RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Защита социальных и трудовых прав мигрантов в РФ — политические изменения и возможные варианты

13.03.2013 22:08

Настоящая статья представляет собой результаты исследования «Защита социальных и трудовых прав мигрантов в РФ — политические изменения и возможные варианты», проведенного исследовательской группой из России, Казахстана и Киргизии в мае–июле 2011 г. по инициативе Фонда «Миграция XXI век» и при финансовой поддержке Всемирного Банка в рамках «Международной сети практиков и экспертов в области миграции и денежных переводов» (MiRPAL) [1] .

Введение

Вопросы миграции, включая трудовую, на протяжении последних двух десятилетий остаются наиболее животрепещущими и всеохватывающими на всех уровнях социального диспута на постсоветском пространстве. Миграционные процессы, сложившиеся на этом пространстве, — местами стихийные, местами самоорганизованные, сегодня, несмотря на усилия государственных и международных структур, пока не поддаются вразумительному внешнему управлению. Попытки прощупывания ситуации в сфере миграции, понимания ее глубинных причинно-следственных связей и выстраивания четко сформулированной стратегии и тактики управления проходят на фоне продолжающихся дезинтеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ). СНГ не смог стать сколько-нибудь важным механизмом, позволяющим, по крайней мере, сохранить единое социальное пространство. Очевидно, что как институт он смог осуществить только те «бракоразводные» функции, которые заложены в его основе в 1990?х гг. По сути, страны Центральной Азии были, перефразируя меткое выражение, «катапультированы» [2] в эту новообразованную аморфную структуру. Упущенные возможности на межгосударственном уровне еще в 1990?е гг. показали неэффективность функционирования этой организации, несмотря на то, что сейчас политики заговорили о разноуровневой и разноскоростной интеграции в рамках СНГ. Эта форма участия в деятельности структур СНГ, которая бы позволила гибко учитывать интересы стран-участниц, их особые позиции, продвигаться по пути углубления интеграции между теми странами, которые готовы к более тесному взаимодействию в различных сферах, имеющие место быть интеграционные процессы в СНГ все же значительно отстают от современных реалий жизни. В частности, массовые миграционные потоки населения, не смирившегося с новой «геополитической реальностью» [3] , предвосхитили ожидания многих алармистов, считавших дезинтеграцию окончательной и бесповоротной.

В обстановке стремительного расформирования социально-экономической конструкции в бывших советских республиках Российская Федерация (РФ) становится мощным магнитом, аккумулирующим масштабные миграционные потоки из других стран постсоветского ареала.

Долгое время шли бурные дискуссии о том, нужны или не нужны России мигранты. Они особенно активизируются в период избирательного цикла в РФ. Между тем, большинство российских экономистов солидарны в том, что без привлечения мигрантов развитие экономики России невозможно. Они указывают на возрастающую потребность страны в привлечении как постоянных, так и временных мигрантов, обусловленную резким спадом численности населения в трудоспособном возрасте. Не будь в Россию притока извне, как считают эксперты, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 г. на 7,4 млн человек, или на 5 %. Миграция скомпенсировала 3/4 естественных потерь, так что фактически население страны стало меньше только на 1,8 млн человек, или на 1,25 % [4] . По подсчетам, к 2015 г. трудовые ресурсы России сократятся на 8 млн человек, а к 2025 г. — на 18–19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн человек [5] .

В исследовании, легшим в основу этой статьи, рассматривалась ситуация в сфере миграции и правоприменительной практики, формирующаяся в России после 2006 г., когда были пересмотрены основные положения предыдущей миграционной политики и введены новые правовые нормы, кардинально меняющие ситуацию в сфере внешней миграции в РФ. Принятые изменения в миграционном законодательстве вызвали резкое увеличение объемов легальной миграции в РФ. Впервые за многие годы у мигрантов и законопослушных работодателей появилась надежда на формирование прозрачных трудовых отношений, на возможность законного пребывания иностранных граждан в РФ. Суть нововведений в законодательстве заключалась в том, что был введен уведомительный порядок миграционного учета, оформления разрешения на работу, облегчен режим трудоустройства мигрантов. Новые правила в большей части означали отказ государства от ограничения и запретов в миграционном законодательстве. Параллельно ужесточился контроль над деятельностью работодателей, привлекающих иностранных граждан на работу.

Упомянутое исследование было посвящено анализу современной ситуации в сфере защиты социальных и трудовых прав трудящихся-мигрантов в России, определению основных тенденций в этой сфере, сложностей и проблем, с которыми сталкиваются трудовые мигранты во время пребывания на территории России (при осуществлении трудовой деятельности, при обращении за получением медицинской помощи, при обращении в суды, образовательные учреждения и пр.).

Эти вопросы изучались на примере ситуации с трудовыми мигрантами и членами их семей, прибывшими в Россию из стран Центральной Азии (ЦА). Этот выбор был определен тем, что половину всей официальной трудовой миграции в Россию составляют выходцы из стран этого региона.

В данном исследовании термин трудовой мигрант или мигрант означает лицо, совершающее трансграничное перемещение с целью поиска работы в государстве, гражданином которого он не является. Высококвалифицированные специалисты, которым российское законодательство предоставляет относительно широкие правовые возможности на территории РФ, не являются объектом настоящего исследования [6] .

