RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Поставят ли в Казани памятник Марджани?

26.02.2008 16:35

Жизнь мусульман России на страницах печатных изданий РФ за 15-21 февраля

МарджаниДень ото дня набирает обороты еженедельная всероссийская газета «Медина ал-Ислам», которая издается в Нижнем Новгороде 30-тысячным тиражом и распространяется по всей России. Вышел новый, седьмой номер издания (15-21 февраля. – №7 (56)).

Темой для передовицы («А была ли Византия? Россию опять зовут в Средневековье») стал недавний фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок». Автор (авторы) этого содержательного, написанного не без юмора, материала (подписан – Аналитический центр «Амаль») пытаются расшифровать архимандритский эзопов язык. Главный посыл фильма – жила-была великая империя, да сплыла. Поскольку власть предержащие не слушали духовников. Напрашиваются параллели: плохо прислушиваются Путин и Медведев к церковным иерархам, не вводят в принудительно-административном порядке ОПК (Основы православной культуры).

«Современные мифотворцы для создания видимости правды постоянно твердят о каких-то невероятных 80 процентах православных у нас в стране, а также о том, что всякая семья, покрестившая ребенка в церкви, уже заранее отказалась от массы своих гражданских прав, включая право на свободу совести и религии, и чуть ли не подписалась этим за принудительное введение ОПК в государственных и муниципальных школах, - говорится в материале Аналитического центра «Амаль». — Однако вот данные научного исследования: «11 февраля. ИНТЕРФАКС. — Почти треть жителей России (29 процентов) верит в «вечную жизнь», сообщили в Аналитическом центре Юрия Левады».

Из этого однозначно и неопровержимо следует, что 71 процент россиян никак в принципе не может быть отнесен ни к Христианству любой конфессии, включая православную, ни к Исламу, ни к Иудаизму, ни к Буддизму! Если человек не верит в будущую жизнь, обещанную Богом, о чем говорить вообще? Разве только о политеистических суевериях! Собственно, 63 процента россиян и сообщили, что верят в приметы… Министерства образования рассуждают, как разделить школьников по религиозному признаку для принудительного обучения религии, то получается, что 63 процента должны изучать не ОПК, а курс народных примет и целительства, из них половина более углубленно будет изучать астрологию, а другая — уфологию, про НЛО и «зеленых человечков». Не разумнее ли в школе вместо клерикальных мифов изучать историю мировых религий, написанную нейтрально, информативно и уважительно ко всем традиционным религиям, а после обязательных занятий родителям самим определяться, какими «уроками» им руководствоваться: Византии, Ацтеков, Великих Моголов и т.д.?».

12 января этого года Президент России Владимир Путин участвовал в молебне в Успенском соборе Валдайского Иверского монастыря и высказал суждения, дал оценки, прорисовал перспективы, которые имеют прямое отношение не только к православным верующим, с которыми он был в храме, но и ко всем верующим всех конфессий России, включая и мусульман. Там же Президент заявил, что «он и те, кто работают с ним, «представляют государство, которое на протяжении многих предыдущих десятилетий многое сделало для того, чтобы корни нашей истории и культуры, в том числе духовной, были подорваны».

Более того, Президент заявил, что «государство вернет долг Русской Православной Церкви, другим традиционным конфессиям, вернет долг российскому народу».

Над этой «валдайской» речью размышляет руководитель ДУМ Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов. Материал «Набат с Валдая» под рубрикой «слово имама» также публикует последний номер газеты «Медина ал-Ислам».

Положительно оценивая это выступление, Умар-хазрат, отмечает, что Владимир Путин не несет личной ответственности за тот негатив, то насилие, которое развязало государство по отношению к религии, особенно в первые годы советской власти.

Мало того, руководитель российского государства, а также его предшественники в постперестроечное время разными способами пытались вернуть духовные и материальные долги перед церковью. Но именно перед православной церковью, отмечает Умар-хазрат Идрисов. По отношению к мусульманам такой добродетельности не отмечалось. Мало того, никто не вспоминал далекое прошлое, когда, например, в период Золотой Орды православная церковь наделялась различными благами: землями, налоговыми льготами и, наоборот, после присоединения Казани к Москве началась эпоха насильственной христианизации, разрушения мусульманских храмов.

