RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 6-12 августа 2007 года

15.08.2007 17:30

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Газета «Завтра» в №32 от 8 августа опубликовала интервью с главой Палестинской национальной автономии Махмудом Аббасом под заголовком «Палестинский народ един!», данное в ходе его визита в Россию.

В нем М. Аббас рассуждает о перспективах нормализации отношений между ФАТХ и ХАМАС («Мы готовы к диалогу с ХАМАС. <…> Это часть палестинского народа. <…> Но виновные в происшедших убийствах и беспорядках в секторе Газа должны быть наказаны»), о современной социально-экономической ситуации в секторе Газа («Экономическая ситуация катастрофическая»), о причинах визита в Россию («Накопилось очень много вопросов, связанных с дальнейшим продвижением мирного урегулирования отношений арабских стран, палестинцев с Израилем»), о роли России в организации мирного процесса («Сегодня мы видим в России одного из главных союзников палестинского народа на международной арене»), о дальнейшем развитии ситуации на Ближнем Востоке («Прогнозировать развитие событий невозможно. Решения принимаются не в столицах арабских стран и тем более не палестинским руководством»).

Сайт IslamNews.ru опубликовал 10 августа статью Валерия Петрова «Как можно полагаться на Россию?»

Вопрос, вынесенный в заголовок, автору неоднократно приходилось слышать от представителей южных государств, «указывавших на загадочные колебания российской политики последнего времени».

Самым красноречивым примером «трагической непоследовательности Москвы» в отношении ислама и исламских государств остается, по мнению В. Петрова, ее позиция в отношении Ирана.

До недавнего времени Россия считалась верным союзником Тегерана, о чем свидетельствовал ход реализации многих совместных проектов, в том числе «прикрытие» Россией Ирана в Совете Безопасности ООН. Это союзничество подкреплялось экономически взаимовыгодным характером сотрудничества.

Однако весной нынешнего года обозначился некий поворот в политике Москвы. Она фактически отказалась от завершения строительства АЭС в Бушере и активно способствовала принятию резолюции 1747, налагающей санкции на Иран.

«Этот неожиданный (по крайней мере, для иранцев) кульбит вызвал крайнее возмущение у руководства ИРИ, - отмечает автор. - Государственное телевидение назвало Россию «ненадежным партнером».

Арабские дипломаты и журналисты подчеркивают в приватных разговорах, что «российская политическая элита на протяжении двух последних десятилетий делает свой бизнес на предательстве».

«Наджибулла, Милошевич, Хусейн - как бы не относиться к этим противоречивым фигурам, но они стали мучениками после того как российское руководство откровенно сдало их американцам. <…> Как сказал автору этих строк один весьма ответственный представитель дипломатического ведомства Саудовской Аравии, «до тех пор, пока Россия продолжает прогибаться перед американцами, не может быть и речи ни о каком реальном сотрудничестве с нею, и никто не может всерьез воспринимать все ее разговоры относительно стратегического партнерства с исламскими странами. Как можно доверять тем, кто на протяжении ряда лет только и делает, что предает всех и каждого?» Должен признаться, что у меня не нашлось ответа на эти неприятные слова, соответствующие, увы, тому, что может видеть каждый из нас, - резюмирует В. Петров.

Газета «Коммерсант» опубликовала в №140 от 8 августа заметку Павла Коробова «Православные активисты нашли центр ваххабизма. Юрия Лужкова просят приостановить строительство соборной мечети»

В ней сообщается об обращении московского отделения Союза православных граждан к московскому правительству с просьбой пересмотреть размеры возводимой возле спорткомплекса «Олимпийский» мечети. «Мы обеспокоены, что в Москве появится центр религиозного экстремизма, - пояснил «Коммерсанту» глава московского отделения СПГ Кирилл Фролов. - К тому же новое здание мечети испортит облик старой Москвы».

В заявлении СПГ подвергается сомнению «благонадежность» руководства Совета муфтиев России: «Сопредседатель «Совета муфтиев» Нафигулла Аширов борется с российской госсимволикой, оскорбляет Русскую православную церковь, пишет на нее политические доносы, публично оправдывал талибов, а следовательно – ваххабизм. Другой сопредседатель совета - Бибарсов вообще оправдывал «ичкерийских» террористов». «Совет муфтиев и его глава Гайнутдин известны войнами с гражданскими правами православных граждан, а именно, с преподаванием «Основ православной культуры» и введением военного духовенства», - утверждается в обращении. В связи с этим православные просят столичные власти «внимательно присмотреться к Совету муфтиев, прежде чем принимать решение о строительстве грандиозного комплекса».

Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов прокомментировал эти обвинения так: «Это клевета. Я никогда не выступал против «Основ православной культуры», я просто не согласен с тем, чтобы этот предмет заставляли изучать мусульманских детей». По его словам, он не выступает против православной церкви, а выступает лишь «за соблюдение Конституции». Также господин Аширов опроверг утверждение, что поддерживал ваххабизм. «Мы в суде докажем, что господин Фролов лжет», - заверил «Коммерсант» муфтий. При этом он обвинил руководителя московского отделения СПГ в разжигании межрелигиозной розни.

«Я не думаю, что московские власти опустятся до того, что прислушаются к бредням всяких Фроловых», - заявил «Коммерсанту» муфтий Муrаддас Бибарсов.

Портал «Credo.Ru» опубликовал интервью с заведующим отделом науки Совета муфтиев России, сопредседателем научно-аналитического центра СМР шейхом Фаридом Асадуллиным под заголовком «Официальные лица РПЦ МП с пониманием относятся к необходимости строительства нового комплекса Соборной мечети в Москве».

