RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Июль 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 17 – 23 сентября 2007 года

02.10.2007 16:37

Предлагаем Вашему вниманию обзор прессы Приволжского федерального округа

• Московская «Новая газета» подробно рассказывает о завершившемся недавно в Казани фестивале мусульманского кино «Золотой Минбар». В том числе, газета публикует интервью с членом  жури «Минбара» сценаристом Одельшой Агишевым (Л.М. Безалкогольный «Минбар» // Новая газета, 2007. – 17.09.-19.09. - №71(1291)).  Отвечая на один из вопросов журналиста газеты, О.Агишев охарактеризовывает современную ситуацию с Исламом в России: «В России, не зная подлинного Ислама, часто судят о нем по ваххабизму.  Но это секта. Такая же изуверская, как существующие в христианстве адвентисты 7-го дня, хлысты… Наше незнание Ислама сложилось исторически – пережили целую эпоху  безбожия. Сплошных запретов. Когда в Казани было уничтожено 90 мечетей, многие бежали в Среднюю Азию. Там было некоторое послабление. Даже кое-какие мечети сохранились. Мой дед с соседями построили подобие кибиток, а рядом мечеть из глины сложили. Ее прямо у них на глазах стерли, растоптали. «Виновников» побросали в грузовик и увезли в неизвестность… Откуда эта сектантская стена вражды и межрелигиозного непонимания? Никогда не смогу постичь».

• В этом же номере «Новой газеты» аккредитованный на фестивале журналист газеты Лариса Малюкова делится своими впечатлениями с читателями (Малюкова Л. Евангелие от Магомета // Новая газета, 2007. – 17.09.-19.09. - №71(1291)). В том числе она описывает публику, которая присутствовала в зале: «В зрительном зале много девушек в хиджабах. Вот Фаюрза и Вероника. Вероника – русская. Обе студентки медресе Мухаммадия. Планируют стать переводчицами с арабского. Фаюрза, прежде чем ответить по мобильнику, сообщает, что молодых людей в мусульманской одежде в городе все больше: «А разве вам не нравиться?».

• «Чему нас учить хадж?», - задает вопрос со страниц казанской газеты «Мэдэни жомга» («Культурная пятница») Разиля Кукушкина (Кукушкина Р. Хаж безне нэрсэгэ ойрэтэ? //Мэдэни жомга, 2007. – 21 сентябрь). В этой объемной статье автор, прежде всего, стремится рассказать  о том, что такое хадж и каковы правила его исполнения. Для этого  она использует самый широкий круг источников – Коран, а также его толкования-тафсиры на русском и татарском языках, другую религиозную  литературу. Одновременно она полемизирует с другими авторами, которые также затрагивали в своих статьях тему хаджа, на простых примерах обосновывает мудрость и важность  данного обряда. Так отвечая на тезис Рашата Сафина, который ранее на страницах этой же газеты утверждал, что у истоков глобализма стоял никто иной, как пророк Мухаммад (с.г.с.) она пишет следующее: «Если мы и в самом  деле, как  предлагает  вышеупомянутый автор, посмотрим на проблему изнутри, попытаемся вникнуть в ее глубину, то окажется, что у истоков глобализма стоял не Пророк (с.г.с.), а Сам Аллах Всевышний и Единый. При этом необходимо понимать  одно – речь не  идет об объединении, наподобие того объединения, которое идет сейчас под флагом масс-культуры и которое превращает нас в обезьян, а об объединении под  знаменем Священного Корана, единственного божественного указателя, который никто и ничто не смогло изменить  за века – ни время, ни человек, под знаменем веры в Единого Аллаха». Далее она приводит ряд доводов христианских и мусульманских  ученых, которые говорят в пользу тех или иных обрядов, предусмотренных при исполнении хаджа. Например, Р.Кукушкина приводит цитаты из статьи одного швейцарского ученого, писавшего о пользе своевременного остригания волос (обряд совершается после завершения хаджа), поскольку они имеют особенность  впитывать в себя из окружающей среды различные ядовитые вещества. Также она приводит примеры из исследования профессора Каирского университета, доктора географических наук, Хусаина Камалетдина, который убедительно доказывает, что первая часть суши возникла на месте нынешней Каабы. Этот же  ученый говорит о том, что меридиан, который проходит через Мекку никогда не меняет своего положения, хотя  другие меридианы с изменением магнитных полюсов могут и перемещаться. И еще – магнитные линии, в каком бы месте  земного  шара они не находились, всегда будут направлены в сторону Мекки и Каабы. Как известно, в Исламе необходимо совершать намаз, став лицом к Каабе. И «не  поэтому ли это святое повеление было ниспослано с учетом естественных магнитных потоков на земле?», - задает вопрос автор материала, опубликованного в газете «Мэдэни жомга».