В своей статье Умар-хазрат не ставит задачи поиска врагов. Он выдвигает конкретное предложение — подумать о возвращении мусульманам вакфов, то есть собственности, доходы от которой направлялись бы на религиозные и благотворительные цели.  

«Такая постановка вопроса облегчается фактом вхождения России в организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя, — пишет Умар-хазрат Идрисов. — С точки зрения мусульманского права деятельность вакфов может быть определена на общероссийском уровне планируемым Советом улемов. Современная Россия возрождает традиции уммы и перенимает лучшее из опыта мусульманского мира. Создание и деятельность вакфов должны стать здесь весомой составляющей. Участвовать в их возрождении должны не только государство, но и крупный частный бизнес, выросший благодаря «нефтегазовому дару».

Марина Юдкевич, ведущий журналист казанской газеты «Вечерняя Казань» привыкла быстро реагировать, когда на информационном поле появляется положительная информация с ключевыми словами «татарский» или «мусульманский». И как тут не порадоваться – ведь возник очередной повод для ерничанья.

В конце прошлой недели в Комитете по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ обсуждали протест прокурора РТ на отдельные положения татарстанского закона «О свободе совести и религиозных объединениях». С самой принципиальной частью протеста депутаты согласиться не смогли и отложили ее рассмотрение в ожидании, что скажет по этому поводу кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев.

В данном случае речь как раз таки идет о вакуфном имуществе. Юдкевич опубликовала большую статью «Татарстан хочет сказать в законодательстве старое слово. Арабское», в которой решила поднять на смех эту инициативу, но сама окончательно запуталась в незнакомом вопросе.

«И не что иное, как эта самая уникальность термина, и стало причиной прокурорского протеста, — пишет она. — Поскольку вопросы собственности на имущество регулируются гражданским правом, а гражданское право находится всецело в ведении федерального законодателя, а в Гражданском кодексе РФ никакое «вакуфное имущество» не упоминается вовсе, следовательно, введя этот термин в республиканский закон в 1999 году, Госсовет РТ вторгся в пределы федеральной компетенции. И теперь должен поскорее вынести нестандартное слово из этих священных пределов туда, откуда принес...

Когда в ноябре прошлого года Медведев посетил Казань и Российский исламский университет, он дал согласие обсудить этот вопрос, — рассказал «ВК» председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. — И в декабре (вскоре после получения протеста прокурора. - М.Ю.) председатель Духовного управления мусульман РТ Гусман-хазрат Исхаков и ректор РИУ Рафик Мухаметшин написали Дмитрию Медведеву письмо...

В письме муфтия и ректора — предложения узаконить понятие «вакф», внести в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» термин «вакуфное имущество», а в Налоговый кодекс (и это самое главное) — норму об освобождении этого имущества от налогообложения, как освобождается от него имущество богослужебного назначения... Ждут ответа».

Впрочем, не надо забывать одну вещь – федеральные законы писали не боги, а простые смертные, которые имеют право на ошибку, равно как и право на исправление этой ошибки. И в этом отношении татарстанские чиновники поступают совершенно правильно – предлагая законные пути улучшения соответствующего закона. Все памнят многолетнюю борьбу за разрешение фотографироваться на паспорт в мусульманском платке. Результат известен – категоричное «низя» сразу же сошло с уст блюстителей закона, после того как высшие судебные инстанции РФ подтвердили законность требований мусульманок.

Но М.Юдкевич об этом напрочь забыла: «В итоге представители татарстанской власти решили понести это магическое слово другим путем - не из республиканского закона обратно в исторические хроники, а совсем наоборот: внести соответствующее понятие в федеральное законодательство».

Как любят говорить дикторы программы «Время», время покажет «who is who». Но, кажется, делать эту инициативу всего лишь достоянием исторической хроники пока рановато.

