RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Восстановление богословских традиций российских мусульман

27.07.2007 17:43

Издание ханафитской учебной литературы в современных условиях

Для абсолютного большинства российских мусульман-суннитов и мусульман большинства стран СНГ ханафитскии мазхаб является более чем тысячелетним правовым институтом. Его с самого начала придерживались наши предки-булгары. В 922 г. попытка представителей посольства багдадского халифа изме­нить нормы фикха с ханафитского мазхаба на шафиитский закончилась неудачей. Ханафитами были ханы Булгара, Сарая и Казани, так же как и всех постзолотоордынских государств. После падения Казанского ханства в 1552 г. и уничтожения мусульманской городской цивилизации в Волго-Уральском регио­не навыки догматической и правовой доктрины были во многом потеряны. Их возрождение связано со второй половиной XVIII века, прежде всего с медресе Каргалы близ Оренбурга. Его му-даррис Ишнияз б. Ширнияз (умер в 1791 г.), который получил образование в Ургенче, в Каргале написал книгу «Гакаиде Бол­гария» - первый труд для шакирдов у татар по догматике - аки-де после падения Казанского ханства[1]. После создания Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 г. его доктриной также стал ханафитскии мазхаб. Литература по нему привозилась преимущественно из Бухары, переписывалась, а затем и перепечатывалась в Волго-Уральском регионе, затем появилась местная религиозная литература в рамках ханафитского мазхаба, выходившая миллионными тиражами. За исключени­ем ряда богословов, например Мусы Биги, призывавшего к объединению норм всех мазхабов, абсолютное большинство татарских улемов жестко придерживалось ханафитского мазхаба, естественно с учетом российских условий. Даже в первые годы советской власти на страницах журнала «Ислам мэжвллэсе» (Исламский журнал, сборник) муфтий Центрального Духовного Управления мусульман (ЦДУМ) Риза Фахреддин в 1924 г. в статье «Религиозный вопрос сегодня» призывал вводить изменения в жизнь, сообразуясь с Кораном и Сунной. Муфтий говорил о необходимости «кувэт тэшригия» («силы Шариата»), необходимости выполнения законов Шариата. Причем Фахреддин прямо ссылался на правовую концепцию Абу Ханифы и его традицию сохранения порядка и уважения к политическому строю[2]. К сожалению, советский режим в его преступной и бездумной атеистической политике разрушил структуру образования российских мусульман. Это привело к утрате традиций богословия в рамках ханафитского мазхаба, и к последующему проникновению зарубежных течений, зачастую радикального толка. Отсутствие необходимого иммунитета и багажа знаний у российских мусульман, включая духовенство, привело особенно к отрицательным последствиям на Северном Кавказе. Конечно, целый ряд трудов российских ханафитских богословов был переиздан, но эти издания не носили учебного характера, выходили зачастую в неадекватных переводах и транскрипции на современный татарский язык, без необходимых комментариев.

На основе этого отрицательного опыта новое поколение имамов пришло к необходимости возрождения традиций российских мусульман в рамках ханафитского мазхаба. Так, например, возникший в течение 2004-2005 гг. издательский дом «Медина» на базе Духовного управления мусульман Нижегородской области специализируется на издании литературы по современному исламскому богословию, преимущественно в рамках хана-фитской школы. Освещением темы ханафитского богословия так или иначе занимается большая часть наших периодических из­даний, в первую очередь - ежемесячная газета «Медина аль-Ислам», первый в России журнал исламской богословской доктрины «Минарет», сборники «Рамазановские чтения» и «Мавлид ан-Набий». Однако основным направлением в рамках этой работы является издание специализированной богословской литературы, призванной подробно раскрыть основные теологические дисциплины ислама: тафсир, фикх, акиду, историю ислама, хадисоведение, методику составления хутб, и т.д. Данная литература ценна как сама по себе, поскольку не имеет аналогов в нашей стране, так и в качестве учебных пособий для мусульманских учебных заведений России.

Издательский дом «Медина» за два года работы выпустил более 100 наименований книг, учебных пособий и периодических изданий. С вашего позволения я хотел бы рассказать о са­мых важных направлениях деятельности, касающихся ханафитского богословия.