• В новом номере казанской газеты «Честное  слово» вновь говорится о «мусульманском писателе» Марате Мусине, которого пытаются отравить неизвестные люди,  рассказывается о новых вариантах ядов и покушениях на него, которые случились с момента последней публикации (Писателю отравления как ордена солдату // Честное слово, 2007. - №13 (52). - сентябрь).

• В этом же номере «Честного слова» имам-хатыб  Закабанной мечети Исхак-хазрат Лутфуллин отвечает на вопрос одного из читателей, который интересуется реакцией «исламского мира России» на скандальное заявление епископа Диомида, который обрушился с резкой критикой на руководство РПЦ. «Прежде всего отмечу имеющиеся в последнее время место такие положительные тенденции, как объединение Российской православной церкви (РПЦ) с зарубежной РПЦ, диалоги между академиками и РПЦ о месте религии вообще - говорит Исхак-хазрат. – Однако на этом фоне есть и такие явления, как заявление епископа Анадырского и Чукотского Диомида. В нем он обрушился с резкой критикой на руководство РПЦ. В письме он утверждает, что в церкви «существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». Также в обращении говорится, что проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам «большой восьмерки» «является признанием их власти». По мнению Диомида, «большая восьмерка», являясь органом мирового масонского правительства, готовит приход антихриста.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль двойственно отнесся к скандальному заявлению епископа Диомида. «С одной стороны я с ним согласен, потому что то, что происходит в мире, есть подготовка высших клерикальных иерархий к созданию мирового правительства, которое, согласно пророчествам мусульман, в том числе наряду с христианами, будет правительством, готовым принят антихриста», - сказал Джемаль. «С другой стороны, я считаю, что в этом заявлении проявляется глубокий кризис РПЦ, связанный с ее аутсайдерской позицией. РПЦ по своему влиянию не может конкурировать с католической церквью, что вызывает недовольство», - отметил глава Исламского комитета».

• В том же номере газеты «Честное слово» помещена беседа  с бывшим,  нынче опальным, пресс-секретарем Президента РТ Иреком Муртазиным, который недавно выпустил книгу «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана» (Амелина Я. Шаймиев признался: в его роду никто из мужчин не доживал до 50 лет // Честное слово, 2007. - №13 (52). - сентябрь). В том числе разговор зашел и о религиозной ситуации в Татарстане. «Создан миф о том,  что Татарстан – это рассадник ваххабизма и лишь президент Шаймиев титаническими усилиями сдерживает распространение этого зла, – говорит бывший пресс-секретарь Президента РТ. – На самом деле этот миф не имеет ничего общего с действительностью. Мечетей много, а народу в них все меньше и меньше. Религия поставлена на службу власти, которая должна поддерживать имидж борца с ваххабитами. Поэтому у нас арестовывают либо обычных верующих,  возбуждая против них дела, шитые белыми нитками, либо обвиняют в ваххабизме обыкновенных  бандитов, которые захаживали в мечеть.  Но  если хватают преступника, который носит крест и заглядывает в церковь, никто ведь не говорит о христианском фундаментализме!».

• Последний номер казанской научно-популярной газеты «Умма» публикует ряд интервью с известными общественными деятелями Казани. Среди них можно отметить  беседу с председателем Совета по  делам религии РТ  Ринатом Набиевым (Максютова Г. «Чистый Ислам» - не для патриотов // Умма, 2007. - №14. - сентябрь).

