Владимир Путин: «Наше государство было, есть и, надеюсь, останется светским государством»
14.03.2012 13:03Я хочу поблагодарить прежде всего патриарха Кирилла за инициативу организации подобной встречи. Мы со многими из вас знакомы много лет, поддерживаем регулярные контакты. Страна наша, переживая непростые процессы с момента развала Советского Союза, не могла (и страна, и каждый конкретный человек) опираться морально ни на что другое, кроме как на религиозные ценности. И церковные организации, представляющие традиционные конфессии, да и все другие религиозные организации сыграли очень большую положительную роль в возрождении нашей страны, и, что самое главное, в том, что люди наши, граждане Российской Федерации, приобрели какуюто моральную, нравственную основу, почву под ногами, что чрезвычайно важно для стабильности общества, для будущего государства и для каждого конкретного человека.
Вы знаете, что государство в последние годы старалось делать все для того, чтобы помочь религиозным организациям восстановить свои возможности общения с людьми, возвратить долги, которые накопились за многиемногие годы советской власти. Я сейчас даже не берусь назвать количество тех зданий и сооружений, которые были переданы государством религиозным организациям. Конечно, наибольшее количество было передано Русской православной церкви, но должен сказать, что и в советские времена наибольшее количество этих зданий и сооружений было изъято именно у РПЦ. Но и другие конфессии не могут пожаловаться на то, что государство както обошло их стороной. Например, столько мечетей мусульмане, мне кажется, вообще никогда за всю историю России не получали, то есть счет идет на сотни, тысячи уже.
В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание и считаю, что важно было бы обсудить несколько моментов. Первый из них заключается в том, что, безусловно, наше государство было, есть и, надеюсь, останется (во всяком случае в этом состоит моя точка зрения) светским государством. Государство и церковь разделены, а точнее сказать, всегда звучало и продолжает звучать так: церковь отделена от государства. В прежние десятилетия светскость понималась таким образом, что церковь и традиционные конфессии фактически ущемлялись в правах. Вот такого примитивизма сегодня нам ни в коем случае допустить нельзя. Если мы говорим об отделении церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости. Между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — режим партнерства, взаимной помощи и поддержки.
Совершенно очевидно, что тот эрзац, который был когдато предложен обществу в советские времена в качестве кодекса строителей коммунизма, — это примитивное изложение тех моральных ценностей, которые изложены в традиционных мировых религиях. Но нам этого, конечно, недостаточно. Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства. Я знаю, что религиозные организации к этому готовы и хотят такой работы с государством.
В этой связи я хотел бы обратить внимание и на некоторые конкретные вещи. Первое, о чем мы все с вами говорим и говорим много, и много всетаки в последнее время делаем, может быть, недостаточно, но тем не менее тренд совершенно очевидный, — это проблема, связанная с демографией. Невозможно решать демографические проблемы без поддержки семьи. Это традиционное направление деятельности религиозных организаций — поддержка семьи. Нам вместе предстоит сделать немало, и я намерен настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями по этому направлению.
Второе направление — образование, воспитание и просвещение. Здесь еще сохраняется целый ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельность, деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере. Вы знаете, что у нас прошла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики». Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства, я это прекрасно понимаю, и Министерству образования будет сформулировано соответствующее поручение: оказать всю необходимую помощь и поддержку религиозным организациям на этом направлении работ. В свою очередь и самому Минобразования следует сделать ряд встречных шагов, прежде всего обеспечить подготовку профильных специалистов.
В этой связи есть ряд конкретных идей и предложений. Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос: уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации.
Следует обратить внимание на дошкольное воспитание. Стремление религиозных объединений открывать новые детские сады, оказывать просветительскую помощь и поддержку уже существующим учреждениям должно активно поддерживаться на всех уровнях — и в муниципалитетах, и на государственном уровне.
Третье важное направление — это государственная поддержка социального служения. Тем более что участие церковных объединений в судьбе инвалидов, пожилых людей, детейсирот, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в местах лишения свободы, продиктовано искренней мотивацией священнослужителей, укорененной в ценностях любви к ближнему, милосердия, благотворительности, общих для всех традиционных религий нашей страны.
Считаю, что некоммерческие организации, созданные при участии церкви, должны иметь доступ к конкурсам на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг, должны иметь такой доступ наравне с бюджетными учреждениями. Часто такие объединения, созданные при поддержке наших традиционных конфессий, и работают эффективнее. Кроме того, государству следует поддержать участие представителей традиционных религий в работе наблюдательных советов при детских садах, интернатах, домах престарелых, тюрьмах и колониях.
Также прошу вас подключиться к выработке мер, которые будут способствовать социальнокультурной адаптации приезжающих к нам граждан из других государств. Мы понимаем и все знаем, что проблема сегодня является острой. Нам здесь нужно наводить порядок. Нужно и интересы приезжающих защищать, и, безусловно, обеспечить интересы коренного, местного населения. Это все можно сделать цивилизованными методами, и в этой связи тоже очень рассчитываю на вашу поддержку.
И еще один приоритет, чрезвычайно важный и традиционный, собственно говоря, для наших конфессий — это участие церкви в жизни вооруженных сил. Традиция такого участия и служения уходит глубоко корнями в историю нашей Родины, является одним из мощных источников патриотизма. Считаю, что необходимо на должный уровень поставить развитие институтов военного духовенства. К решению этой задачи с равным вниманием должны подойти и религиозные организации, и само Министерство обороны. И здесь, так же как для работы в вузах, в школах, нужны хорошо подготовленные, высококлассные специалисты, прежде всего теологи. И нужно подумать о том, чтобы эта дисциплина — теология — наравне с другими гуманитарными дисциплинами появилась в наших вузах.
Другим важным направлением решения острой проблемы, с которой мы сталкиваемся в различных регионах мира, является продолжение работы между конфессиями на международной арене. И это, конечно, не в последнюю, а может быть, даже в первую очередь касается ближайших наших соседей. Влияние местных, мусульманских авторитетов на людей, на мусульман, воспитание людей в соответствующем духе имеет первостепенное значение. И в этой связи мы тоже с вами должны объединять усилия как внутри страны, так и на международной арене. Если мы будем так консолидировано работать, безусловно, нас ждет успех.