RSS | PDA | Архив   Четверг 24 Сентябрь 2020 | 1433 х.
 

Герои голубых экранов

28.02.2012 17:05

В условиях мощной религиозной и антирелигиозной пропаганды последователи ислама во всем мире столкнулись с необходимостью формирования положительного образа ислама в инорелигиозном окружении, в частности – посредством СМИ и медиа. Но появиться на экранах немусульманской страны в положительном контексте мусульманам еще сложнее, чем добиться включения передачи об исламе в сетку вещания местных каналов. Телевидение как самый доступный массовому потребителю вид визуального искусства оказывается самым привлекательным средством формирования мнений. Но в условиях, когда медийное пространство пронизано духом исламофобии, для развития мусульманской темы в позитивном ключе приходится искать новые конкурентоспособные формы.

 

 

Мусульманское реалити-шоу

В США с ноября 2011 года на канале TLC идет реалити-шоу с участием мусульман «Всеамериканский мусульманин» (All-American Muslim). В каждом выпуске показана повседневная жизнь пяти мусульманских семей – преимущественно шиитов ливанского происхождения – в пригороде Детройта, штат Мичиган, с упором на то, как их вера определяет их поведение и поступки. Эпизоды чередуются с интервью с участниками шоу, в которых они дают разъяснения понимания того или иного вопроса с точки зрения ислама. По словам продюсера реалити-шоу Эми Винтер, создатели шоу хотели показать зрителям, что, несмотря на приверженность к другой религии, мусульмане живут так же, как и остальные американцы.

За первые несколько недель реалити-шоу подняло рейтинг канала, но затем руководство проекта столкнулось с вполне ожидаемой реакцией критиков и спонсоров. В первые же дни после выхода первого эпизода в эфир Памела Геллер, генеральный директор организации Остановим исламизацию Америки (Stop Islamization of America) выступила с заявлением о том, что шоу является ничем иным как попыткой заставить американцев потерять бдительность в отношении угрозы джихада. Одновременно писатель и главный редактор политического журнала консервативного толка FrontPage Magazine Дэвид Горовиц назвал шоу пропагандой подчинения исламу.

Через месяц после запуска шоу в эфир известная своей консервативностью Семейная ассоциация Флориды направила спонсорам показа письма, в которых назвала реалити-шоу исламской пропагандой. Один из спонсоров, сеть американских магазинов Lowes, отказался от размещения рекламы во время шоу про мусульман. Это решение спровоцировало мощную волну общественной критики в адрес руководства, к которой присоединились звезды кинематографа, общественные деятели конгрессмены, заявившие, что решение Lowe’s является проявлением религиозной нетерпимости и противоречит духу первой поправки к Конституции США. В результате руководство компании принесло свои извинения.

Обозреватель британского издания The Guardian отмечает, что в глазах значительной части населения США понимание «настоящего мусульманина» совпадает с тем, что рисуют поборники исламофобии вроде Геллер и Горовица. И это не удивительно, потому что, согласно опросам, 60% американцев в реальной жизни не знакомы ни с одним мусульманином, а источником информации о мусульманах в Америке для них служат СМИ, которые рисуют последователей ислама в черном свете. При этом данные социологических исследований показывают, что американские мусульмане в большинстве своем лояльны американскому руководству, хорошо образованы, и стараются жить в духе американских ценностей.

Между тем, критики «All-American Muslim» настаивают на том, что посыл шоу был бы далеко не таким толерантным, если бы участниками были более консервативные семь из палестинских и йеменских анклавов.

 

Социальный эксперимент

Создатели документального сериала «Сделаем Брэдфорд британским» (Make Bradford British), показ которого начинается на этой неделе на британском Channel 4, задались целью сделать то, что не получилось сделать у политиков.

