RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Они помирились

04.04.2008 17:53

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 24-30 марта 2008 года

На прошлой неделе все еще тлел очаг «холодной войны» между сопредседателем Совета муфтиев России Нафигуллой Ашировым и Федерацией еврейских общин России (напомним, ФЕОР заявила о замораживании отношений с СМР до тех пор, пока не будут дезавуированы высказывания Н. Аширова о том, что «сионизм – это фашизм»). Принять участие в его тушении попытался целый ряд еврейских и мусульманских деятелей и структур. Эти усилия, в конце концов, увенчались успехом. Представляем развитие и окончание конфликта в хронологическом порядке.


24 марта руководитель московского офиса Антидиффамационной лиги (известная международная организация, специализирующаяся на выявлении и предании огласке фактов антисемитизма. – Р.Ш.) Александр Аксельрод обвинил Н. Аширова в «пещерном антисемитизме».

А.Аксельрод выразил удивление порталу «Интерфакс-Религия», что «в верховном духовенстве какой-то из религий присутствуют нетолерантные люди», поскольку фашизмом сионизм называют «крайние радикалы во всем мире»

«Совет муфтиев как организация, которая действует в стране с таким количеством культур, стала противопоставлять себя в том числе и курсу государства, направленному на сохранение межнационального и межрелигиозного мира», — заявил А.Аксельрод.


24 марта официальный сайт Духовного Управления мусульман Пермского края — Пермского Муфтията распространил заявление муфтия председателя Совета улемов муфтия Фарида Салмана «по ситуации с обострением межрелигиозных отношений и деятельностью отдельных исламских «деятелей».

По мнению Ф. Салмана, Н. Аширов вышел за рамки религиозного деятеля и стал давать оценку политическим явлениям. То, что Совет муфтиев России так и не дистанцировался от заявления одного из своих сопредседателей, он объясняет тем, что в совете «уже устали после выступлений различных сопредседателей СМР делать встречные заявления, что «это личная точка зрения, оценка того или иного муфтия, а не позиция СМР»». Это, на взгляд Ф. Салмана, объясняется «многоголовостью» СМР, тем, что в ней одного ответственного руководителя. Поэтому решение ФЕОР о замораживании отношений с СМР «вполне предсказуемая мера».

Муфтий полагает, что подобные «безответственные заявления в адрес РПЦ, а сейчас и в адрес иудейской общины имеют целенаправленный характер. Видимо, шесть десятилетий мирной жизни в нашей стране порядком надоели некоторым господам, присвоившим себе право говорить от имени всех мусульман России».


В тот же день лидер общественной организации мусульман «Аль-Хак» Камилжан Каландаров заявил порталу «Credo.Ru», что Н. Аширов, «человек цельной веры и авторитетный религиозный деятель», обозначил проблему так, как ее видит большинство в мусульманском мире.

Представители же еврейской общественности «предпочли не разобраться в спокойном тоне с муфтием, а эмоционально перенесли конфликт в прессу». К. Каландаров предложил решить проблему путем переговоров.


25 марта по этому вопросу высказался глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов.

Он считает, что религиозный скандал, который разгорелся между ФЕОР и СМР, противоречит «важнейшей европейской ценности - религиозной и этнической терпимости». По его словам, роль ислама в Европе высока, но оценивается она неоднозначно. И одна из причин такой неоднозначности - проявление нетерпимости со стороны некоторых исламских общин. Сенатор считает, что бездумное использование обидных клише и стереотипов, которые накапливаются у представителей разных религий из-за нетерпимости, «может привести не просто к словесной перепалке, но и к более тяжелым последствиям для общества и мира в целом».


В тот же день Агентство еврейских новостей опубликовало интервью с религиоведом, президентом Института религии и политики Александром Игнатенко.

Комментируя заявление Н. Аширова, в котором он сравнил сионизм с фашизмом, А. Игнатенко охарактеризовал его как человека, который «раздувает мнимые обиды и оскорбления мусульманам со стороны кого угодно и по поводам, которые и в голову приходят мало кому». При этом Аширов, - отметил религиовед, - «транслирует в российское медиа-пространство лозунги и заявления, сформированные за рубежами России».

