RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Состояние современного профессионального исламского религиозного образования в России

26.02.2008 11:11

Возрождение исламского образования в России после длительного перерыва началось в середине 80-х годов XX века и проходило в двух направлениях. Первое — образование осуществлялось через воскресные школы при мечетях, где преподавались основы ислама населению — взрослым и детям. Второе — через систему религиозного образования (исламские медресе, колледжи и институты, университеты, где готовились кадры мусульманского духовенства).

Современное состояние профессионального мусульманского образования мы рассматриваем на двух этапах:

первый этап — 90-е годы XX века;

второй этап — начало XXI века.

До начала 90-х годов профессиональное исламское образование было представлено лишь бухарским медресе «Мир-Араб», основанным вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Это было единственное профессиональное мусульманское учебное заведение в СССР, в котором учились всего несколько десятков человек. В годы перестройки оно не могло удовлетворять растущие потребности многомиллионной общины российских мусульман. Наряду с распадом СССР и крахом атеистической идеологии началось возрождение духовности, возрос интерес к религии и религиозному образованию. Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах в русле традиционного ислама, по инициативе духовных управлений мусульман регионов стали открываться средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Первым учебным заведением в России, целью которого стала подготовка имамов и муэдзинов, преподавателей религиозных дисциплин, стало медресе имени имама Ризатдина Фахретдина в Уфе, обучение в котором началось в 1989 г. В начале 90-х гг. и позже открывались профессиональные исламские учебные заведения во всех достаточно крупных центрах с мусульманским населением: медресе «Нур-аль-ислам» в городе Октябрьский (Башкортостан), высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» (Казань), высшее медресе им. 1000-летия принятия ислама (Казань), Московский высший духовный исламский колледж, Российский исламский университет (Казань), Московский исламский университет; Дагестанский исламский университет имени имама Шафии (Махачкала), Чиркейский институт имени Саида Афанди (Республика Дагестан), Духовно-гуманитарный институт имени Саидбега Даитова (Республика Дагестан, г. Хасавюрт); и средние: Набережно-Челнинский филиал РИУ, Буинское медресе, Альметьевское исламское медресе им. Ризатдина Фахретдина, нижнекамское медресе «Рисаля», Нурлатское медресе, а также медресе «Махинур», медресе «Медина» в Нижнем Новгороде. Здесь мы перечислили лишь некоторые медресе и университеты, имеющие лицензии для ведения образовательной деятельности, хотя статус этих учебных заведений по регистрационным материалам определить довольно сложно. «Многие мусульманские учебные заведения проходили юридическую регистрацию, но не смогли приступить к реальной работе. Например, были зарегистрированы высшее мусульманское учебное заведение при мечети “Рамазан”, Казанский исламский университет “Мухаммадия”, которые не приступили к работе. Медресе при мечети “Султан” Казани пыталось работать в течение ряда лет, но не смогло достичь заявленного уровня высшего учебного заведения, а действовало фактически в качестве курсов». Некоторые медресе не смогли пройти испытание временем: медресе «Нуретдин», «Аюб», «Йолдыз» (г. Набережные Челны), «Ишмухаммат» (г. Елабуга), колледж «Расуль-Акрам» (Москва) уже перестали существовать.

Религиозные учебные заведения появлялись хаотично, независимо друг от друга. Начали они учебный процесс без унифицированных программ обучения, учебных планов. Несмотря на то что эти учебные заведения открывались по инициативе духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки ни какого-либо научно-методического, ни координационного центра. В этих условиях религиозные учебные заведения превратились в некую закрытую, недоступную для общественного контроля сферу. Каждое учебное заведение действовало самостоятельно и практически в одиночку решало свои задачи и проблемы.

Сталкивались также c проблемой обеспечения достаточным контингентом обучающихся, то есть вопросами организации профориентационной работы. Надо отметить, что такая практика в сфере исламского религиозного образования была достаточно отработана — учащиеся мактабов ориентировались на продолжение образования в медресе. Но современные профессиональные учебные заведения, которые открывались после длительного перерыва, еще не могли принимать на обучение выпускников мактаба — они тоже только открывались. В религиозные учебные заведения принимали мусульман на основе базовых школьных знаний.

Профессиональное религиозное образование на этом этапе нацелено на подготовку широко образованных мусульманских священнослужителей — имам-хатыбов, имамов, преподавателей исламских дисциплин, а также на воспитание мусульманского мировоззрения.

Организаторам учебного процесса, не владеющим методикой и методологией образовательного процесса, которые способствовали бы внутренней организации и регулированию образовательного процесса, негде было повышать свой научно-методический уровень. Некоторые из них начали действовать с изучения истории и традиции исламского образования в России, существовавшего до 30-х годов ХХ века, но не были знакомы с требованиями стандартов современного российского профессионального образования и оставили их без внимания; или, наоборот, духовные управления к организации учебного процесса привлекали людей, знакомых со светской системой образования, — учителей, организаторов, но совершенно не представляющих суть религиозного образования. Образовательная программа подготовки священнослужителей разного уровня для религиозных общин, кроме общепрофессиональных и специальных дисциплин, включает еще и многое другое: изучение истории, экономики, информатики, языков, культуры и т. д. — все дисциплины, которые необходимы для общекультурной подготовки будущего служителя. Если на рубеже XVIII—XIX вв. модернизация религиозного образования подразумевала в основном ввод светских дисциплин, то сейчас, наоборот, в учебный процесс вводились традиционные религиозные дисциплины. Таким образом, восстановление профессионального исламского образования в России практически с нуля, кроме трудностей, имело и некоторые преимущества: «религиозное образование можно сразу организовать на современный лад, не переделывая закостенелые формы, что зачастую очень непросто. У нас же есть шанс сразу сделать образовательную мусульманскую систему суперсовременной, оптимальной». Каждое учебное заведение действовало по своему усмотрению: иногда копирование чуждых российским мусульманам зарубежных традиций чередовалось восстановлением программ мусульманского образования, существовавшего в России до революции. Но тогда, на рубеже XIX—XX веков, конфессиональные школы брали на себя и общеобразовательные функции, поэтому в программах дореволюционных медресе значительную часть составляют светские дисциплины, не связанные с шариатом. В настоящее время при наличии всеобщего обучения в школах не было необходимости абсолютного копирования этих программ.

