RSS | PDA | Архив   Пятница 7 Август 2020 | 1433 х.
 

Подводя итоги 2007 года

28.12.2007 17:29

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 17-23 декабря 2007 года

На прошедшей неделе мусульманские общественные деятели и исламоведы подводили в федеральных СМИ итоги уходящего года. В целом они оцениваются как позитивные.


20 декабря итоги 2007 года для ИА «Regions.Ru» подвели известные мусульманские деятели России.

Член Общественной палаты Нижегородской области, главный редактор издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов назвал их «в высшей степени положительными»: «Впервые российские мусульмане сумели осознать, что они не просто существуют в России, но являются исторически неотъемлемой частью государства. В последнее время активно развиваются мусульманское образование, книгоиздание и т.д. Наконец, получили поддержку Духовные управления мусульман в России. Если раньше мы еле-еле сводили концы с концами, то теперь у нас есть возможность строить планы и работать над ними. Десять лет назад мы могли о таком только мечтать».

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев также полагает, что «в прошедшем году было много хорошего для мусульман»: «Например, очень многим удалось отправиться в паломничество. Мы даже не ожидали такого числа паломников. Кроме того, я лично присутствовал при открытии множества мечетей - обычно по нескольку зданий в неделю; сильно возросло число прихожан; возросло материальное состояние мусульман в России. Кавказ постепенно оправляется от последствий Чеченских войн, и хотя в Дагестане и Ингушетии еще иногда стреляют и взрывают, но в целом люди на Кавказе стали жить спокойнее и лучше».

В случае избрания Дмитрия Медведева на пост главы государства положение мусульман в России будет укрепляться, - считает Дж. Бикмаев.

Муфтий Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев дал аналогичную оценку уходящему году: «Сейчас важно, что во всей стране меняется власть, и хорошо, что меняется она спокойно. Не приходит неизвестно кто, а сохраняется некоторая преемственность». По его мнению, происходит и преодоление кризисной ситуации на Кавказе, сложившейся из-за религиозного вакуума, возникшего после распада СССР.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 19 декабря статью члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко «Ислам: никаких неожиданностей!».

Автор подводит итоги уходящего года для мусульманского мира. Каких-то из ряда вон выходящих событий он в нем не увидел; «подтверждались тенденции, формировавшиеся на протяжении предыдущих лет». Это касается и международной обстановки, и положения в России, которая «продолжала наращивать свои усилия на «мусульманском направлении»». Это выразилось в попытках Москвы выступать посредником между радикальной частью исламского мира и Западом, что А. Малашенко называет оправданной стратегией.

В 2007 году в России происходила, по мнению автора, политизация и радикализация традиционного суфийского ислама: «Его авторитетные представители активнее выступали за шариат. Особенно это было характерно для Дагестана и Чечни. Такой же подход, хотя и не столь ярко выраженный, имел место и в Татарстане».


Еще одну свою статью – «Мусульманская идентичность. Россия начинает учитывать и принимать равность религий» – Алексей Малашенко опубликовал на прошедшей неделе в газете «Московские новости» (№50 за 21-31 декабря).

В статье обзорного характера анализируются различные проявления исламского фактора в России.

То, что российские мусульмане как политическая сила в выборах не участвуют, автор называет временным этапом. Дело в том, что «на сегодняшний день социальные проблемы на выборах играют намного большее значение, не говоря уже об административном ресурсе». А. Малашенко прогнозирует, что по прошествии нескольких лет политическая активность мусульман возродится, хотя, может быть, уже не в тех формах, как прежде.

В то же время, по его мнению, в России медленно, но устойчиво растет исламофобия, а у мусульман растет конфессиональная составляющая идентичности, оппонирующая гражданской идентичности.

Автор призывает не преувеличивать значение роста количества мусульман в России и называет провокацией заявления о том, что через полтора десятка лет половина населения России будет мусульманской.

А. Малашенко считает объективным процесс проникновения на Северный Кавказ идеологии «чистого ислама»: «Был нормальный традиционный ислам, упал железный занавес, с Востока пошли исламские новации, идеологии, концепции, которые чужды традиционному исламу. <…> Пришла идея исламского социального протеста, исламского государства, исламской экономики. Это было ново, и молодежь это воспринимала». По его мнению, среди «ваххабитов» надо разделять «честных людей» - «тех, кто «искал выход на исламском пути» - и «огромное количество публики, которая на этом спекулировала, в том числе уголовники, криминалитет».