В нем комментируется обращение «Союза православных граждан» с требованием остановить строительство нового комплекса Московской соборной мечети. Фарид Асадуллин называет это обращение «мнением отдельных личностей», на выражение которого они имеют право. «Вместе с тем, есть четкое решение, принятое московским правительством, о содействии в строительстве обновленного комплекса Московской соборной мечети. И свое слово правительство держит. Московская соборная мечеть в своем реконструированном виде будет готова к 2009 году», - отметил заведующим отделом СМР. С пониманием воспринимают потребность московских мусульман в новой мечети и официальные представители православного духовенства.

На вопрос «Неужели существующих пяти мечетей недостаточно?» Ф. Асадуллин ответил: «Абсолютно недостаточно. Сегодня в Москве проживает более полутора миллиона человек, для которых ислам является традиционной религии. И по пятницам, во время общей молитвы, они не просто заполнены, а переполнены. Для всех молящихся просто не хватает места. <…> Кроме того, мечеть – не только место поклонения, но и общественный центр. В ней необходимо на современном техническом уровне создать возможности для образовательной и социально-благотворительной работы».

Газета «Время новостей» опубликовала 6 августа статью Ивана Сухова «Похищение женихов. В Дагестане ищут пропавших без вести».

В ней рассказывается о прошедшем 3 августа в Махачкале митинге родственников похищенных молодых людей и о том, чем была вызвана эта акция общественного движения «Матери Дагестана». Около 200 человек держали в руках плакаты, содержащие не только требование вернуть пропавших детей, но и призывы к отставке руководства Дагестана.

В списке «Матерей Дагестана» 26 фамилий юношей и девушек, пропавших за последние несколько лет. Родственники полагают, что к похищениям причастны сотрудники правоохранительных структур: некоторые из пропавших исчезли в момент, когда за них точно должны были отвечать работники правопорядка.

Министр внутренних дел Дагестана Адильгирей Магометтагиров возмущен намеками на причастность милиции к похищениям людей и считает, что похищения совершаются по трем основным мотивам: без такового, в надежде на выкуп или при заключении брака (хотя в списке «Матерей Дагестана» всего две девушки). Министр рассказал и о случаях, когда родственники объявляли похищенными граждан, задержанных в связи с совершением преступлений, в том числе и террористической направленности. С другой стороны, прокурор Дагестана Игорь Ткачев признал, что часть похищений связана с деятельностью силовых структур: по его словам, более 20 обнаруженных и освобожденных молодых людей рассказали, что их похитили люди в форме и увезли на территорию Чечни.

Ткачев встретился с организаторами митинга перед началом акции и пообещал обеспечить матерям охраняемый выезд в соседнюю Чечню для розыска родных или как минимум для встречи с руководством чеченской прокуратуры, которая предварительно назначена на 7 августа.

«Президент Дагестана Муху Алиев требует максимальной открытости в работе милиции и спецслужб, а также пытается поддерживать общественные инициативы, направленные на внутриконфессиональный диалог», - сообщает «Время новостей». На позапрошлой неделе он, в частности, принял 75-летнего поэта Адалло Алиева, который в 90-е годы наряду с Шамилем Басаевым входил в состав так называемого Конгресса мусульман Ичкерии и Дагестана, в 2000 году бежал за границу, в 2004-м попросил разрешения вернуться на родину, явился с повинной и даже получил восьмилетний условный срок. Адалло и Муху Алиев говорили в том числе о похищениях людей и о радикализации молодежи. Поэт подчеркнул, что никогда не являлся террористом и полевым командиром. Но в любом случае это первая за долгое время встреча президента северокавказской республики с оппозиционным нравственным авторитетом такого ранга.

Агентство «Интерфакс» опубликовало 8 августа интервью с президентом Дагестана Муху Алиевым под заголовком «Правоохранительные органы Дагестана сегодня стоят на переднем рубеже борьбы с терроризмом».

Президент Дагестана не согласен с тем, что обстановка в республике в последнее время обострилась: «Если в 2005 году в республике было совершено сорок семь терактов, то в 2006 - всего шестнадцать. В этом году за исключением убийства заместителя муфтия республики терактов не было. Такая же динамика и по случаям посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов».

В то же время, считает он, это не повод для самоуспокоения. Убийство заместителя муфтия Курамагомеда Рамазанова Муху Алиев расценивает как «дерзкое и жестокое по своей сути преступление, являющееся местью за его борьбу против религиозных экстремистов». Президент полагает, что это убийство будет раскрыто.

Далее он рассказывает об особенностях работы сотрудников правоохранительных органов в Дагестане, отмечая, что она прямо связана с угрозой их жизни («с 2005 года по сегодняшний день у нас погибли более 120 сотрудников правоохранительных структур»), о деятельности так называемых «джамаатов» на территории Дагестана («нельзя говорить о том, что «джамааты», общей численностью не превышающие несколько десятков человек, представляют большую угрозу для государства»).

Президент Дагестана рассуждает и о степени серьезности разговоров о радикализации ислама. По его мнению, говорить о радикализации ислама на Северном Кавказе сейчас неправильно: «Конечно, есть отдельные люди, которые, усвоив чуждые традиционно исповедуемому исламу ценностные ориентиры, пытаются использовать исламскую риторику для того чтобы прикрыть свои экстремистские действия. Но таких людей абсолютное меньшинство, и они не пользуются общественной поддержкой.

Большую часть среди них составляют запутавшиеся, религиозно невежественные молодые люди, которые, оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах, были обделены должным вниманием со стороны органов власти, общественных объединений. Этими людьми легко манипулировать, используя псевдолозунги о равенстве и справедливости. За всем этим стоят определенные силы внутри страны, в том числе подпитываемые из-за рубежа, преследующие цель дестабилизировать ситуацию в республиках Северного Кавказа».