Преподаватели по религиозным дисциплинам в основном предлагались различными международными мусульманскими организациями, которые оказывали учебным заведениям и финансовую помощь. За полным отсутствием подготовленных преподавателей религиозных дисциплин, не имея другой возможности обеспечивать себя педагогическими кадрами, учебные заведения вынуждены были довольствоваться преподавателями с низкой профессиональной подготовкой, не владеющими методикой преподавания, психологией воспитания и обучения, не имевшими представления о базовых знаниях обучающихся, совершенно незнакомыми с жизнью нашего общества, с религиозными традициями в нашей стране. (Необходимо сказать, что в разных учебных заведениях были также преподаватели высочайшего уровня — выходцы из разных мусульманских стран, многие российские мусульмане сегодня с большой теплотой вспоминают этих уважаемых людей.)

Вначале педагоги не были жестко ограничены учебными планами и программами. Учебные программы составлялись коллективом преподавателей и утверждались руководителем данного учебного заведения. Учебные планы иногда менялись — в процессе опыта работы выявлялись ошибки. Характерен бессистемный подход к выбору преподаваемых дисциплин: кроме традиционных для мусульманских учебных заведений религиозных дисциплин — Корана, таджвида, акиды, хадисоведения, ахляка, фикха, тафсира, жизнеописания пророка, исламского законодательства, — в учебных планах, программах, составленных до 2000 г., можно обнаружить самые неожиданные дисциплины. К примеру, учебный план казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия», учрежденного в 1991 г. Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, кроме перечисленных выше, предполагает преподавание таких дисциплин, как страноведение, мировые религии и религиозные течения, стилистика арабского языка, история литературы, арабская литература, история Татарстана, методика преподавания ислама, теория наследства, теория перевода, женщина в исламе, закон стихосложения и т. д.

Учебный план Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама, учрежденного в 1992 г. тем же Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, совсем иной. Кроме традиционных религиозных дисциплин, арабского языка, в учебную программу включены такие дисциплины, как религии и секты, литература и история Татарстана, основы информатики и вычислительной техники, основы государства и права, физкультура. Эти учебные планы говорят об отсутствии горизонтальной связи между учебными заведениями даже в рамках одного муфтията.

Воссозданное старейшее в России медресе «Мухаммадия», руководителем которого был Галимджан Галеев-Баруди, нам известно своей прогрессивностью. К началу ХХ века в результате успешной интеграции светского и мусульманского образования оно приблизилось к лучшим учебным заведениям европейского уровня. Вновь открывая казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» после длительного перерыва, изучались архивные документы и учебные программы этого медресе. Для этого учебного заведения наряду с интеграцией светских дисциплин, помогающих раскрытию религиозной тематики, характерным было не расширение направлений для подготовки кадров и включение в программу всех известных новых дисциплин, а сохранение направленности на глубокое богословское образование. Медресе отличалось строгой систематизацией дисциплин, хорошо разработанными программами. Нынешние организаторы и преподаватели медресе очень скоро пришли к выводу, что в настоящее время бездумное восстановление программ дореволюционного мусульманского образования возможно, но непродуктивно.

Особое место среди средних специальных профессиональных исламских учебных заведений заняло Нижегородское исламское медресе, учрежденное в 1994 г. Духовным управлением мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. На начальном этапе работы медресе решало задачу подготовки имамов для мечетей Нижегородской области. В учебных расписаниях 1994—1996 годов присутствуют только религиозные дисциплины: Коран, хадисы, акида, фикх, тафсир, усул-ат-дагъва, история пророков. Преподавателями в эти годы являлись гражданин из Турции с теологическим образованием и выпускник ташкентского института (Республика Узбекистан).

Начиная с 1996 г. медресе «Махинур» начинает работать по-новому, вводя в программу светские дисциплины. Разрабатывается новый учебный план совместно с проректором государственного педагогического университета (светский компонент). Расширяется количество преподаваемых дисциплин, преподаватели светских дисциплин приглашаются из нижегородских вузов. В 1999 г. совместно с ННГУ и ДУМНО разрабатывается программа исламских исследований, которая начинает реализовываться с одобрения председателя Совета муфтиев России, ректоров исламских университетов. Развивается плодотворное тесное сотрудничество государственного вуза и религиозного учебного заведения.

Медресе «Махинур» лицензировано департаментом образования Нижегородской области в 1999 году. Обучение здесь дневное, очное, продолжительность — 2 года 10 месяцев, на базе среднего (полного) общего образования, после итоговой аттестации выпускники получают диплом о среднем профессиональном образовании и квалификацию «преподаватель основ ислама». В измененном учебном плане медресе «Махинур» к 1999/2000 учебному году можно отметить тенденцию к систематизации преподаваемых дисциплин, которые сгруппированы вокруг трех блоков: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ОГСЭ), естественнонаучные дисциплины (ЕН), общепрофессиональные и специальные дисциплины (ОПиСД). В рамках ОГСЭ (1408 часов) предполагается преподавание 26 дисциплин, таких как: основы философии, основы экономики, основы социологии и политологии, основы права, история Отечества, мировая художественная литература, литература, русский язык и культура речи, английский язык, основы экологии, психология, педагогика, основы педагогического мастерства, коррекционная и специальная педагогика, основы религии, сира, история пророков, история халифата, синтаксис, морфология, чтение текстов, история мусульманских общин, религиозно-правовые направления в исламе, татарский язык и литература, делопроизводство и бухгалтерский учет, исламская культура и архитектура. В рамках ЕН (368 часов) — математика и информатика, основы здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и первая медицинская помощь, физическая культура. В рамках ОПиСД (1680 часов) предполагается преподавание 17 дисциплин: исламское воспитание, методика преподавания теологии, чтение Корана, толкование Корана, таджвид, исламское право, исламское мировоззрение, изречения Пророка, хадисоведение, арабский язык, корановедение, основы проповеди, диалоги, фонетика, каллиграфия, сравнительное религиоведение. Общее количество часов, отведенных на теоретическое обучение, рассчитанных на 2 года 10 месяцев (три курса), — 3456 часов учебного времени.

До открытия в 1999 г. Российского исламского университета в Казани выпускники медресе «Махинур» составляли основную часть студентов Московского высшего духовного исламского колледжа. Руководители и преподаватели колледжа всегда отмечали хорошую подготовку выпускников медресе. Но не были еще определены квалификационные характеристики выпускников религиозных учебных заведений. Несмотря на существование соглашения между Московским высшим духовным исламским колледжем и медресе «Махинур» о подготовке выпускников для продолжения обучения в колледже, еще не было налаженной связи между двумя учебными заведениями. Не было преемственности в программах и учебных планах с точки зрения содержания учебного материала, не было согласованных действий. В результате в преподавании религиозных дисциплин в учебных заведениях двух разных ступеней имели место не концентрическое углубление изучения материала, а повторы.