Пытаясь исторически обосновать «недееспособность» мусульман, М.Юдкевич выдергивает из контекста книги казанского историка Ильдуса Загидуллина пример, который описывает злоупотребления с вакуфным имуществом в конце 19 века в Крыму. Создается впечатление, что муфтии и казыи были ворами, неспособными управлять мусульманским имуществом без контроля «старшего брата». А как же находившееся там же крупнейшее медресе «Зинджырлы», которое на протяжении столетий процветало благодаря грамотному использованию того же самого вакуфного имущества? М.Юдкевич об этом умалчивает, а история нет… Впрочем, это лишний раз говорит о неграмотности автора материала в данном вопросе.

Возвращаясь к нижегородской прессе, стоит сказать и о последнем номере газеты «Мишэр доньясы» («Мишарский мир»), которая с середины прошлого года выходит на татарском языке в Сергаче Нижегородской области. Эта газета также активно освещает исламскую тематику, хотя и является светской по своей сути. В новом номере опубликована проповедь молодого и перспективного имам-хатыба Мунира-хазрата Баюсова, которая была прочитана им в нижегородской мечети и была посвящена начавшемуся в РФ «Году семьи» (Монир-хэзрэт Бэюсов. Гаилэлэребез кочле булсын! // Мишэр доньясы, 2008. - №3 (12)).

В принципе молодой хазрат повторяет то, о чем бьет в набат русская интеллигенция: о девальвации понятия «семья», об отрицательной роли телевидения с его глупыми шоу, обильно сдобренными эротикой и пошлостью, то есть тем, что уже привело к деградации целого поколения. «Если бы наши соотечественники вместо того, чтобы петь и гулять, задумались бы о создании семьи и создали бы свои семьи, то наше государство уже давно стало бы образцовым, примером для других стран», — с горечью говорит Мунир-хазрат в своей проповеди.

Неизвестно дойдут ли его слова до адресата, но миссия имама заключается именно в этом: нести доброе и вечное. И если не говорить об этом — значит молчаливо попустительствовать всеобщей вакханалии, которая правит бал в современной России.

И еще на нижегородскую тематику. «Независимая газета» 20 февраля обсуждала недавнее событие — установку в Нижегородском кремле памятника князю Георгию Всеволодовичу, официальное открытие которого хотят приурочить к визиту в Нижний кандидата в президенты Дмитрия Медведева. «Скульптурная композиция получилась политически актуальной: на монументе князь изображен не один, а рука об руку со своим духовником, святителем Симоном Суздальским, что неожиданно для авторов памятника теперь символизирует и преемственность российской политической власти», — пишет автор материала Светлана Гамзаева.

По словам мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова, не каждый город помнит даже дату своего рождения, а Георгий Всеволодович к тому же — единственный основатель российского города, причисленный к лику святых. Он был канонизирован в 1643 году за мученическую смерть на поле боя, в народе же о нем сложены легенды как об основоположнике мифического града Китежа.

«Между тем это торжество не разделяют нижегородские мусульмане, — подчеркивает автор материала. — Официальной они предпочитают версию, изложенную известным историком Василием Татищевым и поддерживаемую Николаем Карамзиным, о том, что на месте Нижнего Новгорода до прихода князя Георгия находилась крепость Ибрагимов городок (Шехр Ибрагим), которая в начале XIII века была отвоевана русскими князьями у Булгарского ханства. «По указаниям же Льва Гумилева еще ранее здесь был город Хазарского каганата», – утверждает руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир Мухетдинов. По его словам, исследования историков относительно подвигов князя тоже неоднозначны».

Информационно насыщенным и содержательным вышел последний номер газеты мусульман Карелии «Прямой путь».

Газета также поднимает тему семьи. Автор материала «Чтоб жена не ушла с табором…» (Прямой путь, 2008. – №2 (46)) Людмила Мишина размышляет о двух, невероятно популярных в последнее время формах «брака» — гражданском и фиктивном, которые, по сути, являются браком в смысле изъяна. Журналистка обращается за комментарием к муфтию шейху Висаму Али Бардвилу, руководителю Духовного управления мусульман Карелии, который однозначно говорит, что «Ислам как религия не принимает таких видов «брака» как гражданский или фиктивный. С мусульманской точки зрения, не могут восприниматься нормальными отношения, в которых не защищены должным образом права сторон, отсутствует справедливость. Согласно Кораническому учению, семья должна быть местом, где человек находит покой, где удовлетворяются потребности в его лучших чувствах, где его принимают особенно дорогие ему люди. В семье не сожительствуют, а созидают дом, помогают друг другу, поддерживают. Для общества очень важно, чтоб создаваемые семьи были истинными союзами. Общество должно знать о них, признавать их, при определенных условиях проявлять заботу о них».