Журналист Юлия Латынина в своей авторской программе «Код доступа» на «Эхе Москвы» (11 августа) высказала свое мнение относительно похищения людей в Дагестане, а также рассказала о своих встречах с ваххабитами: «Примерно год назад я встречалась в горах с человеком. Человек верующий. Ваххабит, если пользоваться этой терминологией, из горного села, который был очень рад, что он наконец смог вернуться после прихода нового президента к себе в село, потому что у него были страшные сложности с милицией. И вот сейчас он сидит в селе и надеется на некое замирение. Вот я разговариваю с ним, и у меня достаточно тяжелое впечатление от этой беседы, потому что я понимаю, что беседую с человеком, у которого совершенно другая, не демократическая система ценностей, и система ценностей не традиционного ислама. Это человек, который считает, что на Кавказе должен быть халифат. Максимум, на что он готов согласиться, - что пока не надо восставать против неверных и не надо убивать неверных, потому что своей победой неверные (а они победят, потому что их много) будут только огорчать Аллаха. Сейчас не время. <…> Вот только что убили зама муфтия. Только что расстреляли имама мечети, который что-то там сказал против ваххабитов, ночью к нему постучали, он открыл калитку – автоматная очередь в упор. Надо очень хорошо понимать, что когда речь идет о ваххабитах, то речь идет о людях, которые имеют совершенно другую, не демократическую систему координат, и если они придут к власти, то все, что творится сейчас на Кавказе, включая Ингушетию, покажется нам детским садом. Потому что это будет то же самое, что при талибах в Афганистане.

<…> Первая и главная задача, которая стоит перед властью на Кавказе, и в частности в Дагестане, – это не уменьшить число ваххабитов, а уменьшить число сочувствующих ваххабитам. Вот почему в Германии террористические бригады были не страшны? Мало ли кто там бегал, взрывал и похищал людей. Население им не сочувствовало. А когда раскручивается такой кровавый маховик, когда люди исчезают без предъявления обвинений, население начинает им сочувствовать. Вот это самая страшная вещь. И если ее не остановить в самом начале - а президент, прокурор и, похоже, министр внутренних дел Дагестана пытаются ее остановить – то это кончится тем, что Дагестан будет, как Ингушетия».

Радиостанция «Эхо Москвы» взяла интервью у президента Республики Ингушетия Мурата Зязикова (программа «Разворот», 10 августа) на тему «Ситуация в Ингушетии».

Президент Ингушетии отвечает на следующие вопросы: с чем связана переброска дополнительных войск и подразделений силовых структур в регион («Ничего сверхъестественного в этой операции нет, идет специальное комплексное профилактическое мероприятие»), как идет расследование убийства русской учительницы и двух ее детей, а также взрыва во время их похорон («Есть люди установленные, есть даже и задержанные»), комментирует заявление полпреда Р. Кадырова Григория Фоменко о том, что боевики из Чечни перебазировались в Дагестан и Ингушетию («У нас полпредов много всяких. И полпреды не должны ничего комментировать. У нас есть для этого руководитель субъектов РФ и каждый должен отвечать за свой регион») и работу журналистов по освещению ситуации в Ингушетии.

Интернет-журнал «Новая политика» опубликовал 8 августа статью Александра Крылова «Экстремизм против ислама».

Поводом к ее написанию послужили поправки к закону «О противодействии политическому экстремизму», утвержденные в конце июля президентом Путиным.

«Противоборство внутри исламского мира достигло таких крайних форм ожесточения, - пишет автор, иллюстрируя эту мысль событиями вокруг Красной мечети в Пакистане, - что многие аналитики сделали вывод о том, что ислам как религия переживает период кризиса и упадка».

Здесь же А. Крылов приводит мнение «признанного специалиста по исламу и арабским странам» Г.И. Мирского, который считает, что заявления о прогрессирующем кризисе ислама совершенно не отвечают реальности: «Он (Г.И. Мирский. – Р.Ш.) подчеркивает, что «ни о каком кризисе ислама – именно как религии – говорить не приходится. Наоборот, ислам можно, пожалуй, назвать самой сильной религией в сегодняшнем мире по степени своей укорененности в умах и душах людей. И все же широко распространен термин «упадок» (decline) – применительно уже не к религии, а к состоянию исламского мира. Не ислам переживает кризис или тем более упадок, а мусульманское сообщество («умма»), и то не все, а лишь его арабская часть».

Далее автор рассуждает о том, как мнение Мирского соотносится с ситуацией на постсоветском пространстве. Традиционные формы исповедования ислама в результате длительной политики советских властей по дискредитации религии и насаждению государственного атеизма были ослаблены: «Поэтому к моменту распада СССР в бывших союзных республиках сложились благоприятные условия для деятельности сторонников политического и радикального ислама, а также различных сект и новых религиозных организаций». Росту популярности идей «чистого ислама» способствовали крупномасштабная финансовая поддержка из тех стран, где официальной религией является ваххабизм или доминируют сильные радикальные традиции в исламе, а также сложная социально-экономическая ситуация и массовое обнищание населения.

«Брошенный традиционному исламу и постсоветским государствам вызов изначально отражал не богословские споры и разногласия, а был, в первую очередь, политическим. И давать на него ответ должно было не местное духовенство, а государственные органы, - отмечает автор. - <…> Нейтрализация угроз, которые принес на постсоветское пространство радикальный ислам, прежде всего, проблемы терроризма, невозможна только военно-силовыми и репрессивными методами, к которым были вынуждены прибегнуть многие постсоветские государства. Не менее важно, чтобы местные духовные управления мусульман смогли предложить собственную исламскую альтернативу радикальным взглядам мусульманских фундаменталистов, а также убедить местных мусульман в недопустимости использования ислама в политических целях».

