RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Май 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 30 июля – 5 августа 2007 года

08.08.2007 12:29

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Газета «Время новостей» опубликовала 3 августа статью Ивана Сухова «Америка приняла ислам. Кавказские имамы изучают Новый Свет», посвященную визиту северокавказских муфтиев в Соединенные Штаты.

«Московский представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев, - сообщает газета, - рассказал, что поездка носит сугубо деловой и просветительский характер: муфтии уже побывали в госдепартаменте, в канцелярии Белого дома по общественным инициативам и в Исламском центре в Вашингтоне. Теперь они находятся в Лос-Анджелесе, где собираются провести общественную дискуссию о мусульманском образовании и встретиться с преподавателями и руководителями Калифорнийского университета».

Приглашение муфтии получили в рамках программы международных визитов «Ислам в США», которую осуществляет госдеп, чтобы показать, что Америка не является таким уж центром исламофобии, каким ее изображают фундаменталисты. Госдеп пригласил представителей официального духовенства, которые позиционируют себя как оплот традиционных ценностей и борьбы с фундаментализмом на Кавказе, а именно муфтиев Ингушетии Ису Хамхоева, Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, Северной Осетии Мурата Тавказахова, а также муфтиев Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Чечни и Дагестана, которые приглашения не приняли, так как «принципиально не согласны с политикой США в Ираке», сообщает И. Сухов.

Издание InfoRos попыталось проанализировать подоплеку поездки муфтиев в Америку силами Бориса Подопригоры (статья «Между хаджем и гастролями, или Послесловие к очередному пиару» от 3 августа).

«Встреча американского президента с муфтиями трех республик Северного Кавказа - Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии (напомним, эта встреча оказалась информационной «уткой». – Р.Ш.) - вписывается во внешнеполитическую логику республиканской администрации - на «большие», сколько-нибудь системные проекты времени до следующих выборов не остается, ибо оно всецело затрачено на демократизацию Ирака и прочую борьбу с изгоями-террористами. Зато этого времени пока достаточно для проведения малых и «штучных» мероприятий - вроде нынешнего или пробежки Джорджа-младшего с безногими (на протезах, похожих на каминную кочергу) ветеранами Афганистана и Ирака», - полагает автор.

По мнению Б. Подопригоры, этой акцией Америка продемонстрировала свой привычный глобалистский подход: ей до всего есть дело. А приглашением только кавказских мусульманских лидеров подчеркивается эксклюзивное значение региона Юга России. Б. Подопригора видит в этом не декларируемый вслух принцип: Кавказ - это не Россия. В шутку он предлагает симметричный ответ: «не пригласить ли, скажем, калифорнийских мормонов в Константиновский дворец?» (Совет довольно неуклюжий, особенно если учесть, что вотчиной мормонов в США считается Юта. – Р.Ш.)

Налаживание диалога с исламскими иерархами, считает автор, действительно необходимо, «но при исключении из него пропагандистской или иной составляющей в духе двойных стандартов»: «Пока исламизму не будет объявлен джихад самими идейными лидерами ислама, борьба с терроризмом бессмысленна: место одного шахида займут три новых. Но цивилизационный диалог с влиятельными исламскими авторитетами подменяется заигрыванием с одними, анафемой в адрес других и стравливанием первых со вторыми. Ни ООН, ни Ватикан, ни «семерки с восьмерками» ничего не предприняли для выстраивания целостных отношений со всем мусульманским «почти миллиардом», прочно и обоснованно ассоциируемым с беднейшими, то есть, теми, кому нечего терять».

Б.Подопригора рассуждает о том, к чему приводит глобально насаждаемая процедура демократического волеизъявления – «она открывает дорогу для легального прихода во власть вчерашних боевиков». Так было в Палестине, на очереди «ядерный» Пакистан, где на осень назначены президентские выборы.

«Независимая газета» опубликовала 1 августа статью Милрада Фатуллаева «Чужие» боевики. Вину за обострение ситуации в Кабардино-Балкарии власти республики возложили на выходцев из соседних регионов».

В ней рассказывается о том, что повлекли за собой события, произошедшие в последнее время в Кабардино-Балкарии, где были совершены дерзкие покушения на жизнь сотрудников МВД -  убийство двоих и ранение одного сотрудника милиции в течение двух недель.

Обострение ситуации в КБР местные власти объясняют действиями в республике бандподполья, состоящего из выходцев из соседних регионов. «Надо полагать, - пишет М. Фатуллаев, - речь идет прежде всего о боевиках из Чечни и Ингушетии. На них прокурор республики Олег Жариков возложил ответственность за убийства главы администрации селения Хасанья Артура Зокаева и начальника Черекского РОВД Мустафы Конокова».

«Между тем глава МВД республики Юрий Томчак заявил, - сообщает «НГ», - что число приверженцев радикального ислама в республике растет и уже превышает полтысячи человек. И это только находящиеся на учете у милиции. Большинство преступников скрывается в лесах на территории Кабардино-Балкарии».

