).

 

Например, Казанью уже было объявлено, что Республика Татарстан является  центром  изучения и развития Исламских финансов в России.

Во время всех переговоров и обсуждений с правительственными структурами возможности и необходимости появления Исламских финансовых институтов, инициаторы всегда наталкивались и наталкиваются, во-первых, на неприятие исламских финансовых инструментов руководством Банка России, во-вторых,  опасениями широкого и открытого обсуждения вопросов, особенно касающихся финансов, связанных со словом «исламские» и определёнными ассоциациями.

 

На мой взгляд (который разделяют также некоторые эксперты) для руководства регионов с большинством (или большим числом) мусульманского населения уже созрели определённые политические предпосылки. Просветительские, научные и прикладные семинары, конференции, публичные слушания профессионалов готовят лояльность общественного мнения и определённую просвещенность населения и  законодателей. Сегодня в ситуации ещё не пройденного (по мнению многих экономистов и экспертов)  финансового кризиса, необходим дополнительный шаг – импульс этому движению «с верху». Этот шаг может сделать только определённая личность из высшего регионального политического истеблишмента, мусульманин, имеющий авторитет как у населения, уммы, так и у высшей верховной власти страны.

 

За последнее время  в руководствах Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, Дагестана и др. республиках Северного Кавказа и Поволжья произошли кардинальные перемены, появились в их руководстве новые лидеры.

 

Каковы  возможные сценарии дальнейших шагов?

 

Подготовив проект законодательства  на 70 – 85%, глава республики  может ставить вопрос  перед Председателем Правительства страны о рассмотрении его законодателями, специалистами, экспертами и ведомствами финансово – экономического блока страны. Дополнительной мотивацией может стать необходимость наличия законодательной базы по исламским финансам для придания законченного вида концепции  по созданию в России Международного финансового центра;

Подготовив проект законодательства  на 70 – 85%, глава республики  может ставить вопрос  перед Председателем Правительства РФ  от имени или совместно с руководством других Северокавказских и Поволжских республик о рассмотрении законопроекта по исламским финансам  законодателями, специалистами, экспертами и ведомствами финансово – экономического блока страны.

Предварительно согласовав, вопрос своей инициативы с Председателем Правительства РФ и обосновав необходимость положительного решения, создать Рабочую группу при первом лице республики (на форуме было предложено создать такой орган при Главе Чечни Р.Кадырове) для подготовки законопроекта, которое займет 5-6 месяцев.

Обратиться в Правительство или к Президенту страны от имени Правительства республики (или Главы) в связи с её особенностью и востребованностью разрешить создание в республике – в качестве пилотных проектов - Исламского банка и исламской страховой компании с подготовкой отдельных по данному региону соответствующих законодательных актов или  документов Правительством (или Президентом) РФ.

 

Уже начало работы над законопроектом по исламским финансам подтолкнёт и зарубежных инвесторов, особенно из  зарубежных стран (включая страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), к реальным инвестициям в вышеперечисленные регионы Российской Федерации, и, в конечном счёте, интенсивному развитию там реального сектора экономики, промышленности и строительства,  а как следствие, к повышению благосостояния простых жителей.

 

 

Д-р Алексей Коваленко

руководитель Рабочей группы по альтернативным (Исламским) финансовым институтам и продуктам, Ассоциация региональных банков России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/economics/16441/">ISLAMRF.RU: Дорога к исламским финансам – остановка «Чеченская Республика». По IV итогам Международного исламского Форума в г. Грозном.</a>