Газета «Московские новости» опубликовала в №50 за 21-31 декабря интервью с исламоведом Александром Игнатенко под заголовком «Опасность исламофобии. Борьба против экстремизма не должна вылиться в экстремизм».

В нем анализируются современные религиозно-политические тенденции на Северном Кавказе.

Обострение ситуации в Ингушетии интервьюируемый связывает с деятельностью в предвыборный период «немногочисленных недобитков того бандитско-террористического движения, которое формировалось на Северном Кавказе со второй половины 90-х годов прошлого века с претензией на то, чтобы быть "мусульманским"».

Он рассказывает о корнях этого «антиэлекторального» движения, которые обнаруживаются в самопровозглашенной диктатуре полевых командиров и эмиссаров международно-террористической сети – появившейся летом 2002 года организации "Меджлисуль-Шура".

Благодаря комплексу государственных мер активность этого движения удалось подавить (так, если на рубеже 2000-х годов число иностранных международных террористов исчислялись на российском Северном Кавказе тысячами, то сейчас их не более нескольких десятков), но малочисленное подполье все еще дает о себе знать насильственными акциями. Так что, по мнению исламоведа, проблема религиозно-политического экстремизма остается актуальной. При этом можно говорить о его видоизменении – на смену вооруженному экстремизму приходит экстремизм идеологический, особая опасность которого в "мимикрии" под ислам. По утверждению А. Игнатенко, сейчас на Северном Кавказе, как и по всей России, «имеют хождение сотни тысяч, если не миллионы, экземпляров ваххабитской литературы, которая оформлена как "исламская"».

Исламовед рекомендует вести борьбу с религиозно-политическим экстремизмом различными способами и методами - идеологическими, социально-экономическими, правовыми, международно-дипломатическими. И – «с величайшей осторожностью, чтобы не было малейшей вероятности "травмирования" в той или иной форме ислама и мусульман в России, чтобы, не дай бог, нужная и правильная борьба против религиозно-политического экстремизма не вылилась в исламофобию и кавказофобию».

Снижение исламского фактора в нынешнем электоральном цикле А. Игнатенко связывает с общим снижением религиозного фактора. Как результат, «успех принадлежит тем политикам, которые, не занимаясь религиозной риторикой, предлагают конкретные решения реальных социальных проблем Северного Кавказа (и всей России)».


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 19 декабря интервью с ответственным секретарем комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андреем Себенцовым под заголовком «Партнерские отношения».

В нем чиновник комментирует взаимоотношения государства и религиозных организаций в России в уходящем году.

Во взаимоотношениях в сфере образования он выделяет два основных момента: начало школьной реформы, предусматривающей отмену регионального компонента образования, в рамках которого де-факто преподавались основы религии, и возможное принятие Госдумой нового созыва закона о государственной аккредитации программ религиозных вузов.

Затронув вопрос о преподавании в школах основ православной культуры, А. Себенцов отметил, что конституционные нормы обязывают учитывать равенство перед законом и отделенность от государства всех религий и религиозных объединений, а также светский характер образования. Однако речи об искоренении проникновения религии в светскую школу не идет. С другой стороны, назрела необходимость превращения аморфной образовательной композиции в «единый, но сохраняющий гибкость образовательный стандарт». Этим и объясняется внесение в Госдуму соответствующего законопроекта.

В интервью зашла речь и о непредоставлении религиозными организациями отчетности в регистрационную службу Минюста.

Несмотря на упрощенный характер формы отчетности для религиозных организаций, в срок отчеты были представлены примерно половиной зарегистрированных в России религиозных организаций (хотя по сравнению с другими некоммерческими организациями, по которым требования отчетности выполнены менее чем на 30%, эта статистика «выглядит блестяще»).

А. Себенцов предупреждает, что приближается время оценки результатов действия соответствующего закона. Последствиями, как представляется чиновнику, могут быть заметное упрощение формы отчетности для всех некоммерческих организаций и активизация ликвидации «злостных нарушителей».


Портал «Credo.Ru» опубликовал 18 и 19 декабря в рубрике «Комментарий дня» статью Романа Лункина «Царствуй на славу нам! Изменит ли политическая стабилизация эпохи Медведева религиозную политику российской власти?» .