В ходе исследования проводился анализ информации, зафиксированной российской общественной организацией — Информационно-правовым центром «Миграция и закон» Фонда «Таджикистан» — далее ИПЦ «Миграция и Закон» [7] , и выборочный опрос мигрантов. Было опрощено 50 респондентов — граждан Таджикистана (40 %), Кыргызстана (20 %) и Узбекистана (40 %). Опрос проводился по месту работы, проживания. 79 % респондентов составляли мужчины, 21 % — женщины. Около половины мигрантов из числа опрощенных (48 %) имели высшее и среднее профессиональное образование. Более 70 % респондентов имели опыт неоднократного посещения РФ и пребывали в стране более 3–5 лет.

Законодательство и соблюдение прав мигрантов в России:
обзор ситуации

Миграционную сферу в РФ регламентируют несколько сотен нормативно-правовых международных [8] и национальных актов разной юридической силы. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. В соответствии со ст. 17 Конституции в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это разработанные соответствующими компетентными международными органами минимальные стандарты, направленные на защиту трудовых прав граждан, независимо от их конкретной принадлежности к тому или иному государству. Существуют также специальные международные акты, призванные регулировать трудовые вопросы мигрантов [9] :

Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;

Конвенция МОТ о работниках-мигрантах № 97, пересмотренная в 1949 г., и Рекомендация № 86 о работниках-мигрантах, пересмотренная в 1949 г.;

Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143 1975 г. и Рекомендация МОТ о работниках-мигрантах № 151 1975 г.;

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. и Протокол о внесении изменений и дополнений в него 2005 г.;

Конвенция СНГ о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 2008 г.

Кроме того, трудовые отношения с участием иностранного мигранта из стран Центральной Азии на территории РФ регулируют:

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов 1996 г. (с изменениями — Протокол от 22 сентября 2003 г.);

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан в РФ в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в РФ 2004 г.;

Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами РФ, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в РФ 2007 г.

Помимо этого, в РФ действуют внутренние нормы, которые государство разрабатывает и принимает самостоятельно в пределах своей юрисдикции, исходя из собственных интересов [10] . Эти нормы содержатся во внутренних законодательных актах РФ. Эксперты отмечают, что органы власти в процессе нормотворчества по вопросам миграционного законодательства предпочитают наносить точечные удары, решают отдельные, наиболее злободневные с их точки зрения вопросы без стремления обозреть сложившуюся ситуацию комплексно, в рамках интересов участников миграционной политики государства. Они действуют путем внесения многочисленных изменений в существующие законы[11] . Только с 2006 г. органы власти неоднократно вносили коррективы и дополнения в существующую законодательную базу.

Проблемы, связанные с защитой прав мигрантов в РФ, возникают на разных этапах их миграции, пребывания, проживания и трудоустройства. Так, трудности, связанные с нарушением прав, возникают при въезде в и выезде из РФ, поиске мигрантом принимающей стороны для оформления уведомления о прибытии, легальном поиске жилья и работы, оформлении разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, доступа к медицинским и образовательным учреждениям и т. д. Данное положение дел в сфере миграции глубоко укоренило в сознании всех субъектов миграционного процесса правовой нигилизм, и потребуются многие десятилетия для его устранения.

Сложности, возникающие при реализации мигрантами своих прав и интересов, имеют ряд причин, среди которых необходимо выделить отсутствие представления о законодательстве РФ у мигрантов, правовую неграмотность, всевозрастающий языковой барьер, злоупотребление представителями органов исполнительной власти своими полномочиями, отсутствие законно действующих структур по оказанию комплексной помощи (за исключением единичных правозащитных структур), функционирование многочисленных незаконных посредников и т. д. Исходя из такой логической последовательности построено настоящее исследование.

Следующая часть статьи посвящена рассмотрению конкретных областей, где нарушаются права мигрантов, и предоставлению конкретных рекомендаций по созданию условий, которые позволили бы количественно снизить эти нарушения.

Проблемы соблюдения
прав мигрантов

Проблемы пересечения государственных границ. Пересечение (транзит, въезд и выезд) государственных границ стран СНГ мигрантами традиционно сопровождается массовым нарушением их прав. В некоторых случаях эти нарушения связаны с градусом политического климата между странами. Они возникают на стадии транзитного пересечения границы соседних государств и продолжаются вплоть до въезда в РФ. Имеющийся многочисленный материал по заявлениям мигрантов в ИПЦ «Миграция и Закон» указывает на закрытость и замкнутость этой сферы, на коррупционность в пограничных, таможенных, правоохранительных и других службах на местах пересечения госграницы. К сожалению, эта проблема остается за рамками внимания омбудсменов стран СНГ, экспертного сообщества, представителей СМИ и других заинтересованных сторон.

Возникают также непреодолимые трудности при пересечении госграницы РФ ранее выдворенных в административном порядке [12] или депортированных [13] граждан, даже по истечению отведенного законом пятилетнего срока, когда им запрещается въезд в РФ. Причинами могут быть сбой или ошибки в сведениях в государственной информационной системе РФ, непогашенные административные правонарушения (неуплата штрафа) или уголовные преступления. В последнее время эта проблема стала охватывать все большее количество мигрантов. Финансовое бремя от запрета мигрантам на въезд в РФ в таких случаях лежит на плечах самих мигрантов, которые порой занимают денежные средства в кредит или в долг для приобретения билета. Иногда принятие решения на межгосударственном уровне становилось причиной массовой депортации мигрантов на родину. Так, например, введение с 24 мая 2005 г. нового режима пересечения границ стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) обернулось драмой для 200 граждан Таджикистана, которые вылетели в Россию по внутренним паспортам в ночь с 23 на 24 мая и были депортированы обратно. Вернувшись на родину, граждане провели митинг у здания аэропорта и потребовали у властей вернуть потраченные на авиабилеты деньги. По предварительным расчетам, общая сумма, подлежащая возмещению, составила 45 тыс. долл. США.