Думаю, нет особой нужды рассказывать об истоках и особенностях ханафитского мазхаба - в общих чертах это известно всем специалистам по исламу. Вкратце постановка проблемы такова: в рамках исламского богословия выделяются несколько правовых школ и учений. Например, одна из них, обычно считающаяся приспособленной к модели государства, где живут одни мусульмане, и самой агрессивной, ассоциируется с именем ее основателя Ибн Абдель-Ваххаба; это пресловутый ваххабизм. Как уже указывалось, у российских мусульман наибольшее распространение получила другая, противоположная школа - ханафитский мазхаб, связанная с именем его основателя Абу Ханифы. Зачастую особенности мазхабов сводят только к правовой системе мусульманского государства. Тем самым, они как бы становятся не актуальными для светских государств. Однако стоит указать, что именно с Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое сочинение по исламской догматике - ал-Фикх ал-акбар или Асл ат-таухид. В нем сформулированы основные положения исламской догматики: о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как слове Божьем, о всемогуществе Аллаха, о свободе воли, о пророческом достоинстве, о греховности людей, о добрых делах и о воздаянии за них, о вере (иман), о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В ханафизме при исследовании новых вопросов принимается иджма всякой группы авторитетных лиц. Таким образом, создается возможность возникновения региональных иджма. Эта теория региональных иджма, с учетом российских условий, была разработана прежде всего муфтием ЦДУМ Ризой Фахреддином. Мазхаб ал-Ханафийа допускает широкое применение обычного права (урф, по-татарски - гореф-гадет) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту[3].

Поэтому, именно ханафитский мазхаб является и признается в кругах специалистов самым толерантным и умеренным в Исламе, в течение многих столетий доказавшим свою оптимальность для российских мусульман. К тому же юридически в Уставах абсолютного большинства Духовных Управлений мусульман России говорится о принадлежности к ханафитскому мазхабу. Однако, начиная с эпохи перестройки и до сегодняшнего дня, книжные рынки России переполнены литературой, пропагандирующей другие направления: ваххабизм, хабашизм, издания партии «Хизб ат-Тахрир» и т.д., призывающие к агрессии и насильственным действиям против немусульман, в то время как грамотной литературы по ханафитской школе практически не имеется.

Во многом это приводит к тому, что система исламского образования в России сегодня находится в стагнации. Любой вуз — сложнейшая и уникальная система преподавания, которая может быть создана только на основе соответствующей базы; преподавательский состав вуза состоит из специалистов, имеющих ученые степени в области светских наук или богословия, но здесь не нужно забывать о том, что мусульманские богословы сегод­ня не обладают дипломами о соответствующем образовании; вуз обязан иметь государственную лицензию и пройти аккредитацию. На примере деятельности РИУ видно, что за все годы его существования на российском информационном простран­стве так и не появилось ни одного выдающегося исламского публициста, журналиста, переводчика из числа выпускников университета. Не говоря уже об алимах и мударрисах. Здесь стоит вспомнить пример медресе «Мухаммадия», которое называли «татарским университетом». Слава, которую создавали его выпускники, до сих пор не померкла в любом научном издании, посвященном татарской культуре, истории и богословию. Они были истинной элитой, даже не занимая формальных постов. Ведь в «Мухаммадии» преподавали выдающиеся улемы-ханафиты во главе с ректором Галимджаном Баруди (муфтий ЦДУМ в 1917-1921гг.). Это были Мухаммад-Наджиб Тюнтяри, Шехер Шараф, Кашшафетдин Тарджемани и ряд других.

На современном же этапе в нашей стране на русском языке до недавнего времени практически не было никаких более-менее значимых трудов по этому мазхабу, о принадлежности к которому с гордостью заявляет любой российский имам. На память приходят буквально одно-два издания, посвященные этой теме, написанные востоковедами и, на наш взгляд, предназначенные для чрезвычайно узкой прослойки читателей - не для имамов или студентов медресе, а для самих же ученых-исламоведов. Скажем, отрицательной стороной «Китаб аль-Харадж» Абу Юсуфа, как известно, является отсутствие иснадов хадисов, что является в хадисоведении недопустимым.