В ней прогнозируются перспективы, ожидающие конфессии России в случае избрания президентом страны Дмитрия Медведева.

Автор полагает, что при президенте Медведеве связь власти и РПЦ МП «лишь укрепится»: «У большинства критиков и сторонников возвышения Московской патриархии нет и тени сомнения в том, что Медведев – один из самых православных кандидатов на пост президента».

Наряду с другими конфессиями, рассматриваются и перспективы российского мусульманства. Р. Лункин считает, что «новшества могут быть связаны с целенаправленной поддержкой "традиционного ислама"» и что для этого могут быть использованы рецепты Романа Силантьева, данные им в книге «Новейшая история ислама в России»: «Гораздо эффективнее вложить несколько десятков миллионов рублей в книгоиздание, нежели в строительство мечети в отдаленном селе… Кроме того, государство может изыскать средства на мусульманские программы через привлечение представителей крупного бизнеса, что, например, в Татарстане дает неплохие результаты». При этом, по Силантьеву, следует применять жесткие меры в отношении врагов «традиционных» ДУМ - вплоть до уничтожения «пособников террористов» «превентивно».


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 19 декабря заметку Павла Круга «Туда и обратно. Организация хаджа требует повышенных мер безопасности».

Автор отмечает стремительный рост числа россиян, желающих побывать в Мекке. Причем рекорд этого года (до 26 тысяч мусульман) стал возможен благодаря февральскому визиту Владимира Путина в Эр-Рияд, когда квота для России была увеличена на 5,5 тысяч мест.

П. Круг обращает внимание на то, что наибольшие затруднения вызывает обеспечение безопасности паломников, пользующихся наземным транспортом, и упоминает в этой связи инцидент, который он называет «небольшим, но крайне взрывоопасным» - стычку чеченских паломников с жителями Северной Осетии 6 декабря. Отмечаются разночтения сторон, в том числе представителей правоохранительных органов, в трактовании этого события.

Журналист предлагает по возможности исключать саму возможность нападения на паломников: «Сами маршруты должны быть проложены так, чтобы лишний раз не искушать судьбу».

В заметке поднимается и проблема излишнего коммерческого интереса к хаджу, выражающегося в челночной торговле привезенными из Саудовской Аравии «священными товарами», в частности, водой из источника Зам-Зам, – в то время как «многие мусульмане, ни разу не бывавшие в Мекке, вынуждены ждать своей очереди». В российском Совете по хаджу вынуждены принимать административные меры – распределять квоты на число паломников между духовными управлениями более равномерно, отдавать приоритет впервые совершающим хадж мусульманам.


 Газета «Новые известия» опубликовала 19 декабря заметку Михаила Поздняева «Великое стояние. Паломничество в Мекку достигло апогея».

Рассказывая о том, как проходит нынешний хадж, автор сообщает некоторые подробности быта паломников в Мекке. Так, палаточный городок в долине Муздалиф площадью 2 млн. кв. метров снабжен 45 тысячами кондиционеров, 16 тысячами туалетных кабин и свыше 250 тысячами огнетушителей. За порядком и чистотой в нем следят около 20 тысяч рабочих, а безопасность обеспечивают 10 тысяч полицейских и военных.

На реконструкцию моста Джамарат в долине Мина, по которому верующие в течение трех дней следуют к трем высоким колоннам, символизирующим шайтана (для обряда его побития заготовлено 300 тонн камней), саудовские власти выделили 1,2 млрд. долларов. Изготовление кисвы - покрывала из черного шелка, по которому золотыми и серебряными нитями вытканы изречения из Корана, - заняло целый год и стоило 5,4 млн. долларов.

«Вся эта статистика впечатляет. Хадж – самое массовое в мире религиозное мероприятие. Но главное, конечно, не массовость, а то экстатическое состояние, которое охватывает паломников. Они как будто заново переживают события мусульманской истории – ведь первым совершил паломничество в Мекку в начале VII века пророк Мухаммед», - отмечает М. Поздняев.


Газета «Коммерсант» опубликовала 21 декабря заметку Ирины Бегимбетовой, Ильи Амладова, Мусы Мурадова и Павла Коробова «Во славу Аллаха и Владимира Путина. Российские мусульмане отпраздновали Курбан-байрам».

