RSS | PDA | Архив   Вторник 13 Апрель 2021 | 1433 х.
 

Выстрелы из подполья

24.01.2008 11:19

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 14-20 января 2008 года

Внимание СМИ на прошедшей неделе, прежде всего, привлекло убийство начальника кабардино-балкарского УБОП, совершенное, предположительно, ваххабитами. Анатолий Кяров шел в их списке врагов под №2 после бывшего министра МВД республики Хачима Шогенова. Мнения экспертов в вопросе о том, является ли это убийство показателем силы экстремистского подполья в Кабардино-Балкарии, разделились.


Газета «Коммерсант» опубликовала 14 января заметку Тимура Самедова и Николая Сергеева «70 выстрелов из подполья. Боевики казнили начальника УБОП».

В ней рассказывается об обстоятельствах убийства начальника кабардино-балкарского управления по борьбе с оргпреступностью Анатолия Кярова, которое произошло в Нальчике 12 января. Газета отмечает, что полковник Кяров считался одним из ведущих на Северном Кавказе специалистов по борьбе с боевиками и религиозными экстремистами. При этом десятки человек, прошедшие через УБОП, считали полковника своим кровным врагом, а обвиняемые по делу о нападении на Нальчик в октябре 2005 года обращались в Генпрокуратуру, требуя возбудить на него уголовное дело за нарушение прав верующих и дискриминацию по религиозным признакам. По их словам, сотрудники 6-го отдела (убоповцы) создавали так называемые "ваххабитские списки", в которых оказались десятки молодых людей. Их затем задерживали, избивали, а иногда и просто похищали.

За последние годы под непосредственным руководством Кярова в Кабардино-Балкарии был проведен ряд операций по ликвидации и задержанию приверженцев религиозного экстремизма, в том числе членов ваххабитского джамаата "Ярмук", а также участников ваххабитского подполья, которым руководит находящийся в розыске за организацию нападения на Нальчик Анзор Астемиров.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, комментируя случившееся «Коммерсанту», предположил, что правоохранительные органы ответят на убийство массовыми зачистками и арестами.

Другую версию громкого убийства распространил сайт чеченских экстремистов "Кавказ-центр" - якобы Кяров стал случайной жертвой, а покушение готовилось на директора ФСБ России Николая Патрушева. Сотрудники ФСБ ее опровергают.


«Ежедневный журнал» опубликовал 14 января статью Юлии Латыниной «План Басаева-Кярова».

Автор полагает, что убийство Анатолия Кярова свидетельствует не о силе кабардинского подполья, а наоборот, о его «крайней слабости», так как полковник слишком долго оставался в живых. Именно Кяров, вместе с бывшим главой МВД республики Хачимом Шогеновым, «отвечали за все: за рейды по мечетям; за выжженные бороды; за кресты, выбритые на головах; за избитую беременную женщину, имевшую несчастье выскочить в булочную без паспорта, но в платке. Словом, проделывали все то, от чего взбунтуется не только ваххабит, и без того мечтающий о Кавказском халифате и полагающий, что на его земле идет оборонительный джихад, но и буддист».

После того как президент республики Арсен Каноков отправил Шогенова в отставку, все было «мирно: по некоторым оценкам, до тысячи человек из числа «молящихся» предпочитают не появляться дома, а живут себе тихо либо в Пятигорске, либо в Москве. <…> В горах боевиков практически нет». Но еще летом, с полной потерей контроля над Ингушетией, обстановка на Кавказе начала меняться. Способствовал этому и уход Дмитрия Козака с поста полпреда президента в ЮФО.

Мотивом устранителей Кярова было вовсе не убийство ради убийства, считает Ю. Латынина: «Главной целью здесь было вызвать ответную реакцию федералов, умножающую число боевиков».


Сайт радио «Свобода» опубликовал 16 января стенограмму передачи «Время и Мир» на тему «Последствия убийства начальника управления по борьбе с организованной преступностью Кабардино-Балкарии».

Свое мнение по заявленной теме высказали несколько экспертов.