Ситуацию газете прокомментировал политолог Мурад Мешхоев: «С приходом нового главы республики Арсена Канокова власти так и не смогли найти общего языка с молодыми приверженцами ислама. Работа идет по старинке: исламистов и не пытаются понять. Так, строительство здания, где должны проходить судебные слушания по рейду на Нальчик (который произошел в октябре 2005 года), обещают завершить к 1 октября этого года. А обвиняемых уже назвали террористами, часть амнистировали, хотя суда не было. Тела убитых, среди которых могли быть и случайные прохожие, не выдают родственникам. Как после этого можно обращаться к «лесным братьям» с просьбой сдаться милиции?»

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 3 августа статью Фатимы Анастасии Ежовой «Московская индустрия халяльного питания: доверяй, но проверяй».

Автор освещает проблему «шариатского фастфуда» - «одного из многочисленных поводов для головной боли у работающих мусульман, живущих в неисламских странах». Если халяльное мясо в крупных российских городах достать можно, то в сети городского питания мусульманам приходится довольствоваться рыбными и грибными блюдами. Однако за последние два-три года, отмечает Ф.-А. Ежова, Москва и некоторые другие города с преимущественно неисламским населением в этом отношении шагнули вперед, и забегаловки с разрешенным по Шариату мясом здесь можно встретить все чаще. В то же время стопроцентно халяльными в Москве являются пока лишь столовые при мечетях, поскольку редкое столичное кафе, из соображений конкурентоспособности, рискует «обделять» свое меню спиртными напитками. Впрочем, большинство московских мусульман считают посещение забегаловок, в которых продается алкоголь, дозволенным: «Во-первых, делается скидка на условия немусульманской страны и масштабы российской столицы, где найти заведение хотя бы с халяльным мясом в относительной близости от места работы уже считается удачей. Во-вторых, многие мусульмане следуют фетвам, согласно которым можно посещать такие кафе, если спиртное не распивается непосредственно за тем столиком, за которым они перекусывают».

Далее автор представляет своего рода рейтинг халяльных заведений общепита Москвы.

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 2 августа статью Валентина Пруссакова «Собрать бы книги все да сжечь!» (К публикации «списка экстремистских материалов»)».

Автор анализирует «Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 9 июля 2007 г.», опубликованный недавно в «Российской газете». Его «повергает в недоумение» то, что оказалось в этом списке, - в частности, произведения бывшего советского диссидента, а ныне лидера российских неоязычников Алексея Добровольского.

Среди экстремистской литературы оказалась и «Книга единобожия», принадлежащая перу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, родившегося в 1703 году. В. Пруссаков приводит мнение относительно «Книги единобожия» литературоведа Евгения Лесина в газете «НГ EX LIBRIS»: «Ну да, Ваххаб. Отсюда и ваххабиты. Только перед нами не призывы экстремистского характера, а религиозное произведение. Не вижу принципиальной разницы между «Книгой единобожия» и любой другой религиозной книгой».

Автор полагает, что «нельзя подходить к религиозным текстам с обычными мерками, ибо так легко дойти до того, что придется запрещать священные книги чуть ли не всех религий и народов».

• Отвечая на вопрос слушателя: «Ваше мнение об убийстве заместителя муфтия Дагестана: кто это сделал, причины», журналист Юлия Латынина в своей авторской программе «Код доступа» на «Эхе Москвы» (4 августа), в частности, сказала: «Это был очень бедный человек. Бедный по-хорошему, в том смысле, что он ни до каких денег не имел касательства, занимался исключительно идеологической работой. Он отвечал за полемику с ваххабитами. Поэтому абсолютно не приходится сомневаться, что единственные люди, которые могли его убить, это ваххабиты. Я сама очень часто защищаю ваххабитов и сама обращаю внимание, как ваххабитов провоцируют на восстание, скажем, в той же Кабардино-Балкарии. Но, к сожалению, полемика с людьми, которые к ваххабитам обращались только словом, ведется с помощью взрывчатых веществ. Собственно, это то же самое, что происходило в конце XIX века или в начале XX-го, когда террористы взрывали чиновников вместо того, чтобы заниматься хоть какой-то конструктивной работой. Эта история, которая непростительна и которая означает, что если у людей нет никаких аргументов, кроме взрывчатки, то вряд ли с этими людьми возможен какой-то диалог, кроме как посредством уголовных дел».

Портал «Credo.Ru» опубликовал 31 июля интервью с исламским культурологом Джаннатом Сергеем Маркусом под заголовком «Православие – Церковь – клерикализм не одно и то же».