В ней рассказывается о том, как Курбан-байрам отпраздновали в городах и регионах России – в Москве, Уфе, Казани, Ингушетии.

В Москве Соборную мечеть посетили около 30 тысяч мусульман. В своей проповеди председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, поблагодарив Всевышнего за Его безграничную милость, призвал мусульман принять активное участие в предстоящих президентских выборах.

В Ингушетии по сложившейся в последние годы традиции мясо жертвенных баранов местные жители раздавали беженцам. Меньше, чем обычно, было на улицах представителей правоохранительных органов, несмотря на боестолкновения, которое произошли в последнее время в республике.


Газета «Коммерсант» опубликовала 20 декабря обращение к читателям газеты председателя Совета муфтиев России, муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с  наступлением праздника Курбан-байрам.


Газета «Известия» опубликовала 20 декабря обращение к мусульманам председателя вакуфов Татарстана, первого заместителя муфтия Валиуллы Якупова по поводу праздника Курбан-байрам под заголовком «Воздаяние благодарения».


Газета «Коммерсант» опубликовала 17 декабря заметку Юлии Таратуты «Запрещенная литература увеличила тираж. Росрегистрация удвоила перечень экстремистских материалов».

Автор отмечает, что преимущественную долю в перечне экстремистских материалов, составленном Росрегистрацией на основе решений российских судов, занимает исламская литература (на нее приходится 13 пунктов списка), что уже вызвало возмущение российских мусульман.

В основном это труды Саида Нурси. За комментарием «Коммерсант» обратился к сопредседателю Совета муфтиев России Нафигулле Аширову. По его словам, речь идет о новой волне нападок на мусульман в России: "Нам известно уже несколько случаев преследования за чтение исламских книг - в Новосибирске и Набережных Челнах". Что касается Нурси, то это «проповедник самой толерантной формы ислама», в защиту произведений которого выступили не только российские мусульманские организации, но и различные зарубежные мусульманские структуры.

Это тем более вызывает недоумение в условиях, когда мусульмане России демонстрируют максимальную лояльность власти, - считает муфтий.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 19 декабря заметку Андрея Мельникова ««Свет» с Востока. Ситуация в современной Турции отражается в российских регионах».

В ней комментируется недавнее заявление руководителя контрразведывательного подразделения управления ФСБ по Башкортостану Рустема Ибрагимова об активизации зарубежных разведок в исламских регионах России. При этом особо была отмечена деятельность турецких лицеев в Башкирии (А. Мельников отмечает, что речь, видимо, идет о сети образовательных учреждений, созданной турецким религиозным деятелем Фейтуллой Гюленом и действующей в мусульманских республиках Кавказа и Поволжья. – Р.Ш.), где еще недавно «молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки».

История с турецкими лицеями, где пропагандируются идеи исламского проповедника Саида Нурси, сочинения которого признаны Мосгорсудом экстремистскими, может помешать постепенному сближению России и Турции, наблюдаемому в последнее время, - отмечает автор.

Один из руководителей Рабочей партии Турции, «эксперт по евразийскому направлению» профессор Семих Корай прокомментировал ситуацию таким образом: «В Турции есть силы, следующие в русле американского проекта «Большой Средний Восток». К ним относится и движение Фейтуллы Гюлена, чьи школы действуют и в Турции, оказывая отрицательное воздействие на нашу молодежь. Нет сомнений, что это движение напрямую связано с соответствующими организациями в США. <…> Надеюсь, что в ближайшее время национальные силы Турции придут к власти, и тогда вся эта система будет ликвидирована».


Газета «Новые известия» опубликовала 18 декабря заметку Киры Васильевой «У вас свой Бог, у нас – свой». Правоохранительные органы заинтересовались исламским ученым».

В ней рассказывается об инциденте, произошедшем в Новосибирске 9 декабря, когда в квартиру доцента кафедры высшей математики Сибирского университета потребительской кооперации, президента мусульманской общественной организации «Научно-исследовательский и культурно-просветительский фонд «Медресет-уз-Зехра» Илхома Меражова явились 10 вооруженных сотрудников Новосибирского ФСБ с постановлением об обыске.

