RSS | PDA | Архив   Пятница 7 Август 2020 | 1433 х.
 

Выходи, стройся!

07.12.2007 17:03

Обзор прессы Приволжского федерального округа за 19 – 25 ноября 2007 года

На неделе завершилась история с пензенскими сидельцами. Псевдохристианских затворников вывели за рученьки на белый свет, а их лидер был отправлен дожидаться «конца света» в психиатрическую клинику. И в самом деле: несколько десятков потенциальных избирателей спрятались от мира перед самыми выборами, спрятались, чтобы заявить – «мы не такие как все, мы не такие как вы!». Реалити-шоу закончилось, но, как пел покойный лидер «Queen» Фреди Меркури, «show must go on» - «шоу должно продолжаться». И шоу продолжилось. Толерантности ради надо было теперь найти мусульманских затворников. И их нашли. Точнее искать-то их не было особой необходимости. Тихо-смирно сидели они себе на окраине Казани, пока журналисты газеты «Вечерняя Казань»(а, точнее, ее субботнего приложения  - «Конец недели») не вспомнили о секте файзрахманистов. Заодно к казанским сидельцам примчалась целая журналистская братия под руководством силовиков.

«К обеду на Торфяную началось паломничество представителей СМИ, - пишет газета. -  Опережая их, туда понеслась милиция - один экипаж, второй... Начальник МОБ Советского РУВД Виктор Котников долго и обстоятельно говорил с представителями затворников под прицелом теле- и фотокамер. Их староста Гумар и его супруга отвечали на вопросы прессы как по писаному, но слегка, кажется, сожалели, что в день обрушившейся на общину славы уехал по делам в Набережные Челны ее духовный руководитель Файзрахман Саттаров ("он бы все лучше объяснил").

Гумар рассказал, что община, в которой состоит человек тридцать, живет замкнуто, молится в своей мечети, никого из неправоверных (а таковыми они считают и мусульман, которые посещают другие мечети и живут не в точности по Корану, а совершают мелкие грешки-отступления) за ворота не впускают. К врачам не ходят, в школу детей не пускают, учат сами (в общине детей 10 - 12 - от грудничков до подростков). Даже роды, говорит Гумар, мужья у жен сами принимают.

"А если кто серьезно заболеет, умирать будет?" - "Аллах поможет". - "А если умрет?" - "У нас один умер, справки о смерти не было - на кладбище не дали похоронить. Похоронили в земле Аллаха". - "Это где?!" - "Вокруг, - топнул ногой Гумар, - везде земля Аллаха".

Остальные затворники на автомобилях в мир за продуктами ездят, за топливом - у них электричество автономное, от собственного генератора. Покупают все, что необходимо, хотя нигде не работают - вера не позволяет. Гумар пояснил, что деньги им Аллах посылает. Каким-то, видимо, совершенно законным способом. Потому что община казанских затворников, как уже писала "ВК", существует на Торфяной лет десять и как минимум пять из них провела в состоянии глубокой автономии, не платя, по их словам, не то что налогов на доходы, землю и имущество, а даже за газ. И никто этому не препятствует, хотя за ними, как сообщили корреспонденту "ВК" в пресс-службе Советского РУВД, наблюдают правоохранительные органы».

Лидер секты Файзрахман Саттаров в советское время являлся представителем «официального мусульманского духовенства». Он стал одним из немногих мусульман, кому было разрешено закончить Бухарское медресе, где Саттаров проучился 9 лет. Затем он работал имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе, Октябрьском. В 1970-е годы был заместителем муфтия ДУМЕС в Уфе. С конца 1980-х годов Саттаров начал целенаправленно создавать собственное религиозное течение.


С другой стороны деятельность его адептов стала настолько раздражать официальное ДУМ РТ, что на очередном июньском пленуме ДУМ по версии казанской газеты «Честное слово» (Сектантов наскоком не проймешь // Честное слово, 2007.  - №10 (49). – июль) муфтий Гусман-хазрат Исхаков погорячился и якобы объявил, что кровь Файзрахмана Сатарова «халяль». «По древним обычаям это означает, что если «убрать» такого с жизненного пути, то особого греха в этом не будет. Конечно, участники заседания призвали муфтия взять себя в руки, не поддаваться эмоциям и направить борьбу с псевдомусульманскими течениями в цивилизованное русло», - писала «Честное слово».