Все профессиональные учебные заведения — и медресе, и университеты — были озабочены распространением общих религиозных знаний об исламе в целом. Эти представления еще не выстроены в целостную систему. В условиях отсутствия своих богословов не выработаны теоретические основы деятельности учебных заведений. Не определен также четко спланированный круг дисциплин, помогающих раскрытию собственно религиозных проблем. Не соблюдены междисциплинарные переходы. Присутствующие в учебных планах светские дисциплины подобраны случайно, в зависимости от возможности найти преподавателя данной дисциплины. Несмотря на то что руководители религиозных учебных заведений придерживаются мнения о том, что все дисциплины должны быть взаимосвязаны и они должны взаимодополнять друг друга, на деле интеграция светских и религиозных дисциплин происходит стихийно, без учета логики связей между ними. Сказывается отсутствие единого стандарта для религиозных учебных заведений, отсутствие методических центров, отсутствие курсов повышения квалификации для организаторов учебного процесса.

Библиотеки религиозных учебных заведений комплектовались из фондов, сохранившихся в мечетях, в духовных управлениях, в частных библиотеках. Стихийно закупались учебники по светским дисциплинам — по педагогике, истории, татарскому языку, русскому языку. В преподавании арабского языка использовались самые разные учебники, выбор учебника зависел от руководителей учебного заведения, иногда от выбора преподавателя. Из этих учебников можно назвать: учебник арабского языка А.А. Ковалева, Г.Ш. Шарбатова, — учитывая острую потребность в учебнике, он был переиздан в 2000 г. издательской фирмой «Восточная литература» РАН; в некоторых учебных заведениях преподавали по учебнику в шести частях «Обучение арабскому языку для иностранцев», изданному в 1993 г. в Москве фирмой «Пресс-ЛТД» при поддержке Международной исламской организации спасения (Саудовская Аравия). В России распространены четыре части этого учебника. В 2002 г. появился учебник В.В. Лебедева «Учись читать Коран по-арабски» в трех частях, который завоевал огромную популярность в среде изучающих арабский язык; в 2005 г. появилось и второе, стереотипное издание этого учебника. В учебных заведениях Республики Татарстан в преподавании арабского языка пользовались также учебниками, напечатанными в России до революции, но не потерявшими свою актуальность: «Сарф», «Наху», «Шифахия» Ахмадхади Максуди. Использовались также мекканские издания: («Обучение арабскому») и мединские («Уроки арабского»). Переиздан учебник в двух частях «Аннах-уль вазых» («Ясная грамматика»), который был издан в 1965 г. в университете «Аль-Азхар» (Египет). Преподаватель медресе «Мухаммадия» А.С. Михеев вел уроки арабского языка по своему учебному пособию «Практическая грамматика арабского литературного языка». В настоящее время на первом курсе казанских средних специальных медресе преподают по учебнику «Аль-арабийя байна-я-дайка» («Арабский язык перед тобой») в трех частях, выпущенному в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в 2000 г. Данный учебно-методический комплекс включает: а) книгу для учащихся в трех частях; б) книгу для учителя в трех частях; в) иллюстрированный словарь; г) аудиоматериал в кассетах для всего курса. Разработан комплект группой авторов и под общей редакцией Мухаммада ибн Абдуррахмана Аль Аш-Шейх. На втором курсе медресе обучение ведется по книге Сунгатуллы Бикбулат «Мабда-уль-кыйраат» («Начало чтения»), переизданной в 2002 г. в Казани.

Преподавание религиозных дисциплин основывается на Коране и Сунне. На начальном этапе в профессиональных мусульманских учебных заведениях использовались также книги, изданные в разных странах, различных течений и толков, не являющихся традиционными для России. В основе учебного процесса лежало изучение ксерокопированных или размноженных другим путем трудов по исламскому вероучению, фикху, изданных в Турции, Сирии, Египте, в других странах. Изучались труды: «Нур-уль-изах», выпущенный в 1908 г. издательством Миллят (татарский и турецкий текст), авторы — Шурум Биляли, Абу Зайд Аш-Шибли. Перевод Абдуллы Айдин; а также книги Ахматхади Максуди «Гыйбадате исламия» в пяти частях, выпущенные в 1910—1913 гг. в Казани. В 2001 г. появилась книга Ш.Р. Аляутдинова «Путь к вере и совершенству», выпущенная в Москве фондом «Мир образования». Автор вел преподавание дисциплины фикх на третьем и четвертом курсах Московского высшего духовного исламского колледжа на основе данного издания.

В преподавании одной из основных дисциплин — акиды (исламское вероучение) опирались на пособие «Шарх-уль Акыйдатит-Тахавийя» (комментарий к вероучению Ат-Тахави). Автор — Ибн Абу Аль-Гыйз Аль-Ханафи. Книга переиздана в 1983 г. в Бейруте. Сам текст акиды Ат-Тахави по объему небольшой, но это «главный текст на все времена, перечисляющий то, что должен знать мусульманин, во что он верит и что должен постичь внутренне». В комментариях (шарх) в подтверждение высказываний приводятся аяты из Корана, хадисы, анализ хадисов, в результате шарх обширнее, чем текст (матн). Существуют разные переводы на русский язык и текста, и комментариев.

В 1999—2002 гг. благотворительный фонд «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» в Москве в рамках своей программы по изучению шариатских наук проделал огромную работу по выпуску большой серии переводных изданий «Шариатские науки». Перевод этих книг с арабского языка на русский осуществил кандидат философских наук Абдалла Нирша, переводы проверены научной комиссией фонда. Эти книги были одобрены Советом муфтиев России и изданы. Все книги распространены по исламским учебным заведениям в России бесплатно.

В преподавании дисциплины акида многие исламские профессиональные учебные заведения стали пользоваться выпущенным фондом «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» в 1999 г. пособием «Основы исламского вероучения» (Усус аль-акида) из этой серии.

В преподавании дисциплины сира (жизнеописание пророка Мухаммада) пользовались различными пособиями, в частности, можно назвать выпущенный в 1999 г. благотворительным фондом «Ибрахим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» в Москве издание «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует», автор д-р Абдаллах Аль-Хушани. В 2002 г. этот же фонд выпустил книгу «История пророка», автор — Сафи Ар-Рахман Аль Мубарак.

В том же 2002 г. в издательстве «Умма» выпущена книга «Жизнеописание пророка Мухаммада», автор — Ибн Хишам. Перевод осуществил преподаватель арабского языка Московского исламского колледжа и в дальнейшем исламского университета Н.А. Гайнуллин.

Отсутствие учебников по религиозным дисциплинам и сегодня является трудно решаемой проблемой. Краткий обзор книг и учебников, использовавшихся в преподавании религиозных дисциплин и арабского языка, показывает, что издание учебной литературы является одной из основных задач.

