RSS | PDA | Архив   Вторник 13 Апрель 2021 | 1433 х.
 

Разновекторная активность

31.01.2008 16:21

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 21-27 января 2008 года.

На прошедшей неделе религиозная и общественная активность российских мусульман отразилась в российских СМИ как волна заочной полемики и открытого противостояния по всем направлениям (от борьбы с экстремизмом до вновь обострившейся конфронтации с околоцерковными кругами). Отсутствие единого вектора общественного мусульманского движения привело к тому, что на неделе мусульмане совершали прямо противоположные действия: в то время как часть выражала негодование и беспокойство неоправданно расширенным списком запрещенной властями экстремистской литературы, другие организовали массовые рейды по торговым точкам с целью изъятия «неправильных» исламских книг (причем не сообщалось, те ли это самые книги, что запрещены официально). В общем, получается как в известной басне про лебедя, рака и щуку.


Газета «Московский комсомолец» опубликовала 22 января заметку Анны Бодровой «Рифы исламского ПИФа. В России заработал первый мусульманский инвестфонд».

Она посвящена новому направлению в коллективных инвестициях, воплотившемуся не так давно в пилотном паевом инвестфонде “БКС - Фонд “Халяль”, запущенном УК БКС и ориентированном на инвесторов-мусульман. Акции, которые в него будут входить, будут отбираться по законам шариата.

Приводится комментарий сотрудника УК БКС Марии Плоткиной, которая отмечает, что российские инвесторы «проявили должный интерес к фонду».

Автор перечисляет сферы деятельности, неприемлемые для фонда в соответствии с предписаниями ислама и отмечает сложность введения мусульманских финансовых продуктов в России. Последняя заключается в том, что единого мнения по дозволенности многих финансово-кредитных операций не существует.


Газета «Завтра» опубликовала в №4 от 23 января интервью с представителем Международного Совета мусульманских улемов Мухамедом Саляхетдиновым под заголовком «Иракский маховик».

М. Саляхетдинов отвечает на широкий спектр вопросов, связанных, в основном, с ситуацией в современном Ираке, в частности, с актуальной для этой страны проблемой терроризма.

Главной причиной «всякого рода разброда, шатаний и крайностей, которые наблюдаются сегодня повсюду среди приверженцев ислама», по его мнению, является отсутствие стержневой страны-державы, способной сплотить и объединить большую часть мусульман, подобно Омейядскому, Багдадскому или Османскому правлению.

«Аль-Каиду» интервьюируемый рассматривает не как единую и централизованную структуру, а как проявление общей протестной идеологии «обиженных». Деятельность «Аль-Каиды», по его мнению, удобна и выгодна спецслужбам, в том числе Моссаду и ЦРУ, чьи люди внедрены в каждую ее ячейку. В Ираке, как и везде, она вызывает лишь отторжение местного населения.

Непрекращающиеся же взрывы на гражданских объектах в Ираке М. Саляхетдинов связывает с активным применением американцами практики минирования автотранспорта простых иракцев во время его досмотра на блокпостах. Что касается терроризма в мусульманской среде, то его рождает, «во-первых, агрессия со стороны мировых держав в отношении ислама, во-вторых, — элементарное невежество, поверхностное понимание сущности ислама, узость и примитивность мышления части мусульман, нежелание учиться и воспринимать реалии сегодняшнего дня».


«Новая газета» опубликовала 21 января заметку военного обозревателя «Новой» Вячеслава Измайлова «Убили Гимринского, и тут началось. Патрушев инициировал масштабные боевые действия».

Автор сравнивает проходящую на протяжении вот уже месяца в горном дагестанском селении Гимры контртеррористическую кампанию с крупной операцией в Чечне. Он перечисляет акции бандподполья Гаджидадаева за последние годы, а также серьезные неудобства, причиняемые спецоперацией мирным жителям, и задается вопросом: почему именно теперь деятельность боевиков взволновала спецслужбы?

«Непонятно, будет ли бандгруппа вообще ликвидирована и находится ли она до сих пор в местных горах», — так итожит свою заметку В. Измайлов.


Газета «Время новостей» опубликовала 24 января заметку Татьяны Гриценко «Менеджер слабого звена». В Москве задержан участник «карачаевского джамаата».