Журналист газеты задает чиновнику ряд вопросов, в том числе и такой: «Новые знания о религии стали приходить  к нам с проповедниками-иностранцами. Незнакомые с татарскими национальными традициями и особенностями, они провозглашали «чистый Ислам» (наверное, чистый от всего национального). Так к нам проникли идеи ваххабисткого  течения. Именно тогда молодые татары-мусульмане впервые начали отрекаться от своей нации, отбросив в сторону изучение своего  родного языка и традиций, переходя на все арабское. Какова ситуация на сегодняшний день?».

Председатель Совета по делам религии полагает, что проблема влияния таких течений, как ваххабизм стоит не так остро.  «На сегодняшний день ситуация вполне регулируема благодаря созданию и совершенствованию мусульманской системы образования. Мусульмане сами стали понимать, что «ваххабитский» вариант, возможно, вполне приемлемый в арабских мусульманских странах,  деструктивен в иноверческой среде.  А  Татарстан – это многонациональная республика … Таким образом, возникшая в конце 19, нач. 20 вв. идея  адаптации религии к условиям проживания с иноверцами при сохранении всех канонических норм, отвечающая вызовам эпохи, утверждающая устремленность к знаниям, открытость  к иным культурам, милосердие и терпимость под названием «джадидизм», верно продвигается сегодня. Именно этот дух позволяет нам сохранить самоидентичность татар в мусульманском мире и шагать  в ногу со временем».

Далее Р.Набиев продолжает: «Татарский ваххабизм  - особое явление. Это утрата своих традиций. Но в рассматриваемом случае роль играет совсем другое. В первую очередь лидеры или руководители национальных движений поверхностно воспринимают Ислам и исламские течения. Для них все течения, что носят определения «исламские» являются объектами защиты, и они не учитывают то, что несут с собой в общество эти течения. В этом я вижу корень зла, проблему, которая разрешаема, если плотно подойти к ее решению».

«А может быть, эта связь возникает из-за того, что как национальная, так и религиозная оппозиции находятся по другую сторону от настоящей власти? - задает еще один вопрос журналист газеты «Умма». - Как та, так и другая не соответствуют се­годняшней политической ситуации?».

«Это, возможно, имело место быть немного раньше, - отвечает высокопоставленный татарстанский чиновник. - Все мы помним зак­рытие медресе "Йолдыз". Тогда груп­па людей из левого крыла ТОЦ встало на борьбу, не понимая, что закрытие этого учебного учреждения не носит антиисламский характер. Идеи, вне­дряемые в этом медресе, были опас­ными и подвергли испытаниям многих молодых шакирдов. Люди пострадали от этого течения из-за непонимания сути Ислама и наших традиций, из-за неправильного понимания религии, которое им преподавалось зарубеж­ными проповедниками. Еще раз скажу что возможно, эти идеи реальны, но не в наших условиях. Нельзя сравнивать Ислам в мусульманском государстве там сложились свои традиции  и тот который уже берут на вооружение ев­ропейские государства, уважающий право нации на самоопределение учи­тывающий традиции народа... Поддержка государства должна заключаться в том, чтобы развивать мусульманское образовательное пространство, постепенное формирова­ние системы религиозного образования. Открытие Российского исламско­го университета и его ориентирован­ность в сторону "традиционного Исла­ма", нашего духовного наследия гово­рит о многом. Дальнейшее содействие государства в развитии этого направ­ления поможет противостоять чуждым влияниям».

• Это же издание публикует интересную беседу с известным казанским психотерапевтом Гумаром Зиятдиновым, в которой речь  идет о психологии религиозного человека (Максютова Г. Психология верующего человека // Умма, 2007. - №14. - сентябрь).

Психотерапевт делит всех верующих на несколько групп. «Западные социологи предлагают выделять такие группы, как "верующие", к которым относятся все те, кто пришел к четким убеждениям о вере в Бога как смысле и значении жиз­ни, - говорит он. - Вторая группа - это "ищущие", кото­рыми признаются люди, думающие о смысле и значении жизни, но они не при­шли по этому поводу к окончательным выводам. Третья группа людей - это "не­верующие", для которых проблема Бога не существует. Современные методики расширяют эту классификацию, добав­ляя такие категории, как "верующий, со­блюдающий обряды", "верующий, не соблюдающий обряды", "колеблющий­ся".