Проблемы, возникающие при пересечении границ, решаемы, если мигранты будут иметь возможность определить свой правовой статус в принимающей стране еще до отправления в эту страну, т. е. у себя на родине. К сожалению, сегодня отсутствуют официальные информационные каналы в странах — поставщиках миграции, позволяющие вовремя предоставить мигрантам актуальную информацию о каких-либо ограничениях при въезде в РФ.

Определенные трудности возникают у членов семей мигрантов при выезде из РФ, когда имеет место отсутствие, например, Свидетельства о рождении ребенка, родившегося в РФ; отсутствие отметки в Свидетельстве о наличии гражданства. Права мигрантов также грубо нарушаются представителями правоохранительных органов (полиции дорожной автоинспекции), которые находятся в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и т. д. Это вымогательство денег, когда мигрант вынужден как можно быстрее откупиться, чтобы не опоздать на свой рейс. При этом отдельные представители правоохранительных органов ссылаются на нарушение мигрантом миграционного режима, для выяснения которого требуется следовать в отделение полиции. Законодательно функции по постановке отметки о гражданстве возложены на консульские учреждения. Надо отметить, что РФ участвует в Соглашении о сотрудничестве в области регистрации актов гражданского состояния в рамках ЕврАзЭС от 28 мая 2008 г. [14] . Однако межгосударственные механизмы, позволяющие мигрантам документально зафиксировать акты гражданского состояния за пределами своей страны, не всегда работают без информационной и правовой поддержки со стороны общественных организаций.

С целью соблюдения норм законодательства РФ о сроках пребывания большая часть легальных мигрантов совершают регулярные краткосрочные поездки за пределы РФ в соседние восточноевропейские страны и Казахстан. Среди центральноазиатских и кавказских мигрантов популярностью пользуются маршруты пересечения границы РФ с Украиной. Мотивация пересечения мигрантами границы в европейском направлении объясняется дешевизной этого маршрута. Абсолютное большинство жалоб в ИПЦ «Миграция и закон» при пересечении границы касалось представителей украинских пограничников, вымогающих деньги у трудовых мигрантов. В настоящее время освещение и обсуждение этой сложной проблемы не стоит ни на повестке дня госструктур, ни в центре внимания представителей СМИ.

Пребывание и проживание в РФ. Согласно российскому законодательству, пребывание и проживание иностранного гражданина на территории РФ зависит от его правового статуса: (1) временно пребывающий (пребывание от 90 дней и до 1 года); (2) временно проживающий (проживание до 3 лет); (3) постоянно проживающий (проживание до 5 лет). В зависимости от обозначенных правовых статусов, дифференцированы права и обязанности иностранного гражданина на территории РФ [15] .

Многие иностранные мигранты первоначально въезжают на территорию РФ с целью краткосрочной трудовой занятости и становятся временно пребывающими иностранными гражданами [16] . Большинство из этой категории мигрантов являются трудовыми мигрантами — временно пребывающие иностранные граждане, оседающие впоследствии на территории РФ на долгосрочный период. Опрос показал, что почти половина мигрантов имеет непрерывный опыт нахождения в условиях миграции более трех лет. На вопрос, сколько всего (в общем) времени Вы проработали на территории иностранных государств, мигранты ответили следующим образом:

1

более 3 лет

46 %

2

от 1 года до 3 лет

28 %

3

более 1 года

26 %

4

от 6 месяцев до 1 года

0 %

5

менее 6 месяцев

0 %

 Временно пребывающие трудовые мигранты остаются в РФ дольше запланированного периода (более 1 года), теряют свой правовой статус и становятся нелегальными мигрантами. Общий масштаб ежегодной трудовой миграции в Россию в разы превышает легальную составляющую: по разным оценкам она колеблется от 3 до 10 млн человек.

Важно отметить, что уведомительный характер миграционного учета позволил с 2007 г. значительно снизить нелегальную миграцию. Если в 2006 г. в России официально зарегистрировались порядка 5 млн иностранных граждан, то в 2007 г. — уже более 8 млн. В феврале 2011 г. были введены долгожданные поправки в законодательство, предусматривающие увеличение срока подачи уведомления о прибытии с 3 до 7 рабочих дней. Эта норма в настоящее время позволяет мигрантам найти за этот срок принимающую сторону (в том числе за определенную плату) и встать на миграционный учет. Также внесены уточнения о том, что можно считать местом пребывания иностранного гражданина [17] . Отсутствие конкретики в ранее существовавшем определении давало отдельным представителям полиции и сотрудникам территориальных органов ФМС РФ по-своему трактовать эту норму закона и нарушать права мигрантов. В результате вышеперечисленных нововведений большинство мигрантов встало на миграционный учет. Так, на вопрос, становились ли на миграционный учет, регистрировались ли, 68 % мигрантов ответили положительно, 32 % — отрицательно (см. рис. 1). Стоит отметить, что проверить, имеют ли на самом деле данные мигранты подлинные миграционную карту и уведомления о прибытии, не удалось.