Так, руководитель кабардино-балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков предположил, что если за покушением действительно стоит подполье, то это может означать, что кабардино-балкарский джамаат меняет стратегию, планируя и осуществляя все более зверские акции: «Это новый какой-то вызов, это новое качество, потому что существует такое мнение, что местное подполье очень слабое, оно не способно проводить такие операции. Если это провели они, значит здесь принимает наступательный характер, значит, у них есть какие-то ресурсы».

При этом правозащитник полагает, что за последние два года республиканским властям удалось организовать диалог с общественностью, в том числе по вопросам веры. Это должно было подорвать позиции подпольных радикальных общин. С точки зрения Хатажукова, в Кабардино-Балкарии не наблюдается массового обращения людей в радикальный ислам, поэтому объяснить происходящее непросто. По его словам, очень важно, чтобы не начались массовые репрессивные акции, которые могли бы привести к ситуации, аналогичной той, что происходит в Ингушетии.

Главный редактор сайта «Caucasus times» Ислам Текушев уверен, что убийство совершили представители подполья, у которых немало претензий именно к УБОП и его руководству. При этом, по его мнению, большинство жителей Нальчика поддерживают действия силовиков в отношении ваххабитского подполья: «Население здесь реально напугано акциями боевиков».

Сотрудник российского Института этнологии и антропологии кавказовед Ахмет Ярлыкапов также считает, что убийство начальника УБОП совершено членами подполья: «Подполье в Кабардино-Балкарии достаточно сильное, это то самое радикальное крыло джамаата, которое было разгромлено как бы, но на самом деле никуда не делись люди. <…> И это просто месть, которая затянулась, она выполнена дерзко. Но никто не сомневался из серьезных специалистов в том, что такая дерзкая вылазка возможна».


Газета «Коммерсант» опубликовала 19 января заметку Юлии Рыбиной «Имам погиб за имама. В Дагестане судят за убийство в мечети».

В ней сообщается о том, что в Верховном суде Дагестана началось разбирательство по делу об убийстве имама одной из махачкалинских мечетей Дагира Качаева. По версии следствия, это сделал 21-летний ваххабит Султан Арслангереев. Однако в ходе суда выяснилось, что подсудимый признался в убийстве под пытками.

Брат убитого имама и один из прихожан мечети рассказали суду, что Дагир Качаев не имел врагов, никогда не призывал к борьбе с ваххабитами и не лез ни в политику, ни в религиозные споры. Подсудимого оба они видели впервые. Это говорит в пользу версии движения "Матери Дагестана за права человека", занимающегося розыском без вести пропавших и защищающего людей, пострадавших от правоохранительных органов. Активистки этого движения считают, что Качаева убили по ошибке, перепутав с другим имамом, Ахмедом Кебековым (убийца мог ошибиться адресом). Имам Кебеков уже около года вынужден скрываться в горах, опасаясь за свою жизнь.


Газета «Известия» опубликовала 18 января заметку Федора Чайки «Вклад по заветам пророка. В России создаются первые ПИФы для мусульман».

По мнению автора, российский бизнес обнаружил новый гигантский рынок - 20 миллионов проживающих в стране мусульман. Анонсируя появление в феврале первого исламского ПИФ в России, он пытается разобраться, «почему мусульманам заниматься бизнесом можно, а давать деньги в долг нельзя». При этом он цитирует Коран и проводит своеобразный ликбез для читателя, не знакомого с особенностями экономических отношений в исламе.

При этом Ф. Чайка полагает, что для успеха в мусульманском бизнесе приходится «хитрить», чтобы не использовать схемы со ссудным процентом. Поэтому в арабском мире популярны лизинговые схемы и "исламские комитеты". В последних партнеры делают взносы и затем вся сумма выдается каждому по очереди - своеобразный способ получить финансирование под открытие бизнеса.

В заметке приводится комментарий управляющего активами УК "БКС", создающей фонд "БКС - Фонд Халяль", Владимира Солодухина. Он сообщил, что предварительно проведенное исследование показало, что желающих купить пай в таком фонде будет достаточно. По словам В. Солодухина, среди потенциальных пайщиков - некоммерческие мусульманские организации, имеющие временно свободные деньги, которые пока не нашли применения.