Заявление представителей ФЕОР о разрыве отношений с СМР А. Игнатенко назвал «правильным жестом», а руководство СМР, по его мнению, либо не хочет, либо не может остановить своего сопредседателя.


25 марта Ислам.Ру сообщил о том, что Евразийский еврейский конгресс не собирается прерывать отношений с Советом муфтиев России.

Об этом заявил руководитель департамента ЕАЕК по связям с общественностью и СМИ Роман Спектор. При этом он добавил, что в Конгрессе также задеты высказываниями Н. Аширова в отношении сионизма.

«Конгресс связывают старые добрые отношения с Советом муфтиев России. По нашей оценке, деятельность его главы Равиля Гайнутдина является примером того, как нужно выстраивать межрелигиозный диалог», — сказал Р. Спектор.

«Н. Аширов, — добавил он, — всегда отличался позицией, несколько не вписывающейся в принятую в Совете муфтиев линию. СМР всегда делал разъяснения по поводу его резких высказываний. Мы предпочитаем не занимать «антиСоветской» позиции, и ждем реакции СМР».


В тот же день Н. Аширов опроверг появившиеся в Интернете сообщения о его связях с сектой Сан Мен Муна.

«Как я могу иметь к этой организации какое-то отношение, если это религиозная организация, а я отношусь к совсем другой религиозной конфессии! Я никого не хочу оскорблять, но даже сам вопрос глуп», — заявил муфтий порталу «Интерфакс-Религия».


26 марта полпред Центрального духовного управления мусульман в Москве Растам Валеев обвинил муфтия Аширова в посягательстве на межрелигиозный мир в России.

Об этом он заявил порталу «Интерфакс-Религия». По словам Р. Валеева, в последнее время много говорится об антисемитских и антиправославных заявлениях Н. Аширова, однако «наиболее резкие и оскорбительные высказывания этого муфтия адресовались именно мусульманским лидерам»: «Именно он в свое время выступил инициатором раскола ЦДУМ, и та раздробленность, в которой до сих пор пребывает российском умма, во многом его рук дело». Так что деятельность Аширова направлена «на дискредитацию и раскол мусульманского сообщества России».


27 марта появились сообщения о том, что ФЕОР и Совет муфтиев России помирились.

После своей встречи в Общественной палате РФ главный раввин России Берл Лазар и председатель СМР Равиль Гайнутдин пожали друг другу руки в знак примирения.

«Я уверен, что в дальнейшем наши религии будут жить в мире, согласии, понимании и дружбе, и никакого недопонимания никогда не будет», — сказал Б. Лазар журналистам.

Муфтий высказался в том же духе: «Совет муфтиев и Федерация еврейских общин будут и в дальнейшем продолжать сотрудничество, уважая друг друга, помогая друг другу в добре и богобоязненности».

Он подчеркнул, что обе общины крайне заинтересованы в том, чтобы в СМИ в будущем не появлялось «оскорбительных публикаций, провоцирующих такой ненужный скандал в нашем обществе».


Позже было распространено совместное заявление председателя Совета муфтиев России и главного раввина России.

В нем стороны подтвердили курс на взаимоуважение: «Мы, главы двух традиционных религий – иудаизма и ислама – в связи с появившимися в последнее время в некоторых СМИ безответственными утверждениями, которые могли бы разрушить межрелигиозный мир, выражаем свою твердую приверженность продолжению нашего конструктивного диалога и сотрудничества».


Уже на следующий день Берл Лазар косвенно продемонстрировал свое следование этому курсу, призвав привлечь к уголовной ответственности автора антиисламского документального фильма «Фитна» голландского политика Геерта Вилдерса, а сам фильм запретить к показу.

«Сама эта позиция, что религия поощряет террор, представляется мне оскорбительной. <…> Верующий человек - мусульманин, еврей, христианин, кто угодно — не может говорить, что террор угоден Богу. <…> Сейчас тоже все верующие — христиане, евреи, буддисты — должны поддержать мусульманскую общину», — говорится в заявлении раввина, которое распространила его пресс-служба.


