RSS | PDA | Архив   Воскресенье 2 Октябрь 2022 | 1433 х.
 

Формирование парадигмы существования ислама в современной России

04.12.2007 19:00

Внутриполитический и внешнеполитический аспект

Специфика современного российского общества заключается не только в том, что на данном этапе оно проходит через период различных трансформаций и определяет свою будущую структуру, но и в том, что фрагментация социального организма в России проходит весьма тяжело и, порой, болезненно. Отсутствие более­менее четкого разделения на социальные группы порождает у многих граждан ощущение слабости и незащищенности, что в свою очередь провоцирует поиск новых или забытых ориентиров в самоидентификации. Одной из наиболее стабильных наряду с этнической является религиозная самоидентификация.

    На современном этапе в российском обществе наиболее высокую степень сплоченности среди крупных религиозных групп демонстрирует мусульманская община России. Вызвано это не только особенностями вероучения ислама, но и некоторыми историческими и социально­политическими факторами. По мнению некоторых исламоведов, это можно объяснить тем фактом, что у российских мусульман на протяжении всего времени нахождения в составе России религиозная идентичность скорее заменяла, чем дополняла этническую. Конечно, нельзя отрицать того, что исламская культура, как и христианство в средневековой Руси, было тем пластом, который накладывался на существующие стереотипы, но синтез и взаимопроникновение данных уровней и обусловило успешность христианизации славян и исламизации тюрков.

    В Российской Империи мусульманская община, несмотря на то, что официально являлась терпимой, все же испытывала большие трудности в социальном взаимодействии, в первую очередь, с органами государственной власти. Она существовала как бы отдельно от русско­православного большинства, и лишь государство пыталось как­то контролировать социальное пространство внутри мусульманской общины, постоянно предпринимая попытки к интеграции ее в общий социальный организм. В большинстве случаев интеграция осуществлялась силовыми методами и при помощи православной церкви, что отталкивало мусульманскую общину от российского общества.

    Советский период истории российских мусульман был намного тяжелее, чем имперский. За 70 лет советского периода истории России мусульманская община находилась под серьезным политическим и идеологическим гнетом и не смогла адекватно развивать исламские институты в рамках существующей политической системы.

    Советский период истории во многом усилил ту тенденцию, которая наблюдалась еще в период Российской Империи — разделение на По­волжскую и Кавказскую часть уммы. Первая в основном была всегда лояльна царскому правительству, и никаких серьезных проблем государственные чиновники не испытывали. Объяснялось это тем, что по этническому составу она была относительно монолитна (подавляющее большинство в ней составляли татары), а также тем, что данные народы были присоединены к России намного раньше кавказских народов. Особенно тенденция к разделению на две части уммы проявилась в начале 90­х годов XX века, когда началось возрождение ислама в регионах традиционного проживания мусульман. В Поволжье начала формироваться, прежде всего, институциональная система оформления ислама (духовные управления, учебные заведения, оформление общин), которая, в общем, и направляла развитие возрождения мусульманской культуры. Безусловно, радикальные организации и лидеры были в начале 90­х годов в мусульманской среде обыденным явлением, и от них часто звучали призывы к выделению исламской уммы из состава России (иногда это было явно, иногда завуалировано). Но подавляющее большинство мусульманских лидеров в Поволжье сохраняло свою лояльность России и в этот тяжелый для нее период.

    Процессы возрождения ислама на Кавказе сразу получили бессистемный и во многом опасный для страны поворот. Ислам зачастую здесь использовался не только как предлог для агитации за отделение от России, но и под его именем совершались преступления против мирного населения. Официальные мусульманские лидеры практически не контролировали ситуацию в умме, поскольку на Кавказе разрыв между поколениями сказался намного тяжелее на целостности общины. В результате произошел раскол на радикально настроенных и неплохо подкованных в некоторых вопросах шариата молодых людей, практически лишенных социальных перспектив, и пожилых, хорошо разбирающихся в обрядовой стороне служения, но плохо подкованных в плане знания первоисточника. Это стало одной из основных причин такого тяжелейшего политического кризиса на Северном Кавказе. Самыми тяжелыми в этом отношении стали Дагестан и Чечня.

    Сейчас разделение на Поволжскую и Кавказскую часть уммы уже состоявшийся факт, и в ближайшее время этот раскол достаточно тяжело будет преодолеть. Можно назвать виной тому пять основных причин:

— Регионализация пространства российской уммы (деление на 40 с лишним духовных управлений весьма осложняет любые интеграционные процессы, как на институциональном уровне, так и на социокультурном).

— Отсутствие лидера мусульманского сообщества (института), мнение которого было бы авторитетом для всех муфтиев и имамов (попытки создать такой институт в ближайшей перспективе обречены на провал, поскольку институциональное пространство ислама в России на данном этапе атомизировано).