В ней рассказывается о 20-летнем Павле Новикове, о поимке которого в Москве объявило МВД России, подозреваемом в причастности к «карачаевскому джамаату», а также о «руководителях» Новикова - Рустаме Ионове и Ачимезе Гочияеве.

По данным спецслужб Карачаево-Черкесии, на совести Новикова серия нападений на местных сотрудников милиции весной прошлого года. Под влияние Ионова он попал в 2005 году, когда принял ислам. Задержанный, по его собственным словам, в группе Ионова числился «менеджером слабого звена».


Газета «Коммерсант» опубликовала 24 января заметку Дмитрия Маракулина «Подготовку к покушению на Валентину Матвиенко оценят домохозяйки и слесарь. Сформирована коллегия присяжных по этому делу».

В ней рассказывается о том, как проходило формирование коллегии присяжных, которым предстоит рассматривать уголовное дело по факту приготовления к покушению на петербургского губернатора Валентину Матвиенко в мае прошлого года. В совершении этого преступления обвиняются трое петербуржцев, учившихся в исламской организации «Аль-Фатх».

Адвокат одного из подсудимых заявил «Коммерсанту», что единственное, что ему не нравится в составе сформированной коллегии, — это то, что среди заседателей отсутствуют лица, исповедующие ислам. Однако его коллега полагает, что данный состав — это «лучшее из того, что могло бы быть».


ИА «Regions.ru» опубликовало 22 января комментарий члена Общественной палаты Нижегородской области, главного редактора издательского дома «Медина» Дамира Мухетдинова по поводу сообщения МВД о том, что число преступлений экстремистской направленности в России за последние четыре года выросло в три раза и что молодежная среда заражена националистическими настроениями на 15%.

Д. Мухетдинов отметил, что некоторые нечистоплотные политики используют в своих целях огромную энергию молодежи, которая не находит себе выхода, - выплескивая ее «на какого-нибудь внешнего врага, то есть на чем-либо непохожих людей». По мнению главного редактора ИД "Медина", государству, политикам, СМИ необходимо направить «лишнюю энергию в созидательное русло, заполнить вакуум в умах».


Сообщение МВД информагентству «Regions.ru» прокомментировал также председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев.

Он заявил: «На Северном Кавказе сейчас нет таких проблем. Я знаю, что многие СМИ пытаются представить ситуацию как разгул бандитов и бегство русского населения. Однако это неправда. Конечно, как русские, так и коренные жители Кавказа продают дома и перебираются в более благополучные города, но это никак не связано с национальными или религиозными конфликтами».

Более полную информацию о сообщении МВД можно найти здесь .


Сайт общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» опубликовал 25 января интервью с председателем Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигуллой Ашировым под заголовком «Запрет исламской литературы – следствие пассивности мусульманских организаций».

По словам Н. Аширова, ни одно решение о запрете исламской литературы в России не было правомерным. Так, вердикт книгам Саида Нурси выносился на основании заключений психологов и психолингвистов, «абсолютно некомпетентных в религиозных вопросах».

Запрет мусульманской литературы (а этот процесс будет продолжаться) стал результатом пассивности мусульманских организаций, считает муфтий: «Все мусульманские духовные структуры, общероссийские общественные организации, вызвавшиеся совершать проповедь нашей религии, защищать ее интересы, вести диалог с государственными структурами от имени мусульман, должны не только открыто заявить свою позицию относительно подобных судебных решений, но и искать пути, чтобы мусульмане России спокойно и свободно могли изучать свою литературу».


Сайт общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» опубликовал 21 января заявление движения в связи с высказываниями Алексия II по вопросу преподавания в школах страны «Основ православной культуры».

В заявлении содержится предупреждение о том, что в случае введения уроков православия учащиеся будут искусственно разделены по конфессиональному признаку, а это будет «формировать у них опасные, разрушительные бациллы противостояния, которые могут перерастать в межрелигиозные ссоры, драки с побиванием «еретиков» и «иноверцев»».

