RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Об историческом значении памятных дат

17.06.2010 16:34

Парламент Татарстана направил в Совет Федерации и Государственную Думу обращение о введении новой памятной даты - Дня официального принятия ислама на территории России. Отмечать дату предлагается 21 мая.  

 

Текст обращения цитирует газета «Известия» («Зеленый день календаря»): «Россия исторически сформировалась как поликонфессиональное и многонациональное государство", - говорится в обращении, которое было принято в среду в Казани. В современных условиях, отмечают депутаты, когда возрождение религий в российском обществе стало составной частью духовного обновления страны, важно, чтобы представители традиционных в России религиозных конфессий чувствовали равное отношение к себе».

 

Госсоветник республики Минтимер Шаймиев вчера же заявил, что если предложение республиканских парламентариев не будет поддержано на федеральном уровне, памятная дата будет отмечаться на уровне республиканском.

 

Как напоминает «Коммерсантъ» («Борису Грызлову назначат День принятия ислама»), «Впервые идею о новой памятной дате 25 мая высказал спикер госсовета Фарид Мухаметшин на заседании объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете федерации (СФ). Тогда он выразил недоумение в связи с появлением в числе официальных памятных дат России Дня крещения Руси. "Это вызывает вопросы среди неправославной части населения, думаю, что не только в Татарстане,— заявил господин Мухаметшин.— Тогда почему бы не сделать общенациональным праздником наряду с Днем крещения Руси и День принятия ислама, и это стало бы успокоительной мерой в вопросах межнациональных отношений".

 

Днем позже включить в календарь памятных дат День принятия ислама на заседании СФ предложил сенатор от Амурской области Амир Галлямов. Глава СФ Сергей Миронов тогда сказал, что, по его мнению, эту идею "необходимо поддержать и проработать". По словам господина Галлямова, разработкой соответствующего законопроекта в ближайшее время займется "группа сенаторов". Появление обращения татарских депутатов господин Галлямов оценил положительно, заявив, что "нужно двигаться по всем фронтам — и через Совет федерации, и через Госдуму": "Чем быстрее инициатива примет форму закона, тем лучше будет для страны и для мусульманской уммы".

 

Какую оценку получила эта ситуация в федеральных СМИ? «Появление в России Дня принятия ислама выгодно и Казани, и Москве», - считает обозреватель «Независимой газеты» Ян Гордеев («Зеленый цвет календаря»). «Простое на первый взгляд предложение Татарстана – традиционного исламского региона, болезненно реагирующего на любые вопросы политкорректности, скрывает за собой едва прикрытый политический маневр. День принятия ислама должен, во-первых, закрепить за Казанью статус главного мусульманского региона или даже исламского центра России. Во-вторых, для республики, утратившей в последние годы былую независимость от федерального Центра, новый праздник станет своеобразной надполитической декларацией о суверенитете, ведь современный Татарстан располагается на территории древнего государства Волжская Булгария, которое почти 1100 лет назад приняло ислам как государственную религию», - пишет он, впрочем, второе его заключение представляется, по меньшей мере, необоснованным, а по-хорошему, просто глупостью.

 

«День принятия ислама в России, несомненно, еще крепче свяжет Татарстан с Москвой, ведь в федеральном Центре сильно опасаются радикализации мусульманского населения. Казань же как исламская столица может стать реальным средством противодействия этому процессу, ведь именно этот город всегда был духовным мусульманским центром России. Здесь, кстати, просматривается явная историческая параллель: крестившись, Русь стала вселенским центром православия. Так же и древнее Булгарское государство может помочь превращению Казани в исторический мусульманский центр», - резюмирует автор. Таким образом, по его мнению, сюжет с инициативой татарстанских парламентариев целиком и полностью лежит в канве поволжско-татарского соперничества за доминирование в мусульманском сообществе России. В чем оно выражается и где его реальные признаки яйцеголовые эксперты и политологи не утруждают себя пояснять, тем не менее тема всплывает в последние год-два с завидным постоянством.

 

«Дагестан считается первым по хронологии российским регионом, где религия пророка Мухаммада восторжествовала еще при его ближайших последователях. По самой дате праздника не исключены разночтения, но идею, высказанную татарстанскими законодателями, Северный Кавказ вполне способен поддержать. Если День принятия ислама появится в календаре, он будет означать, что цивилизационный выбор князя Владимира поддерживают не все. А если не появится, мусульмане будут чувствовать себя ущемленными», - пишет обозреватель «Времени новостей» Иван Сухов («Крест на полумесяце»).