Марьям Смирнова из Архангельска на страницах этой же газеты задается вопросом «Что значит быть мусульманской в России?». Получается, что быть мусульманкой в Росси нелегко, особенно это касается русских мусульманок, которые живут в иноконфессиональном окружении. «Но, несмотря на все трудности, русские мусульманки сознательно приходят в религию Ислам, разрывая прежние привычки и ценности, свидетельствуя о Единобожии, надевают хиджаб, так как не могут и не хотят смириться с развратом, царящим в нашем современном обществе, — пишет Марьям Смирнова на страницах газеты «Прямой путь». - Русская мусульманка, принявшая Ислам, освобождается от рабства меняющейся индустрии моды, от власти других социальных институтов, эксплуатирующих женщину. Она активно начинает изучать религию, чтобы познать Всевышнего, а также для того, чтобы личным примером призвать к целомудрию, скромности, очищению общества от пороков, надеясь на награду от Аллаха, искренне любя Аллаха и боясь Его наказания».

Наряду с этим, Марьям Смирнова с типичной категоричностью неофита утверждает, что у нас в стране русские новообращенные мусульманки «как правило, являются молчаливым укором тем «этническим мусульманам», для которых их религия — нечто среднее между модой и привычкой».

Как всегда наибольшую активность в освещении мусульманкой тематики проявляла пресса Татарстана. Главными темами печатных СМИ РТ стало два события: празднование 10-летия ДУМ РТ и судебное решение по долгоиграющему делу «Исламского джамаата».

14 февраля Верховный суд РТ вынес приговор по экстремистской религиозной организации «Исламский джамаат». Газета «Верняя Казань» в номере от 16 февраля напоминает, что 17 жителям Татарстана было предъявлено обвинение по 19 статьям УК РФ, в том числе - в организации незаконного вооруженного формирования, в деятельности экстремистского характера, в убийствах на религиозной почве, в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов и других тяжких преступлениях, совершенных в Набережных Челнах, Азнакаеве, Елабуге и Нижнекамске.

«По версии обвинения, участники татарстанского «джамаата» готовили серию терактов во время празднования 1000-летия Казани. У руля этой экстремистской организации стоял 40-летний уроженец Набережных Челнов Ильгам Гумеров, который в конце 90-х годов прошел обучение в лагере чеченских боевиков «Кавказ».

Житель Набережных Челнов Хафиз Раззаков летом 2004 года расстреливал из пистолета парочки, уединившиеся в популярном у челнинцев месте отдыха — Боровецком лесу, за то, что их поведение, по мнению Раззакова, не соответствовало канонам ислама. В числе его жертв есть и несовершеннолетние.

Процесс стартовал в конце февраля прошлого года. Вердикт по делу «Исламского джамаата» присяжные вынесли 29 декабря, признав, что все 17 подсудимых виновны в совершении преступлений, но что участие в вооруженном формировании двоих не доказано. Кроме того, по мнению присяжных, пятеро не виновны в причастности к подготовке терактов, трое не причастны к незаконному хранению оружия, а еще один - к посягательству на жизнь сотрудника милиции. В итоге самые длительные сроки получили боровецкий маньяк и организатор «Исламского джамаата». Раззакова суд приговорил к пожизненному лишению свободы, а Гумерова — к 12 годам, оба будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Остальные подсудимые получили от 3 лет и 3 месяцев до 10 лет лишения свободы. Приговор пока не вступил в законную силу», — пишет газета.

На эту же тему пишут газеты «Республика Татарстан» и «Восточный экспресс». Интересную трактовку действий Раззакова дает последнее издание. По мнению автора материала Евгении Можановой «В Боровецком лесу Набережных Челнов он зверски убивал пришедших туда отдохнуть людей». Правда «отдых» этих людей заключался в тайном занятии сексом в машинах. Что, впрочем, по светским законам не является преступлением.

