RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»

22.08.2013 16:15

Доклад председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность» 21 августа 2013 г. в г. Бишкек (Кыргызстан).

 

Бисмилляхир-рахманир-рахим.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

 

Аль-хамду лиллях, ва-с-саляту ва-с-саляму аля расули-ллях!

 

Уважаемый муфтий Рахматулла ажы Эгембердиев, уважаемые члены Президиума и участники Международной научно-богословской конференции «Ислам и безопасность», позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-салям алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» – «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»! Хочу поздравить своих кыргызстанских единоверцев с прошедшим праздником Ид аль-Фитр – Ураза-байрам. Молю Всевышнего принять наш пост, наши молитвы и все наши благие деяния! Да простит нам Аллах наши грехи и озарит наши сердца светом искренней крепкой веры. Мы молимся о прекращении кровопролития, мире и благоденствии во всех точках нашей планеты.

 

Религия Ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, в действительности эта религия и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» - «мир» и «амана» - «безопасность». В достоверном хадисе, переданном от нашего Пророка Мухаммада (мир ему), сказано:

 

«Не войдёте в Рай, пока не уверуете – а не уверуете, пока не возлюбите друг друга. И первое, на что укажу вам, – это то, при совершении чего возлюбите друг друга: распространяйте мир между собой.

 

в смысл этого хадиса, мы видим, что Рай, вера и взаимная любовь органично связаны друг с другом. Вхождение в Рай обусловлено верою, а вера обусловлена взаимной любовью; ключом же к этому является распространение мира между людьми. Отсюда делаем вывод, что распространение мира – первично. Только затем следует вхождение во врата любви, а от неё – переход к вере.

 

Всё в Исламе – от начала и до конца – это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира – Дар-ус-салям – Райские сады. Здесь человеческая душа не слышит дурного, но только одни благостные приветствия, которыми встречают обитатели Рая входящих в него: «Войдите с миром!» – «Удхулю-ха би-салям».

Мир и еще раз мир – в начале и в конце нашего пути. Таков истинный посыл Ислама, как бы кто ни пытался исказить этот светлый образ в современном мире.

 

Благословенный Коран чётко и ясно обозначает, что ни в духовной, ни в мирской жизни насилие неприемлемо.

 

«Ля икраха фи-д-дин» - «Нет принуждения  в религии!», гласит известный аят в нашем Священном Писании в суре «аль-Бакара», и этот аят следует сразу за самым сакральным местом в Коране – аятом «аль-Курсий». Некоторые политические, общественные и даже религиозные деятели в угоду своим фобиям предпочитают изыскивать в Коране отдельные фразы и вырывать их из контекста, показывая тем самым «злобную» – в кавычках – сущность Ислама. Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть «отменены». Разве станет Всевышний Господь отказываться от декларированного Им разнообразия конфессий, что соответствует Его предначертанию?! Утвердив принцип «нет принуждения в религии!», Аллах – субханаху ва Тааля – в том же аяте дает такое основание: истинный путь и ложный путь уже ясно различимы. Неужто спустя несколько лет после начала миссии Пророка Мухаммада всё переменилось?!

 

Конечно, это не так. Даже после известного аята о джихаде в суре «аль-Мумтахана», где значится призыв противостоять враждующим – подчеркну, воинствующим и конфликтующим – язычникам, Коран говорит:

 

«Но Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ, – воистину, Аллах любит справедливых!» (60:8). Комментируя этот аят, крупнейший средневековый толкователь Корана ат-Табари говорит: предписанное здесь дружелюбие распространяется на представителей всех верований и религий, кто не воюет с мусульманами по причине веры, и это предписание не может быть отменено каким-либо другим аятом.

 

Аналогичным образом трактуются и другие места в Коране, каждое из которых является ситуативным, то есть раскрывается в контексте конкретной, существовавшей при Пророке ситуации. Даже в религиозных диспутах Аллах предписывает соблюдать высокую этику общения.

 

 

«Если вступаете в дискуссию с людьми Писания (то есть иудеями и христианами), то ведите её наилучшим образом», сказано в 46-м аяте суры «аль-Анкабут». При этом, к примеру, христиане описаны в Коране как «наиболее близкие к вам по любви» (акрабухум маваддатан) (сура «аль-Маида, 82).

