RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Центр событий - Кавказ

12.05.2008 12:13

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 28 апреля – 4 мая 2008 года

Проблемы Северного Кавказа по-прежнему в центре внимания российских СМИ. Этот котел (отнюдь не плавильный) политических, социально-экономических, религиозных противоречий не остывает на протяжении всей постсоветской истории. И кипеть ему, похоже, еще долго.


В своей авторской колонке в «Газете» Надежда Кеворкова сравнивает отношение властей к христианам и мусульманам в Кабардино-Балкарии («Каин, где брат твой Авель?», 28 апреля).

Мусульманам, как и следовало ожидать, тяжелее.

Журналист делится своими впечатлениями от похода в православный храм в пасхальную ночь. Милиция к верующим была весьма лояльна - охраняла их, чтобы им не помешали шагать с хоругвями и свечами, документы не проверяла, автоматом в лицо не тыкала, к бородатым юношам не подбегала и не била по ногам с криком «Лежать!»

А наутро Н. Кеворкова встретилась с матерями и женами мусульман, которые показали ей фотографии своих «запытанных» и забитых мужей и сыновей. Беспредел правоохранительных органов в отношении мусульман длится уже девять лет: «Пять раз увидели молодого парня молящимся - он уже в списке неблагонадежных. Брат молящегося - тоже в список. Двоюродный брат молящегося - подозрительная личность, взять на заметку».

Н. Кеворкова отмечает, что за эти девять лет ни один правозащитник не сказал ни слова о том, что творится в отношении мусульман в республике (кроме Руслана Нахушева, который «был схвачен, пытан и зверски убит»).


Сайт «Кавказский узел» сообщил 30 апреля о том, что накануне президент Дагестана и руководители правоохранительных органов республики обсудили вопросы противодействия экстремизму и терроризму.

По мнению руководителя управления ФСБ по Дагестану Сергея Широких, обстановка в республике стабилизировалась. «Если раньше боевики захватывали дома и квартиры в Махачкале и других городах республики, то теперь они сосредоточены в лесах Унцукульского, Карабудахкентского, Табасаранского и Дербентского районов», - сказал он.

Как заявил С. Широких, большую обеспокоенность вызывают факты выезда дагестанской молодежи за рубеж для получения религиозного образования: «Попадая в такие страны, как Йемен, Саудовская Аравия, Ливия, Тунис, Египет и другие арабские государства, молодые ребята часто становятся объектами вербовки».

Президент Дагестана Муху Алиев высказал пожелание сократить в республике количество религиозных вузов, которые, как он считает, в большинстве своем не дают качественного духовного образования. По его мнению, в Дагестане достаточно одного крупного исламского вуза.

Удивление президента Дагестана вызвал тот факт, что лица, внесенные в списки так называемых «неблагонадежных» еще в середине 90-х годов, по-прежнему на оперативном учете, несмотря на то, что с их стороны не было совершено уголовных преступлений.

«В таком сложном и многогранном вопросе, как противодействие экстремизму и терроризму необходимо быть предельно осторожными и щепетильными, - сказал Муху Алиев. - Ни в коем случае нельзя брать на учет человека только по подозрению, без каких-либо веских оснований. Недопустимо преследовать только за то, что человек не так, а иначе совершает какие-либо религиозные обряды».


Сайт «Кавказский узел» сообщил 30 апреля о том, что в махачкалинском магазине «Сунна», где реализуется исламская литература и атрибутика, происходят незаконные обыски и изъятия товаров со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Хозяин магазина с давних пор числится в числе неблагонадежных, поэтому время от времени его магазин обыскивают. До нынешнего года вместе со стражами порядка приходили работники Духовного управления мусульман Дагестана, которые и указывали, какая именно литература относится к ваххабитской. В 2006 году был изъят и не возвращен товар на сумму более 25 тысяч рублей, а в 2007 году финансовые потери магазина составили около 60 тысяч рублей.

Хозяин торговой точки считает, что столь пристальное внимание к его коммерческой деятельности в немалой мере объясняется навешиванием на магазин ярлыка «ваххабитского» работниками ДУМД. Он также рассказал, что изъятая у него продукция свободно продается не только по России, но и в других исламских магазинах Махачкалы.

Ни прежде, ни сейчас хозяин магазина не пытался решить свои проблемы через судебные инстанции, так как не верит в их чистоплотность.


Сайт «Эха Москвы» опубликовал 1 мая стенограмму передачи «Особое мнение» с участием журналиста Максима Шевченко.