Комментируя реакцию в религиозной среде на письмо академиков с критикой растущего в России клерикализма, Джаннат Сергей Маркус, в частности, сказал: «Лукавство клерикалов, возмутившихся письмом академиков, очевидно. Они думают, будто президент и общество не знают, что на защите конституции настаивают и атеисты, и мусульмане, и правозащитники самых разных убеждений, и все христиане, не имеющие чести принадлежать к РПЦ МП, а это и миллионы православных, и католики, и протестанты. Они лукавят дважды, заставляя нас поверить, что единственно представляют глубинное духовное наследие наших предков.

<…> Не хотелось обсуждать внутренние проблемы РПЦ МП, но вызов, брошенный обществу, побуждает сказать о социальных негативах, которые несет сегодняшняя клерикальная группировка, вещающая будто бы от имени российского Православия и всей православной Церкви. Последние 15 лет беспрецедентной свободы иерархи Московской патриархии не использовали для того, чтобы избавить институт МП от средневековых рудиментов, противоречащих Евангелию и Святоотеческой традиции. О необходимости этого говорили еще отцы Собора 1917-18 гг. В итоге в XXI век, не желая реформироваться, вошел институт, сам крайне болезненный, архаичный, не желающий самоочищения. Декларируя соборность, он не допускает к управлению ни мирян, ни белое духовенство. Отказ от соборной работы вреден не только внутри, но и вовне – как пример феодального недемократичного властвования и самоуправства. Провозглашая евангельскую бедность и аскетизм, МП стала самым непрозрачным финансовым организмом, втемную крутящим миллиарды рублей – это сейчас самая закрытая и неуязвимая сфера теневой экономики. Причем МП неоднократно публично демонстрирует связь с алкогольным бизнесом, губящим население. Сам Патриарх награждает церковными (!) орденами воротил алкобизнеса, а глава миссионерского отдела освящает источники для производства водки. Как с такими клерикалами можно осуществить «сбережение народа»?!

<…> В отношении всех иноверцев до сих применяется «язык вражды» далекого средневековья. Это психологически и дипломатически мешает России наладить диалог с мусульманами, католиками, протестантами и иными духовными традициями мира. А внутри страны – наладить межконфессиональный диалог не «для галочки», а через покаяние перед теми народами, которых «крестили огнем и мечом».

<…> Одно очевидно: нашему обществу пора расстаться с иллюзиями, что РПЦ МП – некритикуемый и единственный носитель «духовности и государственности». Пора осознать гуманистическое благо конституции, дающей право духовного выбора, критики и диалога всем гражданам. Пора осознать имперско-культурную мощь России, вбирающую веками в себя разные народы и разные веры: славянские, тюркские, финно-угорские и многие другие; христианские, исламские, буддийские и многие иные».

Портал «Грозный-информ» перепечатал из газеты «Вести республики» (№108 от 1 августа) статью Вахита Акаева «Ислам и христианство в России: сосуществование и необходимость социокультурного диалога».

После небольшого экскурса в историю сосуществования ислама и христианства в России (последний рассматриваемый пункт – антиисламская кампания при Горбачеве) автор фиксируется на межконфессионально-культурной ситуации в современной России.

«Отношение к исламу на уровне государства и общества диаметрально противоположны, - отмечает В. Акаев. - В Конституции РФ декларируются свобода совести и вероисповедания, равноправие всех религиозных организаций перед законом, невмешательство государства в их деятельность, религиозная терпимость. Вместе с тем в российском обществе очень высок градус неприятия ислама, если не сказать исламофобии. И он порою намеренно повышается».

Как пример автор приводит слова «некоего Олега Стеняева», сказанные им 2 марта 2006 года на круглом столе в РИА «Новости»: «Уровень экстремизма в Чечне так высок, потому что в советское время там не было мечетей, и люди собирались поговорить об исламе у себя дома. Разумеется, там не было имамов с богословским образованием, привычка укоренилась, и теперь злоумышленники пользуются ею для своих корыстных целей». «Во-первых, - замечает В. Акаев, - в Чечне уровень экстремизма не так уж высок, как это преподносит цитируемый автор, он такой, как и в других регионах страны. Во-вторых, если люди собирались у себя дома, чтобы поговорить об исламе, то квалифицировать это как экстремизм некорректно. В-третьих, в советское время были мечети, но их разрушили. Так же как церкви, вновь мечети стали появляться в Чечено-Ингушетии в начале 80-х годов. И имамами в них были образованные люди, подготовленные на основе традиционного мусульманского образования в Чеченской Республике или Республике Дагестан, а некоторые получали образование в Бухаре и Ташкенте».

За основу диалога между исламом и христианством в современной России автор предлагает взять сложные социокультурные реалии, складывающееся в российском обществе: низкий уровень жизни людей, наркомания, болезни, моральная деградация, тлетворное влияние СМИ, проповедующих худшие варианты западной массовой культуры: «Против сил, пытающихся осуществить масштабное столкновение исламской и христианской цивилизаций, нужно мобилизовать государственный и общественный ресурс, общие усилия людей разума, которым небезразлична судьба человечества, мирное сосуществование и сотрудничество культур и цивилизаций. Здесь необходим совместный «джихад» сторонников единства и целостности государства, единства народов, широкого диалога конфессий».

