RSS | PDA | Архив   Четверг 19 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Абдилатиф Жумабаев: государство будет более тесно сотрудничать с религиозными организациями

03.04.2012 17:40

В январе 2012 года директором госкомиссии по делам религий при президенте Кыргызской Республики был назначен молодой профессионал, эксперт по исламскому праву Абдилатиф Жумабаев, который рассказал порталу «Ислам в СНГ» о своем видении будущего религиозных конфессий и организаций в республике.

 

— Абдилатиф Кудайкулович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Чем вы занимались, где работали, где учились, какова ваша сфера научных интересов?

— Я обучался в египетском университете «Аль­Азхар» на факультете юриспруденции и исламского права — фикха. Это сравнительный факультет, где обучают не только юридическим наукам. После окончания университета «Аль­Азхар» я поступил в Бишкекский гуманитарный университет по направлению «Востоковедение и международные отношения», где закончил магистратуру. В данный момент сфера моих научных интересов — это мусульманское право, в основном по ханафитскому мазхабу. Хочу заметить, что в данное время идет сближение всех мазхабов из­за различных процессов, происходящих в мире, в том числе и глобализации. В рамках одного мазхаба очень сложно ответить на многие современные вызовы. Поэтому я исследую не только ханафитский мазхаб.

Кроме того, я работал в Бишкекском гуманитарном университете, в Кыргызско­Российском славянском университете преподавал религиоведение, в Кыргызско­Кувейтском университете преподавал исламское право, а в последнее время работал в Кыргызской юридической академии при Правительстве КР, где также преподавал исламское право. Два года назад там открыли отделение исламского права в рамках международно­правового факультета. Проработав некоторое время в академии, я был назначен на должность директора госкомиссии по делам религии при президенте.

 

— Скажите, какие направления своей работы вы считаете приоритетными?

— С приходом к власти президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев четко обозначил, что в должности директора госкомиссии по делам религий должен быть человек, разбирающийся в религии не понаслышке, а профессионально и изнутри. За 20 лет независимости Кыргызстан превратился из двухконфессионального в поликонфессиональное государство, что требует более специфического подхода к религиозным вопросам. И государство будет играть более активную роль, будет более тесно сотрудничать с религиозными организациями.

 

— А что вы будете делать с сектами? Общеизвестно, что в Кыргызстане очень активны в последние несколько лет различные сектантские организации.

— Ни одна секта как таковая в нашей госкомиссии не зарегистрирована. Секты функционируют под видом различных организаций: благотворительные фонды, языковые курсы, учебные центры. Именно под таким видом они осуществляют свою деятельность в нашей республике. В частности, секта Муна у нас не зарегистрирована и не работает как религиозная организация. Но наши эксперты трудятся над рекомендациями для властей, чтобы секты не могли существовать и скрываться за вывесками различных нерелигиозных организаций. В частности, сейчас наши эксперты предоставили достаточную информацию в генеральную прокуратуру по нескольким так называемым «религиозным организациям», и дела уже переданы в суд. В скором времени «благотворительные фонды», которые выполняют религиозные функции, должны быть закрыты.

 

— В каких сферах будете сотрудничать с Духовным управлением мусульман Кыргызстана?

— В первую очередь мы будем вплотную работать и сотрудничать с ДУМ Кыргызстана и Русской православной церковью в республике. Это не означает, что мы не будем работать с другими конфессиями и религиозными организациями. Но учитывая то, что две названные конфессии представляют большинство населения республики, нам придется с ними работать больше. Тем более что эти две организации у нас существуют исторически, со своими традициями, и именно они сыграли созидательную роль в истории Кыргызстана.