 

Более того – через Коран мусульманам внушается идея о том, что Всевышний Самолично сохраняет безопасность основных молитвенных комплексов разных конфессий.

 

 

«И если бы не защита Аллаха одних людей от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминается имя Божье. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему, – воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный!» (сура «аль-Бакара», 251).

 

Таким образом, диалог религий, добрососедские отношения между представителями различный традиций – повеление Всевышнего. И все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что гражданский мир, межнациональное, межрелигиозное согласие - базовое условие безопасности наших обществ.

 

Хочу процитировать перед вами следующий отрывок: «Сегодня многие легкомысленные газетчики, не найдя каких-либо серьезных осмысленных тем, забыв, что сами являются наследниками, учениками мусульман в области наук и философии, пишут нечто подобное этому: "Мусульманская религия повелевает только вешать и резать, воевать и проливать кровь. Запрещает знание, просвещение и образование, препятствует стремлению к совершенству, не заботится о правах человека, враждебно относится к другим благородным человеческим качествам”. Тем самым, они распространяют среди простого народа различную необоснованную клевету, и многие неразумные люди продолжают им верить”. Хорошо, что до сих пор руководители государства, будучи людьми умными и мудрыми, не прислушиваются к таким пустословиям и не перестают относиться к нам милостиво». Звучит очень современно, не правда ли? Между тем, данные строки написаны в 1862-1863 гг. татарским ученым и просветителем Хусаином Фаизхановым. Хусаин-хазрат уже 150 лет назад современно и глубоко понимал механизмы власти и роль традиций. Не случайно, что он назвал «Манас» как продукт гения киргизского народа.

 

И сегодня пропагандисты различного толка – от псевдорелигиозных радикалов до неолибералов пытаются навязать нам мысль о том, что религиозный человек – это непредсказуемый, неадекватный человек, склонный к спонтанным поступкам и крайним взглядам. Истина заключается в том, что религиозное мировоззрение – это фактор безопасности и дисциплины. Истинно покорный Всевышнему человек отличается самодисциплиной, соблюдением всех законов, уважением к законно избранным политическим руководителям. Религиозные ценности – источник стабильности, безопасности и основа межрелигиозной и межнациональной гармонии, без которых невозможно представить стабильное развитие современного общества.

 

Религиозное воспитание учит человека с уважением относится к представителям различных культур и традиций, отказаться от пагубных привычек, приносить пользу обществу, думать и давать моральную оценку каждому своему действию, каждому шагу. То беззаконие и бесчеловечность, которые пытаются навязать умме экстремисты, не имеет ничего общего с религией, которую оставил нам наш досточтимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего).

 

Религиозные деятели должны заботиться  о духовном воспитании и просвещении своей паствы, о гармоничном развитии общества, сплочении, единении людей. Слово имама, слово муфтия может открывать сердца или, наоборот, разобщать людей. Поэтому религиозные деятели несут большую ответственность как перед Создателем, так и перед людьми и каждый из нас должен помнить это.

 

Мы – религиозные деятели, духовенство ратуем за нравственность наших народов, за справедливость, мир, межнационального и межрелигиозное согласие и взаимопонимание. В лице духовенства государственные деятели всегда могут найти союзников и помощников в таких сферах как укрепление единства общества, развитие межкультурного диалога, гармонизация межнациональных отношений. Имамы и муфтии всегда открыты к сотрудничеству с государственной властью, если  решения и действия власть предержащих не противоречат Исламу и интересам народов страны, не ущемляют права и свободы граждан. В жизни бывает немало ситуаций, когда сила слова одерживает верх над силой оружия, когда духовное наставление дает больше пользы, чем усилия многих дипломатов. Из истории ислама мы знаем великое множество примеров, когда духовенство приходило на помощь политическим лидерам в сложные общественно-политические моменты. И сегодня религиозные лидеры готовы оказать помощь политикам в преодолении сложных социальных проблем на благо народа и во имя высших ценностей.

 

Важность и потенциал государственно-религиозного сотрудничества прекрасно понимают и в Республике Кыргызстан. На мой взгляд, об этом свидетельствует даже само название сегодняшней конференции - «Религия и безопасность».