Издание «Caucasus Times» опубликовало 31 июля статью историка-исламоведа, сотрудника Института востоковедения РАН, специалиста по религиозным и этническим проблемам Северного Кавказа Михаила Рощина «Из истории ислама на Северном Кавказе: Дагестан – земля суфийских шейхов».

Статья рассказывает о новейшей истории суфизма в Дагестане, в том числе о современных шейхах.

Традиционный суфийский ислам в Дагестане выделяется, прежде всего, ориентацией на духовные ценности, - пишет автор. - Он неагрессивен, и понятие “джихад” трактуется в нем в плане личного стремления верующего к самоусовершенствованию. Мюриды относятся к своему шейху примерно так же, как простые миряне в православии к своему старцу. До сих пор точно не известно, какой процент мусульманского населения соблюдает регулярно обряды в Дагестане, но даже если допустить, что эта цифра колеблется между 20-30% населения, то это будет намного выше, чем в среднем в разных религиях соблюдаются обряды в целом по России. Разумеется, процент активных последователей суфизма ниже, но он, очевидно, достаточен для формирования особой духовной культуры, характерной для дагестанского ислама. Как полевой исследователь, в течение 15 последних лет работавший в Дагестане, я могу констатировать, что, вероятно, за исключением Чечни, эта республика является наиболее религиозной в России».

М. Рощин приводит и количественные характеристики: к сентябрю 2003 года в Республике Дагестан было зарегистрировано 1091 соборных мечетей, 558 квартальных мечетей, 16 исламских вузов и университетов, 52 филиала вузов, 141 медресе, 324 примечетных школы. Согласно последней всероссийской переписи населения 2002 года, все население Дагестана составило 2 576 тысяч человек, из них мусульман было 94,4% (суннитов – 90,1%; шиитов – 4,3%), православных – 4,7%. Сообщается, что последователи суфизма имеют в Дагестане несколько сотен святых гробниц, где совершаются благодарственные молитвы и зикры, раздается милостыня. В 1930-е годы часть из них была заброшена, но в 1990-е внимание к ним возродилось.

Деловая газета «РБК-Daily» опубликовала 3 августа статью Ирины Царегородцевой и Занды Бусловой «Арабы советуются с Москвой. Что делать с американским оружием».

Поводом к ней послужила встреча Владимира Путина с главой Совета национальной безопасности Саудовской Аравии принца Бандара ибн Султана. «Детали переговоров неизвестны, - пишут авторы. - Однако эксперты не исключают, что саудовский принц приезжал не просто «разведать обстановку» и поговорить о ближневосточном урегулировании: саудиты заинтересованы в поддержании имиджа многовекторности своей внешней политики. Учитывая тот факт, что американский вектор стал играть слишком активную роль в государстве Саудовская Аравия, Россия – одна из тех стран, которая может поправить нарушившийся баланс».

Далее рассматриваются перспективы военного сотрудничества двух стран (они невелики - у России пока нет шансов потеснить здесь американцев), а также сотрудничества в области космоса, присоединения Саудовской Аравии к выстраиваемой системе глобального позиционирования ГЛОНАСС развития сотрудничества, реализации транспортных проектов в Персидском заливе.

Однако «у визита высокопоставленного саудовского чиновника в Москву существует и определенная идеологическая подоплека, связанная все с тем же дисбалансом многовекторности внешней политики Королевства. Саудовская Аравия, претендующая на роль лидера в мусульманском мире, в последнее время стала слишком активно сотрудничать с США. Интенсивные контакты с государством, у которого на арабском востоке существует имидж агрессора, могут серьезно отразиться и на образе Королевства, охраняющего главные мусульманские святыни. Сотрудничество с Россией в этом смысле позволяет саудитам в некоторой степени поправить свою репутацию. Ведь в отличие от Вашингтона, Москва даже в советское время никогда не вызывала бурю столь негативных эмоций, которые испытывают сейчас мусульмане всего мира в отношении американской внешней политики на Ближнем Востоке», - резюмируют авторы.

Портал Km.Ru опубликовал 31 июля заметку Сергея Филина «Москва обзаведется своей «Меккой»».

Автор отреагировал на подписание протокола с генподрядчиками о строительстве «грандиозной соборной мечети - московской «Мекки»». Он возмущен предполагаемым масштабом строительства, а «самым вызывающим» называет высоту четырех минаретов - 75 метров, что лишь немногим уступает колокольне Ивана Великого в Кремле.

