Куда же пойдет газ Каспийского моря?
27.02.2012 12:2619 февраля Иран остановил поставки нефти во Францию и Великобританию. Ранее планировалось, что экспорт иранской нефти должен быть прекращен полностью в страны Европейского Союза к 1 июля . Но Тегеран предпочел не медлить. В итоге уже 20 февраля цена на нефть на бирже в Нью-Йорке выросла почти на 2% — до 5 за баррель.
Нефть сорта Brent на торгах в Лондоне подорожала до пика восьми месяцев — более 1 за баррель. Теперь Европа расширила закупки нефти у Саудовской Аравии. При этом Иран находится на втором месте в мире по запасам не только нефти, но и газа. Как мы уже писали, он рассматривался в качестве источника сырья для газопровода Nabucco. Последние события иллюстрируют рост напряженности отношений вдоль границ Ирана. Конечно, военные маневры Ирана разворачиваются пока в акватории Персидского залива, но у Ирана есть и каспийское побережье. В этих условиях становится все меньше охотников устраивать эксперименты со строительством Транскаспийского газопровода из Туркменистана как части Nabucco.
20 февраля нью-йоркское экономическое издание The Wall Street Journal, ссылаясь на неназванные источники, сообщила, что участники проекта газопровода Nabucco обсуждают радикальное изменение его протяженности и мощности. По данным источников газеты, причина — отсутствие ресурсной базы для его заполнения.
В новом варианте Nabucco должен быть заметно укорочен: он соединит Болгарию и Австрию. При этом мощность газопровода может быть сокращена вдвое, до 16 млрд кубометров в год. Еще на стадии планирования Nabucco эксперты предупреждали, что газа для него может просто не хватить. Предполагалось, что ресурсной базой для него станет вторая очередь азербайджанского месторождения Шах-Дениз, которое разрабатывается консорциумом во главе с BP. По оценкам, с месторождения в газопровод должно было поступать около 10 млрд кубометров газа. Две трети газа должны были обеспечить Туркменистан и Ирак, однако надежды на это становится все меньше. Как подытожил один из источников The Wall Street Journal, «совершенно очевидно, что 31 млрд кубометров просто не набирается».
В итоге, Nabucco может лишиться главной задачи — доставки газа из Азии в Европу в обход России. До сих пор предполагалось, что начальной точкой Nabucco станет восточная часть Турции, которая получит газ из азиатских стран (Туркменистан, Азербайджан или Иран) и по Nabucco доставит его в Австрию. Поскольку Nabucco становился газовым коридором между Азией и Европой без участия России, российская сторона всегда рассматривала этот проект в качестве главного конкурента своего будущего газопровода South Stream (доставка газа через дно Черного моря и Болгарию в Европу). Если же Nabucco будет построен между Болгарией и Австрией (Румыния и Венгрия станут транзитерами), то из газопровода, подключающего Европу к азиатскому газу, он превратится лишь в одну из частей европейской газотранспортной системы.
Как мы писали ранее, в конце 2011 года Азербайджан подписал с Турцией соглашение о строительстве газопровода в Европу под названием Trans Anadolu Pipeline (TANAP), который гораздо дешевле и компактнее Nabucco (16 млрд кубометров газа в год, из которых 10 млрд — для ЕС, а 6 млрд — для Турции) и способен доставить газ с азербайджанского Шах-Дениз в ЕС. Проект поддержан Госдепом США, который первым усомнился в том, что стоит строить Nabucco, если есть TANAP. В Еврокомиссии говорили, что поддержат "любые начинания" по доставке газа в ЕС — только бы они не были связаны с традиционными поставщиками в лице России, Норвегии и Алжира.
Оператором разработки месторождения Шах-Дениз является британская British Petroleum (BP), и она же занимается отбором заявок на разработку второй очереди месторождения. Какой из проектов газопроводов в итоге получит доступ к Шах-Дениз, в BP Azerbaijan обещают ответить к лету. Помимо Nabucco и TANAP на газ месторождения претендовали сама BP (у нее есть свой проект газопровода); газопровод TAP (Trans Adriatic Pipeline, проект Statoil, EGL и E.ON Ruhrgas) и ITGI (Interconnector Turkey—Italy—Greece, операторы Edison и DEPA). Ранее основным маршрутом доставки азиатского газа в ЕС всегда считался именно Nabucco как наиболее проработанный.
Но прошлым летом появилась информация о резком удорожании Nabucco (с планируемых 8 млрд.евро до 20 млрд. евро). А в начале этого года, после объявления о TANAP, один из участников Nabucco — немецкая RWE усомнилась в жизнеспособности проекта и заявила о готовности из него выйти. 20 февраля в BP Azerbaijan сообщили, что из числа претендентов на газ Шах-Дениз выбывает ITGI. Представители консорциума TAP уже декларировали, что готовы добровольно присоединиться к проекту TANAP. Таким образом, именно TANAP является сегодня самым серьезным конкурентом Nabucco.
Схема, по которой TANAP транспортирует по турецкой территории газ до Болгарии, а дальше по "укороченному" Nabucco он уходит до Австрии, наиболее приемлема, по мнению ряда аналитиков. Для России это может привести к частичному пересмотру российского газопроводного проекта South Stream — например сокращению его мощности. Если учесть, что и TANAP и South Stream будут проходить через территорию Турции, то это резко повысит роль Анкары как перераспределяющего центра евроазиатских магистральных газопроводов. Однако стоит отметить, что TANAP пойдет по узкому горлышку, где в Азербайджане близки армянские вооруженные формирования в Карабахе, а в Грузии – российская база в Южной Осетии. При этом конфликт вокруг Ирана может подвести Тегеран к нарушению хрупкого перемирия в Закавказье. Таким образом, стремление обеспечить независимое от России снабжение Европы нефтью и газом может закончиться большими геополитическими проблемами, связанными с участием в нем стран с неурегулированными и (или) нарастающими конфликтами. В этих условиях можно только приветствовать деятельность Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) по росту экспорта углеводородов в Россию…
Марат Айдагулов, советник по экономическим вопросам председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области