RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Февраль 2021 | 1433 х.
 

Духовность и школьное образование

14.05.2012 15:38

С 1 сентября 2012 года в расписании уроков всех четвероклассников России появится новая дисциплина - «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках курса предусмотрено шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Апробация курса прошла в 21 субъекте федерации в течение 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов.

По состоянию на 21 марта светскую этику выбрали около 41% учеников, православие - почти треть, мировые религиозные культуры - чуть больше 20%, ислам - 5,6%, буддизм - 1,2%, иудаизм - 0,1%.

Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов - около 38 тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч, - сообщила глава департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко.

Во многих регионах при подготовке учителей для сотрудничества привлечены представители официальных религиозных организаций. Их комментарии и опыт мы предлагаем вниманию читателей нашей газеты.

 

Фарид Асадуллин, заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России, в рамках круглого стола "Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?", прошедшего в РИА «Новости», рассказал о том, как к введению курса отнеслись в регионах с традиционным мусульманским большинством. В республиках Северного Кавказа, как правило, бытует такой подход, разделяемый представителями сферы образования: если абсолютное большинство относится к этническим мусульманам, то никакого другого модуля, кроме как основ исламской культуры, быть не может и не должно. В то же время результаты опросов в Татарстане и Башкортостане, также мусульманских республиках, но при этом со значительной долей  последователей иных религий, свидетельствуют о меньшей категоричности. В этих регионах поддержку получили основы светской этики и основы мировых религиозных культур.

По мнению заместителя председателя ДУМЕР, в таком выборе заложена своя логика. Ввиду многонациональности нашего государства, где проживает почти 200 разных народов, и активно развиваются традиционные религиозные культуры, данный курс своей главной целью должен сделать воспитание понятия толерантности.

«Очень важно посредством воспитания толерантности, через деликатный рассказа о достоинствах каждой религиозной традиции в светской школе прививать детям понятие о многоконфессиональности государства», - отметил Ф.Асадуллин.

Известно, что говоря об этом курсе, многие обращают внимание на качество подготовки как учителей, так и учебников. По словам Фарида Асадуллина, качество может стать основным камнем преткновения. На данный момент, а до сентября осталось меньше полугода, по официальным данным Минобрнауки, к ведению предмета готовы 50% учителей. С одной стороны, нет гарантий, что за этот короткий период оставшаяся половина также успеет подготовиться. С другой, сейчас нет объективных механизмов проверки профпригодности преподавателей курса, а ведь речь идет о маленьких детях и о таком важном аспекте жизни, с которым они еще даже не знакомы. Что касается учебников, то, по словам Фарида Асадуллина, некоторые из тех, с которыми ему удалось ознакомиться, не выдерживают критики, причем это относится как к учебникам по исламскому модулю, так и литературе по основам православной культуры.

В завершение представитель ДУМЕР отметил, что при всей благородности цели, которая стоит перед этим курсом, и социальной пользе, которую он может принести, сейчас еще рано говорить о его полноценности:

«Данный курс еще требует очень глубокого анализа, в том числе при участии представителей традиционных религий», - заключил Ф. Асадуллин.

 

Абдуль-Азиз Дятко, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Карелия:

«В региональном Министерстве образования уже проводились заседания с представителями религиозных организаций. Договорились, что духовные лица будут участвовать в семинарах для учителей на базе центра переподготовки. Религиозные деятели будут подробно объяснять, отвечать на вопросы. К примеру, я уже провел две лекции об Исламе.

Когда начнется учебный год,  мы сможет присутствовать на этих уроках и давать оценку качеству преподавания предмета, помогать, если потребуется помощь.

Трудность введения этого курса - это сжатость сроков, в которые  учителям приходится осваивать новые предметы. И конечно, проблема в том, что преподавать религиоведение будут не практикующие религию учителя. Другое наше опасение заключается в сомнении, что неверующий человек может раскрыть и объяснить красоту духовности Ислама».

 

Фярит Ляпин, председатель Мусульманского религиозного объединения Ивановской области:

«При Ивановской Соборной мечети в этом году организованы курсы для учителей, которые с нового учебного года будут преподавать в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики». В этом важном деле мы активно сотрудничаем с областным Институтом развития образования. Обучение прошли  264 педагога, среди которых 116 – это учителя начальных классов, 56 – учителя истории, 68 – учителя литературы и МХК, 24 – учителя других предметов.

Важным направлением  их подготовки является практическое ознакомление с различными культовыми сооружениями Иванова, в т.ч. и с Соборной мечетью. После лекции в школе №18 с национально-культурным компонентом традиционно проходит обзорная экскурсия и практические занятия в мечети. Там происходит подробное знакомство с принципами Ислама, религиозной атрибутикой, ответы на вопросы, беседа с имамами и преподавателями арабского языка. Всем учителям мы сообщили номер нашего телефона, чтобы они могли проконсультироваться в любой момент. Они также могут прийти и побеседовать с имамами и прихожанами.

Мы столкнулись и с отрицательным моментом – несколько учителей не захотели войти в мечеть, утверждая, что это противоречит их религиозным воззрениям. Считаю, что это неверное представление и таким людям будет нелегко объективно рассказывать детям обо всех традиционных конфессиях. Возможно,  нелегко будет и атеистам. Каждый педагог в этом случае должен хорошо подумать – сможет ли он преподавать этот предмет».

 

Абдулбари Муслимов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе:

«ДУМНО в течение длительного времени сотрудничает с Нижегородским институтом развития образования (НИРО). Ранее мы участвовали в редактировании программ и методических пособий по предмету «Религии России», который преподается в старших классах общеобразовательных школ Нижегородской области. Сейчас, в связи с вводом нового курса, на базе НИРО проводятся лекции для руководителей и преподавателей образовательных школ. В рамках этой работы мы уже провели 2 встречи с руководителями общеобразовательных школ, где они ознакомились с культурой Ислама. 3 апреля на базе в НИРО мы провели 2 лекции для более чем 130 педагогов города и области, которые будут вести этот предмет. В первой половине дня мы постарались максимально подробно рассказать об Исламе, ответить на вопросы, а во второй половине дня провели не менее подробную экскурсию по Соборной мечети нашего города.

Тем не менее, мы видим и объективные трудности. Во-первых, нелегко подробно рассказать о культуре Исламе и традициях мусульман за одну встречу. У нас нет полной уверенности, что за одну лекцию учителя хорошо овладеют знаниями. Конечно, мы всегда готовы поделиться информацией, ответить на вопросы, помочь.

Во-вторых, нас беспокоит организация учебного процесса в тех школах, где в классе могут оказаться 2-3 ребенка-мусульманина. Как будет в этом случае для них организован учебный процесс? Это ведь почти индивидуальные занятия. Мы не хотим, чтобы при этом наши дети оказались обделенными в знаниях о культуре веры своих предков.

В-третьих, не ясно, насколько профессиональны и квалифицированны будут педагоги, как построят они воспитательный и образовательный процесс, чтобы не возникло даже намека на возможные недопонимания между школьниками».

 

Подготовила Нина Зотова

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/22039/">ISLAMRF.RU: Духовность и школьное образование</a>