В заметке приводится мнение пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова: «Этот грандиозный комплекс сломает исторический облик Москвы. Мало того, рядом, вероятно, в целях искусственной исламизации, будет строится новое здание Первого канала, у него с Советом муфтиев будет общий гараж. <…> В Москве создается радикальный проваххабитский экстремистский центр огромных масштабов. Кому и зачем это нужно?»

Портал «Credo.Ru» назвал эту реакцию «Союза православных граждан» истерической.

Портал сообщает, что начатое в 2005 году и замороженное из-за нехватки средств строительство возобновлено с помощью предпринимателя и депутата Сулеймана Керимова, который заявил в апреле нынешнего года о выделении 100 млн. долларов. В настоящее время на возобновление работ выделено 10 млн. долларов.

Сайт Совета муфтиев России сообщил о встрече председателя СМР Равиля Гайнутдина с близкими родственниками погибшего в Санкт-Петербурге от рук скинхедов Дамира Зайнуллина, а также с главой таджикской общины города Мухаммадназаром Мирзодой, состоявшейся 31 июля. Равиль Гайнутдин выразил им соболезнование и свою духовную поддержку.

Во встрече также приняли участие сопредседатели Совета муфтиев России – глава мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов и глава мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов, президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов. Участники встречи заявили о необходимости проведения объективного расследования обстоятельств и, главное, мотивов совершенного преступления и обратили внимание компетентных органов на социальный вред практики замалчивания и сокрытия от общественности информации о преступлениях, совершаемых на почве национальной ненависти.

В связи с чередой трагедий, произошедших на почве национальной ненависти в северной столице России (у всех на памяти зверское убийство 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой, совершенное в феврале 2004 года, и многие другие трагические инциденты), Совет муфтиев России в сотрудничестве с Исламским культурным центром России проведет в конце августа в Санкт-Петербурге круглый стол с участием лидеров политических партий и общественных организаций, представителей традиционных религиозных конфессий, депутатов Государственной думы, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в ходе которого будет обсуждена проблема противодействия ксенофобии и экстремизму, а также вопросы воспитания толерантности в российском обществе, прежде всего среди молодежи.

На сайте СМР публикуется открытое обращение к президенту России, генеральному прокурору РФ, министру внутренних дел РФ и губернатору Санкт-Петербурга, принятое по итогам этой встречи.

В нем, в частности, говорится:

«Российская общественность была глубоко потрясена известием о жестоком убийстве в Санкт-Петербурге в феврале 2004 года  таджикской девочки Хуршеды Султоновой и была уверена, что после столь циничного преступления будут предприняты соответствующие меры. К сожалению, последовавшая вслед за этим резонансным убийством целая чреда преступлений на почве национальной ненависти прямо указала на недостаточность предпринимаемых мер. Последним тяжелым для нас известием стало убийство 1 июля с.г. коренного петербуржца двадцатитрехлетнего татарина Дамира Зайнуллина.

Особенно удручающим для нас является то, что в Санкт-Петербурге и других городах России подобные преступления совершаются молодежью, одурманенной экстремисткой идеологией. Формирующиеся в молодежной среде группировки становятся реальной угрозой межнациональному миру и согласию и вносят раскол в российское общество.

<…> Совет муфтиев России, родные и близкие пострадавших от проявлений национальной ненависти призывают органы государственной власти страны, традиционные конфессии, все здоровые силы общества совместными усилиями остановить череду трагедий».

Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо» опубликовало 2 августа заметку Елены Бажиной «Создан Центр партнерства цивилизаций для выработки новой концепции миропорядка».

В ней сообщается о пресс-конференции, состоявшейся в РИА «Новости» в Москве, на которой было объявлено о создании Центра партнерства цивилизаций в Москве. Руководителем нового объединения стал директор по внешним связям Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования Вениамин Попов. Центр займется разработкой новой концепции миропорядка.

В своем выступлении В. Попов отметил, что обстановка в мире остается напряженной, и основное противостояние идет по линии «Запад – Исламский мир». Идет борьба против терроризма, но количество терактов возрастает. По его мнению, существует недооценка напряженности между мусульманским и западным миром, ближайшие пять лет могут стать годами «наиболее плотного противостояния стран Запада и Востока», и этот переход «будет опасным». В такой ситуации «надо что-то делать», нужно общественное движение, которое было бы направлено на реальное партнерство.

Сейчас речь идет только о создании Центра - его работа начнется осенью. Центр будет существовать за счет пожертвований, в настоящее время организация существует на базе МГИМО МИД РФ. Одним из первых мероприятий будет проведение в ноябре арабо-израильской конференции, посвященной урегулированию ситуации на Ближнем Востоке.

К концу года руководители организации планируют обратиться к Владимиру Путину с просьбой принять участие в этом движении – не как президенту, а в качестве лидера какой-либо организации. Выступавший высоко оценил роль Путина в диалоге с исламский миром, отметив, в частности, факт, что президент РФ сам выдвинул идею присоединения России к ОИК. «Авторитет Путина высок в исламском мире, ему верят», - отметил Вениамин Попов. «Несмотря на Чечню и Афганистан, мы воспринимаемся в исламском мире как дружественная страна», - подчеркнул он.