"Верующие" люди бывают нескольких видов:

Открыто верующие. Это имамы, девушки в платках, монахи - все те, о которых сразу можно сказать, что они при­держиваются той или иной религии. Ядром их религиозной идентификации является неразделение окружающего мира на мир с Богом и мир без Бога.

"Понимающие старики". Представители данного типа являются носителями народного понимания ислама. Для них Ислам выступает традиционной основой повседневной жизни. Старики не задаются вопросами о правильности толко­вания тех или иных обрядов, они живут этими обрядами. Они больше ценят не мнение официальных духовных деяте­лей, а опыт своих "отцов и дедов". Пра­вильным для стариков является то, что говорили и делали их предки. В то же время молодое поколение видит в самих "понимающих стариках" достойный пример для подражания. Таким образом, именно "понимающие старики" обеспечивают сохранение мусульманских традиций.

Закрытые верующие. Условием воз­никновения данного типа религиозной идентификации является жизненный кризис. Особенность заключается в закрытости их религиозного "Я". Они воспринимают свою веру и обращение к ней как глубоко личное переживание. Как правило, не рассказывают о своей религиозной практике и не согласуют ее с окружающим обществом верую­щих.

Конформные верующие. Их понимание религии носит официально-обрядо­вый характер. Их личная вера в Бога не исходит из каких-то собственных иска­ний и убеждений, а целиком подчинена внешней мотивации: "То, что скажут ро­дители, хочешь-не хочешь, должны де­лать", "что муж скажет, значит, закон". Ключевым моментом для их понимания религии является традиционность. Ис­лам всегда для них, так или иначе, образ жизни. Парадокс их религиозного пове­дения состоит в том, что в нем отсутству­ет сама фигура Бога. Они объясняют не­обходимость выполнения обрядов тем, что "это делают люди". Поэтому в их по­нимании Ислама главный акцент делает­ся на внешних атрибутах, а также на со­блюдении обрядов и обычаев.

Верующие в душе. Религия не занимает у таких мусульман важного места в их мировоззрении, все же ее роль и значение продуманы. Ей сознательно отве­дено лишь небольшое место в личной идентификации. Пожалуй, это самый массовый тип религиозной идентификации, особенно в Татарстане. "Верую­щие в душе" признают существование Бога и его влияние на их жизнь, но они не соблюдают почти никаких мусульманских обрядов. Поэтому в их отношении к религии доминируют культурные и национально-политические мотивы.

"Неверующие" не признают существование Бога. Причины разные. Пер­вая - это межконфессиональный брак, который заставляет людей отказаться от своих религиозных традиций и воспиты­вать ребенка в духе атеизма. Вторая причина - это желание человека жить "здесь и сейчас", человек - "творец сво­ей жизни". Они могут верить в какие-то потусторонние силы, но не верят в Бога.

Отсюда разница в психологии веру­ющего и неверующего. По-настоящему верующий человек воспринимает жизнь и все сложности с ней связанные как данность от Бога, поэтому психика его устойчива. Атеист не верит в Бога и ви­нит во всем себя и обстоятельства, по­этому возможны психические перезаг­рузки, стрессы, но в то же время он не перезагружает свою психику слишком глобальными вопросами, как смысл жиз­ни и мироздания. Это его зона психоло­гического комфорта». 

«Часто верующие сталкиваются с проблемами, что им трудно придержи­ваться всех норм и канонов Ислама. Это психологическая проблема? Как с ней справиться? - спрашивает корреспондент газеты «Умма» у казанского психотерапевта.

«Проблема концептуализации про­блем и постановка целей затрагивает не только мусульманина или христианина, но и любого человека, который ставит себе цель и хочет ее достигнуть, - рассказывает Г.Зиятдинов. - В пер­вую очередь у человека появляется же­лание - "хочу". Нужно определить, чего именно хочет верующий посредством своей веры - соблюдать заветы предков, соблюдать нормы религии, придти к по­ниманию мира самого себя, разобраться в душевных исканиях, придти к Богу или" что-то еще. Второе, че­ловек должен определить, что он готов сделать, чтобы добиться того, что он хочет. Здесь - включатся ло­гика и рациональное мышление. Человек начинает выстраивать свое время, свою жизнь, свое окружение - все, что будет вести его к исполнению его желания. Далее он соотносит это с нормами и тре­бованиями, которые у него уже присут­ствовали. Если все это совпадает, то че­ловеку психологически очень комфорт­но. Тогда преград в принципе не суще­ствуют.