Вышеперечисленные проблемы и невозможность быстрого их решения привели к еще большим проблемам. Здесь прежде всего необходимо говорить о качестве обучения и количестве обучающихся. Религиозные учебные заведения по рейтингу не могли конкурировать со светскими профессиональными учебными заведениями. Несмотря на открытие мечетей и наличие мактабов при мечетях, желающих продолжить религиозное образование и получить профессиональное образование очень мало. Религиозные учебные заведения уже действовали, обучали молодых людей, но не гарантировали их права — например, получение диплома, предоставляющего возможность продолжить свое образование или выбирать место работы. Дипломы, выдаваемые религиозными учебными заведениями, и в настоящее время имеют хождение только внутри религиозных организаций. Внутри религиозных организаций вопросы трудоустройства выпускников не решены: они востребованы, но община не может обеспечить оплату труда имамов и преподавателей.

Профессиональные религиозные учебные заведения разными путями пытались решить проблему недобора абитуриентов. Некоторые учебные заведения открывали свои воскресные школы, подготовительные группы или пытались привязывать мактабы к конкретному учебному заведению. Но в условиях отсутствия единого координационного центра, хорошо спланированных программ эти действия не увенчались успехом. Некоторые медресе в Казани начали сотрудничать с профессиональными училищами, действующими на территории Татарстана. К примеру, выпускники Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама наряду с дипломом и квалификацией «имам-хатыб и преподаватель арабского языка» получают диплом государственного образца и квалификацию «пчеловод 3—4 разряда».

С 2002 г. медресе сотрудничает со специальным профессиональным училищем № 86, расположенным в селе Тенки Камско-Устинского района РТ. Училище предоставляет программы, возможность проводить практические занятия, обеспечивает учебниками. Как говорят преподаватели, пчеловод — универсальный специалист, он и зоотехник, и агроном, и механизатор, и технолог, и натуралист, и эколог, и мастеровой, и даже ветеринарный врач — такому имаму в селе цены не будет. В медресе практикуют также подготовку водителей. С 2003 г. обучающимся выдают право вождения автомобилем. А в среднем специальном медресе имени Ризатдина Фахретдина г. Альметьевска наряду со специальностью «имам-хатыб» шакирды получают дополнительную специальность электрика. Такие меры способствуют привлечению абитуриентов. Для поступления в эти медресе абитуриенты приезжают в основном из деревень, таким образом, медресе обеспечивает деревню имамом, который имеет дополнительную специальность. «Имамы должны уметь вести хозяйство», — констатируют руководители учебного заведения. Здесь сильно развиты занятия физкультурой, шакирды занимают призовые места на соревнованиях по волейболу, футболу, шахматам. Это единственное религиозное учебное заведение, где преподавание, кроме арабского, ведется на татарском языке. Дисциплина в медресе очень строгая, все шакирды носят форму (специально сшитый строгий пиджак со стоячим воротником, тюбетейка), каждый должен самосовершенствоваться — развиваться физически и духовно: заниматься спортом и много читать, не затрачивая свое время на пустое времяпрепровождение. Обучение — четыре года, после окончания медресе самых способных выпускников направляют на языковую стажировку в Египет — в университете «Аль-Азхар» ежегодно выделяется 10 мест. Выпускники медресе имени 1000-летия принятия ислама, как правило, трудоустраиваются в своих родных селениях, откуда их направили на обучение члены общины, или же недалеко от родного дома — в населенных пунктах по соседству. Выпускники работают имамами и преподавателями основ ислама в Ульяновской, Челябинской областях, Татарстане, Башкортостане, Самаре и т. д. Выпускники медресе «Мухаммадия», как правило, работают имамами в мечетях Казани, многие трудоустраиваются в мечетях городов России (Москва, Оренбург, Ульяновск, Киров, Пермь и т. д.), они же ведут и просветительскую, преподавательскую, воспитательную работу в социальных учреждениях, некоторые выпускники работают в архивных управлениях, изучают метрические либо другие документы, написанные на арабском языке.

Средние специальные профессиональные учебные заведения Казани — медресе «Мухаммадия», медресе имени 1000-летия принятия ислама, Казанский исламский колледж — развиваются, конкурируя между собой. Конкурентами для всех российских религиозных учебных заведений являются еще и зарубежные религиозные учебные заведения. Отправка в середине 80-х годов шакирдов в исламские страны для получения религиозного образования была вызвана отсутствием таких учебных заведений и соответствующих преподавательских кадров в стране. Несмотря на то что постепенно открывались профессиональные учебные заведения в разных городах по всей территории России, продолжался и до сих пор продолжается выезд на учебу в разные исламские страны через различные каналы — по направлениям ДУМ, религиозных организаций, а также в индивидуальном порядке. Этот процесс можно остановить только улучшением качества профессиональной подготовки, преподавания религиозных дисциплин, арабского языка. Религиозное обучение за рубежом может иметь место только как продолжение полученного в рамках традиционного для нашей страны ислама, а также как языковая стажировка.

Большое количество кавказцев — дагестанцев, ингушей, чеченцев, аварцев, молодых людей других национальностей — выезжают в различные исламские образовательные учреждения стран Ближнего и Среднего Востока. По разным оценкам, количество выехавших только из Дагестана на учебу в различные исламские страны составляет 1000—1500 человек5. Многие выезжают на обучение за рубеж в индивидуальном порядке, поэтому эти данные далеки от истины.

На Северном Кавказе действуют многочисленные исламские учебные заведения различных ступеней — краткосрочные курсы, мактабы, медресе, вузы. Профессиональные учебные заведения, учрежденные в различных республиках, могут согласовывать свои учебные планы и программы с экспертными советами, действующими при республиканских религиозных организациях, поэтому многие из этих учебных заведений имеют государственную лицензию, выданную республиканскими министерствами или областными департаментами образования.

В 1990-е гг. исламские институты были открыты в Нальчике (Кабардино-Балкария), Грозном (Чечня), станице Орджоникидзевской (Ингушетия) и Черкесске (Карачаево-Черкесия). В начале 90-х гг. крупнейшим в России исламским вузом был Государственный исламский институт в Грозном, в котором обучались 420 студентов. Обучение велось на двух факультетах — арабского языка и шариатского права. В институте работали преподаватели из Иордании, Сирии, Судана, других арабских стран. В годы войны его деятельность была прервана. Но в настоящее время идет подготовка к воссозданию этого высшего мусульманского профессионального учебного заведения. Необходимо отметить, что университет начнет свою работу не на пустом месте: ныне существует Исламское государственное медресе Урус-Мартановского района, которое было образовано в 1997 г. на первом этаже старой мечети Урус-Мартана как подготовительное отделение Грозненского исламского государственного университета. Здесь преподаются религиозные дисциплины, арабский и английский языки. Общеобразовательные дисциплины отсутствуют в учебной программе, полагаясь на то, что эти дисциплины преподаются в светской школе. Целью медресе является воспитание исламского мировоззрения. В Исламском государственном медресе Ачхой-Мартановского района (а именно так с прошлого года именуется эта духовная школа) сегодня 80 человек. Кроме классических для исламского учебного заведения предметов обучения, в нем получают основательную подготовку по русскому и английскому языкам, информатике.