Новое движение основано на новых принципах, подчеркнул В. Попов: «Мы хотим равноправного партнерства, мы хотим сохранить все цивилизации». Образ врага, считает он, должен уйти, военные блоки – это также анахронизм.

Вениамин Попов прогнозирует также обострение борьбы за ресурсы. «Надо договариваться, чтобы борьба за ресурсы была мирной», - сказал он. Также опасна «пропасть между богатыми и бедными». В связи с этим директор Центра предлагает бесплатно передавать научные достижения развивающимся странам. Если пойдет волна радикализации, она захлестнет Европу, в которой проживает 20 млн. мусульман.

Выступавший особо отметил, что «без взаимодействия культур ничего нельзя сделать», и ключевое слово сейчас  – «толерантность».  

«Кавказский узел» сообщил 2 августа о подготовленном Правозащитным центром «Мемориал» бюллетене, в котором говорится, что современный вооруженный конфликт в Дагестане имеет очевидный религиозный оттенок.

Бюллетень носит обзорный характер, в нем отслеживается история религиозного конфликта в Дагестане, начиная с 90-х годов прошлого века. Правозащитники сообщают, что в 1990-е годы в республике активно распространилось новое для Кавказа религиозное течение фундаменталистского толка, приверженцы которого называют себя членами «джамаата салафийа» или просто «мусульманами». Правоохранительные органы в их отношении обычно используют термин «ваххабизм». Распространение нового течения нередко происходило через религиозный конфликт, - как внутри исламских общин в населенных пунктах, так и между представителями духовенства - Духовного управления мусульман - и лидерами салафитов. Духовное управление мусульман Республики Дагестан прибегло к помощи государства в защите своих интересов. В конце 1996 года начинается открытое давление со стороны силовых структур на салафитов.

После вторжения отрядов Шамиля Басаева в Дагестан в августе и сентябре 1999 года на волне народного гнева Народное Собрание РД принимает «Закон о запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Закон развязал руки милиции, - фактически каждый, кто, по субъективной оценке сотрудника правоохранительных органов, мог быть причислен к приверженцам «нового течения», становился жертвой милицейского произвола.

Правозащитники озабочены практикой применения негуманных средств ведения следствия в отношении задержанных, а также непрекращающимися исчезновениями людей в Дагестане.

«Кавказский узел» сообщил 4 августа о том, что Махачкале милиционерами опечатан магазин «Сунна», в котором реализуется исламская литература.

Пятеро сотрудников заявили продавщице, что после обыска и изъятия товара книги будут направлены в государственные экспертные отделы на предмет наличия «ваххабитской агитации и призывов к разжиганию межрелигиозной и межнациональной вражды».

Чем это обусловлено, стражи порядка не объяснили. Всего было «реквизировано» литературы и лазерных дисков на сумму более 30 тыс. рублей. Хозяин магазина Махмуд Курбанов рассказал, что данное изъятие не первое: в 2006 году магазин дважды посещали работники Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана, а 18 апреля нынешнего года — сотрудники Ленинского РОВД Махачкалы. Финансовые потери тогда составили более 25 тысяч рублей. В июле 2007 года Курбанов получил заключение из Духовного управления мусульман Дагестана, что экспертиза в изъятых материалах выявила «две книги и два диска с ваххабитской идеологией».

Один из милиционеров, пожелавший остаться неизвестным, сообщил «Кавказскому узлу», что он и многие высокопоставленные милицейские чины действуют так, потому что есть негласная и жесткая установка из МВД Дагестана с требованием об изъятии литературы и закрытии магазинов, где продается ваххабитская литература.

«Кавказский узел» сообщил 31 июля о том, что прокуратура Кабардино-Балкарии ответила на запрос Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра по поводу проведения обысков в доме жителя Нальчика Руслана Карабашева и взятия его на учет как приверженца радикального ислама.

В ответе прокуратуры, в частности, говорится: «...проведена проверка по Вашему обращению и заявлению Карабашева Р.М... Установлено, что списков «ваххабитов» или «приверженцев радикального ислама» в 3 ОВД по г. Нальчик и в УБОП при МВД КБР не имеется. Оперативно-розыскные и иные мероприятия проводятся сотрудниками правоохранительных органов в отношении Карабашева Р.М. в соответствии с законами «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».