В конце мая файзрахманисты после пятничного намаза в мечети Кул Шариф начали возвещать о появлении нового «пророка» - своего лидера Насруллы-бабая (в миру Файзрахмана Саттарова). Мол, кто не уверует в него – тот кяфер.


Незадолго до пленума, в казанскую мечеть «Сулейман»пришли двое людей неопрятного вида. Целью их визита было объявление о якобы приходе нового пророка, которым является, по их словам, основатель секты файзрахманистов Файзрахман Саттаров.

Позже вышеупомянутая газета «Честное слово» (Абдуллин В. Слово муфтия не воробей, вылетит – не поймаешь! // Честное слово, 2007.  – август. - №11(50)) опубликовало письмо одного из своих читателей В.Абдуллина, который написал: «Прочитав заметку «Сектантов наскоком не проймешь» еще  раз убедился в том, что духовный руководитель  такого ранга, как муфтий РТ, просто обязан взвешивать каждое свое слово, прежде чем его выносить на публику. Иначе это может иметь непоправимые последствия». Далее он отмечал, что «муфтий считает себя распорядителем человеческих жизней и судеб,  раз фактически объявил, что жизнь  лидера секты «файзрахманистов» из торфяного поселка близ Дербышек Насруллы-бабая ничего не стоит.  И если такого «убрать» с жизненного пути, то особого греха в этом не будет.  Но  только Бог решает, кому жить, а кому умирать. И не стоит обычному смертному, какие бы звания он не носил, присваивать себе функции Бога. Тем более, что о чем заявил муфтий на заседании ДУМ 18 июня, противоречит всем канонам Ислама,  нормам веротерпимости и толерантности».


Близкий к ДУМ РТ сайт «Ислам в Республике Татарстан» также отреагировал на этой неделе на «файзрахманисткие волнения», высказав таким косвенным образом официальную точку ДУМ РТ.

«В некоторых интернет-новостях прошли сообщения о том, что в Казани также есть замуровавшиеся сектанты, - передает сайт. - ... "Файзрахманисты" проживают в частном доме на окраине Казани, никакого "замуровывания" там не наблюдается, они просто не пускают к себе во двор посторонних, т.е. для них - иноверцев, поэтому заявления об аналогичности их пензенским сектантам не совсем верны. Никакого письма Ф.Саттаров пензенцам не посылал, а ответил на вопрос одного из журналистов об их отношении к ним, его слова же вдруг журналистами трактуются как послание. К сожалению, такое преувеличенное внимание журналистов к этим сектантам может лишь стать рекламой для них, т.к. психически неуравновешенные, восприимчивые граждане могут устремиться к ним просто из любопытства. А ведь их деятельность имеет явную коммерческую подоплеку. В этой связи необходимо соблюдать осторожность в освещении такого рода коллизий и проявлять щепетильность».


Риторика, риторикой, а где же истина? Лишь нижегородские мусульмане дали внятный научно-богословский комментарий в связи с событиями вокруг файзрахманистов. За всю мусульманскую умму пришлось отвечать имам-хатыбу Соборной мечети Нижнего Новгорода, преподавателю мактаба «Ихсан» Ахмету Абдуллину.

Опираясь на Коран и Сунну, он четко объяснил, что в Священном Коране упоминается о 25 посланниках, но «вера в посланников ни в коей мере не подразумевает свободу выбора в следовании за кем бы то из них по своему желанию.  Веруя во всех, тем не менее, следовать необходимо за последним из них. А последним  в этой пророческой  цепи является пророк Мухаммад (с.а.в), о котором сам Всевышний сказал: «Мы направили  тебя ко всем людям без исключения с благой вестью и увещеванием» (Саба, 28)».

Согласно утверждению нижегородского имам-хатыба, знающие люди могут вступать только в качестве учителей, наставников, но ни в коем случае пророками. Правильное убеждение в этом вопросе оберегает человека, разного рода заблуждений и спекуляций на эту тему со стороны психически больных или аферистов.

«Наступление же Судного дня известно  одному Всевышнему и никто об этом знать не может, ибо это Его тайна, - говорит Ахмет-хазрат. - В Коране сказано: "Они станут спрашивать тебя (Мухаммад) о последнем часе, когда он настанет? Отвечай: "Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его, когда придет время" (Преграды, 187)».