Большое количество религиозных учебных заведений в Республике Дагестан — по сведениям на декабрь 2002 г., действуют 16 исламских вузов (не включая филиалов), 131 медресе, 327 мактабов. Подготовка кадров мусульманского духовенства осуществляется в средних специальных медресе, где обучаются 5700 человек, и в высших учебных заведениях, где обучаются 2900 человек. В 49 филиалах этих вузов обучение проходят 2830 человек. По количеству исламских учебных заведений и количеству обучающихся в них студентов и учащихся Дагестан занимает первое место не только на территории Российской Федерации, но и Содружества Независимых Государств. Здесь нет проблемы недобора абитуриентов, наоборот, представители интеллигенции поднимают тревогу по поводу нарушения Закона об образовании, когда многие родители чуть ли не с начальной школы отдают своих детей в религиозные образовательные учреждения. Многие дети бросают учебу в общеобразовательной школе, и большинство из них идут учиться в исламские учебные заведения. Есть еще одна проблема в области организации религиозного образования на Кавказе, которая беспокоит интеллигенцию, некоторых родителей, — возрастание влияния религиозных организаций в деятельности государственных школ, а также вмешательство в дела государственных органов, игнорируя принцип свободы совести, законов о религиозных культах.

В исламских учебных заведениях Северного Кавказа нет единой программы обучения, учебных планов, ни в одном не преподаются светские дисциплины. Из-за отсутствия продуманной системы обучения, подготовленных кадров преподавательского состава недостаточно изучаются история ислама, основы исламской философии, современная проблематика. Отсутствие в преподавании светских дисциплин руководители учебных заведений объясняют отсутствием средств для оплаты преподавателей. Существуют эти учебные заведения на добровольные пожертвования граждан, спонсорскую поддержку. Иногда, очень редко, на строительство или ремонт зданий может случиться разовая финансовая поддержка местных властей.

В преподавании используются устаревшие дореволюционные учебники местных авторов, изданные в типолитографии М. Мавраева в Темир-Хан-Шуре (областной центр Дагестана в прошлом, ныне г. Буйнакск). В университетах «изучают труды и письма Абд ар-Рахмана Согратлинского, Сайфуллы-кади Башларова и Хасана Кахибского по практике и этике суфизма, редко — местные сборники фетв, чаще всего его простые, на уровне мактаба пособия… изучают и современных авторов, преимущественно местных суфиев, например Саида Чиркеевского».

Наиболее сильными вузами, готовившими кадров для духовных управлений, по мнению муфтия Дагестана, считается Исламский университет им. Сайфуллы Кади в Буйнакске и Кизилюртовский исламский институт. В Буйнакском исламском университете имени Сайфуллы Кади обучаются 830 человек, в семи филиалах этого же университета — 600 человек. В Махачкалинском женском филиале университета, учрежденном при обществе «Муслимат», в первый год после открытия обучались 50 человек. Обучение в филиале ведется по программе университета: изучаются Коран, таджвид, арабский язык, фикх, хадисы, сира, акида, тафсир, суфизм. Первый выпуск филиала состоялся в 2005 г., 10 выпускниц получили дипломы о высшем религиозном образовании и квалификацию «преподаватель основ ислама». В рамках дополнительного образования при этом филиале функционирует Школа духовной красоты, где могут обучаться учащиеся медресе, студентки исламского университета, женщины любого возраста, если они желают получить какие-либо новые для себя знания и навыки. В программе, рассчитанной на один год обучения, следующие дисциплины: Коран, основы ислама, арабский язык, этика поведения, этика семейной жизни, секреты красоты и здоровья, домоводство, секреты кулинарии, стиль в одежде, культура речи. Основное внимание уделяется всесторонней подготовке девушек к будущей семейной жизни: здесь учат не только готовить, шить, воспитывать детей, но и красиво сервировать стол, искусно оформлять интерьер своего жилища; умению ухаживать за собой, зная секреты красоты; умению поддерживать и вести беседу, а также со вкусом одеваться (в рамках дозволенного исламом). Здесь учат всему тому, что может пригодиться в жизни: азам медицины, чтобы воспитанницы умели заботиться о своем здоровье и здоровье семьи, правилам этикета и поведения в обществе.

Одной из форм религиозного образования в Дагестане является обучение основам накшбандийского, кадирийского, шазилийского тарикатов. Этим в основном занимаются как 16 шейхов тарикатских общин, так и активисты этих общин. Шейхи должны обладать глубокими религиозно-философскими знаниями, которые они призваны распространять среди учеников. Но сегодня авторитет шейха зависит в основном от количества приобщенных к мистическому знанию мюридов (учеников, последователей). «Сегодня на Северном Кавказе тарикатизм не ассоциируется с систематическим глубоким мистическим знанием. Как источник исламской мысли он находится в упадке. Отсутствуют и соответствующие глубокие философские работы на этот счет». Не изучаются и сохранившиеся суфийские трактаты, ознакомление с которыми требует много времени и хорошего владения арабским языком. Недостаток глубоких знаний компенсируется сохранением обрядовой стороны, ритуалов. таких как зикр, например. В течение суток мюриды должны многократно произносить определенные слова и читать суры из Корана, брать на себя дополнительные религиозные обязанности. Мюриды интенсивно занимаются изучением основ мистического пути, выполняют задания, которые они получают от своего шейха. Считается, что от шейха к его преемникам передается благодать.