При поиске и найме жилья в РФ мигранты сталкиваются с трудностями, связанными с их высокой стоимостью аренды [18] , правовым статусом нахождения мигранта в этом жилом помещении, юридической оценкой соглашения арендодателя и арендатора. Традиционно в докризисный период значительное количество мигрантов (около 30 %) в РФ проживало по месту работы (стройки, производственные или промышленные учреждения и т. д.). Однако после 2008 г. многие мигранты переквалифицировались на другие экономические отрасли (сфера услуг, общественное питание, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) и соответственно лишились выше обозначенной возможности — организовать свое проживание на территории РФ.

Поиск жилья мигрантами из Центральной Азии осложняется негативными стереотипами, которые существуют у российских наймодателей жилья о них. При выборе жильца наймодатели предпочитают смотреть на гражданство или национальность мигранта, нежели на его личные качества, степень образованности или социальный статус. Абсолютное большинство наймодателей жилья отказывают мигрантам в постановке их на миграционный учет по месту реального пребывания. Это открывает широкие коррупционные возможности уполномоченным участковым полиции. Так, например, негласная стоимость «крышевания» мигрантов участковым сотрудником полиции составляет в Москве около 1000 р. в месяц с одной квартиры. Мигранты воспринимают это как устоявшееся положение дел и предпочитают не идти против таких негласных правил нахождения в РФ.

По закону срок пребывания мигрантам, прибывшим в РФ из стран с безвизовыми отношениями [19] , не может превышать 90 суток. Большинство легальных мигрантов в силу многих причин не имеют возможности продления 90?дневного пребывания. Часть мигрантов пересекает границу РФ с соседними странами каждые три месяца с тем, чтобы с новой миграционной картой заново встать на миграционный учет. Другая часть по недействительным (поддельным) миграционным картам вновь встают на трехмесячный миграционный учет в органах ФМС РФ. Такие миграционные карты со штампом о дате и месте въезда распространяются на крупных вокзалах или проводниками в поездах. Стоимость таких услуг в теневом секторе экономики составляет от 100 до 1500 руб. за миграционную карту.

Продление срока временного пребывания мигранта, осуществляющего трудовую деятельность у юридических лиц, до 1 года со дня въезда на территорию России возможно только при наличии разрешения на работу, действующего до указанного срока и трудового договора. Поэтому лишь малой части мигрантов при содействии посреднических структур удается продлить срок миграционного учета. Услуги по продлению срока пребывания при содействии посреднических структур достигает от 2500 до 5000 руб.

Иной, более благоприятный режим пребывания установлен в отношении мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц по патенту. Продление срока пребывания мигрантам, работающим у физических лиц, имеет де-факто уведомительный порядок и осуществляется при уплате официального ежемесячного налога в размере 1000 рублей в месяц. Вторичное посещение миграционной службы и постановка каких-либо других отметок при этом не требуются. Патентная система, весьма благоприятная для мигрантов, пока не получила среди них широкого распространения [20] .

Между тем, некоторые трудности нахождения принимающей стороны, оформления разрешительных документов без участия посредников, невозможности продления срока миграционного учета и другие причины выдавливают легально прибывших в РФ мигрантов из правового поля. Стоимость услуг посреднических фирм по оформлению уведомления о постановке на миграционный учет мигранта составляет от 800 до 1500 руб., а разрешения на работу на выходе — от 14 000 до 20 000 руб. в Москве и Московской области.

Трудовая деятельность
мигрантов в РФ

Иностранные рабочие в РФ пользуются правами и исполняют обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами. Законодательно установлено, что в отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и т. д. Вместе с тем, российским законодательством установлены ограничения трудовых прав мигрантов, которые преследуют цель защиты трудовых и социальных прав собственных граждан.

Основные принципы и нормы трудового законодательства РФ в равной мере распространяются и на трудовых мигрантов. Однако, несмотря на это, работодатели часто отказываются заключать трудовой договор (контракт) с мигрантами, устанавливают им ненормированный рабочий график, иногда изымают документы (уведомления, разрешение на работу, паспорт), при форс-мажорных обстоятельствах не возмещают причиненный им вред и т. д. Опрос показал, что большинство мигрантов не смогли по разным причинам работать в РФ по трудовым контрактам. Так, например, на вопрос, заключали ли Вы трудовой договор с работодателем во время последней Вашей работы за границей? — 85 % респондентов ответили «нет» и только 15 % — «да». Конкретное нарушение прав мигрантов работодателем согласно нашему опросу показало следующую картину (см. табл. 1).

Неоднократно проведенные исследования и данные общественных организаций показывают, что большинство мигрантов трудоустраиваются через неформальные каналы либо самостоятельно. На вопрос, каким способом Вы обычно искали работу за границей? — мигранты ответили следующим образом (см. табл. 2).

Государственные структуры или частные агентства занятости в силу многих внутренних причин и законодательных барьеров пока активно не включаются в процесс трудоустройства мигрантов в РФ. Неформальные каналы трудоустройства — удобный и выгодный для работодателя механизм, позволяющий им выводить мигрантов за рамки действия законодательства РФ, сделать их нелегальными и бесправными. Работодатели стабильно получают доходы от нелегального использования труда мигрантов, занимая одно из первых мест по количеству нарушений их прав и интересов. Они являются основными ответственными (часто вместе с посредниками) за изменение правового статуса трудового мигранта, въезжающего в РФ легально.