 

Большинство опрошенных журналистами экспертов считают, что инициатива вполне уместна на региональном уровне, а на федеральном шансов на поддержку имеет весьма мало. Некоторые идут еще дальше, и подчеркивают, что принятие ислама государством Волжская Булгария не является в контексте российской истории сколь либо значимой датой. При том, что это государство было не моноэтничным образованием, а являлось родиной для многих народов Поволжья, а принятие ислама определило путь культурного и политического развития многих этнических групп.

 

«Русь ислам не принимала. Осуществив благодаря князю Владимиру обряд крещения, Русь приняла христианство. Историческое решение князя имеет для нашей страны в первую очередь политико-государственное значение, а затем уже религиозное. Советую людям, которые не считают себя православными христианами, понять и осознать этот факт», - цитирует  заместителя председателя Совета Федерации Михаила Николаева ресурс «Право слова» («Аллах Акбар, Святая Русь»).

 

Тот же источник передает и реплику президента региональной общественной организации «За демократию и права народов» Владимира Федорова: «На мой взгляд, предложение сделать памятной датой день принятия ислама Волжской Булгарией, это попытка закрепления политического доминирования мусульманского населения России. Данные попытки неприемлемы и должны всячески пресекаться. Необходимо всегда подчеркивать, что современная Россия, в том виде как она существует, зародилась именно в Киевской Руси, а к Волжской Булгарии отношения не имеет».

 

Как заявил ресурсу «БалтИнфо» («Мусульмане хотят паритета») историк религии Николай Симаков, «Волжская Булгария никогда не была частью России, более того, она была противником Руси, с ней сражался, в частности, князь Андрей Боголюбский. И Казань была присоединена к России гораздо позже и также не может считаться исконно русской территорией. В России всегда была только одна государственная религия - православие».

 

Тезис о том, что «Крещение определило новый, цивилизационный путь развития России», а принятия ислама – нет, звучал и в мнениях парламентариев, опрошенных агентством Regions.Ru.

 

Довольно странно в условиях современно федеративной, многонациональной и многоконфессиональной России слышать формулировки вроде «исконно русские территории» и «не исконно русские территории». Тем более, когда к исконным не причисляются земли, вошедшие в состав России в 17 веке. Что же получается, территории за Волгой и до Сахалина не исконные, «не родные» российскому государству? Такая постановка вопроса естественным образом приведет к тому что нерусские народы начнут размышлять: «А каково же наше место в этом государстве, если наше участие в его строительстве начиная с 13 века (со времен Золотой Орды) не является основанием для признания наших заслуг?» Постоянное указывание «знать свое скромное место в истории» послужит лишь толчком к тому, чтобы нерусские народы России всегда помнили когда и при каких обстоятельствах судьба их прадедов стала связанной с Русью, а у многих те страницы истории не вызывают приятных ассоциаций.

 

Накануне принятия обращения в Госсовете Татарстана госсоветник республики Минтимер Шаймиев рассказал в интервью «Интерфаксу»: «Территорию России населяет многонациональный и многоконфессиональный народ со своими заботами как материальными, так и духовными. Если органы власти на местах отвечают за часть территории РФ, то почему не держать совет с ними в таких непростых вопросах? Ведь руководители регионов занимают свои места не только для того, чтобы заниматься решением исключительно вопросов ЖКХ, как это часто принято считать на федеральном уровне.

 

Получается, что мы сами себя боимся и поэтому идем по пути принятия односторонних решений, которые легко принимать без учета мнения и интересов меньшинства по таким деликатным, часто судьбоносным для единства страны темам. К сожалению, у нас сегодня ни Совет Федерации, ни Госдума не относятся к тем органам власти, которые учитывали бы интересы меньшинства на законодательном уровне. У них нет механизма учета проблем меньшинства. Поэтому и получается, что зачастую спотыкаемся на ровном месте, когда можно своевременно снять любые сомнения и вопросы, которые возникают, время от времени, подчеркну, у образованного многонационального российского народа».

 

IslamRF.Ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/13076/">ISLAMRF.RU: Об историческом значении памятных дат</a>