Движение и поддерживающие его мусульманские общины обращаются к министерству образования РФ, «ко всем прогрессивным силам страны, особенно к русскому народу, его интеллигенции», к руководству РПЦ, к мусульманским общинам на местах с просьбой (в той или иной форме) не допустить «провала российского общества в пропасть» межконфессиональных и межнациональных противоречий. Они заявляют о поддержке курса Президента по защите Конституции страны и недопущению нарушения «общефедеративных конституционных основ», а также оставляют за собой право начать сбор подписей в мусульманских общинах и среди славянской части населения для обращения к руководству страны, в Верховный и Конституционный суды России.


Независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» опубликовал 21 января комментарий кандидата исторических наук, этнолога Дамира Хайретдинова по поводу недавнего заявления Владимира Путина о том, что долги традиционным конфессиям России, накопленные за годы советской власти, должны быть возвращены.

Д. Хайретдинов отвечает на вопрос: что должно российское государство мусульманам?

По его мнению, речь идет, прежде всего, о недвижимом имуществе, которое было разрушено в годы советской власти. И здесь встает новый, «достаточно щепетильный» вопрос: кто оплатит мусульманам то, что уже восстановлено ими самими за последние годы?

Во-вторых, это система образования — медресе, мектебы, которые тоже были ликвидированы и теперь подлежат восстановлению. Их «какое-то» финансирование со стороны прогосударственных структур началось с прошлого года.

В-третьих, должна быть восстановлена система вакфов — аналог монастырского имущества, которая, в случае ее восстановления, позволит мусульманским общинам «достаточно безбедно и независимо существовать». Сделать это необходимо на уровне федерального закона.


Портал «Credo.Ru» опубликовал 25 января часть девятую круглого стола редакции портала, посвященного итогам религиозно-общественной жизни в 2007 году.

Участникам обсуждения был задан вопрос: открыли ли вы для себя в 2007 году нового лидера или яркого деятеля?

Для исламского культуролога Сергея Джанната Маркуса человеком года в исламском сообществе России стал Тауфик Ибрагим, московский философ сирийского происхождения, автор книги "На пути к коранической толерантности". По мнению С.-Дж. Маркуса, этот труд - новое слово в исламской мысли, в интерпретации ислама. Заслуга ученого в том, что ему удалось показать, что Коран не утверждает эксклюзивизм ислама, из чего «проистекают огромные последствия, как в плане культуры, так и в плане политического действия, социальной ориентации».

Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Мозговой согласился с этой оценкой культуролога. Также он отметил деятельность издательства "Медина", выпустившего в том числе эту книгу, а также работающих в нем Дамира Хайретдинова и Дамира Мухетдинова: «Я заметил, насколько молодые люди там работают. В своем молодом возрасте эти люди показывают колоссальную работоспособность и интеллект. На общем фоне они выглядят как пассионарии своего рода. Я для себя открыл пассионариев в исламском сообществе».

Для главного же редактора портала «Credo.Ru» Александра Солдатова открытием прошлого года стало то, что христианско-исламский диалог становится двусторонним. Ранее точки соприкосновения находились в основном благодаря уступкам со стороны православных: «Получалось так, что какие-то успехи в этом диалоге достигаются за счет того, что современное христианство, в принципе, дальше продвинулось по пути либерализации, секуляризации и готово ради успеха в межконфессиональном диалоге все больше и больше отказываться от своих принципиальных позиций, догматических в том числе, в каком-то смысле даже от триадологического догмата». А деятельность Тауфика Ибрагима показала, что и с исламской стороны возможно движение навстречу. Не ценой отказа от своих догматических позиций, а «посредством стремления говорить с христианами отчасти на их языке, на языке современных философских представлений, сформировавшихся, в частности, в рамках процесса глобализации».

«Теперь и мусульманская сторона выдвигает отдельных представителей, которые выглядят адекватно, современно», — считает А. Солдатов.


Портал «Credo.Ru» опубликовал 23 января под рубрикой «Комментарий дня» заметку Исмаила-Валерия Емельянова «Мусульманам - галоперидол! Если последователь ислама не верит в Святую Троицу, значит его не долечили в психушке, постановило «московское отделение» «православных граждан».

Поводом к ее написанию послужила очередная гневная филиппика от «московского отделения Союза православных граждан» — заявление под названием «Джемаль достал…», в котором утверждается, что православную общественность оскорбили высказывания лидера Исламского комитета Гейдара Джемаля в его статье, опубликованной на его же сайте, в адрес Святой Троицы, Иисуса Христа и христианской Церкви.