Речь в ней зашла, в том числе, о российской демографической проблеме. В качестве вопиющего примера того, как она «решается» в нашей стране, журналист привел ситуацию со случившимся на днях закрытием (решением суда по иску ФСБ) гинекологической больницы в Махачкале, которую в 90-е годы называли ваххабитской («там верующие, мусульманки, у них на стенах цитаты из Корана»). Это при том, что на Кавказе огромная детская смертность, а роды в Дагестане стоят минимум 10 тысяч рублей. М. Шевченко не исключил, что это было сделано намеренно, дабы снизить рождаемость в кавказских регионах.


Независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» опубликовал 30 апреля сокращенную стенограмму дискуссии, которая состоялась 19 марта в студии ТРК «Исламский мир» в Москве, под заголовком «Достижимо ли единство российских мусульман?»

В ней приняли участие председатель ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухаммед Саляхетдинов, имам мусульманской общины «Милость» московского района Бутово Марат Алимов, заместитель главы Духовного управления мусульман Нижегородской области, глава ИД «Медина» Дамир Мухетдинов (в качестве эксперта) и историк, этнолог Дамир Хайретдинов (также в качестве эксперта).

По мнению М. Саляхетдинова, компетенция духовных управлений мусульман «ограничивается, условно говоря, заборами мечети». Они не должны вмешиваться в политические дела, юридически их роль ограничена. Поэтому консолидация ДУМов, считает  председатель «Собрания», - лишь одно из направлений объединения мусульманского сообщества.

М. Алимов считает, что мусульмане должны объединяться на основе Корана, а в организационном плане эту функцию мог бы выполнить, например, Совет муфтиев России, но непременно демократическими методами, на основе совещательности. При этом за такой структурой необходимо закрепить статус представителя мусульман страны при федеральных органах власти.

Д. Мухетдинов полагает, что раздробленность мусульман России насаждается искусственно. Однако объединение российских мусульман вполне достижимо, и институциональной основой для этого должен стать Совет улемов, призванный консолидировать формирующееся информационно-аналитическое пространство российской уммы, поскольку мусульмане нуждаются в четком понимании происходящих процессов, основанном на заложенных в Коране и Сунне оценках.

Д. Хайретдинов, отвечая на вопрос о том, могут ли найти общий язык две крупные группы российских мусульман - «поволжская» и «кавказская», отметил, что отношения между ними на сегодня «либо не самые простые, либо вообще отсутствуют». Проблема заключается в том, что никто из мусульман не занимается выстраиванием этих отношений (так же как никто не занимается адаптацией и интеграцией мигрантов), а правящая элита использует сложившуюся ситуацию в своих целях.


ИА «Интерфакс» опубликовало 29 апреля интервью с ведущим научным сотрудником Института востоковедения РАН, председателем Российского общества исламоведов профессором Тауфиком Ибрагимом под заголовком «В процессе сближения с мусульманами впереди должны быть именно Россия и именно православие».

Т. Ибрагим считает, что, поскольку 70 лет антирелигиозной идеологии существенным образом ударили по исламской богословской мысли в России, необходимо изучать наследие таких дореволюционных ученых, как Ризаэтдин Фахретдинов, Муса Бигиев, осознававших необходимость мирного сосуществования с иными конфессиями и потому представлявших «либеральный, гуманистический, открытый к другим религиям ислам».

Однако это наследие изучается недостаточно. Причина здесь и в отсутствии квалифицированных научных кадров, и в нехватке финансирования для проведения научных работ.

Что касается федерального списка экстремистских материалов, то здесь, по мнению ученого, в дело вмешалась политика: «В составленный список попали книги далеко не самого радикального толка! Я могу привести примеры книг гораздо более радикальных, но их почему-то не трогают. То есть работа была проведена выборочно».

Т. Ибрагим полагает, что Россия, православие должны быть впереди в процессе сближения с мусульманами, поскольку здешняя традиция мирного сосуществования православия и ислама уникальна. Однако на сегодня диалог между Русской православной церковью и мусульманами представляет собой призывы типа «давайте жить дружно» на бытовом уровне, без серьезной богословской базы.


«Эксперт Online» провел 30 апреля онлайн-интервью с главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным.

В. Чаплин рассказал, в частности, о том, как РПЦ относится к другим конфессиям и каким образом победить ксенофобию в России.

Что касается исламского духовенства, то РПЦ МП, по словам протоиерея, старается поддерживать с ним «добрые отношения, полностью уважая право мусульман на свои традиции и свой образ жизни».