 

Меня искренне радует, что наши связи с коллегами из дружественного, братского Кыргызстана крепнут с каждым днем. Наше постоянное общение, взаимодействие, обмен опытом, выработка общности подходов основываются на объективных исторических и географических факторах, но также и на многовековой дружбе наших народов. Современная Российская Федерация демонстрирует всему миру поступательное развитие и в финансово-экономическом, и в международном аспектах. Сегодняшний Кыргызстан, в свою очередь, является одним из наиболее демократических государств Центральной Азии, подтверждением чему стали проведённые в соответствии с мировыми стандартами выборы президента Республики в 2011 году. При этом, связи между Россией и Кыргызстаном возникли достаточно давно, и в значительной степени они развивались именно между мусульманскими общинами наших стран. 

 

Многие кыргызские молодые люди учились в медресе Урала и Поволжья, татары же составляли немалую часть городских мусульманских общин Пишпека, Оша, Джелалабада. Не случайно, что впервые произведения киргизской художественной литературы  вышли в свет  именно в татарских типографиях. Татаро-башкирские депутаты в стенах Государственной Думы России защищали права киргизов на их земли, после того как мусульман Туркестана  в 1907 г. лишили права участвовать в выборах в Гос.  Думу в 1907 г. В период Туркестанского восстания мусульмане Волго-Уральского региона делали все возможное для того, чтобы спасти киргизов от террора.  В годы революции и гражданской войны, коллективизации и сталинского террора значительная татар и башкир бежала в Киргизию – в этом им помогало знание языков и обычаев, культурная и цивилизационная близость. Другой формацией были советские специалисты – выходцы из среды квалифицированных рабочих, интеллигенции. Недаром до сих пор многие семьи кыргызской интеллектуальной, политической и бизнес-элиты находятся в родстве с татарами. Примерами тому являются и гордость кыргызской литературы Чингиз Айтматов, и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.

 

В годы репрессий немало мусульман из различных регионов России были переселены в Кыргызстан. Например, здесь нашли приют родственники духовного отца Горской республики шейх уль-ислама Али-хаджи Акушинского. Оставшись в посёлке Восточный, они ещё в советское время активно занимались преподаванием исламских наук и возрождением ислама на своей новой Родине. Немало представителей других репрессированных народов – чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев – влились в мусульманскую умму Кыргызстана. Стоит отметить и тот факт, что в Кыргызстане никогда не отмечались конфликты их с местным населением, что свидетельствует о мудрости принимающей стороны. В годы Великой отечественной войны мусульмане вашей Республики приняли огромное количество эвакуированных, превратив свой дом в общий дом. В основе мирного добрососедства в Кыргызстане даже и в ту эпоху лежали законы восточного гостеприимства, исламская доктрина безопасности и уважения к представителям разных наций и религий.

 

Мусульманская традиция всегда отводила большую роль защите Отечества. Саид Кол Шериф как глава духовенства Казанского ханства погиб со своими учениками, защищая столицу государства. И в Российской империи военные ахуны находились во всех ключевых гарнизонах, военно-морских портах, затем при штабах округов и в частях действующей армии, особенно на фронтах русско-японской войны и Первой мировой войны.   

 

Сегодня проблемы безопасности занимают ключевое место для наших сообществ, для всех стран СНГ. Если в наших странах царит внутренний мир, то не опасна и внешняя угроза. В наших особенностях и различиях заключена наша сила, а не наша слабость. Столетиями мусульмане-татары в лице муфтиев и имамов, купцов и издателей, политиков и поэтов стремились установить те мосты, которые объединяют Евразийское пространство. И здесь традиции Китаб Коркуда, Манаса и Кутадгу Билики, Ахмета Ясави и Навои, Махтумкули и Абая, Мухтара Ауэзова и Чингиза Айтматова объединяют нас. Нам важно, чтобы эти великие традиции не остались лишь воспоминаниями о прошлом, а дали нам ориентиры для построения безопасного, свободного и справедливого будущего на Евразийском пространстве.

 

В заключение я хотел бы еще раз поблагодарить организаторов конференции за их любезное приглашение посетить братский Кыргызстан и выступить на этом высоком собрании. Искренне желаю участникам конференции успешной работы, счастья и процветания. Спасибо за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

 

21 августа 2013 года

Бишкек, Кыргызстан

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/28837/">ISLAMRF.RU: Выступление муфтия Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность»</a>