Комментируя ответ прокуратуры КБР, руководитель правозащитного центра Валерий Хатажуков сослался на прошедший недавно в МВД КБР круглый стол, на котором исполняющий обязанности начальника милиции общественной безопасности Феликс Эфендиев отметил, что «профилактическая работа в основном проводится с приверженцами радикального течения в исламе, которых на учете более 500 человек». «Это очень странно, что МВД говорит одно, а прокуратура, которая надзирает за деятельностью милиции – другое», - сказал правозащитник. Кроме того, как отметил Хатажуков, ответ по делу Карабашева не конкретный. «Руслан Карабашев рассказал, что его доставили в милицию, сфотографировали, сняли отпечатки пальцев, у него дома дважды провели осмотр помещений и ничего не нашли. При этом конкретно на Карабашева никакой оперативной информации у милиции нет. Получается, что подобным действиям можно подвергнуть любого. <…> Сегодня ситуация в республике изменилась – перед политическим руководством можно ставить все вопросы. Но при этом абсолютно ненормально, что проблемами мусульман по-прежнему занимается одна милиция. Есть много различных структур в исполнительной власти, которые имеют самое прямое отношение к проблемам мусульманской общины. Допустим, управление по работе с религиозными конфессиями при министерстве культуры, госкомитет по делам молодежи, комиссия по правам человека и развитию институтов гражданского общества при президенте КБР. Эти организации, к сожалению, не занимаются религиозными вопросами, и вообще делами конкретных людей», - сказал Валерий Хатажуков.

«Кавказский узел» сообщил 2 августа о том, что МВД Кабардино-Балкарии распространило информацию о розыске лидера боевиков Анзора Астемирова.

В объявлении о розыске говорится, что «особо опасный преступник Астемиров Анзор Эльдарович», 1976 года рождения (мусульманское имя Сейфуллах), находится в международном розыске за совершение вооруженного нападения на дежурную часть УФСКН по КБР в 2004 году и за организацию вооруженного нападения на силовые структуры в г. Нальчике 13.10.2005 года. За предоставление достоверных сведений об Анзоре Астемирове обещано денежное вознаграждение в размере 3 млн. рублей.

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 31 июля заметку «Силантьев за мусульманско-административный трайбализм».

В ней муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов прокомментировал корреспонденту «IslamNews» свою точку зрения относительно высказываний бывшего секретаря Межрелигиозного совета России и сотрудника отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Романа Силантьева, который назвал провокационным открытое письмо муфтия руководству РПЦ и заявил, что Н. Аширов не имеет никакого права выступать от имени мусульманской общины Ачинска, так как она не входит в Духовное управление мусульман Азиатской части России.

«Председатель Мусульманской религиозной общины Красноярского края и  г. Ачинска Соловьева Раиса Гильмутдиновна и представитель узбекской диаспоры г. Ачинска неоднократно обращались ко мне с просьбой помочь решить данную ситуацию. Проблемы мусульманской общины касаются каждого мусульманина», - сказал Н. Аширов. Также он сообщил, что после его письменного обращения к мэру г. Ачинска, Илаю Ахметову, вопрос, не решавшийся в течение нескольких лет, был решен за месяц.

Сайт «IslamNews.ru» сообщил 30 июля о том, что в деревне Акбашева Аргаяшского района Челябинской области состоялась закладка первого камня мечети.

На церемонии присутствовали муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, имам московской мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов, руководитель Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин, представители мусульманских организаций Башкирии, Татарстана, Владивостока, сообщили корреспонденту ИА IslamNews в ДУМ Тюменской области.

Инициатором данного проекта выступил Шаймарданов Абдулла, представитель Российской исламской организации «Наследие».

• Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 30 июля заметку Рустама Адиуллина «Кузбасские оборотни».

Она рассказывает о дурной репутации, которая закрепилась за некоторыми колониями, находящимися в ведении ГУ ФСИН по Кемеровской области. Автор напоминает, что весной этого года в ряде московских изданий появились материалы о капитане-садисте Евгении Глекове, который жестоко избивал заключенных, оскорбляя при этом их религиозные чувства.

Другой показательной историей стал случай с демонтажом мечети, почти построенной на территории колонии города Белово Кемеровской области. Разрешение на ее строительство было дано администрацией исправительного учреждения. Все обращения мусульман к начальнику ГУ ФСИН, в прокуратуру области и другие инстанции не возымели действия. На сегодняшний день мечеть, построенная на деньги простых мусульман, разобрана и вывезена за пределы колонии.

Как сообщили корреспонденту «IslamNews» в пресс-службе Казыятского управления Кемеровской области, не разрешилась пока и ситуация, связанная с запретом начальника областного ГУ ФСИН генерала Валерия Должанцева на посещения имамами заключенных. По словам руководителя Казыятского управления Равшана Темурова, ГУ ФСИН оттягивает дату заключения соответствующего договора без объяснения причин.

Более того, в отдельных кемеровских колониях мусульманам запрещают соблюдать предписания своей веры. В частности, в Казыятском управлении корреспонденту «IslamNews» рассказали, что в колонии №1612/16 мусульманам не разрешают совершать обязательную пятикратную молитву. У них отнимают молитвенные коврики, Коран, религиозную литературу. За выполнение своих религиозных предписаний они подвергаются избиению и пыткам, таким как вырывание бороды.