Один из первых религиозных вузов на Северном Кавказе — Дагестанский исламский университет имени имама Шафии — открыт в 1991 г. на базе медресе. Ректором университета является Муртузали Карачаев, шейх накшбандийского тариката. По окончании университета выпускникам выдается диплом по специальности «служитель мусульманского культа». Выпускники работают преподавателями медресе, имамами и их помощниками в различных мечетях, некоторые продолжают свое обучение в исламских вузах за рубежом. В университете 15 преподавателей. В первые годы существования университета преподавали иностранцы — три гражданина Сирии, теперь уже преподавателями являются выпускники данного вуза, некоторые — выпускники медресе в Бухаре. Обучение в вузе семилетнее, бесплатное. Желающие поступить проходят собеседование и могут поступить на двухгодичные подготовительные курсы в медресе, по окончании которых они поступают на первый курс университета. Действуют два факультета: арабского языка и исламского права. Учебная программа разработана советом алимов и утверждена ректором вуза. В университете изучаются следующие дисциплины: Коран, таджвид, арабский язык, фикх, хадисы, сира, акида, тафсир, суфизм и др. Студенты обучаются традиционному суннитскому исламу, на старших курсах их обучают также критике ваххабизма и других экстремистских течений. Отсутствие преподавания светских дисциплин ректор объясняет отсутствием средств для оплаты труда преподавателям. Библиотечный фонд небольшой — всего несколько сотен книг. В преподавании используются в основном устаревшие книги, изданные в XIX — начале XX вв., из современных используется только шеститомный учебник арабского языка, изданный в Москве при финансовой поддержке Международной исламской организации спасения (Саудовская Аравия), суфизм изучается по книгам шейхов Ильяса Цудахарского, Абд ар-Рахмана Согратлинского, Джамалуддина Казикумухского. В этой связи представляет определенный интерес брошюра «Мюридны китабы» («Книга мюрида»), написанная шейхом Муртазали Карачаевым. В ней приводятся задания, которые должен выучить и соблюдать мюрид. В течение суток мюрид должен произносить: «Аллах» (языком) 5000 раз, «Аллах» (сердцем) 5000 раз, читать Салават 1000 раз, один джуз (1/30 часть) Корана и т. д.

Вуз лицензирован в Министерстве образования РФ в 1994 и 2001 гг., имеет собственное здание, переданное ему решением правительства РД. Есть общежитие, где организовано трехразовое питание. По национальному составу студенты представляют все основные народы Дагестана.

Процесс становления системы религиозного образования на Северном Кавказе идет трудно. Причин много: утрачены традиции, отсутствуют грамотные кадры. По мнению некоторых выпускников этих вузов, вся проблема в том, что пытаются возродить традиционную систему религиозного образования, которая устарела уже к началу прошлого века. На Северном Кавказе новометодные школы не получили широкого распространения, причем возникшие здесь в начале ХХ в. «школы нового типа», согласно свидетельству официальных властей, по существу «мало чем отличались от мечетских». По мнению исследователя А.А. Ярлыкапова, причин слабого распространения джадидизма на Северном Кавказе много: это может быть и противодействие царских властей, и неразвитость капиталистических отношений в среде северокавказских мусульман, а также их связей с мусульманами Крыма и Поволжья. «Этот вопрос заслуживает отдельного исследования. В ХХ столетие Северный Кавказ вступил с устаревающей системой исламского образования, не отвечающей новым условиям и не подвергнувшейся серьезному реформированию».

В настоящее время проблема усугубляется еще и тем, что из-за угрозы ваххабизма всякие связи с зарубежными исламскими учебными заведениями вызывают подозрение, к образовательному процессу не допускаются даже недавно уехавшие на обучение свои соотечественники — теперь уже выпускники различных зарубежных вузов. Такая консервация не позволяет наладить обучение на современном уровне. Качество образования остается главной проблемой исламских учебных заведений на Северном Кавказе.

Начальный этап развития прерванного на многие годы профессионального исламского образования в России рассмотрим на примере более подробного анализа деятельности Московского высшего духовного исламского колледжа (МВДИК). Колледж был создан в 1994 г. при Духовном управлении мусульман европейской части России (ДУМЕР) и начал действовать на основании устава, утвержденного ДУМЕР и руководствуясь в своей деятельности предписаниями Священного Корана и сунны Пророка. Московский высший духовный исламский колледж зарегистрирован Министерством юстиции РФ, имеет лицензию Министерства образования на ведение образовательной деятельности по направлению «Религиозное образование».

Целью образовательной деятельности колледжа является подготовка высокообразованных мусульманских священнослужителей — имам-хатыбов, имамов, а также преподавателей исламских дисциплин.

Что означает широкая образованность и грамотность священнослужителей, в чем заключается их профессионализм, по каким программам, каким направлениям и в какой степени нужно подготавливать духовенство? Каково соотношение в преподавании светских и специальных дисциплин? Эти и много других вопросов предстояло решать организаторам, руководству и преподавателям колледжа. Чтобы ответить на множество вопросов, организаторы и преподаватели обращались к трудам известных мусульманских ученых-богословов и татарских ученых-просветителей: Шигабутдина Марджани, Ризатдина Фахретдина, Галимджана Баруди.

Программы по учебным дисциплинам составлялись каждым преподавателем самостоятельно. Естественно, существовали определенные требования, оказывалась методическая помощь, но у каждого преподавателя было достаточно свободы для самостоятельного творческого проявления своего таланта и возможностей, а также видения решения поставленных задач. Поэтому и в качественном отношении эти программы были разными.

Постепенно разрабатывались учебные планы и совершенствовались образовательные программы преподавания дисциплин. Учебный план колледжа с самого начала включал и специальные, и общие гуманитарные, и языковые дисциплины:

  • общие гуманитарные дисциплины: история Древнего Востока; история средних веков; история тюркских народов; история мусульманских народов; философия; философия ислама; педагогика; основы права и государства; религия и политика; политология;

  • специальные дисциплины: Коран; таджвид; основы веры; фикх; хадисоведение; основы тафсира; тафсир; жизнь посланника Аллаха; история ислама; религиозные течения ислама; акида; хутба-гомилетика; сравнительный фикх; теория фикха;

  • языковые дисциплины: арабский язык; английский язык; татарский язык; история татарского языка; турецкий язык.

Каждый год программы корректировались, улучшались, вносились поправки, основываясь на опыт работы. И через четыре года, после первого выпуска, учебный план колледжа и программы преподавания дисциплин были утверждены на Совете колледжа и далее учредителем — Духовным управлением мусульман европейской части России.

На начальном этапе к преподаванию религиозных дисциплин привлекались преподаватели из теологического факультета университета Мармара (Турция), каирского университета «Аль-Азхар» (Египет), преподаватель из Сирии, а также имамы соборной мечети. Отбирались учебники на арабском, татарском и русском языках. Учебники и учебные пособия по светским предметам и языкам были представлены в основном теми, что используются в светских учебных заведениях. Светские дисциплины вели преподаватели из Института стран Азии и Африки при МГУ, Университета дружбы народов, Московского педагогического государственного университета, Института востоковедения, Военного университета. Вскоре к преподаванию специальных дисциплин приступили выпускники колледжа.

