RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Индонезийцы используют Коран в изучении охраны окружающей среды

16.05.2008 11:46

Сидя на земле «по-турецки» под листьями тропического растения, Насреддин Аншори, с открытым перед собой Кораном, рассказывал группе посетителей  о предписанной людям обязанности защищать окружающую среду.

чтец Корана«Будучи мусульманином, Вы просто должны делать что-то», — сказал он.

Его визитерами были различные люди из университетов и мечетей со всего острова Ява, желающие расширить границы своего познания и постижения Ислама. Рядом находилось несколько студентов из университета «Гаджа Мада», одного из самых крупных университетов Индонезии, которые внимательно делали записи для своих будущих диссертаций, посвященных продвижению охраны окружающей среды, так как ее видит Ислам.

Пять лет тому назад Насреддин основал исламскую школу «Ilmu Giri», специализирующуюся на охране окружающей среды. Однако за последние два года информированность о климатических изменениях и связанные с этим проблемы во всем мире существенно возросли, и, соответственно, интерес к учебному заведению также стал больше. На протяжении всего месяца Рамадан в прошлом году школу посетили около тысячи людей. На конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по глобальному потеплению климата, которая состоялась в декабре прошлого года в Бали (Индонезия), Насреддин был чем-то вроде «звезды». А одна местная газета даже именовала его «героем». Тем не менее, его школа представляет собой самое новое олицетворение элемента исламского образования в Индонезии. Коранические принципы охраны окружающей среды формируют соответствующие доктрины и во многих других школах страны. Это обстоятельство опровергает общепринятое за границей мнение, что большинство школ-интернатов Индонезии – якобы центры по подготовке «экстремистов».

Ахмад Суэйди, главный исполнительный директор института «Wahid Institute» - организации, основанной в Джакарте и пропагандирующей миролюбивый и толерантный Ислам, сообщил, что крестьяне, как правило, не вовлечены в положительное экономическое и социальное развитие, тогда как защита окружающей среды – это как раз подходящее для них дело.

«Осведомленность о защите окружающей среды все больше и больше распространяется среди крестьянского населения, - говорит он, - Частично это происходит из-за возрастающего внимания к проблемам окружающей среды в Индонезии вообще, а также в свете последней конференции ООН в Бали».

Первая подобная школа, однако, была учреждена в Индонезии задолго до появления ООН, и пока кто-либо вообще заметил изменения в климате. Так, на острове Мадура, севернее о. Явы, существует школа «Pesantren Guluk-Guluk», известная также как «Аль-Нукаях», основанная еще в 1887 году. Ее основатель – Мухаммад Сьяркави, посетивший до этого Мекку, тогда впервые открыл школу, чтобы распространить Ислам на острове, на котором в тот момент царило беззаконие и часто применялось насилие. Вскоре он пришел к заключению, что коренной проблемой маленького острова была его истощенная природная среда: безнадежно засушливый климат и почти полное отсутствие свежей пресной воды. Тогда Сьяркави несколько изменил идейную направленность своей школы - он сконцентрировался на обучении сельских жителей посредством Корана сохранению природы.

«Коран, — говорит Ахмад Суэйди, — содержит в себе многочисленные рекомендации по защите окружающей природы, включая следующую: «Не творите нечестия на этой Земле». При этом в Исламе жизнь человека словно уравнивается с жизнью дерева: «Не убивайте женщин, стариков, детей, мирных жителей и деревья», - говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).

Салем Али, помощник декана дипломного исследования одной из школ по охране окружающей среды и природных ресурсов университета в американском Вермонте, говорит, что исламское движение в защиту окружающей среды уходит своими корнями в религиозные истоки седьмого века. «Ислам как организованная религия возник в пустынной местности Аравийского полуострова, и в исламской морали уже с тех самых пор значительное внимание уделяется экологии», - поясняет он, - «Глубочайшее почтение природе восходит из самой сути веры в Бога».

Школа «Guluk-Guluk», где обучаются как мальчики, так и девочки, чей возраст варьируется от учеников начальной школы до студентов университета, получила множество национальных и международных наград, и уже не одно десятилетие остается единственной и уникальной в своем роде. За последние 20 лет, как бы то ни было, увеличилось с 1200 до 6500 число выпускников, впоследствии продолживших свое обучение в других открытых школах по всей Индонезии.

И все же именно небольшая школа «Ilmu Giri» в центральной части Явы в последнее время обращает на себя серьезное внимание. Возможно, этим учебное заведение обязано широкому кругу друзей Насреддина во всех уголках света. Ведь Насреддин – бывший исследователь, работавший в нескольких частных организациях, побывавший более чем в 60 странах. Помимо этого он еще и сочиняет стихи, и его произведения – по большей части протесты против пренебрежения со стороны государства социальными и экономическими нуждами общества. «Меня заставляет содрогаться мысль о том, что обыкновенные индонезийцы вынуждены страдать, тем временем, пока их проблемы игнорируются государством», - сказал Насреддин во время интервью в школе. Сама по себе школа напоминает крошечный летний лагерь под открытым небом, укомплектованный хижинами, с самодельной волейбольной площадкой, придуманной в основном фермерами. Несколько построек, включая небольшую мечеть, - сконструированы из бамбука, что становится предметом различных для дискуссий за пределами школы. Создается впечатление, что постройки поглощены, спрятаны за растениями и деревьями. Куры, коровы и другие животные непринужденно бродят вокруг.

В первые дни существования школы Насреддин преподавал только взрослым, преимущественно фермерам, живущим по соседству. Он раздал им рассаду, и уже через несколько лет склоны холмов, оголенные в результате вырубки леса, вновь зазеленели. В прошлом году Насреддин организовал посадку еще 1000 деревьев. «Я помню историю с оползнями, уничтожившими дома и зерновые растения, - поделился Вардойо, юный ученик школы, выросший в той же деревне, - Теперь, даже если мы и срубаем одно дерево, то сажаем взамен два!».

 

Перевод IslamRF.Ru по материалам International Herald Tribune

 

16.05.2008

 

Ссылки по теме:

28-04-08 Российский исламовед защитила литературоведческую диссертацию о Коране

23-04-08 В ИСАА МГУ состоится защита диссертации «Профетология Корана: истории пророков как элемент построения коранического текста»

В поисках смыслов Священной Книги

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2894/">ISLAMRF.RU: Индонезийцы используют Коран в изучении охраны окружающей среды</a>