Сайт радиостанции «Эхо Москвы» опубликовал 29 марта стенограмму авторской передачи Юлии Латыниной «Код доступа».

В числе прочего обсуждалась и пресловутая «Фитна». Журналист попыталась донести до слушателей, что невозможно узнать и понять ислам за 15 минут (столько идет фильм). Автора этого «произведения» она назвала «бельгийским фашистом». По мнению Ю. Латыниной, по количеству жертв «на душу подневольного населения» ислам стоит не на первом месте (впереди – христианство и коммунизм).

Журналист призывает не искать простых ответов на сложные вопросы: «Ислам – это метаязык, на котором говорит та или иная культура, и любой язык – это способ сказать что угодно. С помощью Библии можно обосновать, что не мир я принес вам, но меч, а можно, наоборот, обосновать, что надо подставить правую щеку, если тебя ударят по левой. С помощью ислама можно обосновать то же самое».


«Новая газета» опубликовала 24 марта репортаж из Дагестана своего обозревателя, все той же Юлии Латыниной под заголовком «Депутат и ваххабисты. Покушение на главу МВД Дагестана и откат за тоннель как повод для зачистки села Гимры».

Ю. Латынина вместе со своим дагестанским коллегой стали первыми журналистами, которых официально допустили в Гимры через три месяца после начала в нем контртеррористической операции, проводимой после убийства гимринскими ваххабитами известного в Дагестане человека, депутата Газимагомеда Гимринского, бывшего боевика, сотрудничавшего с ФСБ.

Журналист делает предположение, что Газимагомед Гимринский и его убийцы не поделили долю от выделенных Москвой подрядчику 3,5 млрд руб. на реконструкцию Гимринского тоннеля, а также рассказывает об особенностях проведения КТО и о том, что ей сопутствует, в частности, историю лидера «буйнакского джамаата» Бамматхана Шейхова, взятие которого стало одной из удач операции.

Кроме того, обозреватель «Новой» взяла интервью у главы МВД Дагестана Адильгирея Магомедтагирова. На вопрос: «Почему милиция достает ваххабитов?» министр ответил: «Мы не возражаем, когда они молятся. Ради бога, пусть хоть кувыркаются, когда молятся. Не с автоматом же они молятся!»

Гимры не подчиняются российской власти, здесь живут по шариату. Заставить гимринцев жить иначе с помощью БТРов невозможно – таков лейтмотив репортажа Ю. Латыниной. При этом журналист не склонна преуменьшать опасность религиозного экстремизма: «Ваххабит — это тот, кто <…> кто хочет построить на Кавказе то же, что талибы — в Афганистане; и тем наивным правозащитникам, которые не понимают, в чем претензии власти к радикальному исламу, стоит сходить хотя бы на сайт «Кавказцентр» и обнаружить, что для моджахедов, воюющих за имарат Кавказ, демократия и права человека — это такой же «ширк», язычество, как и адаты кавказских гор».

Для того, чтобы победить экстремизм, необходимо изменить отношение к нему дагестанцев, поскольку «власть, которая ворует и убивает, может до посинения называть тех, кто стреляет в ментов, бандитами, — все равно половина Дагестана будет считать их героями».


«Коммерсант» опубликовал 28 марта заметку Тимура Самедова «Адвокат боевиков получила пулю. В письме с цитатами из Корана».

В ней рассказывается о том, что известный в Кабардино-Балкарии адвокат Лариса Дорогова, отстаивающая интересы местных мусульман, в том числе родственников боевиков, убитых и задержанных во время нападения на Нальчик в октябре 2005 года, получила письмо с угрозами убийства, к которому был приложен патрон и цитаты из хадисов и сур Корана.

Однако сама Л. Дорогова полагает, что письмо — дело рук не мусульман (им «незачем меня убивать. Я никому из них ничего плохого не сделала»), а тех, кто заинтересован в том, чтобы она перестала защищать интересы этих людей, то есть — местных силовиков.


«Коммерсант-Online» опубликовал 26 марта заметку «Завершено следствие по делу о покушении на Валентину Матвиенко».