Портал «Credo.Ru» опубликовал интервью с директором Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Дамиром-хазратом Мухетдиновым под заголовком «Мусульмане всецело поддерживают саму идею защиты Конституции от посягательств любой идеологической группы, клерикальной или антиклерикальной»

В рамках комментария письма академиков президенту РФ, озабоченных нарастающей клерикализацией российского общества, Д. Мухетдинов, в частности, сказал: «При всем доброжелательном и добрососедском отношении мусульман к православным, мы вынуждены с горечью констатировать следующее: одна из конфессий – Московская патриархия требует от министерства образования и науки нарушить Конституцию РФ и ввести преподавание «Основ православной культуры» как обязательный предмет. «Союз православных граждан» призывает выходить на улицы и вести общероссийскую акцию протеста, по сути, против законов нашей страны, в защиту ОПК. Министерство стоит на почве Закона и предлагает «Основы мировых религий» как культурологический, историко-познавательный курс, который должны вести дипломированные школьные педагоги, а не представители какой-либо из конфессий. Именно эту позицию поддерживают и президенты Татарстана, Башкортостана, и Совет муфтиев России, и – естественно – Духовное управление мусульман Нижегородской области. Здесь нет сомнений. Если есть Конституция, требующая отделения церкви от государства, равенства всех религий и равноудаленности как от власти, так и от школы – значит, надо ее соблюдать!

Иначе разрушается целостность учебного процесса в нашей огромной стране: вот уже в ответ РПЦ МП мусульмане стали сочинять учебники «Основы исламской культуры» и на Кавказе, и рядом с нами в Мордовии. Представьте себе реальные классы, где много детей из разных по вере и национальности семей: преподавание религии в таком стиле, когда у каждого «свой учебник», «своя вера» вызовет разобщенность и, быть может, даже враждебность в детском коллективе.

Где-то можно найти такие регионы, где конфессиональная картина однородна, но в большинстве городов и даже сел России идут мощные миграционные передвижения и все теперь живут вместе – значит, государство заинтересовано в едином образовательном поле. С исламской точки зрения это тоже правильно, иначе мы получим разброд в обществе и, как следствие, «мину замедленного действия»».

«Российская газета» в №4433 от 7 августа опубликовала комментарий политолога Леонида Радзиховского под заголовком «Земля и небо», посвященный «Письму 10 академиков» и реакции на него церковных иерархов.

«Весь этот конфликт, очевидно, ничем не кончится и кончиться не может, - считает Л. Радзиховский. - «Основы православной культуры» не будут введены в качестве обязательного предмета в школе, равно как теология не станет одной из официальных научных специальностей, утверждаемых ВАКом, но не из-за письма академиков, а потому, что этому противятся куда более могущественные силы - представители «других конфессий», а попросту говоря - мусульмане. Ссориться с мусульманским духовенством, шире - с мусульманами, составляющими добрых 20-25% населения, ни одно вменяемое руководство страны не будет и не может. Вот уж точно - не нужны великие потрясения, особенно на пустом месте».

Газета «Московский комсомолец» опубликовала 7 августа интервью со священником храма Живоначальной Троицы в Москве отцом Порфирием под заголовком «Во всем надо знать веру. Московский священник - против «Основ православной культуры» в школах».

В нем он, в частности, сказал: «Я считаю, что необходимо, учитывая многоконфессиональный характер России, вводить в школах преподавание «Основ традиционных религий». Государство обязано за свои деньги с помощью представителей традиционных религий подготовить спецкурс. Необходимо в рамках этого спецкурса преподавать основы этики, основы православной, иудаистской и исламской культур. <…> Родители должны сами определять, какой предмет будет изучать их ребенок. Написать заявление директору и четко изложить, почему они считают, что их ребенок должен изучать, к примеру, «Основы православной культуры». Закон Божий должен преподаваться в школах факультативно, и только для тех детей, которые успешно освоили «Основы традиционных религий». И опять-таки - по желанию родителей».

Портал «Credo.Ru» опубликовал интервью Джанната-Сергея Маркуса с директором Центра партнерства цивилизаций МГИМО МИД РФ, бывшим послом РФ по связям с мусульманскими странами Вениамином Поповым под заголовком «Это сложная наука – научиться быть терпимым, но другого пути нет».

В нем комментируется все то же «Письмо 10 академиков». В частности, В. Попов сказал: «Проблемы вокруг письма академиков о клерикализации России – естественны. Они должны идти как постоянные дискуссии, мирно, спокойно, без оскорблений. Нельзя забывать обо всех народах и религиях России, о 20 миллионах мусульман нашей страны. Вообще-то это сложная наука – научиться быть терпимым. Но другого пути нет! Мы – граждане одной страны».

Сайт IslamNews.ru опубликовал 10 августа статью «Женщина в маске рассказывает о том, как палестинцы убивают своих детей», посвященную выходу в российском издательстве «Рипол Классик» очередной «страшилки» о жизни мусульман - «документального» романа «Сожженная заживо».

Книга рассказывает о злоключениях палестинской девушки, забеременевшей от любовника и в связи с этим испытавшей на себе всю тяжесть «карательных» обычаев своего народа. Попутно живописуется в целом нечеловеческое отношение к женщине в палестинском обществе. «Неграмотная героиня, понятное дело, писала не сама, а при помощи известной французской журналистки Мари-Терез Кюни, - отмечается в рецензии. - <…> Несмотря на заверения авторов идеи книги, активистов швейцарского гуманитарного фонда «Возникновение», в правдивости документального материала, большинство читателей считает книгу очередной фальсификацией, являющейся орудием антиисламской пропаганды. Многие читатели, возмущенные этой ложью, высказывают свое мнение в блогах и на интернет-форумах». (Далее в статье приводятся конкретные отклики).

Елена из Воронежа, которая прожила в Палестине более 10 лет вместе с семьей мужа, рассказала корреспонденту IslamNews, что «любой, кто хотя бы раз общался с палестинцами, сразу поймет, что эта книга - гнусная ложь».

IslamNews видит заказчиком подобных провокаций спецслужбы разных стран: «Вдохновленные примером удачливой американской журналистки Джин Сэссон, пересказавшей общеизвестные исламофобские байки о жизни мусульманок, они завербовали себе целый штат «писателей», которые на страницах самых популярных дамских журналов подвизались рассказывать о женщинах из тех стран, в которых они отродясь не бывали. Некоторым наиболее талантливым провокаторам удалось даже выпустить толстые брошюрки, которые (по странному стечению обстоятельств) стали бестселлерами еще до того, как появились на прилавках книжных магазинов».