Город Брэдфорд, расположенный в графстве Западный Йоркшир, считается одним из самых неблагополучных из числа бедных урбанизированных районов Англии, где сконцентрировались иммигранты, пишет британское издание The Guardian. В новостные хроники город чаще всего попадает из-за преступлений на почве этнической неприязни и религиозной нетерпимости. Уровень этнической сегрегации в городе столь высок, что различные общины живут абсолютно изолированно, не пересекаясь ни по каким вопросам.

Персонажи сериала невымышленные: это восемь горожан разной этнической и религиозной принадлежности, которым в ходе совместного проживания предстоит выработать общее понимание того, что значит быть британцем. В отборе на роли героев сериала участвовало более 100 человек, которым было предложено ответить на вопросы государственного экзамена на право получения британского гражданства «Жизнь в Соединенном Королевстве», рассчитанного на глубокое знание британских реалий. Восемь человек, которые снялись в сериале, были отобраны из числа тех, кто не смог сдать этот экзамен.

По сюжету, в течение четырех дней они все живут в одном доме, потом каждый из них какое-то время живет в семье другого участника. Например, бывший полицейский Дженс, который с легкостью разбрасывался ругательствами в адрес мигрантов, приглашен в семью Десмонда, негра, который остался инвалидом после того, как 20 лет назад его избили расисты. Сабийя, молодая девушка в хиджабе, начала сниматься в сериале, полная уверенности в том, что она – настоящая британка. Но в ходе съемок ей приходится выгораживать себя перед подвыпившим завсегдатаем паба, который недоумевает, как это она называет себя британкой, если не носит мини-юбку и блузки с глубоким вырезом. После этого Сабийя признает, что ее представления об интеграции были «наивно оптимистичными».

Герои сериала отмечают, что этого времени было достаточно для того, чтобы им захотелось пересмотреть свои представления о людях других национальностей и вероисповеданий. Именно это создатели проекта считают своим главным достижением. В одном из интервью исполнительный директор Channel 4 Джей Хант напомнил, что в прошлом году британский премьер Дэвид Кэмерон начал критиковать политику мультикультурализма, заявив, что она ослабляет чувство коллективной идентичности. «Именно на эти сложные и неоднозначные вопросы наш документальный сериал и должен дать ответы в увлекательной форме», подчеркнул Хант.

 

Клин клином

Чаще всего на экранах телевизоров мусульмане появляются, чтобы защищаться от нападок. В Чикаго, США, одна из ведущих мусульманских общественных организаций страны Gain Peace начала телевизионную кампанию против нападок на ислам со стороны кандидатов в президенты от партии республиканцев. Директор организации Сабиль Ахмед (Sabeel Ahmed) в интервью New York Times 24 февраля заявил, что в ходе предвыборной гонки уровень дискриминации, ненависти и непонимания по отношению к мусульманам возрос в разы. Чтобы противостоять этому потоку негативной информации, Gain Peace начала показ телевизионных роликов, в которых ислам показывается как справедливая религия.

Согласно данным отчета ФБР, обнародованном в ноябре прошлого года,  уровень преступлений против мусульман на почве ненависти в США в 2010 году вырос на 50%. По мнению специалистов, такое явление может стать прямым следствием муссирования темы т.н. исламской угрозы в предвыборной риторике республиканцев. Оба кандидата в президенты от партии республиканцев – Ньют Гингрич и Рик Санторум – в своих агитационных текстах называют шариат смертельной угрозой существованию свободы в Соединенных Штатах и в мире.

Единственной разумной ответной тактикой в такой ситуации лидерам американских мусульман представляется информационное противостояние. «Хуже невежества только дезинформация», - считает исполнительный директор чикагского отделения Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) Ахмед Рехаб (Ahmed Rehab).

По мнению профессора политологии университета Иллинойса в Спрингфилде Кента Редфилда (Kent Redfield), телевизионная кампания мусульман – самая правильная стратегия поведения в борьбе с антимусульманской риторикой. «В политике если ты не охарактеризуешь себя, за тебя это сделают другие», - считает он.

 

IslamRF по материалам зарубежных СМИ

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/20723/">ISLAMRF.RU: Герои голубых экранов</a>