Впрочем, скандал с файзрахманистами не удалось раздуть до вселенских масштабов. Не то время – выборы на носу. Некоторые из мусульман уже собираются в путь, и теперь у религиозных властей болит голова – как бы они не уехали в святые земли не проголосовавши. Как сообщило ИА «Татар-Информ», верующим предлагается досрочно (в переводе с «птичьего языка» - срочно) проголосовать по открепительным талонам.


Как передает это же источник, в прежние годы России выделялась квота в 20 тысяч паломников — из расчета на 20 миллионов мусульманского населения. В этом году Саудовская Аравия по просьбе российской стороны увеличила квоту до 25 тысяч человек.

Основные ритуалы хаджа пройдут в этом году с 19 по 22 декабря. Несколько тысяч паломников отправятся в Саудовскую Аравию из Башкортостана и Татарстана. Еще 13,5 тысячи верующих направятся в Мекку и Медину из регионов Кавказа.


Паломники из Татарстана будут отправляться в хадж в этом году из двух пунктов: Казани и Нижнекамска. «Татар-информ» передало на этой неделе, что в Нижнекамске сформированы списки мусульман, отправляющихся в хадж. 8 декабря из аэропорта «Бегишево» в Иорданию вылетит самолет, на борту которого будет 153 паломника. Из них 52 пассажира – верующие Нижнекамского района, остальные являются жителями различных городов и районов Татарстана, а так же Удмуртии. Из Мекки мусульмане вернутся 3 января. Путешествие к святым местам в этом году правоверным обошлось в 55 тысяч рублей. По словам священнослужителей центральной соборной мечети Нижнекамска, за эти деньги мусульманам будет обеспечено проживание в комфортабельной гостинице, питание и авиаперелеты.


Про хадж на этой неделе писала и пресса Татарстана. Пятничный номер газеты «Шахри Казан» («Город Казань») вышел со статьей «Хадж – это вам не дом отдыха» (Мэжитова А. Хаж ял йорты тугел // Шэhри Казан, 2007. – 23 ноябрь).

«Хадж – это прежде всего религиозный обряд, - пишет автор материала. – Это не экскурсия, не представление и не поездка в дом отдыха. Это должен быть путь, сопряженный с трудностями, долгое и сложное путешествие. А хаджии должны смиренно воспринимать все неудобства и просить у Всевышнего ниспослать терпения и сил, чтобы выполнить этот обряд». Раньше поездка в хадж растягивалась на несколько лет, а сейчас с развитием транспорта, это стало намного легче. И многие стали воспринимать поездку в хадж наподобие заграничного туристического тура. В хадж отправляются все желающие: и верующие и неверующие, есть такие, кто даже никогда не совершал пятикратного намаза – и он собирается в путь. Автор материала критикует современных нуворишей, которые живя в грехе и не испытывая материальных проблем по два-три раза совершают хадж, чтобы «отмыть грехи».


Эту же проблему поднимает в газете «Татарстан яшьлэре» («Татарская молодежь») некий Муртазин из Набережных Челнов (Мортазин. Сэдаканы кугэрченнэргэ бирэм // Татарстан яшьлэре, 2007. – 24 ноябрь). «Богатые мусульмане собираются в хадж, - пишет он. – Мы знаем насколько это дорогостоящее мероприятие. А некоторые муллы совершают хадж по 20 раз. Откуда они берут столько средств? А ведь они еще соревнуются между собой на тему – чья машина круче! А сами призывают нести подаяние в мечети. Сейчас если я даже иду в мечеть, то никогда не оставляю там подаяние. Делаю по-другому: покупаю у бабулек семечек, и угощаю ими уличных голубей. И про себя возношу Господу молитвы».

Газета взяла комментарий у официальных представителей ДУМ РТ. В пресс-службе мечети «Энилэр», действующем при РИУ, ответили, что «если средства позволяют, то человек может отправиться в хадж столько раз, сколько посчитает нужным. А на счет хазратов, которые совершают хадж по 20 раз, мы не можем сказать ничего определенного – возможно, они совершают паломничество в качестве руководителей групп».

Как видно из этого материала, общие протестные настроения неимущего населения перекинулись и в религиозную сферу. Если раньше не было принято обсуждать благосостояние мулл, то теперь это становится в порядке вещей. И действительно, показная роскошь, демонстрируемая некоторыми мусульманскими деятелями, начинает вызывать раздражение простых мусульман.