Автор называет формы публичного выражения исламофобии, которые присущи активисту «московского отделения» Кириллу Фролову, выходящими «далеко за рамки дозволенного законом и терпимого в сколько-нибудь приличном обществе». Заниматься этой «агитработой» ему, по мнению И.-В. Емельянова, позволяет только «необыкновенная политическая и религиозная конъюнктура, сложившаяся в современной России».

Автор отмечает, что К. Фролов, считающий отрицание веры в Троицу результатом некачественного психиатрического лечения, фактически «предлагает подлечить от «шизофренической веры» еще полтора миллиарда мусульман всего мира, да плюс к этому «жалкую горстку» историков и религиоведов, что увидели в церковном христианстве отголосок древнеперсидских духовных традиций».

Почему церковное руководство не отмежевывается от деятельности скандальной организации, использующей в своем названии эпитет «православных» и разжигающей религиозную войну и ксенофобию? И.-В. Емельянов полагает, что в ней есть необходимость «на случай, если потребуются брутальные методы и инструменты для решения текущих церковно-политических вопросов».


Сайт радио «Свобода» опубликовал 22 января стенограмму передачи «Поверх барьеров. Американский час. «Книжное обозрение» Марины Ефимовой. Ли Харрис. «Самоубийство разума. Исламский радикализм как угроза идеалам века Просвещения»».

Поводом к ней послужил выпуск «Бук ревью» газеты «Нью-Йорк Таймс» с обзором новых монографий об «исламофашизме». Интерес «Книжного обозрения» вызвала «самая яркая и непримиримая книга в этом собрании» (и добавим, откровенно исламофобская. – Р.Ш.) - «Самоубийство разума» Ли Харриса.

По мнению М. Ефимовой, книга Харриса отличается от многих подобных тем, что «убедительно представляет худший сценарий – возможность полного разрушения Запада мусульманским фанатизмом». Это – «прямой призыв к немедленным защитным действиям, к организации круговой коллективной обороны».

Автор обозрения полагает, что книга ставит своей целью «встряхнуть» мировых лидеров, продемонстрировав их непонимание того, что они втянуты в войну с противником, «который дерется по законам джунглей». Харрис разбирает два вида фанатизма – исламский и западный, интеллектуальный, «фанатизм разума». Последний-то и ослепляет лидеров Запада, не позволяя им видеть «истинную природу мусульманской культуры».

Подытоживая, М. Ефимова делает попытку оценить книгу непредубежденно: «Трудно примириться с идеей, что корни нынешнего исламского фанатизма заложены в самом исламе. Семена фанатизма есть в любой религии и в любой идеологии. Достаточно вспомнить крестовые походы, инквизицию, охоту на ведьм и геноциды. Вопрос в том, что и когда толкает семена фанатизма в рост».


Газета «Московский комсомолец» опубликовала 24 января заметку «В столичных ресторанах не осталось любителей халяля».

Руководитель Центра стандартизации и сертификации продукции при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев сообщил «МК», что в настоящее время в Москве около пятидесяти кафе и ресторанов, которые называют себя халяльными. Однако проверки выявили, что ни одно из них не соблюдает нормы ислама до конца. Практически повсеместно нарушается требование о запрете на курение и употребление спиртного. Кроме того, кое-где посетителям подают блюда из мяса неизвестного происхождения. В итоге СМР пока не намерен продлевать «халяль-сертификацию» ни одному столичному кафе и ресторану. Всем нарушителям сделано замечание. Если владельцы этих точек общепита не прекратят использовать в меню или названии своего заведения слово «халяль», ими займутся правоохранительные органы и Роспотребнадзор.


«Политический журнал» опубликовал в №178 от 21 января статью Дмитрия Володихина «Зачем нам такой Минобраз?»

Ликвидацию регионального компонента образования, совершившуюся перед прошлогодними парламентскими выборами и поставившую под удар преподавание курса «Основы православной культуры», автор называет «большим государственным позорищем» и связывает ее с тем, что через это «Единая Россия» должна была получить дополнительные голоса от российских мусульман.

Появившееся несколько недель спустя предложение преподавать в школах курс «Духовно-нравственной культуры» (как часть федерального образовательного компонента, с обязательным присутствием курса ОПК) Д. Володихин характеризует как «настолько мягкий, настолько компромиссный вариант, что дальше отступать просто некуда».