В моей практике была девушка, ко­торая всегда надевала короткие юбки, открытую одежду, и вдруг она пришла ко мне в хиджабе. У нее возникли пси­хологические проблемы из-за того, что, будучи уже в хиджабе, ее не покидали желания одеваться как раньше. Эта де­вушка относится к так называемому типу мусульман-конформистов, на кото­рых повлияла окружающая среда. Она, возможно, общалась с мусульманками, видела красивую мусульманскую одеж­ду и решила сама стать красивой му­сульманкой. Но ведь верующие девуш­ки одеваются по другим мотивам - они придерживаются канонов Ислама. В данном случае мотивация истинно-ве­рующей мусульманки и этой девушки была разной. Отсюда психологические проблемы, причина которых очень час­то не заметна. Той девушке не хватало осознанности того, что она делает. В душе она не воспринимала все нормы и запреты Ислама. А если одни из компо­нентов не решен, то в душе покоя не будет».

• Это же издание публикует письмо молодой девушки Нурии,  которая рассказывает о своих переживаниях, перед тем как она решила надеть платок и непонимании со стороны родителей (Нелегкий путь// Умма, 2007. - №14. - сентябрь).

«Казалось бы, обыкновенный платок, который надевают на голову, но он выз­вал столько эмоций в моей семье, что нельзя наверное даже и представить. На намаз я встала в 9 классе, а в 11 классе решила одеть платок. Все эти 2 года меня поддерживал папа. Он был моей единственной опорой в этом деле. Наверное, он был рад, что его един­ственная дочь уже определилась в жиз­ни и выбрала что-то светлое и чистое, что есть на данный момент в нашем мире - это ислам. В то время, как дру­гие одноклассники скатывались в яму: начинали курить и пить, ходить на дис­котеки, попадать в плохие компании.

О платке я рассказала в том же году, когда начала читать намаз. Папа под­держал, а мама не смогла или просто не хотела. Все эти два года она пыталась меня отговорить, но все тщетно… Я решилась. Для меня было очень тяжело надеть платок: соседи, знакомые, непо­нимание родителей. Это будет звучать глупо, но больше всего я боялась реак­ции соседей. Я переборола свой страх и надела его. Вы знаете, как камень с души спал…Через некоторое время я уже при­выкла к своему одеянию и чувствовала себя как "рыба в воде". Теперь на ули­це светит солнышко, да у меня в душе тоже. Страх ушел, родители привыкли и стали относиться ко мне по-прежнему, а это самое главное!

Оглядываясь назад, я поняла, что не нужно ничего бояться, нужно идти к сво­ей цели несмотря ни на что. А цель дол­жна быть у каждого человека…», - пишет читательница газеты.

Мусульмане Казани в дни Рамадана преподнесут подарки социальным сиротам и детям из неблагополучных детей, рассказав им о ценностях священного месяца поста. Такую акцию проведет в казанском «Социально-реабилитационном центре для детей с девиантным поведением» Управление благотворительности Фонда «Идель-Хадж».

• Как рассказали Ислам.Ру  организаторы акции, Центр, расположенный по ул. Восстания, 99а, является «вторым домом для беспризорных детей», а подарки, подготовленные Управлением, помогут детям почувствовать себя причастными к атмосфере священного для всех мусульман месяца.

Информационный канал напоминает, что недавно созданное в Татарстане Управление благотворительности возглавил заместитель муфтия республики по вопросам благотворительности, имам казанской мечети «Сулейман» Илдар Баязитов. Выбор пал на него в связи с богатым опытом работы мечети в этой сфере.

Более 50 инвалидов по зрению получат 22 сентября с.г. аудио-версию газеты «Ислам-info», сообщает Ислам.Ру . Первое в своем роде издание стало выходить приложением к казанской газете, выпускаемой мечетью «Сулейман». Инициаторы аудио-выпуска - сами незрячие, посетители проводимых мечетью курсов основ Ислама для слепых.