Из уже изданных нами книг, прежде всего, обратим внимание на серию «Ханафитский фикх в новом обличье». В труде Абдель-Хамида Махмуда Тахмаза - современного арабского богослова, одного из немногих в мире, который по-прежнему верен этому неагрессивному и либеральному течению - изложены основные юридические нормы ханафитской школы. Нижегородское Духовное управление издало три тома этого труда, посвященных соответственно: правилам омовения (Китаб ат-тахара), молитвы (Китаб ас-салят), поста, заката и паломничества (Китаб ас-саум, китаб аз-закят и китаб аль-хадж в одной книге). Эти издания оказались столь востребованными в нашей стране, что быстро разошлись по регионам России. Аналогов этой работе в России на сегодня нет.

Сегодня есть необходимость переиздать эти тома, в несколько сокращенном виде, в виде одной книги. По договоренности с Равилем-хазратом Гайнутдином Московский муфтият выкупит часть тиража; другую часть планируется продать в Татарстане по линии РИУ, и еще несколько тысяч —в Казахстане.

Подготовлен к печати и четвертый том из этой серии - Китаб ан-никах (Книга бракосочетания), также принадлежащий перу этого автора. Пятый том из серии ханафитского фикха - Китаб аль-джаназа ва ль-истифада мин хаза - посвящен похоронному обряду. Это издание является богословско-академическим. Пре­зентация двух последних книг, ориентировочно, намечена на начало 2007 г.

Взгляды и биография самого основателя ханафитской школы Абу Ханифы также почти не известны русскоязычному читателю - в отличие от биографии и взглядов того же Ибн Абдель-Ваххаба, широко публикующихся на деньги спонсоров из арабских стран. Новый труд нашего специалиста посвящен биографии, взглядам и методам принятия решений Абу Ханифы; он также не имеет аналогов в русской исламской литературе. Это масштабное исследование, которое должно помочь читателю разобраться, почему ханафитская школа стала самой умеренной школой в Исламе.

Переходя к следующему жанру, следует заметить, что основы исламского вероучения изложены в Св.Коране. В зависимости от трактовки того или иного стиха Корана комментатор может совершенно извратить смысл текста или понять его буквально, в то время как значительная часть Священного Писания является ситуативной, ниспосланной по определенным конкретным случаям. Кроме того, особенно важно при передаче смысла стиха Корана тонко чувствовать лексические оттенки того или иного слова.

На сегодняшний день имеющиеся на русском языке тафсиры (расширенные толкования) Корана являются неприемлемыми в силу их недостаточной грамотности или же буквалистского понимания текста. Отсюда рождается восприятие исламской религии как эксклюзивистской и агрессивно настроенной, в то время как в действительности значительная часть этих настроений снимается при грамотном историографическом подходе, объясняющем конкретные ситуации не в общем, а в частном, локальном смысле. Именно такой философский, предельно толерантный к другим конфессиям и в то же время признанный в исламском богословии подход применяется автором ставшего уже классическим тафсира — Абдуллой Юсуфом Али. Этот тафсир, созданный в XX в., лежит в основе всех современных толкова­ний Корана, и признан выдающимся как в европейской культу­ре, так и в арабских странах.

Тафсир А.Ю.Али впервые переведен на русский язык специ­алистами Нижегородского Духовного управления. Он представляет собой подстрочные комментарии к тексту Корана. На страницах будет присутствовать и арабский текст Корана. Такое издание будет востребованным абсолютно во всех кругах мусульман и интересующихся Исламом, инша Аллах. Если учесть, что до сих пор подобная форма текста Корана распространялась только Саудовской Аравией, в массовом порядке печатающей Коран на различных языках, издание станет особенно важным с точки зрения значимости исламской культуры для России и ее народов.

Сегодня тафсир готовится к печати, а наша задача — наладить каналы распространения нового тафсира.