Необходимо отметить, что в колледже совершенно не разграничивались процессы воспитания и обучения. Воспитательная работа, сформированная в колледже, была целостно связана с обучением будущих священнослужителей, преподавателей исламских дисциплин. В первую очередь обращалось внимание на изучение и раскрытие морально-этических ценностей в исламе, на формирование у обучающихся нравственных качеств. В целом можно выделить такие качества, как порядочность, честность, справедливость, уважение к старшим по возрасту, уважение к людям другой национальности и веры, скромность, сдержанность, бережливость, умение держать слово, ответственность и др. В целях регулирования жизнедеятельности в колледже были составлены единые для всех, в том числе для педагогов, специальные правила режима, дисциплины, норм жизни. К примеру, студентам запрещалось курить, играть в азартные игры. Все студенты обязаны совершать пятикратную молитву, поститься в месяц рамадан.

Формы организации уроков в зависимости от специфики предмета были различными: проводились лекции, семинарские и практические занятия, консультации, курсовая работа. Особое внимание уделялось самоподготовке студентов. Рабочая неделя состояла из шести дней, по шесть академических часов каждый день. Учебный год делился на два семестра. По окончании летнего семестра студенты на один месяц отправлялись на практику в мечети. Кроме того, каждый студент организовывал при мечетях летние курсы для детей и взрослых — обучал арабскому языку и основам ислама.

Летом 1998 г. состоялся первый выпуск студентов. В число выпускных экзаменов входили Коран, хадисы, фикх, арабский язык. Колледж осуществил восемь выпусков, выпускники получили назначения в мечети Москвы, Ярославля, Вологды, Твери, Перьми, Костромы, Нижнего Новгорода, Нижегородской, Московской, Пензенской областей, Удмуртии, Украины. Эти религиозные кадры ведут повышенный объем работы: кроме должности имама-хатыба в мечети, они занимаются распространением религиозной культуры, ведут просветительскую работу — решают проблему религиозного обучения детей и молодежи, дают знания по религии нескольким поколениям людей старшего возраста, лишенных возможности обучаться религии в детстве.

В 2005 г. на базе колледжа создан Московский исламский институт — духовное образовательное учреждение, целью которого является профессиональная подготовка широко образованных, грамотных священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки. Учредителем МИИ является Духовное управление мусульман европейской части России. Основные задачи исламского института заключаются в удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего духовного образования и повышения квалификации в избранной области профессиональной деятельности; а также в удовлетворении потребностей учредителя в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным религиозным образованием. В задачи МИИ входят также организация и проведение научных исследований в области богословия, издательская деятельность, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей исламских учебных заведений. Институт имеет в своем составе отделения послевузовского исламского образования, среднего специального образования и подготовительное.

Московский исламский институт работает в системе Московского исламского университета, который был создан на основании решения его учредителя — Духовного управления мусульман европейской части России в 1999 г. Университет зарегистрирован в качестве негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, может реализовать образовательные программы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, вести фундаментальные и прикладные научные исследования.

С 1999 до середины 2005 г. Московский исламский университет вел работу по подготовке материально-технической базы. За этот период была проведена огромная работа по формированию и разработке образовательных программ, новых учебных планов, по разработке образовательной концепции университета, нового устава, правил приема, правил внутреннего распорядка для студентов и преподавателей. В результате этой работы Московский исламский университет прошел процедуру лицензирования по подготовке бакалавров направления «Теология», создан теологический факультет. Разработаны и представлены на утверждение учебные планы по специальности, магистратуре.

Теперь в одной системе работают Московский исламский университет, который зарегистрирован как негосударственное образовательное учреждение; и Мусульманская религиозная организация — духовное образовательное учреждение Московский исламский институт. Религиозные учебные заведения по действующему законодательству регистрируются в качестве религиозных организаций, а не образовательных учреждений, возникающие при этом трудности государственной аккредитации этого содержания образования в настоящее время являются одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в рамках государственно-религиозных отношений. При условии скорейшего решения вопроса о государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования религиозное образование будет включено в единую систему образования России. Минобрнауки совместно с религиозными организациями будет разрабатывать перечень тех специальностей, по которым будут стандарты.

Государственная аккредитация предполагает контроль со стороны государственных образовательных учреждений, однако, на наш взгляд, это не может рассматриваться в негативном плане — такого рода контроль, наоборот, будет способствовать более эффективной работе в исламских религиозных учебных заведениях. Профессиональные духовные учебные заведения должны готовить полноценных современных специалистов, но в настоящее время выдаваемые исламскими религиозными учебными заведениями дипломы имеют хождение только внутри исламских организаций. Эта проблема в религиозном профессиональном образовании остается самой острой.

В настоящее время два вуза — Московский исламский университет и Российский исламский университет (Казань) — ведут образовательный процесс по государственным стандартам по направлению «Теология». Интеграция светских и религиозных дисциплин в этих двух вузах происходит по-разному, каждый вуз выбрал свой путь развития. В МИУ переход на государственный образовательный стандарт был принят как решение возникающих в процессе обучения проблем. Как показывает опыт работы, интеграция светских и религиозных дисциплин идет успешно.

Еще одно профессиональное исламское религиозное учебное заведение — Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова — ведет работу по подготовке материально-технической, учебно-методической базы. В настоящий момент основное внимание руководителей и сотрудников института направлено на разработку и издание учебников и учебных пособий. Из выпущенных издательским домом «Медина» на базе Духовного управления мусульман Нижегородской области учебных изданий прежде всего назовем серию книг «Ханафитский фикх в новом обличье» современного арабского богослова Абдель-Хамида Махмуда Тахмаза, где изложены основные юридические нормы ханафитской школы. В состав редакционного совета по выпуску этой книги вошли руководители и преподаватели Нижегородского исламского института Д.В. Мухетдинов, А.М. Муслимов, А.А. Абдуллин. Перевод с арабского на русский язык осуществил кандидат философских наук А. Нирша. Издано три тома этого труда, посвященных соответственно правилам омовения (китаб ат-тахара), молитвы (китаб ас-салят), поста, закята и паломничества (китаб ас-саум, китаб аз-закят и китаб аль-хадж в одной книге). Эти издания уже разошлись по регионам России. По сведениям из выступления редактора изданий Д.В. Мухетдинова на конференции в Казани «Инновации в системе исламского религиозного образования в России» 14 ноября 2006 г., подготовлены к печати четвертый и пятый тома из этой серии ханафитского фикха.