Газета «Коммерсант» опубликовала 17 января заметку Павла Коробова «РПЦ меняет стандарты. Духовным воспитанием школьников займутся все традиционные конфессии».

В ней комментируется оказавшаяся в распоряжении газеты концепция поправок в образовательные госстандарты, разработанная Русской православной церковью и направленная в Минобрнауки.

Сообщается, что этим документом возможность заняться нравственным воспитанием предоставляется представителям всех традиционных конфессий (православным, мусульманам, иудеям и буддистам), а решение о преподавании того или иного предмета будет приниматься органом самоуправления учебного заведения при участии родителей школьников и педагогов. Прививать моральные ценности в школах следует, по мнению авторов концепции, не менее двух учебных часов в неделю с 1-го по 11-й класс и на обязательной основе.

У представителей других религиозных организаций инициатива РПЦ вызвала неоднозначную реакцию. Председатель Конгресса еврейских общественных объединений и организаций раввин Зиновий Коган в беседе с корреспондентом «Коммерсанта» ее поддержал, а сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов высказался против «любого присутствия церкви в школах»: «Я убежден, что произойдет подмена и в школах будут преподавать церковную идеологию вместо светской».

Ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов полагает, что, прежде чем принимать концепцию нравственного воспитания в таком виде, необходимо провести эксперимент, который покажет, не вызовет ли это разделения или даже вражды детей по конфессиональному признаку.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 16 января заметку Андрея Мельникова «Железный занавес» с Востока. Российских мусульман ограждают от иностранных влияний».

Все более четкие и продуманные контуры политики российских властей по отношению к религиям проявляются, по мнению автора, в том, что от них требуют полной лояльности. При чем в наибольшей степени это относится к мусульманам, которым все более настойчиво задают вектор «традиционного ислама».

А. Мельников обращает внимание на ограничения, которым подверглись (через решения российских судов, кооптированные Росрегистрацией в список материалов, признанных экстремистскими) сторонники «импортируемого» ислама и их идеологическая база «космополитического» характера – труды Саида Нурси, ваххабитская литература саудовского происхождения.

Свой комментарий «НГ-Религии» дал заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин, который ответил на обвинения исламоведа Романа Силантьева в том, что к использованию и распространению ваххабитской литературы причастны структуры и подразделения Совета муфтиев России: «Критерии оценки теологической литературы, к сожалению, религиозными организациями не выработаны. Необходимо создание некоего экспертного органа, в задачи которого входило бы отделение богословской литературы от пропагандистской, в том числе экстремистской. С идеями многих изданий, приходящих к нам из-за рубежа, мы не можем согласиться по принципиальным соображениям. Мы сторонники умеренного ислама».

«Работа по ликвидации идеологического наследия «лихих 90-х» в мусульманской общине России предстоит нелегкая», - такой вывод делает автор.


Андрей Мельников опубликовал в том же номере «НГ-Религии» еще одну заметку - «Под защитой хиджаба. Россияне уже привыкли к виду мусульманок в традиционной одежде».

Автор проявляет лояльное отношение к требованиям, предъявляемым исламом к внешнему виду женщины в публичной обстановке. Это отношение он вынес из общения с мусульманкой Мадиной Калимуллиной.

Последняя подробно рассказывает о том, как чувствует себя в Москве девушка в хиджабе. По ее словам, наряд мусульманки вовсе не вызывает негативной реакции окружающих (главное - преодолеть неуверенность в собственных силах), и вообще, «в России сейчас очень благоприятная ситуация для нашей общины».

Недопонимание со стороны окружающих бывает вызвано превратным истолкованием норм ислама самими мусульманками, особенно из числа недавно принявших ислам русских девушек. Их стремление заявить о своей новой вере проявляется в выборе черного цвета одежды, а то и паранджи.

А. Мельников с помощью своей собеседницы дает советы женщинам, как выглядеть неотталкивающе и при этом соблюсти нормы ислама. Так, российской мусульманке «вовсе не грех заглядывать в магазины современных западных торговых марок. Надо лишь при выборе покупки руководствоваться общими требованиями мусульманского стиля жизни».


