RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Июль 2024 | 1433 х.
 

Политизированность фактора гиюра или возможен ли раскол в Израиле?

05.08.2008 17:42

"Гиюр - своего рода процедура посвящения в иудаизм не евреев по крови. Регламент гиюра время от времени попадает в центр общественной и политической дискуссии в Израиле, в том числе и в последние месяцы. Причем муссирование вопроса нередко сопряжено не только с богословскими и внутриполитическими аспектами, но и геополитическими "баталиями" на Ближнем Востоке."

«Гиюр - процесс принятия еврейства. Включает в себя принятие на себя соблюдение всех  заповедей Торы, обрезание и окунание в микву в присутствии трех раввинов... Суд должен сначала "оттолкнуть" пришельца, объяснив насколько трудно быть евреем, и только при условии, что тому удалось убедить суд в искренности своих намерений может быть осуществлен гиюр... Только гиюр в соответствии с еврейским законом обладает силой "превратить" нееврея в еврея, изменить его статус во взаимоотношениях с Б-гом и миром. Фиктивный гиюр, осуществляемый людьми, не соблюдающими еврейский закон, - не более, чем обман»(1).

В целом, основой расхождения позиций при обсуждении в Израиле аспекта гиюра является отношение к общественной и религиозной идентификации. Как известно, ортодоксальный Иудаизм настаивает на единении этих понятий, как факторе укрепления "характера еврейского государства".

Согласно израильским источникам, "Мишне Тора подчеркивает: "Если принимает человек на себя соблюдение всей Торы, кроме одной маленькой подробности - не принимают его" (Законы о запрещенных интимных связях, 13:8. Источник в Талмуде - трактат Бехорот, лист 30)(2). Говоря другими словами, речь идет об опасении в ортодоксальных кругах превращения "еврейского характера" Израиля в "государство для всех". Согласно израильским источникам, в стране проживает около 300 тыс. "негалахических" евреев - детей отцов и дедов евреев(Галаха - еврейское религиозное право). Эта часть населения, создавая новые семьи, по мнению ортодоксов, укрепляет "нееврейский элемент" в Израиле.

Особое внимание ортодоксов ко внутренней ситуации в Израиле вызывается их критическим отношением к происходящему в диаспоре. Например, получила распространение информация о том, что новый молитвенник для британских иудеев называет Бога в среднем роде (авторство принадлежит т.н. Движению за реформирование Иудаизма, "с пониманием" относящегося  к продолжателям "дела" Содома и Гоморры). Профессор-демограф Серджо делла Пергола (Еврейский университет, Иерусалим) отмечает, что "54% евреев США состоит в смешанных браках, лишь 29% еврейских детей охвачены системой еврейского образования"(3). И добавляет, что "без сильного процветающего Израиля алии не будет, а лишенная сионистского стимула диаспора продолжит подвергаться глобализации и ассимиляции".

Т.е. движение внутри Израиля за недопущение гиюра «негалахических» евреев, "не знающих"  Тору, имеет далеко не спонтанную основу. Речь идет о реальнейшем противостоянии «ассимиляции» и смешанным бракам, способствующим "демографической и национальной угрозе исчезновения евреев". Именно ракурсом беспокойства за "чистоту" еврейской нации  (насколько искренен нееврей в своем желании пройти гиюр, не преследует ли личную выгоду, готов ли соблюдать все предписания?) ортодоксальное "начало" обосновывает необходимость сложности процесса гиюра.

Как отмечает израильский писатель-публицист Эдуард Кузнецов, "т.н. алия из стран бывшего Советского Союза неизбежно носит в значительной степени нееврейский характер... Тут мы вновь упираемся в извечный тупик... Сохранить демократический характер государства и при этом еврейский его характер, одно другому, конечно, на самом деле противоречит"(4). (Отметим, что по данным проведенного по заказу Израильского института демократии социологического опроса, большинство евреев Израиля игнорируют религиозные традиции, в первую очередь о соблюдении субботы).

В то же время, по мнению ряда израильских общественных деятелей, гиюр никогда не являлся исключительно религиозной проблемой, будучи производной отношений между религией и обществом (государством), и воздействие на него определялось "трансформацией Иудаизма". Хотя являвшийся членом комиссии Кнессета по алие и абсорбции, ныне покойный Юрий Штерн придавал возникновению причин "проблемы гиюра" несколько иной оттенок: "Израильская элита не особенно желает принимать «русских», особенно в гуманитарных науках, где критерии более субъективны, чем в естественных. Израильская журналистика, израильская культура весьма и весьма «ощетинились». Почему? Потому что почувствовали угрозу! Есть немало людей, которые заняли эту позицию сознательно, но большинство – почти инстинктивно, обороняя своё «гнездо», занятую нишу, интересы клана"(5).