В ходе благотворительной акции инвалиды получат, помимо газеты, подарочные наборы, а также прослушают песни, рассказы и специальные постановки, посвященные месяцу Рамадан, которые подготовили для них организаторы – активисты Управления благотворительности при фонде «Идель-Хадж» Духовного управления мусульман Татарстана. Программа завершится проведением ифтара (праздничного ужина по окончании дня поста).

• 18 сентября Российский исламский университет  посетила делегация из Турции во главе с заместителем председателя Управления по делам религий Турецкой республики Мехметом Гёрмезом.

На встрече с руководством и преподавательским составом РИУ ректор университета Рафик Мухаметшин представил гостям проректоров, деканов и преподавателей  вуза.

В ходе беседы обсуждалось создание нового религиозного портала www.posledniyprorok.info, в частности, размещение на данном сайте богословских трудов таких великих татарских просветителей, как Шигабутдин Марджани и Ризаэтдин Фахретдин.

Стороны отметили также необходимость расширения сотрудничества по всем направлениям. Напомним, что в РИУ ежегодно приезжали турецкие специалисты с целью преподавания на теологическом факультете. А в этом году пять выпускников Российского исламского университета отправятся в Турцию для обучения в магистратуре.

Мехмет Гёрмез особо отметил поистине неоценимый вклад татарских ученых прошлого в развитие мусульманских наук и выразил надежду, что Российский исламский университет в будущем сыграет значительную роль в деле исламского просвещения не только в пределах Татарстана, но и по всей России.

20 сентября Российский исламский университет получил Лицензию на осуществление образовательной деятельности по направлению "Теология" сроком на четыре года  (приказом от 26 июля 2007 года), передает сайт учебного заведения . Впервые данное направление было лицензировано в год открытия - в 2001. Повторная процедура  по закону РФ "Об образовании" позволит специальности пройти государственную аккредитацию, что планируется уже в следующем месяце. Таким образом, первые  выпускники Теологического факультета РИУ 2007 года смогут получить дипломы государственного образца.

• Мексиканский журналист Рауль Фархо посетил 20 сентября РИУ, сообщает официальный сайт университета . В данный момент он снимает документальный фильм о России, в который войдет и сюжет о многонациональной Республике Татарстан, избранной автором в качестве примера толерантности и добрососедских отношений между представителями различных конфессий.

Рауль Фархо уже заработал себе репутацию «экстремального журналиста», работая в Афганистане и Ираке. До приезда в Татарстан съемочная группа на территории Российской Федерации уже побывала в Чечне, Дагестане и Калмыкии.

 «Формирование мусульманской интеллигенции», - так обозначил первостепенную задачу Российского Исламского Университета его ректор Рафик Мухаметшин в ходе беседы с журналистом. Обсуждались и такие актуальные вопросы, как проблема исламофобии в Западных странах, распространение экстремизма в определенных кругах, взаимоотношения Ислама и науки.

Днем ранее этот же журналист взял интервью у руководителя ДУМ РТ Гусмана-хазрата Исхакова, передает сайт  татарстанского муфтията.

Вопросы журналиста касались особенностей межконфессионального сосуществования в Татарстане и взаимоотношения государства с религиозными организациями в республике.

Казанская мечеть «Энилер» в месяц Рамадан объявила об очередной благотворительной акции. В этом, священном для всех мусульман месяце, в мечети планируют слепым, инвалидам и нуждающимся раздать необходимые лекарства для лечения, потратив на одного человека от 100 до 300 рублей. Об этом пресс-службе ДУМ РТ  сообщил имам-хатыб казанской мечети «Энилер» Шавкят-хазрат Абубекеров. Пока мечеть принимает заявки от населения.

Этот же ресурс напоминает, что в прошлый месяц Рамадан эта мечеть проводила идентичную акцию, и раздавала лекарства и продукты в течение 10 дней 25 семьям.

• В Казани регистрируется автономная некоммерческая организация "Зам-Зам +", которая будет осуществлять контроль правильности инвестирования денежных средств мусульман в соответствии с нормами исламского права как в Татарстане, так и в целом в России.