Сайт IslamNews.ru опубликовал 8 августа заметку «Раскрыт секрет счастливого замужества! В издательстве «Диля» вышла в свет книга Натальи Бахадори «Быть счастливой замужем. Советы для женщин».

В небольшой рецензии говорится, в частности: «Книга может быть интересна любой женщине, так как содержит мудрые советы, которыми из поколения в поколение делятся женщины, о том, как сделать свой брак счастливым. В ней рассматриваются волнующие всех без исключения женщин вопросы: как удачно выйти замуж, как быть счастливой в браке, как выбрать супруга на всю жизнь и др. Автор рассказывает о семейных отношениях не как богослов, а с позиции женщины-мусульманки, жены, матери. Книга отличается от других изданий по вопросам брака тем, что в ней не содержатся только нормы, каким должен быть мусульманский брак, но и даются советы, как реализовать предписания на практике с учетом российских реалий».

Приводится также небольшое интервью с автором книги.

Сайт IslamNews.ru опубликовал 10 августа статью Фатимы Анастасии Ежовой «Как «выжить» в российских мегаполисах. Советы мусульманкам».

Если сравнивать с некоторыми другими регионами России, в Москве, пишет автор, ходить в хиджабе относительно безопасно: «Несмотря на то, что подавляющее большинство традиционно увязываемых с «исламским фактором» взрывов произошло в столице, наш народ в силу своего менталитета склонен быстро забывать о разного рода пугающих катаклизмах, быстро входя в русло обычной жизни».

В то же время, исходя из разговоров с другими мусульманками, Ф.-А. Ежова отмечает, что бывает всякое: «Для одних выход на улицы столицы в мусульманском одеянии - перманентный кошмар, сплетающийся из косых предосудительных взглядов прохожих, хамства в транспорте и в магазинах, проверок документов милицией (чуть ли не раз в неделю!) и приставаний исламофобствующей шпаны. Такие девушки рассказывают устрашающие истории о том, как их едва не сбросили в метро на рельсы или как им насилу удалось отвязаться от подвыпившего «бычья». Другие же мусульманки свободно рассекают по московским проспектам в самых смелых хиджабах, и случаи агрессии против них могут вспомнить разве что с большим трудом. Им улыбаются в метро, уступают место, а неприязнь выражается главным образом в неопасных для жизни забавных казусах».

Автор предполагает, что отношение к девушкам, одетым в хиджаб, зависит от их собственного внутреннего психологического настроя. Причем настрой этот должен быть совсем не таким, какой иногда предлагают на мусульманских сайтах - мол, «стоит излучать добро, свет и позитив, и окружающие растают от умиления». Такое поведение выдает зависимость от толпы и зачастую напротив провоцирует агрессию: «Спокойное хождение по улицам немусульманского города зависит не столько от добродушного выражения лица, сколько от внутренней независимости мусульманки от окружающей среды и отсутствия страха перед ней <…> Мусульманки, свободные от страха и неестественного подобострастия по отношению к окружающему их обществу, рассказывают о чувстве легкости и поразительной защищености, которое охватывает их на московских улицах, когда они всецело полагаются на Всевышнего и не испытывают страха ни перед кем и ни перед чем, кроме Него».

Газета «Известия» опубликовала 9 августа на своем сайте статью Татьяны Батеневой «Дети ждут донорскую почку годами. Но дожидается только один из десяти».

В ней практику пересадки донорских органов от погибшего человека живому прокомментировали представители православия, ислама и иудаизма. Все трое считают это богоугодным делом. Отвечавший за мусульман первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов сказал следующее:

«Впервые мусульманские ученые заявили о поддержке трансплантации на Международном исламском конгрессе в Малайзии в апреле 1969 года. Далее последовательно принимались решения в пользу трансплантации во многих мусульманских странах.

Приведем цитату из одной из фетв, так как она переведена на русский язык. Это постановление 26(1/4) Совета Исламской академии правоведения (фикха) при ОИК, принятое в феврале 1988 года, в соответствии с которым «разрешается трансплантация трупного органа в том случае, если от этого зависит жизнь или одна из основных важных функций организма пациента. В этом случае обязательным является соблюдение условия, чтобы донор при жизни или его наследники после его смерти согласились на такую операцию. В случае, если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман. Согласие на трансплантацию в вышеописанных случаях не должно быть актом продажи органа, поскольку купля-продажа человеческих органов никоим образом не разрешена».

Жизнь сама по себе является подарком Бога, то есть священным по своей сути феноменом. В Коране сказано, что если кто-либо спасет жизнь одного человека, то это приравнивается к спасению всего человечества (Коран, 5-32). Очевидно, что трансплантология не могла быть известна во времена Пророка (мир ему!), однако ислам всегда одобряет все то доброе, что полезно людям. Шейх аль-Азхара д-р Мухаммад Сайед Тантави также поддерживал трансплантацию. Он даже продвинулся дальше всех, т.к. не считает необходимым разрешение от родственников на трансплантацию.

По шариату и после смерти к человеческому телу необходимо относиться с уважением, известно, что Пророк вставал, когда мимо проносили похоронные носилки из уважения к человеческому достоинству покойников, даже если они были иноверцами. Это накладывает необходимость соответствующего отношения к телам умерших и в случаях совершения над ними операций по трансплантации».

Газета «Известия» опубликовала 6 августа на своем сайте статью Натальи Шушпановой «Эхо войны. Всплыли подробности праздника ВДВ в Перми».

В ней сообщается о том, как в День ВДВ с агрессивным поведением десантников столкнулись представители мусульманской общественности.