Сложив на пол всю мусульманскую литературу и другие предметы, правоохранители положили сверху несколько недавно запрещенных брошюр Саида Нурси и все это сфотографировали, после чего упаковали изъятое без составления описи.

В управлении ФСБ по Новосибирской области, куда И. Меражова привезли по окончании обыска, он узнал, что является свидетелем по уголовному делу в отношении организации «Нурджулар».

Руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии комитета «Гражданское содействие» Е. Рябинина опасается, что Меражов может превратиться из свидетеля в подозреваемого: «Ведь если надо на допрос вызвать свидетеля, то это делают немного по-другому – без обысков, конвоя и отъема документов».

Впрочем, добавляет К. Васильева, законных оснований для возбуждения уголовного дела на г-на Меражова пока нет - в соответствии с российским законодательством, наказуемым является распространение экстремистской литературы, но не ее хранение.


«Кавказский узел» сообщил 20 декабря о том, что накануне в столице Дагестана начался сбор подписей в поддержку турецкого богослова и философа Саида Нурси, труды которого объявлены в России экстремистскими.

Это произошло в одной из центральных мечетей по окончании праздничной молитвы, посвященной Курбан-байраму и небольшой речи имама и нескольких прихожан.

Комментируя «КУ» новый список экстремистских произведений, составленный Росрегистрацией, в котором львиную долю занимают труды именно С. Нурси, имам махачкалинской мечети Магомеднур Исрапилов заявил, что все это может иметь далеко идущие последствия:  "Саид Нурси - это как раз человек, который призывает всех к миру и добрососедству. Объявление его трудов экстремистскими - элементарная провокация и первая ласточка, и боюсь, что потом под цензуру и запрет попадут книги почти всех известных исламских ученых, а также Священный Коран".

"Саида Нурси объявили вне закона только потому, что судьи и ученые института языкознания и института психологии нашли у него мысли о превосходстве ислама и ущербности всех других конфессий. Но ведь и в иудаизме, и в христианстве четко высказаны мысли об уникальности и неповторимости собственных учений. Схожая ситуация наблюдается и во внерелигиозных учениях. Можно вспомнить "единственно верное и правильное учение" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. А если я завтра обращусь в суд, требуя объявления этих идеологий экстремистскими, что тогда будет?" – задается вопросом имам.


Газета «Новые известия» опубликовала 20 декабря заметку Полины Никольской «Экстремисты-утописты. За лекцию по исламу дали год колонии-поселения».

В ней сообщается о закончившемся в Челябинске судебном процессе над четырьмя активистами организации «Хизб-ут-Тахрир». Один из ее активистов приговорен к году и трем месяцам колонии-поселения, три других получили по году и месяцу условно. В приговоре суда утверждается, что осужденные «разработали план вовлечения в организацию новых членов, вели беседы, лекции на религиозные темы, на территории челябинских мечетей распространяли газету «Сакаафат» («Просвещение»), а также журналы и книги, признанные агитационной литературой «Хизб-ут-Тахрир».

Руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина рассказала «НИ», что ни в каких насильственных действиях активисты «Хизб-ут-Тахрир» не замечены, и все обвинения в их адрес являются «чисто идеологическими». В то же время «репрессивная кампания создает ненужную рекламу», а «для молодежи, которая ищет для себя красивые идеи, ничего не может быть благороднее, чем страдать за веру».

Еще один эксперт газеты, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов сообщил, что «ничего предосудительного в литературе «Хизб-ут-Тахрир» не обнаружил». По его словам, члены группы «выдвигают более утопические идеи, чем реальные», а приговор, если судить по опыту прошлых дел, мог быть «гораздо более жестким».


В тот же день о вынесении приговора по уголовному делу в отношении членов религиозного объединения «Хизб ут-Тахрир» Рината Галиулина, Руслана Абдрашитова, Вадима Хабирова, Айрата Лукманова сообщило ИА «Regions.Ru».


«Политический журнал» опубликовал статью Андрея Веймарна «Диплом по Божьему промыслу. В России готовится масштабная реформа духовного образования».

В ней рассматриваются последствия, которые влечет за собой принятие поправок к федеральным законам «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях», необходимых для того, чтобы высшие духовные учебные заведения могли получать госаккредитацию, а их выпускники – госдипломы. Отмечается, что после того как они будут приняты, руководством к действию для религиозных вузов автоматически становится государственный образовательный стандарт. В соответствии с ним будущим богословам помимо прочего придется изучать психологию, естествознание, информатику, философию, политологию, а также сдавать нормативы по физкультуре.