Автор называет «заведомой неправдой» обвинения церкви в стремлении нарушить Конституцию, сделанные «радикальным исламским оратором» Нафигуллой Ашировым в ответ на это предложение, а то, что Минобраз и на этот раз «кочевряжится», по его мнению, «показывает уровень понимания» интереса православной общины, который заключается в том, что христианское духовное просвещение должно быть на всех уровнях образовательной системы. Этим самым глава министерства А. Фурсенко «создает очаг социальной напряженности». «Зачем нам нужен такой министр?», — вопрошает Д. Володихин.


Сайт Славянского правового центра опубликовал 24 января заметку «Общественная палата РФ выпустила памятку для сотрудников правоохранительных органов "Религия и правопорядок в России"».

В ней указывается на недостатки, которые, по мнению СПЦ, имеет этот документ.

Так, памятка не раскрывает важных для применения на практике особенностей правового положения религиозных организаций - прежде всего, не отмечено, что регистрация не является обязанностью религиозной общины и условием ее существования и проведения богослужений. Кроме того, не указано, что по закону верующие могут проводить богослужения по месту жительства (сотрудники органов правопорядка почти всегда требуют специального разрешения на богослужения в жилом доме или в квартире, - отмечает СПЦ).


Сайт Совета муфтиев России сообщил 22 января о том, что накануне в СМР прошло совещание по проблемам дальнейшего развития и совершенствования работы в 2008 году в рамках «Программы содействия подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 гг.».

Участники совещания обсудили разработанный специалистами Московского исламского университета конфессиональный блок дисциплин по исламской теологии, выработанный в соответствии с требованиями государственного стандарта образования, а также его профессиональный компонент. Помощник ректора Смольного института свободных искусств и наук СПбГУ А.А. Михейшин предложил исламским вузам самим готовить специалистов, в которых ощущается резкая нехватка, из числа выпускников и «остепенять их в светских вузах». Доцент кафедры арабской филологии ИСАА МГУ В.В. Лебедев, предложил перевести предмет «Исламская этика» из блока профессиональных дисциплин в общефедеральный стандарт. Также был отмечен разнообразный положительный опыт, имеющийся в различных исламских вузах страны – здесь были названы такие курсы, как «Этика межрелигиозного диалога» (ИтиР, Махачкала) и «Ислам в России» (МИУ).


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 23 января о том, что Духовное управление мусульман Чечни приняло решение жестко противодействовать любым попыткам распространения в средствах массовой информации и литературе идей ваххабизма.

«Литература и видеопродукция разнопланового содержания, представленная на книжных прилавках Чечни, будет подвергнута ревизии», — заявил 23 января на заседании совета алимов и богословов зампред ДУМ республики Дауд Сельмурзаев.

Если содержание будет вызывать подозрения на предмет проповедей в духе ваххабизма или иных экстремистских обществ, духовное управление наложит запрет на реализацию подобной литературы и видеопродукции.


ИА «Грозный-информ» сообщило 22 января о том, что в магазинах, реализующих исламские товары и в студиях звукозаписи в Грозном уже проведены рейды с целью выявления случаев реализации аудио- и видеоматериалов, а также печатных изданий религиозно-экстремистского толка.


ИА REGNUM сообщило 25 января о том, что глава Духовного управления мусульман Северной Осетии Мурат Тавказахов подал заявление об отставке.

Муфтий попросил освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Как пояснили в муфтияте, эта просьба будет удовлетворена. Новый глава мусульман Северной Осетии будет избран на заседании муфтията.


ИА «Комиинформ» сообщило 25 января о том, что в исправительных учреждениях республики Коми прошла гуманитарная миссия мусульман «Караван милосердия».

Акция проходила с 15 августа до конца 2007 года. Ее цель заключалась в выяснении условий пребывания мусульман в тюрьмах и колониях республики и организации их духовной жизни в местах лишения свободы.

«Мы посетили практически все исправительные учреждения Коми, передавали заключенным подарки, собранные верующими, читали лекции, провели молитвы. На встречах с руководством этих учреждений мы ставили вопрос о создании специальных молельных комнат для мусульман», — рассказал ИА «Комиинформ» председатель Духовного управления мусульман Коми Валиахмат Гаязов.