Сколько еще будет продолжаться беспредел в кемеровских колониях, который и так уже нанес урон репутации России перед мировым сообществом? – задается вопросом Р. Адиуллин. Ответ на него, по его мнению, должно дать руководство Федеральной службы исполнения наказания. Что касается мусульманских религиозных и общественных движений, то они намерены бороться за права заключенных, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Как заявил руководитель местной общественной организации «Здоровая жизнь» Салават Кучумов, «мусульмане будут держать ситуацию на особом контроле и, если понадобится, обратятся в международные инстанции».

Сайт «Исламский комитет» опубликовал 1 августа информацию о новом проекте «Ты не одинок!» и блоге для мусульман-заключенных

Проект создала инициативная группа мусульман, бывших в заключении. Создатели рассчитывают «по возможности облегчить положение мусульман, находящихся в заключении, помочь им выжить в неволе и при этом не только не потерять свою веру, но и совершенствоваться в ней, оставаясь активным членом Уммы, принимающим живое участие в ее жизни».

В рамках проекта предполагается наладить обратную связь с заключенными мусульманами, создать рубрику в формате «Вопрос-ответ», рассматривающую как злободневные вопросы, возникающие у мусульман, оказавшихся в неволе, так и вопросы теологического характера, получать ответы на вопросы заключенных-мусульман у ведущих ученых Уммы, публиковать письма и рассказы самих заключенных, рассматривать их предложения, оказывать им посильную юридическую и благотворительную помощь, обращаться за комментариями по возникающим у заключенных проблемам к должностным лицам.

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 31 июля заметку Фатимы Анастасии Ежовой «Летний лагерь для школьниц-мусульманок в Подмосковье».

«Круг общения взрослых членов российской уммы пересекается с подростковой мусульманской средой лишь постольку, поскольку родители контактируют со своими детьми. В целом же это некие параллельные пласты мусульманского сообщества России, и взрослые, увлекшись своими заботами, часто забывают о специфическом мире подрастающих мусульман. В свете этого встреча зрелых женщин-мусульманок и совсем юных последовательниц религии Аллаха – необычный опыт для тех и для других», - пишет автор.

По словам председателя фонда «Хадиджа» Гюзели Якуповой, возможность пообщаться со школьницами-мусульманками активистки этой организации получили при проведении женского летнего лагеря в Подмосковье. Две недели в лагере отдыхали 30 девочек и девушек в возрасте от 6 до 17 лет. Воспитатели разделили юных мусульманок на три возрастные группы по десять человек в каждой.

Учителя и воспитательницы ставили перед собой несколько задач – это и обучение исламским наукам и ритуальной практике, и развитие творческих способностей девочек, и воспитание полезных свойств и навыков. В лагере читались лекции по акыде, фикху, девочек обучали правильному исполнению намаза, чтению Корана, а по окончании курса устроили им экзамены с последующей торжественной выдачей дипломов. Помимо изучения основ Ислама, девочки также активно занимались спортом и творчеством. Им преподавались основы единоборств и самообороны, мусульманки ходили плавать в бассейн и на речку. Особое место в программе лагеря занимало театральное творчество девочек и развитие у них навыков риторики. Воспитатели предложили юным мусульманкам поучаствовать в развивающей игре, в процессе которой одна половина аудитории выступала в роли дааватчиков, а другая – в роли немусульман, задающих каверзные вопросы. После окончания тренинга группы менялись ролями, и теперь уже дааватчики превращались в «сомневающихся», а скептики – в призывающих к Исламу.

В итоге лагерем остались довольны и девочки, и учителя – и теперь планируют организацию новых лагерей и курсов для юных мусульман.

• Агентство «Интерфакс» сообщило 3 августа о выделении губернатором Иркутской области Александром Тишаниным 10 млн. рублей на реставрацию Иркутской соборной мечети.

«Каменное здание построено иркутскими купцами братьями Шафигуллиными в 1902 году. За это время ремонт помещения ведется впервые. При поддержке губернатора Иркутской области второй год средства на эти нужды выделяются из внебюджетных источников. В прошлом году освоили 7 млн. рублей», - сообщает пресс-служба главы региона.

В мечети уже проведены ремонтные работы по укреплению фундамента и гидроизоляции цокольного этажа, где находится женский молельный зал. Кроме того, перебрали каменное крыльцо и провели центральное отопление. В этом году рабочим предстоит укрепить стены и кровлю второго этажа, заменить деревянные перекрытия на монолит.

В 2008 году мусульмане области будут отмечать 110-летие Иркутской соборной мечети. По данным областных властей, в регионе проживает около 140 тыс. этнических мусульман.

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/723/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 30 июля – 5 августа 2007 года</a>