Муфтият Пермского края подал заявление в ОВД Ленинского района по поводу вторжения на территорию мечети. Руководство мечети объясняет столь позднее обращение в правоохранительные органы тем, что отсутствовало в выходные в городе. Работники магазина были запуганы, переживали, «что их подкараулят потом», поэтому самостоятельно в милицию не обращались.

Основная толпа десантников встала у входа в храм. Дежурному имаму удалось предотвратить их вторжение в помещение, только закрыв дверь на ключ. Как сообщил «Известиям» заместитель муфтия Радик Гарипов, двое десантников ворвались на территорию мечети и затеяли драку с продавцом мясного магазина, который расположен рядом с храмом. «Непосредственно около мечети ходили 10-15 человек и спрашивали прохожих и прихожан: «Ты тоже нерусский?, - рассказал «Известиям» заместитель муфтия.

Газета «Коммерсант» опубликовала в №141 от 9 августа заметку Ивана Тяжлова «Вычислительный центр. Большинство россиян не ходит в церковь».

В ней сообщается о социологических опросах, проведенных Левада-центром и ВЦИОМ и посвященных конфессиональной принадлежности россиян. Согласно опросу ВЦИОМ, к православным себя относят 63% россиян, к мусульманам - 6% населения. Буддистами, католиками, протестантами или иудеями себя считает не более чем по 1% респондентов. Еще 12% верят в Бога, не исповедуя никакую религию. 16% респондентов заявили, что считают себя атеистами.

Газета «Новые известия» опубликовала 8 августа статью Карины Нараевской «К батюшке на ковер. Воронежские священники отговаривают супругов от развода».

Во Дворце бракосочетаний Воронежа нашли новый способ борьбы с разводами, сообщает газета. Перед тем, как расторгнуть брак, чиновники предлагают супругам поговорить со священником. В администрации области озабочены катастрофической частотой бракоразводных процессов и надеются, что такое «ноу-хау» повлияет на демографическую ситуацию. Однако эксперты сомневаются в эффективности воронежской инициативы, да и проникновение церкви на территорию государства, которое представляет загс, не считают правомерным.

В мусульманских и иудейских религиозных общинах, куда «НИ» обратились за комментариями, рассказали, что ничего подобного они не планируют. Во-первых, гражданский и церковный брак – совершенно разные процедуры. Во-вторых, как сообщила пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева, у других конфессий, в отличие от РПЦ, попросту нет кадров для активного миссионерства на светской территории. СМР даже не смог, в отличие от той же Воронежско-Борисоглебской епархии, реализовать идею создания «телефона доверия». «Впрочем, я думаю, что кому-то священники, дежурящие в загсах, помогут, – заметила г-жа Газиева. – В данном случае ведь они скорее выполняют функции психолога, чем духовного лица».

Сайт IslamNews.ru опубликовал 7 августа заметку «Военнослужащих-мусульман кропят «святой водой»».

В ней сообщается о том, что накануне в подмосковном городе Электросталь на боевое дежурство заступила зенитная ракетная система С-400 «Триумф». На торжестве по этому поводу присутствовал отец Михаил, благочинный церквей Богородского округа. Он проводил чин освящения нового ракетного комплекса ПВО.

Этот факт прокомментировал главный редактор портала «Credo.ru» Александр Солдатов, который считает, что сближение церкви и армии «не полезно» - прежде всего потому, что милитаризм противоречит основным идеям христианства.

Кроме того, А. Солдатов отметил, что церемонии освящения оружия с принудительным окроплением святой водой всех военнослужащих без разбора создают у солдат ложное представление о христианской духовности и о принципах церковной жизни. В армии происходит массовое нарушение прав военнослужащих мусульман, которых не спрашивают, кропить их святой водой, или не кропить. «Все это следствие огосударствления церкви, которая постепенно теряет собственный голос и отходит от важнейших принципов христианства», - подчеркнул редактор портала «Credo.ru».

Сайт Исламского комитета России сообщил 8 августа о том, что на одной из зон Дагестана мусульмане подвергаются незаконным преследованиям.

С Исламским комитетом связались родственники заключенных ИК-4 Дагестана, которые сообщили о том, что администрация уже несколько дней проводит репрессии против содержащихся в этой колонии мусульман. Было рассказано о следующем инциденте.

6 августа ИК-4 посетила комиссия во главе с замначальником УИН по Дагестану Фангаджигиряевым Н.И. По договоренности с администрацией колонии молящиеся заходят в мечеть и выходят из нее все вместе, чтобы не было одиночных хождений. Поэтому мусульмане несколько задерживаются после совместной молитвы, ожидая тех, кто читает сунну. Так было и на этот раз. Однако зашедший в мечеть Фангаджигиряев, похоже, был абсолютно не настроен разбираться в ситуации. Он начал оскорблять находящихся в мечети мусульман (около 10 человек), заявил, что они давно уже должны находиться в своих бараках, накричал на имама за то, что тот был в гражданской одежде.

Строительство мечети на ИК–4 еще не завершено, и естественно, что принимающие участие в строительных работах и чай там иногда пьют, и в рабочую одежду переодеваются. Однако Фангаджигиряев, увидев чашки и одежду, чуть ли не с видом оскорбленного благочестия (занятно, поскольку Фангаджигиряев, калмык по национальности, - буддист) заявил братьям, что все они будут строго наказаны, причем не за то, что находились в мечети, а за то, что «превратили святое место в чайхану».

Всех, кто находился в мечети, построили, переписали, после чего был вызван оперотдел. В мечети устроили обыск, во время которого перевернули все вверх дном, однако ничего запрещенного или противозаконного не нашли.

Имам мечети Руслан Магомедов был отправлен на пять суток в ШИЗО за нарушение формы одежды, хотя ни распорядок дня, ни УИК не обязывают з/к находится в помещении в спецодежде (даже в казарме, не говоря уже о мечети!).

