RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Глобальная «головная боль». Размышления о столетних итогах соглашения Сайкса-Пико

19.05.2016 13:40

16 мая исполняется сто лет легендарному соглашению Сайкса-Пико, ставшему ключевой точкой в современной истории исламского мира. План предусматривал раздел владений Османской империи и установление сфер влияния и контроля в ее арабских областях и зонах. Секретный договор вступал в силу по итогам предполагаемого крушения Порты в ходе Первой Мировой войны.

 

Соглашение явилось триумфом колониальной политики Европы в исламском мире. Между тем, сегодня этот документ, фактически декларировавший победу Запада в многовековом противостоянии с мусульманской цивилизацией, обернулся глобальной "головной болью", которая прежде всего актуальна для самого Запада.

Проблемы мусульман, порожденные в том числе Сайксом-Пико, стали мировыми. И выйти из этого почти замкнутого столетнего круга теперь можно только вместе.

Договор можно назвать той центральной точкой, за которой в исламском мире началась полоса нестабильности, не прекращающаяся и поныне. Конечно, винить Запад в мусульманских бедах и ошибках - неверно и стыдно. Плачевная ситуация сложилась в результате, в первую очередь, внутренних процессов эрозии, а уже потом прямой иностранной агрессии.

Запад делал и делает то, что в некотором смысле должен. Он преследует свои интересы так, как их понимает его элита. Договор лишь усугубил болезнь. Это диагноз, который исламский мир до сих пор не может преодолеть, своего рода проклятье.

Современная нестабильность является следствием дезинтеграции исламского мира, зафиксированной Сайксом-Пико. Единое пространство было разорвано на колониальные и полуколониальные владения. В результате в мусульманских странах провалились попытки модернизации на западный и восточный (социалистический) манер.

Сегодня мусульманская цивилизация пребывает в кризисе из-за отсутствия видения ясного будущего. Даже так называемый "умеренный исламский" проект , который, казалось бы, восходит на дрожжах Арабской весны, и тот уперся в страшный тупик сирийской гражданской войны.

Я уверен, что затянувшаяся полоса развала и вражды закончится только при восстановлении единства мусульманского пространства. На протяжении веков оно существовало в рамках общей парадигмы. Исламский мир связан тысячами видимых и невидимых нитей. Нынешнее состояние некоторым образом неестественно. Что и порождает нестабильность, следствием которой является рост радикализма и терроризм.

На Большом Ближнем Востоке почва для гиперрадикализации более чем подготовлена. Несколько поколений выросли в условиях бесконечного беспредела, войн, диктатуры, нищеты, угнетения и коррупции.

Исламский мир переживает масштабный цивилизационный кризис, сравнимый с временами Крестовых походов и монгольского нашествия, когда само его существование было поставлено под вопрос. Еще в конце XVII века Османская империя – стержень уммы – была лидирующим государством на планете (аналог США сегодня). В XX веке она была поставлена на грань колонизации Западом. А сегодня исламский мир отстает на несколько параметров не только от «языческой» Японии, но и от Южной Кореи, Китая и Индии.

Массовое мусульманское сознание, крайне уязвленное происходящим, пытается нащупать выход. Мы имеем дело с проблемой глубинного залегания. Решение ее растянется на десятилетия и будет очень болезненным.

Да, весь XX век не было шанса на реинтеграцию исламского мира. Одни ориентировались на Британию, потом на США, другие на СССР, причем с сильным национал-имперским уклоном, вроде панарабского баасистского проекта, очень напоминающего так называемые национал-революционные движения в Европе 20-40 годов.

Но сейчас перспективы открылись. Интеграция может идти по каналам Организации исламской солидарности. Альтернативы движению в строну своего ЕС нет. Иначе нынешний, если говорить прямо, бардак не прекратится.

Конечно, помимо внутренних распрей и конфликтов, сохраняется значительное неприятие идей мусульманской геополитической, экономической и социальной интеграции со стороны Запада, да и многих других глобальных центров силы, например Индии и Китая. Появление современного мощного межгосударственного объединения с развитой экономикой, здоровым стабильным обществом, суверенной военно-политической стратегией, интерес, мягко говоря, вызывает у немногих.

Между тем, от фактора пробуждения исламского мира, стагнировавшего на протяжении последних 300 лет, не уйти. Проблема его самоопределения стала одним из ключевых вопросов международной безопасности. И останется таковой еще несколько десятков лет. Не зря ЦРУ последнее время при приеме на работу в ведомство отдавало предпочтение тем, кто владеет арабским или фарси.

Как я уже много писал, две магистральные тенденции в исламском мире подпитываются двумя глубинными социально-цивилизационными запросами: на интеграцию и коренные реформы в экономике, политике, культуре. По соцопросам, практически во всех мусульманских странах, в том числе в богатых, высок уровень критических оценок всех сторон организации жизни.

Исламский мир беременен идеей единения и обновления. Вопрос в том, в какой форме будет развиваться процесс – псевдохалифата ДАИШ или «мусульманского ЕС».

Кстати говоря, боевики ДАИШ, дойдя до границы Сирии и Ирака, не зря назвали демонтаж пограничных столбов уничтожением уродливого порождения соглашения Сайса-Пико. Их пиарщики тонко чувствуют нерв мусульманских масс и играют на нем.

Интеграция и реформы могут пойти по гиперрадикальному сценарию (типа ДАИШ), могут – по умеренно-консервативному мусульманско-демократическому. Последнее - это модернизационный проект, сформировавшийся на собственной цивилизационной базе. Внесенные из вне национально-социалистические или либерально-капиталистические альтернативы стали историей, частично растворившись в религиозных концепциях.

Поэтому решение проблемы того же ДАИШ может быть только внутримусульманским. Внешние бомбардировки и даже наземные операции ничего существенно не дадут. В конце концов, на смену ДАИШ может прийти еще более свирепая сила.

В нынешних условиях Россия, как ответственное государство, стремящееся сформировать новый более справедливый международный порядок, могла бы быть главным партнером исламского мира в его стремлении к единству, модернизации и достижению субъектности в мировых делах. Запад, запятнавший себя договорами типа Сайса-Пико и неоколониальной политикой последнего времени, инициативу тут утратил.

В концов концов, никто не решит проблемы исламского мира, кроме него самого. И ему в этом надо помочь. В интересах всего человечества и глобальной безопасности, чтобы лава мусульманской социальной энергии конвертировалась во что-то полезное для всех окружающих, и исламский мир прекратил быть нескончаемой «головной болью» планеты.

Мусульманский интеграционный проект – в смысле региональной интеграции стран зоны традиционного распространения религии и культуры Ислама - в новой редакции должен стать реальностью, наряду с активно заявившими о себе паневропейскими и паназиатскими устремлениями. Это часть процессов глобализации в их позитивном здоровом прочтении. А Москва имеет хороший шанс оказаться тут главным бенефициаром.

 

Дамир Мухетдинов,
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/39374/">ISLAMRF.RU: Глобальная «головная боль». Размышления о столетних итогах соглашения Сайкса-Пико </a>