Наряду с представителями других конфессий, свое отношения к нововведениям в статье выражают и мусульманские деятели. Ректор Российского исламского университета доктор политических наук Рафик Мухаметшин утверждает, что РИУ первым из мусульманских вузов России подошел к аккредитации: «Таким образом, задача получения госдипломов в нашем институте уже практически решена». В РИУ рассчитывают, что госдипломы выпускникам здесь смогут выдавать года через два.

Однако перспектива госаккредитации религиозных учебных заведений радует не всех исламских духовных лидеров России. Так, председатель ДУМ Азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов считает, что поправки, которые при этом придется вносить в учебные планы медресе, станут инструментом давления на мусульман.


«Новая газета» опубликовала 21 декабря заметку своего обозревателя Людмилы Рыбиной «Закон Божий? Русская православная церковь предлагает учить детей с 1 по 11 класс «Православной культуре» два часа в неделю в каждой школе».

Поводом к ней прослужила конференция в Калуге, где обсуждали предложенную РПЦ «Концепцию включения в госстандарты общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии Климент в своем выступлении на конференции объяснил суть этого предложения: Церковь - за предмет «Православная культура» наряду с предметами по истории и культуре других религий, на изучение которых есть образовательный запрос, и с курсом этики для нерелигиозной части общества - по выбору. И против единого для всех учащихся предмета «История религий» или «Религии мира», где могут изучаться все религии и мировоззрения.

Автор отмечает, что новый всплеск активности РПЦ вызван тем, что вступивший в силу с 1 декабря закон о стандартах отменил региональный и школьный компонент образовательного плана: «Это значит, что изучать «Православную культуру», договорившись с местным руководством, больше не получится. Весь учебный план теперь федеральный. В него-то и надо внедриться».

По мнению Л. Рыбиной, церковь не желает воспользоваться приказом Минобра от 2003 года, который разрешает обучать детей религии в школе вне рамок расписания (в этом случае надо лишь найти преподавателя и объявить кружок или воскресную школу), потому, что «туда надо завлечь, там удержать. Это надо делать своими силами, а здесь в рамках обязательного предмета и на деньги налогоплательщиков».


Независимый исламский информационный канал Ислам.Ру опубликовал 19 декабря интервью с депутатом Госдумы четвертого созыва Шамилем Султановым под заголовком «Стратегическая конфронтация. Ш. Султанов о ситуации в исламском мире».

В нем обсуждается текущая политическая ситуация на Ближнем Востоке, события вокруг Ирака, Афганистана, Ирана. Затрагивается и роль России в глобальном соперничестве идеологий.

Ш. Султанов полагает, что на ближайшие 5-10 лет главным противником для Запада останется Россия. Однако в экономическом, культурном, социальном плане россияне на 80% интегрированы в западную цивилизацию: «Здесь господствуют западные ценности, на телевидении на 90% пропагандируются западные нормы, мораль и др. Российскому обществу навязана психология и идеология потребительского общества. В России уже существует 26-28 млн. человек, которые живут по критериям западного мира, а это форпост Запада здесь».

Значительная часть населения отвергает западные ценности». Конфронтация неизбежна и потому, что грядет схватка за энергоресурсы, 70% которых находятся в странах исламского мира.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Exlibris»» опубликовало 20 декабря обзор «Пять книг недели». Одной из этих книг стала «Исламская кухня» Лилии Зауали.

Переведенную с итальянского языка книгу выпустило издательство «Новое литературное обозрение».


ИА «IslamNews» сообщило 21 декабря о презентации этой книги в ресторане «Цифры».

На встрече гости могли отведать блюда, приготовленные в соответствии со средневековыми рецептами, найденными и восстановленными автором книги - антропологом и этнографом Л. Зауали. О национальных особенностях исламской кухни рассказали гости из Йемена, Индии, Татарстана и Узбекистана.


РИА «Новости» сообщило 20 декабря со ссылкой на пресс-службу президента РФ о том, что Владимир Путин поздравил мусульман России с праздником Курбан-байрам.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 21 декабря о пресс-конференции президента Дагестана Муху Алиева в Москве, где он заявил о задержании в республике в ноябре месяце преступной группы во главе с таджиком-ваххабитом, планировавшей взрыв мечети в Махачкале и убийство одного из духовных лидеров Дагестана..