На следующий день, 7 августа, родственники заключенных обратились с жалобой в ДУМ и к прокурору по надзору за ИН. Сразу после этого к мусульманам колонии пришел инспектор оперотдела Феликс Демиров, сообщивший, что накануне сотрудники оперотдела провели в мечети еще один обыск, во время которого якобы обнаружили тетрадь с экстремистскими записями. Никто из заключенных на этом обыске не присутствовал, мифической тетради в глаза не видел, да и обязательного в таких случаях акта изъятия составлено не было.

Братьев по отдельности вызывают в оперотдел для дачи объяснений.

В знак протеста против незаконных репрессий мусульмане колонии отказались от посещения мечети и приостановили строительные работы до разрешения сложившейся ситуации.

Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 6 августа заметку ««Дело русского имама» может дойти до Европейского суда по правам человека».

В ней рассказывается об инициативе руководителя проекта «Ковчег», правозащитника Рихарда Пантелейчука, активно участвовавшего в судебном процессе по делу пятигорского имама Антона (Абдуллы) Степаненко. Р. Пантелейчук заявил, что это дело будет доведено до Европейского суда по правам человека.

 «Де-факто власти сами показывают, что осудили Степаненко и Грудина несправедливо. Мы доведем это дело до Европейского суда по правам человека. Кроме того, мы крайне озабочены тем, что Антон Степаненко фактически отстранен от исполнения обязанностей имама. Этот факт не афишируется, но это так, и мы имеем право знать почему...», - сказал Пантелейчук корреспонденту Ислам.Ру.

Напомним, что 5 июля 2007 года судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда оставила без изменения приговор А. Степаненко - 1 год лишения свободы условно, с зачетом времени предварительного заключения (имам пробыл в следственном изоляторе более года).

Агентство Regions.Ru сообщило 6 августа о том, что с 13 по 16 сентября этого года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации пройдет международная конференция «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития».

В рамках конференции будет сделана попытка выявить основные тенденции в развитии межкультурного и межрелигиозного диалога в контексте происходящих глобализационных изменений, показать возможные способы предотвращения конфликтов, возникающих на основе этнокультурных, религиозных и конфессиональных различий. Также будет рассмотрено состояние государственно-конфессиональных отношений в современной России и странах-участниках СНГ.

Программа конференции включает также проведение открытого заседания международной сети кафедр ЮНЕСКО по проблемам межкультурного и межрелигиозного диалога с участием экспертов ЮНЕСКО.

Информация о конференции доступна по адресу http://unesco.rags.ru.

Предстоящее событие прокомментировал ректор Нижегородского исламского института им.Х.Фаизханова Дамир-хазрат Мухетдинов: «Сама тема предстоящей конференции крайне важна. «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» - это то, чем мы в Нижнем Новгороде занимаемся постоянно, причем с участием специалистов из других городов России и из-за рубежа. Напомню лишь о некоторых из проектов.

Совместно с профессором Бейрутского университета (Ливан), православным христианином Сухейлем Фарахом мы в 2006 году издали монографию «Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии»; этот коллективный труд велся под эгидой ЮНЕСКО.

Весной этого года мы наладили утраченные за последние 15 лет связи между мусульманами России и Узбекистана и готовим спецвыпуск газеты «Медина» о взаимодействии татар Поволжья с культурой Мавераннахра, и в XX веке – между мусульманскими народами СССР.

В марте 2007 года мы помогли структурированию азербайджанцев Нижегородской области в национально-культурную автономию, создали газету «Аль-Хаят», напечатали спецвыпуск журнала «Ислам на Нижегородчине» (№6-2007) об исторических связях азербайджанцев с Поволжьем, открыли азербайджанскую страницу на сайте www.nizgar.ru.

В работе с национальными диаспорами мы решаем прежде всего основную проблему – адаптацию их в современное российское общество, правовое просвещение и защиту мигрантов.

Кроме того, мы постоянно ведем исследовательскую и просветительскую работу относительно наследия народов Поволжья, прежде всего татар и татар-мишарей. Вышла в свет фундаментальная монография О.Н.Сенюткиной «Тюркизм как историческое явление», а 15 июля в древнейшем ауле нашего края Сафаджай провели Первый джиен (съезд) мишарского народа и наладили выпуск газеты на татарском языке «Мишяр дуньясы (Мишарский мир)».

Наконец, в рамках объявленного в Приволжском федеральном округе Года молодежи мы реализуем свой проект «Год поддержки молодых ученых». 14 мая мы провели в Нижнем Новгороде Первую международную конференцию молодых исламоведов, востоковедов и тюркологов, в которой приняли участие 70 начинающих специалистов как из разных городов России, так и из Казахстана, Узбекистана и Кувейта. Материалы этой конференции уже изданы отдельным сборником и публикуются нашими газетами и сайтами. Второй раз ученая молодежь собралась в июле в Летнем лагере, на котором с лекциями выступили не только ученые и представители Ислама, но и крупный государственный деятель ПФО Владимир Зорин.  

Хочу отметить, что в этом году мы стали чувствовать особую поддержку со стороны государства, оказывающего нам помощь через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования (Москва). Состоялась первая деловая встреча председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова с Полпредом Президента РФ в ПФО Александром Коноваловым.

Не буду перечислять всего остального из соображений экономии времени. Скажу лишь, что мы разделяем ценности и стратегию московской конференции РАГС + ЮНЕСКО и приветствуем ее работу. Желаем успеха ее участникам и, главное, практического воплощения тех стратегий мира, добрососедства, диалога, которые сделают наше общество не только устойчивым, но динамичным и процветающим. Духовный потенциал народов России таков, что эта цель вполне достижима!»

Агентство Regions.Ru сообщило 6 августа о ряде назначений в Духовном управлении мусульман Азиатской части России.

Решение об этих назначениях приняли ДУМАЧР и Совет муфтиев России - исходя из необходимости активизации деятельности мусульманских общин в регионах, укрепления связей с руководством ДУМАЧР и расширения сотрудничества с органами государственной власти на местах. Были учтены рекомендации расширенного пленума ДУМАЧР, состоявшегося в г. Первоуральске 27 июля.