Как бы то ни было, еще в конце 1990-х гг. было принято решение об осуществлении подготовки к прохождению гиюра представителями как ортодоксального, так и реформистского Иудаизма, но при утверждении свершившегося ортодоксальным религиозным судом. Однако акция развития не получила, причиной чего нередко назывались бюрократические проволочки ортодоксов. В 2003 г. экс премьер-министр Израиля Ариэль Шарон создал при министерстве главы правительства специальный отдел гиюра, возглавляемый равом Хаимом Друкманом, окрестив процесс "важнейшей национальной задачей". Но вновь лишь небольшой процент репатриантов прошли процедуру, что привело к очередной порции критики практики ортодоксальных раввинов. Особо активизировались "окологиюрные баталии" в последние год-полтора. Весной 2007 г. депутат Кнессета Давид Ротем (НДИ -"Наш Дом-Израиль") представил законопроекты: о гиюре и о гражданских браках (пункты предвыборной программы). Согласно излагаемому, "монопольное право" решения вопроса о переходе в еврейство главного раввинатского суда должно кануть в лету путем передачи полномочий раввинам городов, кибуцов и мошавов.

В начале февраля 2008 г. правительство Израиля приняло рекомендации межминистерской комиссии об увеличении масштабов обращения в Иудаизм репатриантов-неевреев. Процедура гиюра была названа "программой национального масштаба", а при канцелярии премьер-министра возникло Управление по гиюру (одним из распространенных выражений стало "иудизация русской алии", т.к. огромное количество репатриантов позиционируют себя "этническими русскими"). В этой связи раввин Нафтали Шрайбер (представитель ортодоксального Иудаизма, активист организации "Раввины против гиюра"), выступающий против процесса перехода в еврейство новых репатриантов из СНГ, заявил, что озвучивание цели обращения в Иудаизм всех неевреев Израиля "провоцируют честных иммигрантов, не готовых из-за перемены места проживания отказаться от своей семьи, веры и родного народа, встать в позицию противостояния и неприязни к государству Израиль...Госкампания гиюра должна быть ликвидирована и оставлена в качестве курьеза в учебниках политологии"(6).

Со слов израильского социолога Моше Кенигштейна, госпрограмма "наносит огромный ущерб репутации государства и еврейской религии... противоречит интересам большинства русскоязычных репатриантов – евреев и неевреев"(7).

26 марта в Кнессете прошла Общественная конференция «Гиюр в Израиле: религия, политика и общество», инициатор которой  - депутат Марина Солодкина (Кадима) первостепенной задачей правительства определила «обращение русских в Иудаизм». Она отметила, что все управление по гиюру ведет сефардский раввин Шломо Амар при отсутствии как «русского», так и ашкеназского раввинов. С ее слов, "еврейская идентичность" должна являться базовой и "превалировать над израильской идентичностью". Лидер же НДИ, вице-премьер Израиля Авигдор Либерман высказался следующим образом: "Для меня, прежде всего, важно, чтобы сохранился еврейский характер государства Израиль. Даже если при этом пострадают какие-то демократические и либеральные ценности. Но, в то же время, монополия ортодоксов недопустима"(8).

В начале мая ситуация в Израиле вышла на новый уровень противостояния. Большой Суд главного раввината отменил все гиюры, проведенные особым судом рава Хаима Друкмана и равом Хаимом Авиором за последние 9 лет (что фактически "выводило" массы людей из понятия еврейский народ). При этом постановление органа рекомендовало отменять гиюры и в случаях их проведения ультраортодоксальными раввинами, если новообращенный еврей "не соблюдает заповеди Торы". Исходя из изложенного Талмудом (см.выше), с точки зрения Иудаизма к решению Большого Суда придраться невозможно. Но в результате "правоты по сути" этого органа израильское общество подступило к порогу разгорания конфликтной ситуации.

Президент Совета раввинов "Движения консервативного иудаизма" Бари Шлезингер охарактеризовал деятельность раввинатских судов как произвол. А А.Либерман добавил: "Не может быть такого, чтобы семнадцать человек, входящие в состав главного раввинатского суда, узурпировали право решать, кому давать разрешение на прохождение гиюра, а кому нет"(9). Не случайно министр абсорбции Яаков Эдри приветствовал решение главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, на основании которого аннулированные гиюры были "восстановлены". В связи с происшедшим "Институт изучения иудаизма" открыл "Горячую линию", призвавшую обращаться всех испытывающих проблемы с «признанием еврейства». 5 июня у Главного раввинатского суда в Иерусалиме прошел митинг в поддержку этой категории лиц.