Активно в процесс трудоустройства мигрантов в РФ вовлечены нелегальные посредники (в том числе и из числа самих мигрантов), которые оказывают платные услуги в теневом рынке труда. Рынок труда в РФ диктует свои негласные правила и требования, адаптируясь к новшествам миграционного законодательства и правоприменительной практике. На сегодняшний день главным условием легальности трудовых отношений работодателя с мигрантами являются квоты на иностранную рабочую силу.

В 2006 г. был установлен порядок трудоустройства мигрантов, когда вводилась квота для стран с безвизовым въездом, а иностранный гражданин самостоятельно оформлял разрешение на работу сроком действия до одного года и затем занимался поиском работодателя. При этом работодателю не требовалось получение разрешения на привлечение иностранцев из стран СНГ. По данным ФМС РФ, в 2007 г. в четыре раза больше мигрантов получили разрешения на работу — всего 2 млн 136 тысяч, и у 400–500 тысяч человек разрешение перешло с 2006 г. [21] .

Таблица 1

 

 

Да, %

Нет, %

1

Отказ работодателя от заключения трудового контракта/договора и легализации Вашего правового статуса

85

15

2

Несвоевременная выплата работодателем заработной платы

80

20

3

Отказ работодателя от выплаты заработной платы

30

70

4

Изъятие работодателем паспорта

5

95

5

Принуждение к бесплатному труду со стороны недобросовестного работодателя

5

95

6

Запрет со стороны работодателя покидать место работы (незаконное ограничение возможности передвижения)

6

94

Таблица 2

1

Самостоятельно

60 %

2

С помощью родственников (знакомых)

35 %

3

При содействии частных агентств по трудоустройству за рубежом

5 %

4

При содействии Государственной службы занятости

0 %

5

Другим способом, укажите каким

0 %

Однако уже в 2008 г. из Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ было исключено понятие «прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы». Отныне работодатели, привлекающие мигрантов из стран СНГ, должны были участвовать в сложной заявочной кампании для получения «одобрения» со стороны местных органов занятости населения. Благие намерения по защите интересов российского работника вылились в то, что организации, реально намеривавшиеся привлекать иностранных граждан, не смогли получить квоту, а вместо них появились «виртуальные» фирмы, получившие квоты и в последующем торговавшие ими. Впоследствии законопослушный работодатель или мигранты были вынуждены покупать эту квоту с тем, чтобы оформить разрешение на работу.

В 2009 г. вступил в силу Приказ ФМС России № 36 от 26 февраля [22] , который возложил на мигранта из страны с безвизовым отношением дополнительные обязанности по представлению трудового договора и двойной уплате государственной пошлины (2000 р.) за получение разрешения на работу. Указанные меры, направленные на уменьшение доли нелегальной трудовой миграции в РФ, не смогли переломить тенденцию на теневом рынке труда и в сфере трудовой миграции. Нелегалы поневоле, трудовые мигранты в большинстве случаев продолжают работать в теневом секторе. Относительно меньшая часть этой группы мигрантов имеет статус легально пребывающего и работающего иностранного гражданина на территории РФ. Согласно опросу, большинство мигрантов работают без разрешительных документов, предусмотренных законодательством. На вопрос, предпринимали ли Вы следующее во время Вашего последнего выезда в государство трудоустройство, мигранты ответили следующим образом.

Таблица 3

 

 

Да, %

Нет, %

1

Оформляли ли разрешение на работу?

37

63

2

Оформляли ли патент?

3

97

С целью снижения нелегальной миграции ФМС РФ предложила легализацию трудовых мигрантов через привлечение их физическими лицами в РФ. Уже с 1 июля 2010 г. в силу вступил закон № 86?ФЗ от 19.05.2010 г. По замыслу, часть мигрантов, не находящих работу у юридических лиц, могли беспрепятственно менять сферу деятельности и работать у физических лиц.

Незаконная трудовая деятельность мигрантов сопровождается такими большими рисками, как невыплата зарплаты. Так, например, только юристы ИПЦ «Миграция и Закон» за первые четыре месяца 2011 г. зафиксировали по 89 групповым и одиночным жалобам задолженности работодателей по зарплате трудовым мигрантам в размере более 23 228 479 рублей. Большая часть обратившихся не имеет документально оформленных трудовых отношений, не знают реквизиты работодателя и не имеют других сведений о нем. И только в редких случаях имеются трудовые контракты, служебные пропуски и другие документы. В таких случаях трудовые споры направляются в прокуратуру, государственную трудовую инспекцию или суды первой инстанции. Прием и реагирование органами исполнительской или судебной власти на заявления не всегда осуществлялись в оптимальные сроки и в пользу самих заявителей — трудовых мигрантов.

Порядок уплаты налогов и сборов

Законно осуществляющие трудовую деятельность временно пребывающие мигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) обязаны уплатить подоходный налог при дифференцированной шкале уплаты. Согласно Налоговому кодексу РФ ставка налогов на доходы не зависит от гражданства, а определяется исходя из налогового статуса физического лица (резидент, нерезидент). Иностранные граждане до получения статуса налогового резидента, т. е. до истечения 183 дней со дня прибытия на территорию РФ, уплачивают налог по 30?процентной ставке [23] . Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического и документально подтвержденного времени его нахождения на территории России.