Заместителем Верховного муфтия ДУМАЧР, главой мусульман (в сане муфтия) по Уральскому федеральному округу Российской Федерации утвержден Глава Казыятского управления ДУМАЧР по Свердловской области Данис Давлетов,  заместителем Верховного муфтия ДУМАЧР, главой мусульман (в сане муфтия) по Сибирскому федеральному округу Российской Федерации утвержден Баш мухтасиб ДУМАЧР Анарбек Жунусов, заместителем Верховного муфтия ДУМАЧР, главой мусульман (в сане муфтия) по Дальневосточному федеральному округу Российской Федерации утвержден Глава Казыятского управления ДУМАЧР по Приморскому краю Дамир (Абдуллу) Ишмухамедов.

Как сообщили Regions.Ru в ДУМ Азиатской части России, главам мусульман поручено провести совместные согласованные мероприятия с руководством Казыятских управлений и мусульманских общин в федеральных округах с целью координации деятельности, активизации и расширения исламского просвещения и проповеди в регионах.

Сообщается также о полномочиях заместителей Верховного муфтия ДУМАЧР.

Агентство «Интерфакс» сообщило 8 августа об изъятии у двоих задержанных в Дагестане оружия убитого милиционера и ваххабитской литературы.

Литература была изъята при обыске по месту жительства двоих жителей Каспийска. Кроме того, у одного из них найден пистолет, который принадлежал убитому 12 марта начальнику отдела УБОП республиканского МВД, а также еще один пистолет со сбитыми номерами.

В настоящее время устанавливается причастность задержанных к совершению ими преступлений террористической направленности в Республике Дагестан и в других регионах Северного Кавказа.

Агентство «Интерфакс» опубликовало 6 августа заявление муфтия Чеченской республики Султана Мирзаева по поводу убийства в Веденском районе трех человек, в числе которых - двухлетний мальчик.

«Я потрясен случившимся. Это тягчайшее преступление перед Всевышним, всем человечеством, родными и близкими погибших, - заявил муфтий «Интерфаксу». - За прошедшие годы мы неоднократно становились свидетелями многочисленных кровавых трагедий. Гибли наши родные и близкие. Гибли женщины, дети, старики, священнослужители, учителя, врачи, милиционеры. Теперь, когда весь народ строит мирную республику, возрождает ее из пепла, бандиты ради отработки подачек от своих зарубежных покровителей продолжают убивать мирных граждан».

С.Мирзаев признался, что «видел многое, был тяжело ранен в результате теракта», но, когда услышал, что в машине обнаружен обгоревший труп мальчика, его глаза «стали влажными».

«Эти бандиты будут навечно прокляты матерью ребенка, чеченским народом, всеми мусульманами мира. Преступникам, посягнувшим на жизнь мирных граждан и тем более ребенка, нет никакого оправдания, не может быть абсолютно никакого снисхождения. Гореть им синим пламенем в аду за то, что они совершили столь жестокое и циничное злодеяние», - сказал муфтий.

Он также отметил, что с удивлением воспринимает высказывания отдельных политиков, сообщения СМИ, «которые пытаются представить бандитов в качестве сепаратистов и бойцов сопротивления». «О каком сепаратизме и сопротивлении идет речь! Чего они (боевики) добиваются? Сколько нужно пролить крови, чтобы их перестали финансировать и называть сепаратистами!» - сказал муфтий.

Сайт «Кавказский узел» сообщил 9 августа о ходе подготовки международного миротворческого форума «Ислам - религия мира и созидания», который пройдет 22-23 августа в Гудермесе (Чечня).

Представители 25-ти стран, приглашенных на предстоящий в конце августа в Чечне международный миротворческий форум «Ислам - религия мира и созидания», выразили готовность принять в нем участие. Так утверждает представитель муфтията Чеченской Республики, выступившего инициатором проведения конференции. «На форум приглашены представители нескольких десятков стран, в частности США, Англии, Франции, других стран Европы, Иордании, Ливана и так далее. 25 из них уже подтвердили свою готовность приехать в республику, - утверждает собеседник корреспондента «Кавказского узла». - В конференции примут участие представители не только мусульманского духовенства, но и других конфессий. В частности приглашения направлены Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму и главе конгресса еврейских общин России Зиновию Когану».

По словам собеседника, в работе форума примут участие более 70 зарубежных гостей, не считая участников из регионов России. Проведение международного форума «Ислам-религия мира и созидания» приурочено ко дню рождения бывшего главы Чечни Ахмата Кадырова, убитого в Грозном 9 мая 2004 года в результате теракта.

Сайт IslamDag.ru сообщил 5 августа о том, что в Махачкале прошел конкурс среди школьников на лучшее знание основ Ислама.

Финал республиканского конкурса среди детей школьного возраста на правильное совершение намаза и лучшее знание основ Ислама прошел в Центральной джума-мечети г. Махачкала.

В конкурсе мог принять участие любой ребенок школьного возраста, кроме лиц, имеющих специальное религиозное образование. Целью конкурса было пробуждение интереса у детей к изучению знаний по мусульманской религии.

В финал вышли 13 человек, из которых 4 - девочки. Занявшие призовые места дети получили денежные награды. Всем участникам были подарена книга шейха Саида аль-Чиркави «Сокровищница благодатных знаний».

Сайт «Вести-Северный Кавказ» сообщил 10 августа о том, что в Дагестане издали книгу «Ислам на Северном Кавказе: история и современность.

Ее авторы - представители регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук. Издание не только освещает историю ислама на Северном Кавказе, но и рассматривает весь комплекс проблем межконфессиональных отношений, вопросы противодействия экстремизму и терроризму. Авторы надеются, что их работа может стать практическим руководством по поддержанию на юге России толерантности и мира.

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/733/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 6-12 августа 2007 года</a>