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 16 января заметку исламоведа, президента Института религии и политики Александра Игнатенко ««Мне Рабинович напел». Опыт рецензии на непрочитанную книгу».

Автор рецензирует (а точнее, даже не пытается этого сделать) книгу Юрия Михайлова «Пора понимать Коран. Издание второе, исправленное и дополненное», вышедшую в прошлом году в Москве. Он утверждает, что все рассуждения Ю. Михайлова о Коране основываются на сведениях «из вторых, а то и третьих рук», поскольку он «не мусульманин, не улем, <…> не исламовед, не арабист, не востоковед и вообще не гуманитарий», да к тому же не знает арабского языка. А потому «читать книгу – бессмысленное занятие и бесполезная трата времени и сил».


На сайте ИА IslamNews Александру Игнатенко ответил 17 января Мансур Пятигори (заметка «Игнатенко надел на Михайлова «пояс шахида»»).

Рецензент книги не читал, и в результате у него вместо рецензии родились три столбца демагогии, - отмечает М. Пятигори. Ознакомившись с сайтом А. Игнатенко, на котором «сплошная "аль-кайда", "бен ладены" и "террористы"», он делает вывод, что «с таким пониманием или желанием понимать эту религию, конечно, не хочется читать книги, в которых Ислам представлен созидательным, конструктивным и гуманистическим вероуставом».


Газета «Комсомольская правда» опубликовала 16 января заметку «Новогодняя эротика шокировала церковь. Представители мировых религий в России возмущены программой «Пожар в джунглях», которую показали на НТВ сразу после праздничного обращения Президента РФ».


В ней рассказывается о реакции религиозной общественности на новогоднюю программу НТВ, обильно «сдобренную» эротическими и гомосексуальными мотивами.

В ответ представители ведущих мировых религий России выступили «единым фронтом» с призывом разобраться «в этом безобразии». В заметке приводятся слова представителей Московской патриархии, Федерации еврейских общин России, а также пресс-секретаря Совета муфтиев России Гульнур Газиевой. Последняя сказала «КП»: «Картинки телешоу, которые я мельком увидела при переключении каналов, вызывали только отторжение, поскольку были направлены на низменные чувства».


РИА Новости сообщило 17 января о том, что мусульманские религиозные деятели поддержали идею создания при российских федеральных телеканалах Общественного совета по нравственности.

«Телевидение транслирует немало достойных передач о семейной и религиозной жизни или воспитании. Однако, еще существуют ряд программ, которые вызывают чисто человеческое отвращение. Именно этим программам нужно поставить заслон», - сообщил РИА Новости первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.

Первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов отметил, что российское телевидение уже не первый год нуждается в таком органе, как Общественный совет по нравственности: «В погоне за зрителем телеканалы, за исключением двух-трех кнопок, напрочь забыли о культуре поведения и патриотическом воспитании».

Инициативу создания Общественного совета по нравственности на телевидении поддержал и председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.

Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман Исхаков считает, что в состав Общественного совета должны войти не только светские, но и духовные лица. Кроме того, создаваемая структура должна быть не только рекомендательным, но и контролирующим органом.


Газета "Московский корреспондент" опубликовала 17 января заметку Игоря Ротаря «Диагноз по шариату. У московских мусульман появились свои магазины и поликлиника».

Корреспондент приводит несколько любопытных комментариев усиления  мусульманского фактора в Москве (открытия новых магазинов, кафе, поликлиники, обслуживающих правоверных).

Так, заместитель председателя Духовного управления мусульман (европейской части России. – Р.Ш.) Фарид Ассадулин (Асадуллин. – Р.Ш.) отметил, что «Москва стала настоящим мусульманским городом».

Кардиолог мусульманской поликлиники Татьяна Токмакова считает, что пациенты ее медучреждения «даже более душевны, чем «среднестатистические» москвичи».

Бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев опасается, что создание мусульманской инфраструктуры будет провоцировать проявления ксенофобии: «Россияне никогда не смирятся с религиозным апартеидом, людей будет раздражать обособление мусульман».