Из 225 жителей Башкортостана, отправляющихся в том году в хадж, более 40 человек являются учителями и врачами.


Как сообщили агентству "Башинформ" в мечети "Ихлас", занимающейся организацией хаджа для жителей Башкортостана, в хадж отправится более 40 учителей и врачей. Средний возраст паломников - 50 лет. По словам ответственной за оформление документов на хадж мечети "Ихлас" Рамзии Сафиной, отличительной особенностью паломничества в нынешнем году является то, что в нем принимают участие достаточно много молодых людей. Стоимость паломнического тура составляет 76 тысяч рублей. Сюда входит стоимость авиаперелета до Джидды (Саудовская Аравия), проезд на автобусе до Мекки и Медины, проживание в гостиницах и различные установленные сборы. Мечеть "Ихлас" занимается отправкой в хадж совместно с департаментом "Идель-хадж" Духовного управления мусульман Татарстана.

 Всего в этом году в хадж отправится 225 жителей республики: 125 человек воспользуются услугами мечети "Ихлас" и 100 человек отправит уполномоченная Центральным духовным управлением мусульман России туристическая фирма "Аира-тур". В прошлом году паломничество совершили 350 жителей Башкортостана.


Важные события, имеющие отношения к жизни мусульман ПФО происходили на этой неделе в Москве. Как пишет, официальный сайт ДУМ РТ, 18 ноября в Московской соборной мечети прошло рабочее заседание Совета муфтиев.

Среди прочих вопросов участники заседания рассмотрели вопрос о научно-богословской деятельности и поручили рабочей группе в составе Умара-хазрата Идрисова и Валиуллы-хазрата Якупова подготовить документы к учреждению в составе СМР Совета улемов. Также по предложению Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина единогласно в состав Совета муфтиев России ректоры высших исламских учебных заведений: ректор Российского исламского университета доктор политических наук Рафик Мухаметшин, ректор Московского исламского университета Марат-хазрат Муртазин, ректор Северокавказского университетского исламского Центра доктор политических наук Максуд-хаджи Садыков.


Радость по поводу избрания ректора РИУ в состав Совета муфтиев России, омрачила новость о новых проблемах, возникших с казанскими медресе.  20 ноября, суд Вахитовского района Казани обязал медресе «им.1000-летия принятия Ислама» и Казанское высшее мусульманское медресе «Мухамаммадия» получить лицензии на образовательную деятельность. Они должны получить лицензии в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу, сообщили корреспонденту ИА «Татар-информ»  в пресс-службе Прокуратуры республики.

Факты ведения учебного процесса без разрешающих на то документов были установлены в ходе проверки, которую проводила прокуратура города. Вышеназванные учреждения нарушили Закон РФ «Об образовании». Лицензии учебных заведений на право на ведения образовательной деятельности были просрочены.

В отношении ректоров медресе прокурором района были возбуждены производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, материалы дела направлены в суд. По результатам рассмотрения на руководителей учебных заведений был наложен штраф в размере 1000 рублей.

Но все же тема предстоящих выборов не давала покоя лидерам мусульманской уммы. На вышеупомянутом московском заседании об этом говорил Равиль-хазрат, эту проблему поднимали и другие мусульманские лидеры России. На этой неделе Центральное духовное управление мусульман России заявило о поддержке политического курса, проводимого руководством страны, призвав сограждан проявить активность на парламентских выборах 2 декабря.

"Мы полностью поддерживаем инициативы государства по сохранению стабильности политического курса и призываем граждан страны не оставаться безучастными к судьбе своей Родины и выразить свою позицию на выборах в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 года", - сказано в обращении ЦДУМ, подписанном его президиумом во главе с муфтием Талгатом Таджуддином.


По словам авторов документа, переданного в пятницу в "Интерфакс-Религия", "очевидно, что это необходимо для каждого из нас, ради сохранения для наших детей и внуков процветающей Родины".

"Сегодня в России нет препятствий для свободного вероисповедания. Более того, диалог и сотрудничество государства с религиозными организациями вышли на новый уровень взаимоотношений, который позволяет эффективно взаимодействовать при решении многих общественно значимых задач", - говорится в тексте.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1038/">ISLAMRF.RU: Выходи, стройся!</a>