В ней сообщается о том, что в городском суде Санкт-Петербурга завершилось судебное следствие по делу о подготовке покушения на жизнь губернатора города Валентины Матвиенко.

Судебные прения сторон назначены на 2 апреля. В этот же день подсудимые Равиль Муратов, Тимур Саидгареев и Владислав Баранов выступят с последним словом, после чего присяжные вынесут свой вердикт.


«Коммерсант-Online» опубликовал 25 марта заметку «Дело о нападении боевиков на Нальчик рассмотрит коллегия присяжных».

В ней сообщается о том, что после предварительных слушаний, прошедших в Верховном суде Кабардино-Балкарии, принято решение о том, что процесс по делу о нападении боевиков на Нальчик в октябре 2005 года (обвиняемых – 59 человек) будет проходить с участием коллегии присяжных заседателей. Уже следующее заседание суда, назначенное на 24 апреля, пройдет с их участием.


«Известия» опубликовали 25 марта заметку Бориса Клина «Психолог для грешников. Нужна ли его профессиональная помощь прихожанам в церкви?»

Журналист решил опросить авторитетных конфессиональных деятелей, чтобы выяснить: что делают в церквях, мечетях и синагогах специалисты-психологи?

Так, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир Мухетдинов сообщил, что мусульманские ученые, например Ибн-Сина, изучали психологию, но древние источники в этой сфере устарели. Тем временем психология нужна любому имаму, и потому Д. Мухетдинов берет уроки у профессиональных психологов.


ИА «IslamNews» опубликовало 25 марта интервью с координатором научных программ фонда Марджани, арабистом-исламоведом, кандидатом исторических наук Игорем Алексеевым под заголовком «Интерес к исламу только проповедь не удовлетворит».

И. Алексеев отмечает, что среди интеллигенции очень высок интерес к исламу, который не может быть удовлетворен «только лишь проповедями в мечети и исламским просветительством и апологетикой». И потому фонд Марджани занимается рядом научных проектов, среди которых публикации памятников наследия исламской цивилизации, исследования по истории и современному положению мусульман в России и в мире. Фонд издает литературно-философский альманах «Четки» и научный исламоведческий журнал «Pax Islamica – Мир ислама», работает с музейным сообществом, готовит ряд арт-проектов на исламскую тематику, издания по мотивам эпического и фольклорного наследия тюркских народов России, переиздание классических работ по востоковедению и исламоведению.

Стратегической сверхзадачей Фонда ученый называет изменение восприятия ислама теми, кто сталкивается и имеет дело с мусульманами: «Нам важно, чтобы в обществе понимали многосторонность и многогранность того явления, которое называется исламом».


Сайт Совета муфтиев России опубликовал на прошлой неделе интервью первого посла России в ОИК Вениамина Попова изданию «Ислам минбаре» под заголовком «Мы идем на сближение с исламским миром. О тенденциях и перспективах российской внешней политики».

В нем он рассказывает об истории контактов России с ОИК и ее вступления в эту организацию на правах наблюдателя. Аргументов в пользу вступления (а противников его было немало) было три: ислам пришел в Россию раньше христианства и мусульмане России – ее коренные жители; в стране произошел синтез культур; война в Чечне - для Путина было важно ее завершить и показать, что в ней нет религиозной подоплеки, а есть лишь банальный сепаратизм.

По мнению В. Попова, в ближайшие 10-15 лет столкновения Запада и исламского мира будут продолжаться, и этот период будет тяжелым для Запада – его экономические позиции слабеют, а мусульмане быстро набирают силу, причем уже значительно выросла в интеллектуальном и организационном планах элита мусульманских стран. И в достижении компромисса между Западом и Востоком ключевая роль принадлежит России.


Газета «Завтра» опубликовала в №13 от 26 марта статью Валентина Пруссакова под рубрикой «Исламская мозаика».

В. Пруссаков считает, что в современной России наблюдается дефицит «настоящих, харизматических руководителей» мусульманской общины. В качестве примера такого лидера и духовного учителя в царской России, указывавшего при этом на «стихийное родство» русских и мусульман, он приводит Исмаила Гаспринского. Автор цитирует ряд его мыслей, не утративших своей актуальности и теперь (например, такие: «В будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств». «…Образованные мусульмане, имевшие случай знакомиться с разными европейскими обществами наиболее близко, искренне сходятся с русскими людьми»).