В «Караване милосердия» приняли участие порядка сорока человек. В настоящий момент в исправительных учреждениях республики содержится около 500 мусульман.


«Ислам.Ру» сообщил 24 января о том, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о необходимости развивать отношения с Организацией Исламская конференция, а также подчеркнул, что Россия «никогда не будет частью новых «священных союзов» против кого бы то ни было».

Это мнение он высказал в своей статье «Внешняя политика России: новый этап», опубликованной в «Дипломатическом ежегоднике-2007». В ней Сергей Лавров излагает свое видение того, в чем состоят «особенности постмюнхенского этапа в развитии мировой политики», который наступил после выступления президента России Владимира Путина в Германии в феврале 2007 года.


«Ислам.Ру» сообщил 22 января о том, что Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД по Республике Карелия и Духовное управление мусульман РК заключили договор о сотрудничестве.

Он предусматривает проведение мероприятий духовно-просветительского и правового характера, таких как беседы, лекции, участие в подготовке праздников, оказание благотворительной помощи.


«Кавказский узел» сообщил 22 января о том, что в этот день в комитете правительства Республики Дагестан по делам религий подвели итоги состоявшегося паломничества мусульман Дагестана в Мекку.

Председатель комитета Ахмед Магомедов, в частности, коснулся проблем, с которыми столкнулись паломники из Дагестана во время хаджа. В частности, 8-9 декабря 2007 года на границе с Азербайджаном скопилось около 1,5 тысяч паломников без паспортов и с открытыми визами Королевства Саудовской Аравии. Проблема была связана с поздним оформлением документов для выезда. Множество нареканий вызывало техническое состояние автотранспорта, используемого паломниками: его переполненность, отсутствие элементарных норм гигиены, неприспособленность для перевозки людей, несоответствие международным требованиям в области пассажирских перевозок.

«Все проблемы, с которыми сталкивались дагестанские паломники во время прошедшего хаджа, будут учтены во время следующего паломничества в Мекку», — сказал А. Магомедов.


ИА «IslamNews» сообщило 27 января о том, что в Воронеже создана и зарегистрирована «Воронежская религиозная организация мусульман».

Ее председатель Марат Газиев сообщил следующее: «В течение 1-2 месяцев мы планируем открыть в городе молельный дом, а также воскресную школу, где все желающие мусульмане смогут изучать основы ислама, Коран, арабский язык. В ближайшее время Духовное управление мусульман европейской части России, при активной поддержке которого создавалась наша структура, направит в Воронеж своего имама для духовного руководства организацией. Кроме того, в планах организации благоустройство мусульманского кладбища, а также благотворительная деятельность. В области живет значительное число представителей исконно мусульманских национальностей - около 45 тыс. азербайджанцев, 2 тыс. татар и примерно 5 тыс. представителей других этносов».


ИА «IslamNews» 21 января сообщило о том, что 19 января в Москве состоялся семинар на тему «Мусульманское сообщество и интернет-технологии нового поколения».

В рамках мероприятия были подняты вопросы, касающиеся роли мусульман в развитии всемирной сети. В частности, были затронуты вопросы организации единой баннерной сети для исламских и дружественных ресурсов, учреждения I-ой исламской интернет-премии и создания альтернативных виртуальных сообществ.

Темы, поднятые на семинаре, стали логическим продолжением конференции «Интернет в жизни мусульман современной России. Исламский контент». По словам участников мероприятия, многие вопросы остались нерешенными, поэтому они выразили желание проводить подобные обсуждения регулярно. На семинаре было принято решение проводить встречи веб-технологов и дизайнеров не реже двух раз в год. Помимо этого, собравшиеся договорились об открытии специализированного форума для веб-технологов и дизайнеров, обслуживающих мусульманские ресурсы.

Во встрече приняли участие веб-технологи и представители сайтов IslamNews, IslamRF, Muslim.Ru, администратор форума «Голубушка», руководитель сайта Муслима.ру, seo-оптимизаторы, дизайнеры, программисты, а также активисты мусульманского Рунета.

 

Рустам ШАКИРОВ

Фото с сайта www.irkutsk.rfn.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1333/">ISLAMRF.RU: Разновекторная активность</a>