Сегодня есть необходимость переиздать эти тома в несколько сокращенной форме в виде учебника, соблюдая все требования к учебнику в плане методического оформления и структуры учебника, который должен включать не только теоретико-познавательный материал, но и правила применения знаний, способы усвоения и самостоятельного поиска знаний. Учебник должен соответствовать программе содержанием, количеством часов, очень важны внетекстовые компоненты для организации усвоения материала — вопросов, заданий, литературы для дополнительного изучения. Все высшие профессиональные исламские учебные заведения ждут выхода такого учебника. В изданной книге приведены только вопросы и задания. Необходимо отметить обширный глоссарий арабских терминов, список имен, краткие биографические данные сподвижников пророка, передатчиков хадисов, крупнейших ученых-богословов. В МИУ преподавание дисциплины культ конфессии (фикх) в настоящее время опирается на изданный вариант серии книг.

Этот же издательский дом выпустил «Хронологию исламской истории», которая тоже востребована в исламских учебных заведениях как пособие по изучению дисциплины история ислама. Готовятся к печати комментарии к тексту Корана — тафсир, планируется издать книгу проповедей в русле традиционного ханафитского мазхаба, которые выйдут под совместным грифом Совета муфтиев России и Совета улемов России и будут предложены в качестве учебных пособий по дисциплинам тафсир и хутба-гомилетика.

В настоящее время профессиональная подготовка специалистов по направлению «Исламская теология» осуществляется только в религиозных учебных заведениях. Ни в одном государственном вузе не реализуется образовательная программа по направлению «Теология» с исламским блоком дисциплин. Необходима активная работа Совета по исламскому образованию, духовных управлений в данном направлении. Государство должно финансировать и религиозные учебные заведения, чтобы качество образования было высоким. Качество надо повышать за счет методической помощи и повышения заработной платы преподавателям. Преподаватели религиозных учебных заведений лишены социальной защиты, не имеют никаких льгот, гарантий, не налажена система повышения квалификации преподавателей. Повышение социального статуса и профессионализма преподавателей, поддержка их со стороны государства и общественности в настоящее время должно быть одной из основных задач в области религиозного образования. В сложном положении оказываются и выпускники религиозных учебных заведений: они не могут целиком посвящать себя религиозной деятельности имама мечети и жить за счет такой работы. Наши выпускники прежде всего должны заниматься организационными вопросами, создавать религиозные общины (махалля), организовать процесс обучения религиозным предметам, вести документацию, даже строить мечети и т. д. Попутно найти средства на все вышеперечисленное и каким-то образом содержать себя, семью, жить где-то.

Очень важным шагом в развитии исламского образования как в Москве, так и в целом по России стало создание в 2005 г. Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Московский исламский университет в составе этого Совета принимает самое активное участие во всех направлениях работы. Чтобы выстроить целостную систему обучения мусульман основам ислама и подготовки специалистов среднего и высшего религиозного персонала, Совет по исламскому образованию утвердил для каждой ступени соответствующий стандарт. Все учебные заведения будут работать по этому единому стандарту. Учебные заведения могут воспользоваться примерными программами и учебными планами, подготовленными Советом по исламскому образованию, или разработать свои программы в соответствии со стандартами.

Утверждена также схема построения всей системы современного исламского образования в России, которая включает в себя начальное религиозное образование, общее среднее религиозное образование, ступень среднего профессионального образования и три направления высшего образования: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Между этими ступенями налаживается тесная связь. Таким образом, постепенно решается еще одна проблема: обеспечение преемственности между различными уровнями исламского образования и непрерывности учебного и воспитательного процессов, дающие возможность отладить деятельность отдельных звеньев системы и наладить профориентационную пропедевтическую работу.

В настоящее время с целью создания единой сети разрозненных ныне учебных заведений идет активная работа с регионами. Ведется работа по унификации и улучшению учебных планов, программ, изданию методических пособий и учебников по разработанным программам. Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников. Проводятся семинары и курсы повышения квалификации для руководителей и преподавателей исламских учебных заведений. Участники двухнедельных семинаров слушают лекции, организуются для них открытые уроки, семинарские занятия, по окончании таких курсов повышения квалификации выдается сертификат на право преподавания основ ислама в начальной мусульманской школе. Все это будет способствовать достижению нового, современного качества начального, среднего и профессионального религиозного образования, позволит поднять уровень исламского религиозного образования и просвещения в России.

Эти достижения и перспективы внушают оптимизм, но остаются самые трудные для решения проблемы — финансовые, материально-технические и проблемы с кадровым обеспечением. Для решения этих задач требуются огромные усилия, и в первую очередь содействие государства. В обществе высока потребность в деятельности мусульманских учебных заведений, поэтому профессиональная подготовка специалистов, отвечающих в том числе и запросам государства, требует поддержки и помощи государства в той мере, которая возможна в рамках законодательства РФ.

Выстраивание системы мусульманского образования, определение статуса учебного заведения, особенно позиционирование, идет нелегко. Профессиональные исламские учебные заведения уже имеют десятилетний опыт работы, и унифицирование программ и учебных планов порождают некоторые сомнения и споры.

Краткий анализ современного состояния профессионального исламского религиозного образования позволяет сделать некоторые выводы:

1. Исламские учебные заведения прошли через начальный этап развития, сейчас уже можно говорить о новом этапе в работе профессионального исламского образования России — об усовершенствовании. Происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились и цели профессионального мусульманского образования.

2. В настоящее время в России существуют все звенья религиозного обучения — вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе. Но по-прежнему на первое место выдвигается профессиональная подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской религиозной науки, которые должны стать кадровой основой для последующего эффективного распространения религиозной культурной традиции и создания фундаментальной научной базы для возрождения исламских наук в России.

3. В связи с необходимостью достижения нового, современного качества образования в сфере профессионального мусульманского образования возникла необходимость расширения и интенсификации образовательного процесса. Необходимы новые организационные структурные модели, новые технологии обучения. Современный университет должен формировать у выпускников высокий уровень профессиональных знаний, обеспечивать степень пригодности выпускника к эффективной работе, удовлетворять запросы общества в отношении кадров и формировать в обществе новые взгляды на качество образования, пропагандируя необходимость сохранения культурных и духовных традиций в обществе.

Г.Ю. Хабибуллина,
проректор по учебной работе
Московского исламского университета
(Москва)

 Статья опубликована в №7 (2007 г.) альманаха «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспект.»

26.02.2008

Ссылки по теме:

Исламское образование в Москве и Московской области

Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного

Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе

Комментарий недели: высшее исламское образование будет признаваться государством

Абдулбари Муслимов: Современному имаму необходимо высшее светское образование

Направления образования современных российских имамов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/1741/">ISLAMRF.RU: Состояние современного профессионального исламского религиозного образования в России</a>