Директор Центра по изучению ксенофобиии Института социологии РАН Владимир Мукомель полагает, что иудейский «апартеид» (московские иудеи тоже имеют собственные социальные структуры) принципиально отличается от исламского: «Евреи в отличие от мусульман вовсе не стремятся создавать в Москве места компактного проживания своих единоверцев. Что вовсе не удивительно. Подавляющее большинство иудеев – коренные москвичи».

То, что мусульмане создают свои собственные социальные учреждения, исламовед, ведущий сотрудник Фонда Карнеги Алексей Малашенко приветствует. Его пугает другое: «Вслед за исламскими социальными учреждениями некоторые энтузиасты пытаются создать мусульманские анклавы в пригородах Москвы. (Имеется в виду микрорайон Бутово. – Р.Ш.) <…> Учитывая печальный французский опыт, я считаю это опасной тенденцией».


Эти слова Алексея Малашенко корреспонденту независимого исламского информационного канала Ислам.Ру 18 января прокомментировал руководитель общины бутовских мусульман «Милость» Мурад Алимов.

Высказывание А. Малашенко – «человека высокообразованного, сведущего в Исламе» он воспринял «с удивлением и настороженностью»: «Все рассуждения о мусульманском локальном поселении в Бутово, анклаве - измышления политиканов, не имеющие под собой реальных оснований».

По словам М. Алимова, этот вопрос не актуален: «Нами организован в Бутово культурно-просветительский центр для мусульман, а никак не локальное поселение».


Журнал «Эксперт Украина» опубликовал 14 января интервью с известными американскими философами и футурологами Элвином Тоффлером и его супругой Хейди Тоффлер под заголовком «Новая волна богатства».

Речь в нем идет об их новой книге «Революционное богатство» и о том, на чем строится новая система благосостояния, кто ее создает и как в ней образуются деньги.

По мнению супругов-футурологов, сегодня мир находится на пути к созданию совершенно новой системы богатства. Такие системы возникают нечасто, но каждая формирует новый стиль жизни и новую цивилизацию – не только новые структуры бизнеса, но и новые типы семьи, виды пищевых продуктов, моду, новое отношение к религии и свободе личности.

Отвечая на вопрос: «Как изменится роль религии в обществе?», Э. Тоффлер отметил, что христианство и ислам постоянно увеличивают число своих приверженцев (он прогнозирует, что число мусульман за период 2001-2025 гг. увеличится с 1,2 миллиарда до 1,8 миллиарда человек). При этом новые технологии и радикальное перераспределение мирового богатства окажут на них серьезное влияние.

Футуролог подчеркнул, что цифры роста приверженцев этих мировых религий приобретают «гораздо более драматический оттенок, если посмотреть, где окажутся «дополнительные» христиане и мусульмане: в обоих случаях наблюдается пространственный сдвиг».

Главные центры христианства, по его мнению, сместятся в Африку, Латинскую Америку и Азию (Китай). Число же мусульман особенно увеличится в Европе, в основном благодаря иммиграции: «Уже сегодня треть всех мусульман проживает в качестве культурно-этнических меньшинств в немусульманских странах. <…> Переместившиеся мусульмане станут оказывать растущее влияние на политику, образ жизни, рынки и капитал».

Ближний Восток, напротив, будет терять влияние на мировую экономику, в том числе и из-за сдвига ислама на Восток и Запад, а также из-за уменьшения запасов нефти и снижения стратегической роли региона как важного транзитного центра между Азией и Европой.


ИА «Regions.ru» опубликовало 15 января комментарий председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева по поводу высказываний Владимира Путина относительно содействия традиционным религиям.

Муфтий отметил, что ему очень приятно, что глава государства признает, что во времена советской власти религиозные люди преследовались и берет на себя ответственность за это.

По словам А. Пшихачева, светских государств не бывает, поскольку «все люди в глубине души веруют», и поэтому религия является одним из столпов государственности. Он также считает, что президент России "понимает это" и что чиновники на местах должны понять, что традиционным религиям необходимо содействовать.


ИА «Regions.ru» опубликовало 16 января комментарий члена Общественной палаты Нижегородской области, главного редактора издательского дома "Медина" Дамира Мухетдинова по поводу внесенного в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего принудительное лечение хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок.