В то же время, несколько дней назад парламентской фракции НДИ не хватило 7 голосов для проведения выше озвученного Закона Д.Ротема об изменении системы гиюра. Весьма симптоматично непринятие участия в голосовании именно русскоговорящих депутатов из Кадимы, что в реалии свидетельствует всего лишь о политизации проблемы гиюра. Нельзя не согласиться с Д.Ротемом, обвинившим правящую коалицию в "обмане"  репатриантов и "безразличии к судьбам тысяч людей». Особый упор был сделан на позиции партии Авода, "на словах" неизменно декларирующей "верность делу алии и абсорбции", но руководствующейся "сиюминутными политическими соображениями".

Анализ периодов активизации аспекта гиюра однозначно свидетельствует, что "расцветает" он как в момент внутриполитического кризиса в Израиле, так и в случаях  обострения геополитической борьбы вокруг Ближнего Востока. Так, ряд наблюдателей последний по времени «вброс» в общество проблемы гиюра связывают с возникшими известными сложностями вокруг фигуры Э.Ольмерта, предварительно заручившегося поддержкой  главного раввината. С другой стороны, нельзя не увидеть борьбу за электорат "лишенных" (а это ведь 300 тыс. человек, да плюс еще сочувствующие и их "чистокровные" родственники) в период выборов. Например, еще пару лет назад в предвыборной программе партии МЕРЕЦ, которую поддерживали лишь 0,4% электората смешанных семей, был зафиксировано пункт о предоставлении возможности "светского пути принятия иудаизма", согласно которого евреем может быть признан даже "присоединившийся к еврейскому народу нерелигиозным способом". Ну а что касается международного ракурса, на фоне лоббирования геополитическими центрами мирных конференций с "окончательным  разрешением" ближневосточного кризиса, внешним силам, безусловно, значительно удобнее "работать" внутри стран в "мутной воде". Из чего следует, что контекст гиюра еще долго будет использоваться политиками различных мастей.  А возможные "столкновения" на этой почве ортодоксов и либералов - всего лишь правила игры.

Но самое прискорбное для развития ситуации на Бл.Востоке в данном ракурсе состоит в том, что, по мнению ряда авторитетов, единение израильского общества возможно в случае угрозы войны. Как пишет Йель Тамир, "ни одна из сторон не может убедить других перейти в собственный лагерь, поскольку такой переход требует изменения не только мировоззрения, но и жизненных условий.... Во времена мира и процветания социальная сплоченность часто ослабляется, и индивиды склоняются в более универсалистском направлении. В таком случае, часто поднимаемый вопрос о том, почему мы не можем оставаться такими же сплоченными в хорошие времена, как и в плохие, может иметь простой ответ - это просто противоречит... интересам большинства из нас... Когда все члены общества оказываются беззащитными перед экзистенциальными рисками, общество склоняется к коммунитарному полюсу"(10).

Не подтолкнул бы кто "ненароком" эти самые "экзистенциальные риски"...

Теймур АТАЕВ,

политолог , Азербайджан

1.Что такое гиюр?

http://www.moshiach.ru/FAQ/giur/1909_3_13.html

2.Цит. по: Гиллель Бродский. Кому можно делать гиюр?

http://evrey.info/sitep/think/arkhiv.php3?menu=300

3.Цит.по: Шломо Громан. Грустный взгляд президента: еврейский народ отступает по многим фронтам

http://www.languages-study.com/berlin/kacav.htm l

4.Цит. по: Эмиграция в Израиль: еврейская или русскоязычная?

http://www.sem40.ru/evroplanet/1632/

5.Юрий Штерн: Русские евреи отличаются великодержавностью

http://www.sem40.ru/evroplanet/emigration/18470/

6.Раввин Нафтали Шрайбер. Выступление на конференции «Гиюр в

Израиле: религия, политика и общество»

http://www.homeru.com/news/content/view/5763/175/

7.Моше Кенигштейн. Интервью «Еврейской газете» (Берлин)

http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=6621

8.В Кнессете прошла конференция "Гиюр в Израиле: религия, gолитика и общество"

http://www.newsru.co.il/israel/26mar2008/knesset_g.html

9.Авигдор Либерман: Гиюр должен объединять, а не разъединять!

http://news.strana.co.il/israel/?item=14716

10.Йель Тамир. Класс и нация

http://magazines.russ.ru/logos/2006/2/ta3.html

17.06.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/3569/">ISLAMRF.RU: Политизированность фактора гиюра или возможен ли раскол в Израиле?</a>