В первую очередь, мы ставим задачу создания новой законодательной базы, которая будет регулировать религиозное образование. Здесь я имею в виду два аспекта — чисто религиозное образование и светское образование с религиозным компонентом. Сейчас мы изучаем опыт в этой сфере зарубежных стран, где большинство населения мусульмане, но управление светское или либеральное. Это, например, Индонезия, Турция, Египет. На основе изучения их опыта мы сделаем выводы для себя. Естественно, копировать зарубежные страны не собираемся, создадим свою кыргызстанскую модель. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что Ислам сыграл огромную роль на наших землях: у нас активно использовался арабский язык, на нашей земле жили и проповедовали такие известные личности, как имам Сарахси из Узгена, автор известного труда «Хидая» имам Бурханиддин Маргинани, Махмуд Кашгари Барскани, Юсуф Баласагуни и другие. Они все писали на арабском языке и сохранили традиции кыргызского народа. Если же географически взять шире — Самарканд и Бухару, то наш регион в исламском мире долгое время играл огромную роль. Поэтому нам нет необходимости копировать какую­то нацию полностью. У нас есть свои исторические и религиозные ценности, которые могут поддержать динамику развития религиозной сферы в нашей республике.

 

— При прежнем директоре госкомиссии Ормоне Шаршенове были проблемы между госкомиссией и ДУМ Кыргызстана. При вашем руководстве будет ли четкое разграничение функций двух организаций?

— Госкомиссия занимается всеми конфессиями и формирует политику в сфере религии, включая ДУМК. Вообще, конфликта не должно было быть в принципе. Проблемы были в основном из­за хаджа, так как там «крутятся» определенные финансовые средства. В данный момент мы разрабатываем новую структуру, новые положения нашей организации, из которых полностью исключен хадж. То есть из функциональных обязанностей госкомиссии мы полностью исключили паломничество. В то же самое время мы, как государственный орган, будем поддерживать ДУМ Кыргызстана по вопросам хаджа. Потому что переговоры будут вести государственные органы, и мы будем обеспечивать защиту наших граждан, когда паломники будут находиться в хадже или умре, через наши структуры нацбезопасности и представительства министерства иностранных дел за рубежом.

 

— Как вы оцениваете ситуацию на юге Кыргызстана? Спокойно там в данный момент, или же очаг напряженности все еще сохраняется?

— Если не извлечь из прошлого уроков, кровавые события 2010 года вполне могут повториться. Но наше правительство и глава государства извлекли урок из прошлого, и мы делаем все, чтобы эти события не повторились. Мы открываем реабилитационные центры, где оказывается помощь пострадавшим в моральном и психическом планах. Тем более что в финансовом плане уже есть определенные подвижки: обустроили дома, обустроили новые кварталы, где будут жить кыргызы и узбеки. Если раньше узбеки и кыргызы жили в отдельных кварталах, то сейчас такого не будет. По­другому также налажен подход к образованию.

Мы работаем по упреждению таких конфликтов, которые показали очень низкий уровень религиозного сознания у кыргызов и узбеков, являющихся мусульманами. Мы не должны забывать при этом тот факт, что большую роль сыграли провокаторы. Когда в узбекских кварталах начали бомбить, там были люди в масках, которые вполне реально могли оказаться наемниками. Показателен пример дружбы между узбеками и кыргызами. Недавно в Москве прогремел взрыв в итальянском ресторане, когда погибли двое граждан Кыргызстана. Один из погибших был по национальности узбек, который вынес из горящего здания нескольких кыргызов, а сам погиб при втором взрыве. Это показывает, что действительно в ошских событиях играли огромную роль провокаторы.

 

— Что происходит в образовательной сфере, в частности с исламскими университетами и медресе?

— В данный момент в университете и медресе идет обучение классическим методом и по классическим учебным пособиям, таким как «Хидая», «Мухатасар» и др. Сейчас же мы разрабатываем облегченный вариант для наших студентов, делаем аккредитацию через министерство образования, чтобы выпускники исламских учебных заведений получали диплом государственного образца. К сожалению, в данный момент этого не предусмотрено, и первые наши реформы будут посвящены образованию. Муфтий Чубак ажы Жалилов, ректор Кыргызского исламского университета Абдышукур Нарматов полностью поддерживают наши начинания в сфере исламского образования. Они также желают, чтобы их студенты оканчивали учебные заведения и получали дипломы государственного образца.

 

Беседовал Роберт Нагимзянов,
шеф­редактор портала «Ислам в СНГ»

 

Медина аль-Ислам №126

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/21490/">ISLAMRF.RU: Абдилатиф Жумабаев: государство будет более тесно сотрудничать с религиозными организациями</a>