В то же время он отметил, что на российский ислам пытаются влиять из-за рубежа с целью его радикализации: «Горячие головы вынашивают планы тотальной исламизации нашей страны». Остановить этот процесс, по его мнению, способны в первую очередь сами традиционные российские мусульмане.


Газета «Коммерсант» опубликовала 29 апреля интервью с генеральным директором катарского телеканала «Аль-Джазира» Ваддахом Ханфаром под заголовком «На третий квартал планируется Россия». 

Руководство канала приняло решение вывести освещение российских событий на качественно новый уровень. На третий квартал текущего года запланирована серия передач «Взгляд на Россию» (речь идет о ежедневном интенсивном освещении российских событий, включающем в себя передачу новостей, ток-шоу, документальные фильмы, сюжеты о культуре). Расширение присутствия «Аль-Джазиры» на постсоветском пространстве В. Ханфар связывает с растущей экономической и политической ролью России в ближневосточном регионе.

Мировой успех «Аль-Джазиры» ее руководитель связывает с отсутствием «пут коммерческих или политических мотиваций» и профессионализмом ее журналистов.

В. Ханфар рассказывает также о том, существуют ли для канала запретные темы и персонажи («мы не считаем, что должны существовать красные флажки, ограничивающие нашу свободу»), о том, какие угрозы независимой журналистике бытуют в мире (это - отсутствие у журналиста внутренней смелости и готовности выражать свои мысли свободно и вмешательство властей), о коррупции в журналистской среде («это ключевая, трагическая причина наблюдаемого упадка журналистики»).


Газета «Завтра» опубликовал в №18 от 30 апреля заметку Валентина Пруссакова под рубрикой «Исламская мозаика».

Безоговорочно признавая возвышенность и благородность Корана, В. Пруссаков задается вопросом: «Почему его учение не сумело сделать мусульман теми, кем они должны быть: лучшей общиной среди людей?» Задуматься над этим его заставило общение «на улицах больших городов Европы и Америки» с людьми, причисляющими себя к исламу, которые подчас «грубы и невежественны» и при этом бесконечно качают свои права и лезут со своим уставом в чужой монастырь.

Не «отстают» от них и мусульмане исламских стран, где «буквально на каждом шагу» - «грязь и порок, кичащееся богатство и неимоверная нищета, дикое невежество и отвратительное ханжество».

Возмущение автора вызывает прежде всего имущественное неравенство между «заливными» (т.е. Персидского залива) мусульманами и их единоверцами из бедных стран. (Как пример вопиющей кичливости первых приводится недавний случай в эмирате Абу-Даби, где один предприниматель заплатил за редкий автомобильный номер более 14 млн. долларов.)


Деловая газета «РБК-daily» опубликовала 28 апреля заметку Маргариты Рахновой ««Веда» нашла халяльную нишу. Компания будет поставлять водку в мусульманский мир».

К сожалению, информация, содержащаяся в этом материале, лишний раз свидетельствует о том, что территория мусульманских стран не совсем свободна от алкоголя.

По словам и.о. исполнительного директора алкоголепроизводящей компании «Веда», в ближайшее время эта фирма намерена начать поставки в Ливию, Ливан и Сирию: «То, что эти страны - мусульманские, не мешает им потреблять водку. Мы будем работать с частными компаниями этой страны. Некоторые российские игроки эпизодически делали туда поставки, но на постоянной основе с этими странами не работал никто».


ИА «Интерфакс» сообщило 4 мая о брифинге главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.

Г. Онищенко считает для России особенно важным «взаимодействие с конфессиями - православной церковью, с магометанской, еврейской и другими общинами» в деле борьбы с распространением ВИЧ-инфекции.

При этом в качестве примера он привел те российские регионы, где в основном преобладает мусульманское население. Там, по его словам, интенсивность распространения ВИЧ гораздо ниже, чем в остальных регионах страны: «Это отражение того вероисповедания, той духовности, которую исповедуют эти конфессии».


Газета «Время новостей» опубликовала 28 апреля заметку Сергея Кузнецова «Портативная культура. Исламский мир в Эрмитаже».

В ней рассказывается о выставке в Эрмитаже, посвященной столетию со дня рождения бывшего директора музея Бориса Пиотровского под названием «Во дворцах и шатрах». Экспозиция включает в себя свыше трехсот предметов из разных стран мусульманского мира. Один из ее разделов посвящен дипломатическим и военным контактам исламского мира и России.

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

12.05.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2817/">ISLAMRF.RU: Центр событий - Кавказ</a>