Ранее Налоговый кодекс РФ устанавливал, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. В дальнейшем происходит перерасчет, и с иностранного гражданина удерживается только 13 %.

На практике же мигранты сталкиваются с проблемами, связанными с порядком начисления подоходного налога. Имеющиеся заявления мигрантов в ИПЦ «Миграция и Закон» показывают, что некоторые работодатели незаконно удерживали с их заработной платы 30 % подоходного налога 12 месяцев подряд. Другие направляли трудовых мигрантов в органы исполнительной власти (налоговую службу) для возврата причитающейся им суммы. Дифференцированная процедура исчисления подоходного налога косвенно создает барьер на пути легального оформления работодателями трудовых отношений с мигрантами. Работодателям (в основном, в малом и среднем бизнесе) легче работать с мигрантами неформально, чем участвовать в запутанной схеме налогообложения. В многочисленных беседах работодатели, с которыми удалось поговорить автору настоящего исследования, ссылались на сложность и запутанность системы налогообложения иностранных работников. Недавно принятые поправки в Налоговом кодексе РФ, которые упрощают схему налогообложения иностранного гражданина, касаются только высококвалифицированных специалистов, получивших разрешение на работу и признающихся налоговыми резидентами с даты начала работы в РФ по договору при условии, что срок работы в соответствии с заключенным договором составляет не менее 183 календарных дней.

Особая обстановка складывается в сфере страховых взносов в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования. Процедуры оказания медицинской помощи мигрантам закреплены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и Законе о медицинском страховании граждан в РФ. Объем и порядок медицинского обеспечения иностранцев зависит от их трудового (работающий, безработный) и правового (временно пребывающий, временно или постоянно проживающий) статуса. В области медицинского обеспечения на территории России мигранты в РФ имеют следующие права [24] :

• Право на бесплатное получение первой помощи, оказывается мигрантам до оказания скорой медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью.

• Право на бесплатную скорую медицинскую помощь оказывается иностранным гражданам при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, медицинскими работниками.

• Право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) имеют работающие временно или постоянно проживающие мигранты на территории РФ. Закон о медицинском страховании № 1499–1 от 02.04.1993 г. в новой редакции не предусматривает участия в системе обязательного медицинского страхования временно пребывающих иностранных граждан независимо от их трудового статуса.

• Право на получение родового сертификата имеют женщины — иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ. Родовой сертификат — это финансовый документ, в соответствии с которым производится оплата медицинским учреждениям услуг, оказанных женщине в период беременности, родов и послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

Действующее законодательство в этой сфере предоставляет практически такие же возможности, что и гражданам РФ, лишь временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам. Временно пребывающие иностранные граждане в РФ, коими является абсолютное большинство трудовых мигрантов, к сожалению, исключены из этой системы страхования. Между тем, вопросы здравоохранения временно пребывающих в РФ мигрантов становятся нарастающими и актуальными. Охрана здоровья мигрантов на протяжении многих лет остается самой нерешенной и тяжелой проблемой. Состояние здоровья мигрантов можно представить по отправленным на родину умершим или погибшим мигрантам в РФ. Так, например, только согласно официальной статистике за 2009/2010 гг. на территории РФ умерло или погибло 865/715 граждан Таджикистана. 94 % умерших и погибших мигрантов составили мужчины, а 6 % — женщины. Из них:

по болезни — 326/279, ~ 38 %;

в результате несчастного случая — 251/176, ~29 %;

в результате убийства — 93/103, ~ 11 %;

в результате ДТП — 89/51, ~ 10 %;

по не установленным причинам — 60/66, ~ 7 %;

в результате отравления — 25/20. ~ 3 %;

в результате самоубийства — 21/20, ~ 2 %.

Многие мигранты отмечают отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию как проблему. На вопрос, отказывали ли Вам необоснованно в медицинском обслуживании, мнение мигрантов разделилось таким образом: 92 % — да, 8 % — «нет». При этом не было указано, в каких именно медицинских учреждениях — государственных или негосударственных. Система медицинского страхования в РФ не в полной мере доступна трудовым мигрантам и членам их семей по причине ценовой доступности. Отсутствие медицинского полиса становится непреодолимым барьером на пути приема детей мигрантов в школьные и дошкольные образовательные учреждения. Выход из такого тупика представляется в формировании гибкой и доступной корзины услуг для разных категорий миграции. Важно начать обсуждение вопроса о создании Межгосударственного фонда медицинского страхования граждан на уровне ЕврАзЭС с взаимосогласованными страховыми ставками и тарифами. Параллельно общественные организации могли бы взять на себя обязательство содействовать страховым компаниям и медицинским учреждениям в выработке специального и приемлемого предложения для медицинского страхования мигрантов.

Сфера пенсионного и социального страхования временно пребывающих иностранных граждан на территории РФ остается неурегулированной. В Соглашении государств СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.92 г. указано, что пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При этом также указано, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства (а не по месту пребывания!).

Федеральным законом о страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования № 212?ФЗ от 17 июля 2009 г. предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Другими словами, практически абсолютное большинство мигрантов, находящихся на территории РФ, не имеют доступ к системе пенсионного страхования. Эта проблема становится все острее в силу возраста самих мигрантов и увеличивающейся социальной нагрузки на ограниченный социальный бюджет стран — отправителей трудовых мигрантов.