В. Пруссаков сожалеет о том, что многие современные руководители России не помнят о завете Александра Невского, «основанном не только на личном опыте, но и на геополитических реалиях»: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»».


ИА «Regions.Ru» опубликовало 28 марта комментарий члена Общественной палаты Нижегородской области, главного редактора издательского дома «Медина» Дамира Мухетдинова по поводу инициативы комитета по социальной политике Совета Федерации по учреждению «нашего ответа» Дню Святого Валентина – нового государственного праздника «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья» (планируется отмечать его 8 июля, в День святых князей Петра и Февронии).

Д. Мухетдинов считает, что в нашем календаре праздников достаточно. Кроме того, он отметил, что «дело не в официальной дате - День святого Валентина никто государственным праздником не объявлял. Это работа пиарщиков, СМИ, производителей подарков и т.д. Поэтому мне кажется, что если сенаторы или РПЦ хотят учредить подобный праздник, то они должна действовать теми же методами - донести до людей его правильность и привлекательность, сделать так, чтобы люди хотели его отмечать. Для этого Церковь и Совет Федерации должны использовать свое влияние, лоббировать это проект. Иначе, учитывая многонациональность и многоконфессиональность нашей страны, можно изобрести еще миллион праздников, на которые никто не будет обращать внимания».


«Труд» опубликовал 25 марта заметку Татьяны Солнцевой «Религия станет уроком. В школах России вводится новый обязательный предмет».

В ней рассказывается о том, как будет преподаваться предмет «Духовно-нравственная культура», который появится в российских школах с 1 сентября будущего года. Об этом корреспонденту «Труда» поведали в министерстве образования и науки РФ.

ДНК (основы православия, ислама, иудаизма и буддизма – на выбор школьников или их родителей) станет обязательной дисциплиной школьной программы, и преподавать ее будут со 2-го по 11-й класс два раза в неделю. Уже к концу этого года по данному предмету Российской академией образования при участии представителей всех конфессий будет разработан государственный образовательный стандарт (со стороны мусульман консультантом выступает ректор Московского исламского университета Марат Муртазин).

В Минобрнауки подчеркнули, что новый курс ни в коем случае не будет сводиться к изучению культа, молитв и обрядов.


ИА «IslamNews» сообщило 27 марта об изъятии в ингушском селе Плиево в доме целителя, занимающегося исламским традиционным лечением душевных недугов, кассет с записями сур из Корана и исламской литературы российского издания.

21-летнего целителя Батыра Гарданова и его пациентов задержали на окраине села во время чтения Корана.

Материалы, изъятые МВД Ингушетии, направлены для экспертизы на экстремизм в Татарстан. В своем пресс-релизе республиканское МВД заявило, что чтением Священной книги мусульман людей приобщали к ваххабизму. При этом использовались технология, близкая к нейролингвистическому программированию.

Кроме того, были изъяты боеприпасы, в основном уже использованные. Однако, как стало известно ИА «IslamNews», они были обнаружены вне молельного дома как минимум за неделю до задержания целителя. Сам Батыр Гарданов имеет в республике безупречную репутацию верующего человека. После обнаружения боеприпасов жители Плиева обратились к правозащитникам с коллективным письмом, в котором ручались за его порядочность. «Все, кто проходил лечение у Батыра Гарданова, остались, судя по коллективному письму, довольны, — утверждает сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Тимур Акиев, — Нет фактов того, что кто-то стал шахидом и бросился на военную колонну».

В настоящее время Гарданов отпущен, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

 

Ссылки по теме:

Дамир Мухетдинов: Видеоролик Вилдерса — это суть «экстремистский либерализм»

«Наш ответ Fitne»

«Islamofobic show»

21-03-08 ФЕОР не предприняла ни единой попытки прояснить ситуацию вокруг высказываний Н.Аширова с руководством СМР, заявил Совет муфтиев

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2342/">ISLAMRF.RU: Они помирились</a>