Следующее направление деятельности — история Ислама. Работы по истории Ислама традиционно широко представлены только в исполнении светских ученых-востоковедов; но, как правило, читатели-мусульмане предпочитают иные трактовки этим трудам, относясь к ним с подозрением и недоверием. С другой стороны, изложение истории Халифата со стороны, скажем, приверженцев учения «Хизб ат-Тахрир» приводит читателя к мысли о необходимости вооруженным путем установить Халифат «здесь и сейчас». На наш взгляд, обеим тенденциям следует противопоставить умеренный, толерантный и объективный взгляд на историю Ислама, воспользовавшись для этого трудами исто­риков-мусульман. Наше Духовное управление уже издало «Хронологию исламской истории» (до 1000 г. Р.Х.). С нашего согласия она была переиздана в Москве под названием «Краткая история Ислама», а без нашего разрешения была растиражирова­на на некачественной бумаге здесь, в Казани. Эта книга уже успела стать настольным пособием по истории Ислама в мусульманских учебных заведениях на территории РФ. Сегодня пришла пора подготовки гораздо более расширенного издания подобной «Хронологии» (с VII до сер. XX века) как в педагогических, так и в культурологических целях.

В работе находится и другая книга по ханафитскому богословию — Китаб фадаиль аль-имама - Книга об имамах, какими качествами и знаниями с точки зрения шариата, татарско-башкирской истории и современных общественных отношений они должны обладать. Ее издание, инша Аллах, должно произойти в 2007 г.

Кроме того, планируется издать книгу хутб (проповедей), поскольку абсолютно все сегодняшние имамы вынуждены использовать для этих целей либо явно устаревшие дореволюционные труды, либо проповеди имамов советского времени. А так как современную молодежь такой подход явно не устраивает, то часть имамов использует для подготовки проповедей арабские хутбы из Интернета. Мы можем предложить им альтернативу в лице хутб в русле традиционного ханафитского богословия на современный актуальный манер. Если у кого-то из присутствующих будут предложения по реализации этого издания, буду рад обсудить их, поскольку на сегодня этот вопрос не ре­шен, и выход книги в свет из-за этого задерживается.

Наконец, нельзя не сказать и о книге по ханафитской акиде. На сегодня на русском языке издана только одна книга в этой отрасли богословия: «Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде». Но издана в самом дешевом варианте тиражом 300 экз., а самое главное — собственно матуридитской акиде в этой книге уделено менее 60 страниц из 286. Мы приступили к работе над созданием совершенно иного, качественного труда по ханафитской акиде в целом, поскольку акида — это важнейшее направление богословия, затрагивающее вопросы вероучения и идеологии общества. Разногласия в исламе вызваны не столько разницей в мазхабах, сколько разногласиями именно в акиде. Так что, если будет угодно Всевышнему, это направление должно обязательно воплотиться в жизнь в виде книги по толерантному, прогрессивному и современному вероучению.

Все последние издания должны будут выйти под совместным грифом Совета муфтиев России и Совета улемов России - новой организации, о создании которой мы приняли решение в рамках прошедшего 3 ноября в Нижнем Новгороде Второго мусульманского форума. Одной из главных задач Совета улемов как раз и будет становление в России ханафитской школы с созданием учебных пособий для русскоязычных читателей. Финансирование этого грандиозного проекта будет осуществляться Фондом Абу Ханифы, который также создается во исполнение решений Второго мусульманского форума, правда, в резолюции форума было обозначено создание только одного подразделения этого фонда — нижегородского (названного в честь Хусаина Фаизханова). Так что сегодня мы исправляем эту досадную ошибку и во всеуслышание объявляем: ханафитская школа в России жива. Создание Фонда Абу Ханифы — это дань памяти величайшему исламскому алиму и факиху. Одновременно фонд станет инструментом для возрождения среди российских мусульман и воплощения в жизнь его богословского и исторического наследия. Инша Аллах, ближайшие годы должны стать временем полноценного становления ханафитского богословия в России.

Дамир Мухетдинов

 

[1] Хабутдинов А.Ю. Религиозное образование мусульман Оренбургского Магометанского Духовного собрания // Векторы толерантности: религия и образование. - Казань, 2006. - С. 57-60.

[2] Р. Ф. Бу кендэге дини мосъэло // Ислам мэжэллэсе. - 1924. - N 2. -С. 45-53

[3] Большаков О. Г. Абу Ханифа // Ислам. - 1991. - С. 11-12; Прозоров М.С. ал-Ханафийа//Ислам. - 1991. - С. 273.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/686/">ISLAMRF.RU: Восстановление богословских традиций российских мусульман</a>