Нужны ли мусульманам России права человека «по-архиерейски»?
05.08.2008 17:34На сайтах Регнум и РИАН, на первой полосе службы Мэйл.Ру в пятницу 27 июня читатели с недоумением могли узнать, будто «мусульмане - за права человека по решениям Архиерейского собора РПЦ МП», завершившего свою работу в Храме Христа Спасителя в Москве.
Так ли это?
На сей раз уважаемые светские СМИ стали жертвой некоего Радика Амирова, подвизающегося в последнее время в престижном РИА «Новости». Это не обременённый знаниями по религии «журналист», не имеющий, впрочем, даже диплома о высшем журналистском образовании, ранее был изгнан с поста пресс-секретаря Совета муфтиев России, затем из информагенства «Регионы». Он опросил нескольких таких же «учёных» мусульман, в частности, муфтия Альбира Крганова и хозяйственника Растама Валеева, которые заявили, что мусульмане утвердят свои «права человека», взяв за основу «учение о правах человека», провозглашённое на недавнем Архиерейском соборе РПЦ.
Однако любой хоть немного учившийся мусульманин знает, что тема прав человека в Исламе развита очень давно, что система прав человека (не только мусульманина) изложена в самом Коране и в Сунне, что для понятности современному обществу известные исламские богословы в 1981 году разработали и опубликовали уникальный документ «Права человека в Исламе», а затем в 1990 году в Каире Организация Исламская Конференция (ОИК) – официальная межправительственная международная организация – приняла документ, ставший частью международного права (для стран-подписантов), который также называется «Права человека в Исламе», или проще, в публицистическом ключе - Каирская Декларация 1990 года.
«Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений», - говорится в статье 10 этого документа. Декларация подписана всеми странами, членами ОИК, и вызвала большой интерес в мире. Многие сравнивают её с Всеобщей декларацией прав человека и иными документами, в разработке которых участвовали христиане: католики и протестанты. За рубежом идёт интересная богословская дискуссия, выясняющая: что во Всеобщей декларации взято из христианства, а что из римского язычества.
Мы рады, что теперь наши «младшие братья» в России, православные христиане - на 1020 году своего пребывания в России! - тоже озаботились правозащитной проблематикой. Если бы они взяли за основу детально проработанную профессионалами Каирскую Декларацию 1990 года, то, возможно, продвинулись бы существенно дальше в своём поиске. Однако говорить, что мусульмане должны «брать за основу» их самые первичные наработки в этом вопросе, может только человек, не видавший ничего далее околицы своей родной деревни.
Попытка обсудить в прессе России эти вопросы с позиций Ислама лишний раз подчёркивает, что наследниками пророков являются именно улемы. Поэтому можно считать симптоматичным, что «правая рука» митрополита Кирилла (Гундяева) Роман Силантьев, грубо вмешиваясь во внутримусульманские дела, так противодействует призыву Умара-хазрата Идрисова создать Совет улемов России (о чём мы недавно были вынуждены написать). Напомним также, что Силантьев после изгнания с поста Секретаря Межрелигиозного совета России неожиданно стал… директором Правозащитного центра, действующего также под эгидой всё того же митрополита. Вот откуда теперь у него обострённый «интерес» к правозащите и жажда внедрить архиерейские откровения всему российскому обществу.
Читающий сообщения, изготовленные личным другом Силантьева Р.Амировым, может подумать, что у мусульман России нет своей концепции прав человека, и потому они с детской радостью узнали, что отцы Архиерейского собора подумали за всех - и вот теперь надо просто у них поучиться. Наивно, смешно, лживо.
Озвученные собором принципы уже вызвали недоумение и критику профессиональных юристов и правозащитников – предстоит серьёзная общественная дискуссия. Однако, уже сейчас можно отметить, что предложенные «архиерейские тезисы» воспроизводят в 21 веке монархические идеалы ушедшей в небытие империи Ромеев (часто ошибочно именуемой Византией). Насколько современной России, стремящейся стать передовой державой с высокими технологиями, нужны архаические идеологемы «Византии» - вопрос, мягко говоря, спорный.
Зачем же Силантьеву через Амирова внедрять в общество идею о солидарности мусульман с этой архаикой? Ответ на поверхности. Это надо для того, чтобы вовлечь не только православных и светских людей, но даже мусульман во внутрицерковные интриги по продвижению определённого кандидата в патриархи. Создаётся пиар-иллюзия «всенародного одобрения» архиерейских умственных исканий.
И конечно же, невежественные мусульмане – без улемов, без Совета улемов, ничего не знающие о современной мусульманской социальной мысли – благоприятная среда для таких манипуляций.
Игорь КИТАБОВ
03.07.2008