— Усложнение идеолого­правового пространства ислама в России (иногда определяющим различием между мусульманами оказывается даже не деление на суннитов и шиитов и разница в мазхабах).

— Отсутствие консенсуса внутри уммы по поводу пути ее дальнейшего развития (спектр мнений весьма широк от интеграции в российское общество по примеру западных стран до выделения в особое политическое пространство с отдельным административно­территориальным статусом).

— Разрыв социокультурного пространства ислама (ислам в городе и сельской местности играет порой две разные роли, что приводит к противоречиям внутри мусульманского сообщества).

    Обозначенные причины в основном носят внутренний характер, так как автор считает, что проблемы российского мусульманского сообщества носят объективный характер и связаны как с историческим путем развития России, так и современными социокультурными условиями современного российского общества. Политические события и информационная политика государства также оказывают серьезное воздействие на развитие уммы, однако они не являются определяющим фактором.

    Одним из наиболее опасных явлений в современном российском исламе является его этнизация, которая усугубляется описанной выше регионализацией. Зачастую, духовное управление мусульман в определенном регионе становится не духовным управлением всех мусульман этого региона, а лишь представителей той этнической группы, которые составляют «титульное мусульманское большинство» в нем. Наслоение на этот фактор различий в мазхабах, отдельных обрядовых разногласий раскалывает умму в конкретно взятом регионе, что не идет на пользу ни ей, ни российскому обществу, так как более мелкие общины более склонны к сегрегации. Отчасти данный феномен можно объяснить тем фактом, что в период возрождения ислама в конце 80‑х годов одним из усиливающих факторов консолидации мусульман служили региональный и этнический факторы. В настоящий момент это послужило основной причиной жесткой сегрегации общин коренных мусульман Центральной России — татар и мигрантов с Кавказа — азербайджанцев, чеченцев и дагестанцев (региональная идентичность). На Северном Кавказе же (в республиках) титульная нация фактически олицетворяет собой и духовное управление мусульман. Подобное положение дел будет способствовать замедлению процессов интеграции как самой уммы в современное российское общество, так и внутриисламской интеграции на территории России.

    На данном этапе также можно отметить повышение роли ислама для российской внутренней и внешней политики. Внутренняя политика в основном связана с региональным и межрегиональным уровнем ислама. Здесь мы можем наблюдать очень серьезное финансовое усиление духовных управлений мусульман, которые на данном этапе способны аккумулировать значительные ресурсы в образовательные, культурные и пропагандистские проекты. Любой, даже достаточно сильный и амбициозный, руководитель субъекта федерации должен теперь считаться с позицией регионального лидера мусульман.

    Уровень федеральный для российского ислама прочно ассоциируется с действиями Москвы по налаживанию связей со странами, где основой культуры является мусульманская религия. 

    Перспективами развития мусульманской общины на данном этапе является ее внутренняя интеграция не столько на уровне институциональном, хотя и здесь есть резерв для укрепления позиций, сколько в плане создания единого информационного пространства. Многие проблемы становления мусульманской общины вызваны именно слабостью ее информационного воздействия на российское общество, которое воспринимает в основном своих соседей по сообщениям западной и федеральной прессы, которая зачастую экстраполирует отношение к отдельным группам мусульман (или людей, декларирующих то, что они действуют от имени ислама) на всю умму, в том числе и в России. Отсюда берутся и негативные стереотипы по отношению к отдельным этническим группам. Наличие собственного информационного пространства, способного влиять на формирование стереотипов, не только в российской умме, но и во всем российском обществе облегчило бы и процесс интеграции и межкультурной коммуникации.

    Другим возможным резервом усиления позиций мусульман в российском обществе является на данном этапе укрупнение духовных управлений (аналогия с укрупнением регионов не имеет с этим ничего общего). Вторым этапом подобного укрупнения могло бы стать присоединения «слабых» духовных управлений к более сильным, способным аккумулировать, необходимые для развития общины, ресурсы. Третьим и, на взгляд автора, главным направлением работы мусульманского сообщества России на сегодняшний день является формирование интеграционно­ориентированной парадигмы существования ислама в России, которая бы не рассматривала российское общество как что­то отдельное от уммы, с которым нужно заключать какие­то соглашения или договора «о ненападении».

    В этой связи остается добавить только то, что российское общество пока находится в состоянии формирования и структуризации, а результаты этих процессов во многом зависят от того, какую роль в них в и в российском обществе будет играть мусульманская община.

 

Илья Рябков

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №45

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/1023/">ISLAMRF.RU: Формирование парадигмы существования ислама в современной России</a>