На соседней полосе эта же газета поднимает тему «нурсистов» (Насыров А. Турецкий гамбит // Восточный экспресс, 2008. – 21 февраля), которые «на фоне этих выродков… кажутся мелкими сошками, не заслуживающими общественного внимания». Тем не менее, газета уделяет нурсистам целую полосу, на протяжении которой повторяются уже сотни раз сказанные обвинения.

На прошлой неделе президент РТ Минтимер Шаймиев посетил отреставрированную мечеть Марджани. Репортаж с места событий помещает газета «Республика Татарстан» в номере от 21 февраля.

В настоящее время мечеть является организующим градостроительным элементом исторического ансамбля Старотатарской слободы. Данный религиозный комплекс является памятником архитектуры федерального значения. Его реконструкция была предусмотрена федеральной целевой программой по сохранению и развитию исторического центра Казани, принятой в 2001 году, однако основной объем работ выполнен за последние два года.

К моменту окончания реконструкции — середине декабря прошлого года - мечеть несколько видоизменилась. Так, если раньше она представляла собой двухэтажное здание с Т-образным пристроем, то сейчас имеет П-образную форму. Было пристроено новое крыло, которое носит условное название «женская часть» — с молельным залом, учебными классами и небольшим общежитием. Вместительность мечети увеличилась, и теперь для совершения намаза здесь могут одновременно собраться более 300 мужчин и 200 женщин. Кроме того, теперь храм имеет многофункциональный конференц-зал.

Рядом появились мусульманские кафе и ресторан, магазин халяльной продукции, мусульманская мастерская, где шьются тюбетейки, изготавливается сувенирная продукция.

Общая стоимость работ по всему комплексу составила 150 млн. рублей, из них 40 млн. рублей - пожертвования прихожан мечети.

«В мечети Минтимер Шаймиев пообщался с юными шакирдами, а также с пожилой прихожанкой, которая недавно вернулась из хаджа, — пишет газета. — «Ваше лицо прямо сияет, — обратился к женщине Президент. — Вообще, сама эта мечеть во все времена была какой-то лучезарной». Он поделился воспоминаниями, как неоднократно посещал этот мусульманский храм еще в советские времена, общался со знаменитым имам-хатыбом Ахметзаки Сафиуллиным, который воспитал нынешних муфтиев Талгата Таджутдина, Равиля Гайнутдина, Гусмана хазрата Исхакова и многих других известных религиозных деятелей.

Президента впечатлил основной молельный зал на втором этаже мечети. Из его окна видно здание Казанского исламского колледжа. Представители ДУМ РТ сообщили главе республики, что намерены повысить статус колледжа до института с аспирантурой по специальности «Теология».

Минтимер Шаймиев выразил мнение, что такому институту целесообразнее было бы придать статус научного центра или даже сделать его составной частью Академии наук РТ (наподобие Института истории им.Ш.Марджани).

Президент также осмотрел старый и новый конференц-залы, импровизированную выставку, развернутую в фойе. На настольном макете представлен весь религиозный комплекс, включающий в себя саму мечеть вместе с прилегающими постройками, исламский колледж, халяльные магазины и кафе, площадку для жертвоприношения в праздник Курбан-байрам, швейную мастерскую и т.п. В планах — открытие музейной комнаты с личными вещами, предметами и книгами Ш.Марджани. «В наших планах также поставить памятник Шигабутдину Марджани», — осматривая экспозицию, добавил Минтимер Шаймиев».

Никто не знает, будет ли открыт памятник Шигабутдину Марджани. Эта идея витает в воздухе давно, но до сих пор не может найти своего материального воплощения. Впрочем, присутствующий на встрече муфтий ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков хорошо знает, что памятник, а тем более памятник выдающемуся татарскому богослову – полный нонсенс с точки зрения исламской этики, прямо говоря – харам. Но никто не решился объяснить президенту Шаймиеву эту тонкость.

«К счастью, мы не обделены вниманием властей, чего не скажешь о многих других регионах страны», - сказал в заключении Гусман-хазрат Исхаков.

 

Подготовил Азат АХУНОВ

 

26.02.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1755/">ISLAMRF.RU: Поставят ли в Казани памятник Марджани?</a>