Доступ к образовательным
учреждениям

По закону право на обучение в общеобразовательных учреждениях РФ имеют все, в том числе иностранные граждане, проживающие на данной территории. Это право не ограничено правовым статусом иностранного гражданина в РФ.

На практике все большее и большее количество семейных мигрантов, находящихся на территории РФ, сталкиваются с проблемой доступа к образовательным учреждениям. В массовом порядке это связано с отсутствием возможностей оформления полиса медицинского страхования для детей. В иных случаях руководители образовательных учреждений ссылались на отсутствие свободных мест, незнание детьми русского языка и т. д.

Судопроизводство
в отношении мигрантов

В соответствии с положениями Конституции РФ о гарантиях судебной защиты прав и свобод и о предоставлении национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также других законов, иностранные граждане пользуются в РФ свободным доступом к суду. Право на справедливый суд является основополагающей гарантией того, что граждане не несут несправедливых наказаний. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в суды РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

По закону мигранты могут вести дела в суде лично или через представителя. Представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют доверенность, надлежащим образом оформленную. Однако судебная система в РФ не считается российским населением и трудовыми мигрантами эффективным и действенным государственным институтом. Многочисленные опросы показывают низкое доверие населения к этому институту.

Суды, как конвейерная машина, «штампуют» определение об административном выдворении с территории РФ иногда даже легально пребывающим мигрантам на основании предоставленных неверных сведений. Сложности юридической терминологии становятся причиной грубых нарушений прав мигрантов в процессе судопроизводства. По закону все стадии производства (предварительное расследование и рассмотрение дела в суде) должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не зависит от усмотрения следователя или судьи. На практике мигранты сталкиваются с разного рода препятствиями со стороны следователя, а иногда и суды допускают рассмотрение дела без участия квалифицированного переводчика.

В отношении мигрантов судьи редко принимают во внимание смягчающие обстоятельства, а посему степень и меры наказания при административных делах могут быть максимально суровыми. Иногда суды первой инстанции допускают грубые технические ошибки в сведениях о правонарушителях — трудовых мигрантах, печатают фамилии других лиц (тоже мигрантов), не имеющих отношения к представленному административному делу. В единичных случаях трудовые споры с участием мигрантов доводятся до суда.

Сохраняется также пробел в восстановлении мигрантами своих ущемленных прав. По сути, на досудебном уровне мало развиты институты, содействующие прекращению нарушений прав мигрантов. Так, на вопрос, куда Вы обращались в случае нарушения либо ущемления Ваших прав и свобод в государстве трудоустройства, мигранты отвечали следующее:

Таблица 4

 

 

%

1

В посольство либо дипломатическое представительство и иные государственные органы Вашей страны

21

2

В диаспоры либо национально-культурные объединения Вашей страны

17

3

В международные правозащитные организации либо неправительственные организации

29

4

В правоохранительные или иные государственные органы государства трудоустройства

0

5

Не обращался

33

6

Другое, запишите

0

 Таким образом, защита социальных и трудовых прав мигрантов в РФ оставляет желать лучшего, даже несмотря на недавно объявленный курс на либерализацию режима пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Важной составляющей в процессе регулирования миграции является общественный сектор (НПО), который более мобилен и менее зависим от каких-либо согласований в ходе принятия социально-значимых решений. К сожалению, на постсоветском пространстве общественные организации все еще слабо развиты, как и гражданский сектор в целом.

В настоящее время любые возможные варианты политических изменений в сфере миграции в РФ связаны с избирательным циклом. При этом РФ абсолютно не готова в одиночку решать многочисленные проблемы мигрантов без активного участия государственных, общественных и бизнес-структур стран отправления. Должна быть создана взаимосвязанная и стабильно функционирующая инфраструктура содействия мигрантам, как в странах Центральной Азии, так и в России.

Некоторые рекомендации:

Разработать механизм выдачи миграционной карты нелегальным мигрантам, давно въехавшим в РФ, путем оформления административного наказания с назначением штрафа.

Принять действенные меры по жесткому ограничению деятельности лиц, незаконно осуществляющих в сфере миграции в РФ посреднические услуги.

Разработать механизм выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности в РФ трудовым мигрантам в представительствах ФМС России в странах СНГ, требующих после прибытия в Россию уведомления в территориальных органах ФМС РФ.

Привязать многократно действующие разрешительные документы к конкретным законопослушным трудовым мигрантам (по типу идентификационной карты) для трудовой деятельности, и таким образом стимулировать вхождение в правовое поле нелегальных трудовых мигрантов. Выдать всем трудовым мигрантам без исключения и закрепить за ними разрешения на работу и патенты, однако «активизировать» только документы законопослушных мигрантов согласно количеству утвержденных правительством квот.

Признать утвержденные Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ неэффективными и внести коррективы в них.

Разработать облегченный порядок исчисления подоходного налога с временно пребывающих иностранных трудовых мигрантов.

Организовать доступные информационные базы данных по депортированным гражданам в Представительствах ФМС РФ за рубежом, на официальном сайте ФМС РФ, позволяющие определить те или иные действующие ограничения для въезда иностранных граждан на территорию РФ.

Организовать обсуждение вопроса о дифференцированном подходе к определению административных и иных мер наказания (штраф, депортация, арест) для трудовых мигрантов, имеющих семью и детей.

Необходима оценка Верховного Суда РФ по всем административным делам в отношении мигрантов для определения соответствия тяжести наказания и серьезности правонарушения.