Д. Мухетдинов считает, что этот законопроект должен быть принят, но при этом он нуждается в многочисленных дополнениях. Учитывая объемы распространения пьянства в России, следует разработать целый пакет законопроектов. «Государство должно всерьез озаботиться пропагандой здорового образа жизни. В то время как в настоящий момент средства массовой информации, напротив, рекламируют скорее нездоровый», - отметил Д. Мухетдинов.


ИА «Regions.ru» опубликовало 17 января комментарий руководителя международного департамента Совета муфтиев России Рушана Аббясова по поводу опроса ВЦИОМ, согласно которому 55% россиян считают, что будущий президент России среди всех конфессий должен отдавать предпочтение Русской православной церкви, а 34% полагают, что ко всем религиям следует относиться одинаково и поддерживать отделение церкви от государства.

Р. Аббясов заявил, что президент РФ должен быть лоялен по отношению ко всем религиям России. Однако сейчас православным организациям оказывается неизмеримо большая поддержка, нежели мусульманским. При этом руководитель международного департамента СМР отметил, что и мусульманские организации в последнее время чувствуют себя намного свободнее.


Сайт ООД «Российское исламское наследие» опубликовал 16 января комментарий председателя РИН Шавката Авясова по поводу очередного судебного решения о признании ряда исламских книг экстремистскими под заголовком «Запрет исламской литературы – новый виток ксенофобии».

Ш. Авясов подчеркивает, что мусульмане вправе знать, почему исламская литература, которой они пользуются уже десятилетие, в одночасье оказалась экстремистской. Также они вправе знать, кто конкретно проводил экспертизу и давал заключение для суда и участвовали ли в этом процессе священнослужители и представители мусульманских общин. Председатель РИН полагает, что подобные решения должен выносить только Верховный суд Российской Федерации, а не районные суды провинциальных областей.

Подобные действия грозят новым витком ксенофобии в России, - предупреждает Ш. Авясов.


Ислам.Ру опубликовал 15 января интервью с сопредседателем Совета муфтиев России, главой Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддасом Бибарсовым под заголовком «По рецепту Скалозуба… 2008 г. - время сжигать исламские книги».

Оно посвящено последствиям запрещения литературы, признанной экстремистской, практикуемого судами РФ.

В интервью поднимается вопрос – а как быть теперь с запрещенной литературой, уже имеющейся на руках? Куда девать книги законопослушному гражданину, если в них упоминается Всевышний - ведь такая литература требует к себе по Шариату особого отношения? «Эти книги нельзя просто выбросить в мусор, - отмечает М. Бибарсов. - <…> Если возникает необходимость от них избавиться, то есть несколько путей для этого: сжечь, закопать в землю или изорвать на мелкие кусочки так, чтобы имена Бога и Его пророков (мир им) не читались». И здесь возникает много чисто технических вопросов.

Вообще же, в запрете книг глава ДУМ Поволжья не видит ничего хорошего. По его мнению, это дает повод радикалам необоснованно обвинять Россию в борьбе с Исламом как таковым.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 16 января заметку Юлии Прудниковой «Исламские чётки. В России появился первый мусульманский литературный журнал».

Она посвящена вышедшему в октябре прошлого года в Москве первому номеру литературно-философского журнала «Чётки».

По мнению автора, новое издание пытается соединить под одной обложкой все лучшее, что есть в таких журналах, как «Дружба народов», «Иностранная литература» и «Звезда Востока»: «Несмотря на очевидный исламский тренд в журнале, в нем последовательно проводится линия по укреплению взаимопонимания между разными народами и религиями».


«Кавказский узел» сообщил 15 января о том, что в этот день в одном из частных магазинов в столице Дагестана были произведены обыск и изъятие товаров. Хозяин магазина считает,  что действия силовиков  объясняются его принадлежностью к последователям Саида Нурси.

Хозяин магазина  Мурад Гасанов сообщил, что первые гонения на дагестанских нурсистов начались еще в 2005 году, когда в их квартиры неоднократно врывались вооруженные милиционеры и лица в гражданской форме, а их самих приглашали «на разговор» в органы внутренних дел, прокуратуру и ФСБ.