По словам М.Алиева, лидер группы приехал в республику «как разнорабочий, нанял строительную бригаду, завербовал наших ребят, начал с проповедей, и они как-то попали».

Отвечая на вопрос о ходе операции в населенном пункте Гимры (связанной с недавним убийством депутата Народного собрания Дагестана Газимагомеда Магомедова. – Р.Ш.), глава республики сказал, что она еще не завершена. "Промежуточно, и с той, и с той стороны есть пострадавшие. Но я знаю одно: ни один из них бандитов там не должен остаться", - подчеркнул М.Алиев.


«Кавказский узел»» 22 декабря дополнил это сообщение другими цитатами из пресс-конференции президента Дагестана в ИТАР-ТАСС.

Так, Муху Алиев считает необходимым создать в республике один-два центра для подготовки исламского духовенства. В частности, президент Дагестана сказал: «У нас очень тесные контакты почти со всеми мусульманскими странами, но другое дело, что получение образования в арабских странах не всегда благотворно проявляется в российских регионах. Не всегда окончившие там вузы возвращаются на родину людьми российской идентичности. А ведь это молодые амбициозные люди, получившие хорошее образование».


ИА «IslamNews» сообщило 18 декабря о предложении председателя Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамеда Саляхетдинова сделать два мусульманских праздника, Ураза-байрам и Курбан-байрам, официальными выходными днями по всей России.


Ислам.Ру сообщил 17 декабря о том, что 23-26 декабря в Грозном и 17-19 января в Санкт-Петербурге пройдет кинофестиваль «Эхо «Золотого минбара».

Программа «Эха «Золотого минбара» в Грозном» будет расширена по сравнению с московской. Планируется показать несколько фильмов-лауреатов прошлогоднего кинофестиваля, а также фильм, шедший на нынешнем фестивале в Казани вне конкурса, – «Мухаммад – посланник Аллаха».


Ислам.Руу сообщил 17 декабря о том, что в пресс-клубе РИА «Новости» в Москве в этот день прошла пресс-конференция, посвященная созданию Ассоциации арабских мигрантов.


Ислам.Руу сообщил 17 декабря о том, что в Белой соборной мечети Томска прошел конкурс чтецов Корана.

Этот конкурс - первый в истории города и области. Всего в соревнованиях приняло участие 50 человек в возрасте от 6 до 25 лет из разных сел и городов региона. Организаторы специально ориентировались на молодежь, чтобы, по их словам, укрепить Ислам в сердцах юношей, нацелить их на более глубокое и вдумчивое изучение Священной Книги.

Победителями в своих возрастных категориях стали 10-летний сын имам-хатыба Белой мечети и одного из организаторов конкурса Нуруллы Калыкахунова Зулькарнай и его 14-летний ученик Тимур Ситдиков.


Портал «Credo.Ru» сообщил 17 декабря о том, что 14 декабря на факультете истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета профессором факультета ближневосточных исследований Мичиганского университета, Александром Кнышем была прочитана открытая лекция о суфизме.

А. Кныш - эксперт Международного исследовательского центра им. Вудро Вильсона (Вашингтон) и редактор секции "Суфизм" в новом американском издании Энциклопедии Ислама - является также автором книги "Мусульманский мистицизм. Краткая история".

Он находился в России в связи с участием в международной исламоведческой научной конференции "Мир ислама: история, общество, культура", которая прошла 11-13 декабря в зале ученого совета РГГУ.

Профессор сделал доклад на тему "Противостояние суфизма и салафизма: мифология и реальность". В нем он раскрыл этапы развития суфизма, подробно остановился на его истории и современном состоянии, объяснил причины живучести и привлекательности этой исламской традиции в современном мире. А. Кныш отметил также большую тягу западных читателей к суфийской литературе, издание большими тиражами книг и обращение в суфизм западных интеллектуалов. "На Западе суфизм считают религией мира, "хорошим исламом", в отличие от "плохого ислама", который часто ассоциируется с терроризмом", – подчеркнул профессор.

Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1121/">ISLAMRF.RU: Подводя итоги 2007 года</a>