Создать международную комиссию или совет уполномоченных по правам человека на уровне правозащитных и других структур по сбору жалоб трудовых мигрантов в рамках стран СНГ или ЕврАзЭС.

Вернуть старый порядок начисления единого социального налога в пользу иностранных работников.

Учредить компетентную комиссию с участием государственных, общественных, международных и бизнес-структур на уровне ЕврАзЭС по вопросу социального и пенсионного страхования; обсудить возможности образования единого межгосударственного Фонда социального, пенсионного и медицинского страхования ЕврАзЭС.

Организовать содействие мигрантам в изучении русского языка и правовом просвещении; создать курсы разного уровня, ввести публикацию профессиональных разговорников и справочнико в.

Признать за общественными организациями — членами общественных советов при органах исполнительной власти РФ право досудебного рассмотрения жалоб мигрантов по административным делам.

Странам отправления мигрантов на уровне местного самоуправления и профсоюзов необходимо рекомендовать поработать над вопросами самоорганизации собственных граждан в условиях эмиграции.


[1] См. подробнее о сети MiRPAL: http://mirpal.o rg

[2] Олкотт М. Б. Центральная Азия: катапультирование в независимость // Оборонная политика — политика обеспечения мира и безопасности. T. I. Киев: RAND-AAAS, 1992.

[3] Как известно, преамбула текста Соглашения о создания СНГ началась словами: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

[4] Зайончковская Ж. А. Трудовая миграция // Отечественные записки. 2003. № 3. С. 177–188.

[5] Тюрюканова Е. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // Полит.Ру. — URL: http://www.polit.ru/research/2008/01/21/demoscope315.html (дата обращения 12.01.2011).

[6] Подробно о законодательных новеллах, касающихся высококвалифицированных специалистов, см. на официальном сайте ФМС России. // URL: ww.fms.gov.ru/…/najsvwtf %20pyqjjrube %20dskmfdpc %20vfjulm.doc (дата обращения 12.01.2011).

[7] Фонд «Таджикистан» функционирует с 1999 г. и имеет три направления содействия мигрантам: таджикское (с 2002 г.), кыргызское (с 2007 г.) и узбекское (с 2010 г.). С 2010 г. по линии ООН-Женщины действует программа фонда по содействию женщинам — трудовым мигранткам в РФ. Учрежденная круглосуточная «горячая линия» фонда позволяет оказать безвозмездное содействие мигрантам мультиязычными юристами на их родном языке. В месяц сотрудники фонда оказывают более 800 консультаций и ведут более 80 персональных дел мигрантов.

[8] Среди них универсальные: Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларация Международной организации труда (МОТ) об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.; региональные: Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г., Конвенция о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.

[9] Большая работа в этой сфере проделана российским экспертом Л. Косыгиной. См. подробнее: International Legislation Affecting Non-Russian Nationals Working in Russia (13–14 June 2011, Issyk Kul, Kyrgyzsatan, the Regional Labor Migration Conference “Protection of Labor Migrants” Rights: Problems and Perspectives) / by Larisa Kosygina /Papers by Larisa.

[10] См. подробнее: “Construction of the Other through National Law: Legislative Framework of the Russian Migration Regime and Non-Russian Citizens from Former Soviet Republics” (5–7 June 2009, *****berland Lodge, Windsor, Centre for Russian and East European Studies Annual Conference) by Larisa Kosygina |Papers by Larisa.

 

[11] Исследование Международного Альянса «Трудовая миграция» по проекту «Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции» (Володин Е. В.) // URL: http://ialm.ru/pages/83/id321.html (дата обращения 12.01.2011).

[12] Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и назначается судьей в случае совершения иностранным гражданином административного правонарушения.

[13] Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

[14] Аналогичное соглашение действовало в рамках СНГ.

[15] См.: Ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25 июля 2002 г. № 115?ФЗ.

[16] Основанием для миграционного учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

[17] Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

[18] Так, например, в Москве, стоимость найма однокомнатной квартиры, арендной стоимостью 20 тыс. руб. в месяц, достигает 60 тыс. рублей (20 тыс. ежемесячная арендная плата, 20 тыс. — депозит, 20 тыс. услуги посредника), а трехкомнатной квартиры — от 100 тыс.

[19] Россия в 1992 г. подписала Соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории стран — его участниц и установила такой режим. В 2000 г. Россия приняла решение о выходе из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (Постановление Правительства РФ от 30.08.2000 № 641), и в настоящее время порядок взаимного безвизового передвижения граждан бывших советских республик из состава СНГ устанавливается отдельными международными договорами.

[20] Более подробно о патентной системе будет сказано ниже.

[21] Моя нелегальная няня // Российская газета. 25.01.2008. № 4572 // URL: http://www.rg.ru/2008/01/25/migranty.html (дата обращения 11.01.2011).

[22] «О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы».

[23] Исключение из этого правила составляют граждане Республики Беларусь.

[24] См.: Крючкова Е. Медицинское обеспечение иностранных граждан в России // URL: http://www.trudprava.ru/index.php?id=1842&pid=350#19 (дата обращения 11.01.2011)

 

С. Шохзода, 
кандидат политических наук, 
зам. директора Центра трудового обмена «Опора дружбы»

Сборник статей "Миграция и антропоток на евразийском пространстве"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/26577/">ISLAMRF.RU: Защита социальных и трудовых прав мигрантов в РФ — политические изменения и возможные варианты</a>