«КУ» напоминает, что 19 декабря 2007 года в мечетях Дагестана нурсисты начали сбор подписей под письмом президентам России и Дагестана, председателю Верховного суда России, уполномоченному по правам человека России и руководителям правоохранительных органов России с просьбой об оказании посильного содействия в восстановлении справедливости и нарушенных прав мусульман со стороны сотрудников правоохранительных органов России и судебных органов Москвы. После этого некоторым духовным лицам поступили угрозы со стороны представителей правоохранительных структур, сообщает «КУ».

В заметке приводится комментарий политолога Исалмагомеда Набиева, который считает, что объявление книг Нурси вне закона следует рассматривать как желание государства монополизировать право на духовную жизнь общества.


ИА IslamNews сообщило 15 января о том, что в исправительной колонии №1 города Курган построена молельная комната для мусульман.

Инициатором этого строительства выступила городская Соборная мечеть, заключившая соответствующий договор с ГУФСИН.

Как рассказал корреспонденту Islamnews имам мечети Заёдали Мизробов, в этой колонии срок отбывают около 200 мусульман. Община города предоставила им необходимую литературу по исламу. В колонии также началось обучение заключенных арабскому языку.


Сайт движения «Российское исламское наследие» сообщило 15 января о том, что РИН готовит обращения в Совет по хаджу при правительстве РФ и Совет муфтиев России с просьбой взять под контроль организацию хаджа для российских мусульман.

Эта инициатива связана с жалобами многих мусульман на турфирмы, не обеспечивающие элементарных условий для российских паломников. На месте паломники фактически бросаются на произвол судьбы. Так, им не предоставляется необходимое медицинское обслуживание, питание, они заселяются в гостиницы низкого класса, крайне затруднено передвижение российских паломников по святым местам и т.д.


РИА Новости сообщило 20 января о том, что в 2008 году исламские центры России намерены наладить активное сотрудничество с воинскими подразделениями.

Об этом агентству заявил первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин. "Наша работа заключается в духовной поддержке солдат срочной службы, контрактников, прапорщиков и офицеров - совместных встречах и молитвах в воинских частях, мечетях, помощи религиозной литературой", - отметил он.

Сообщается о том, как обстоит дело с сотрудничеством духовных центров и воинских подразделений в Карелии, Твери, Москве. О готовности к сотрудничеству и расширению взаимодействия с воинскими подразделениями уже заявили духовные управления Владимирской, Оренбургской, Сахалинской и других областей.


ИА «Regions.ru» сообщило 17 января о том, что в Чечне состоялась презентация книги "На светлом пути ислама".

Авторы издания - религиозный и общественный деятель, председатель Совета алимов ЧР Хож-Ахмед Кадыров и главный редактор газеты "Зори Ислама" Масхуд Заурбеков.

В книге рассказывается о традициях, культуре, менталитете, нравственности чеченского народа на протяжении многих веков, его отношении к религии на примере семейного древа Кадыровых.


«Кавказский узел» сообщил 16 января о том, что муфтият Чечни назначил нового имама центральной мечети города Грозного. Им стал уроженец города Аргун Магомед Хитанаев, советник муфтия Чеченской Республики.

М. Хитанаев недавно вернулся из Сирии, где в течение восьми лет обучался в высшем духовном учебном заведении. Бывший имам мечети, по словам сотрудника муфтията республики, сам ушел со своего поста, поскольку намерен пойти обучение в одном из исламских институтов за рубежом.


ИА «Грозный-информ» сообщило 18 января о совещании с кадиями районов Чечни в Духовном управлении мусульман ЧР.

На нем муфтий Чечни Султан Мирзаев «в самой жесткой форме потребовал от имамов и кадиев неукоснительного соблюдения своих служебных обязанностей», а также попросил их  «быть образцом во всем: в своих поступках, речах, образе жизни».

Рустам ШАКИРОВ.

24.01.2008

Иллюстрация с сайта www.kasparov.ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1264/">ISLAMRF.RU: Выстрелы из подполья</a>