Помимо этого, АНО "Зам-Зам +" будет отвечать за координацию работы на финансовых рынках, давать консультации, а также ежемесячно составлять «перечень ценных бумаг, согласованных для инвестирования в соответствии с принципами ислама», который определяет список российских эмитентов, действующих в соответствии с нормами ислама, сообщает Islamnews .

В состав организации входят имам мечети Кул Шариф, руководитель Совета ученых при ДУМ РТ Рамиль хазрат Юнусов, имам мечети Кул Шариф, казый Казани и центрального региона РТ Рустем-хазрат Зиннуров.

• Более 40 татарстанцев отправились в Мекку для совершения умры – малого паломничества в месяц Рамадан, сообщает ИА «Татаринформ»  со ссылкой на пресс-службу ДУМ РТ. В программу пребывания на святой земле для мусульман Татарстана также входит посещение города Медины. Паломников из Татарстана всю дорогу будут сопровождать профессиональные гиды во главе с заместителем муфтия по вопросам хаджа Аязом-хазратом Мингалеевым.

Умра - малое паломничество, совершенное в священный месяц Рамадан, которое приравнивается к хаджу. Поэтому ежегодно в этот месяц организуются специальные туры на священную землю для всех желающих.

• В преддверии тысячелетних юбилеев Казани и Елабуги сотрудниками филиала НЦБ Интерпола МВД РТ была проведена серьезная работа. Об этом сообщили 19 сентября журналистам на брифинге в МВД РТ начальник филиала НЦБ Интерпола МВД РТ Марсель Гайнутдинов и заместитель начальника криминальной милиции МВД РТ Георгий Балясников, передает ИА «Татаринформ» .

По словам Георгия Балясников, серьезная работа была также проведена перед ежегодным съездом ЕБРР в Казани, который прошел в конце мая текущего года. Участники съезда предъявили достаточно серьезные требования относительно своей безопасности, а Интерпол обладает уникальными базами данных с криминальной информацией о серьезных преступлениях и людях, совершивших эти преступления, фактах изъятия наркотиков, хищения предметов, представляющих культурную ценность, а также фотографиями преступников, отпечатками их пальцев и даже данными ДНК.

Георгий Балясников напомнил, что преступная группировка «Исламский джамаат» была задержана в преддверии тысячелетия Казани. Позже сотрудниками татарстанского филиала Интерпола были найдены родственники одного из лидеров данной преступной группировки, которые скрылись на территории Азербайджана с последующей целью пересечения Иранской границы. Эта информация была передана в Азербайджан. В результате проведенной совместной работы люди были задержаны при пересечении Иранской границы. В настоящее время они привлечены к уголовной ответственности и получили наказание от 1,5 до 3 лет лишения свободы.

24 мая текущего года из НЦБ Интерпола Швеции поступило сообщение о том, что активный участник террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» - гражданин Узбекистана 1977 года рождения, разыскиваемый по инициативе УБОП МВД РТ с 2005 года за организацию деятельности экстремистской организации, проживает на территории Швеции с женой и ребенком. Полученная информация передана инициатору розыска для дальнейшей оперативной работы.

• 21 сентября в Татарстане в исправительной колонии №10 открылась мечеть с символичным названием «Тауба», сообщает ИА «Татаринформ». Слово «тауба» не имеет аналога в русском языке. Оступившись, дать зарок не совершать более плохого поступка – таково значение этого слова.

«Тауба» - пятое по счету культовое сооружение для мусульман, которое открывается у подобных учреждениях за последние годы в республике. Пока еще в некоторых исправительных учреждениях Татарстана продолжают действовать молельные комнаты для верующих, но постепенно они «вытесняются» полноценными культовыми сооружениями. Сегодня мечети работают в казанских ИК №2 и ИК №19, альметьевской ИК №8 и в ИК №5, расположенной в поселке Нижние Вязовые Зеленодольского района. Церкви на сегодня открыты в трех учреждениях, завершается строительство еще четырех.

Верующих среди осужденных в УИС Татарстана около 13 процентов. Православных – 900 человек, мусульман - более 550. Большинство прихожан осмысленно встают на путь исправления и, как правило, не повторяют прежних ошибок.

На торжественное открытие мечети приглашены муфтий Татарстана Гусман хазрат, начальник ГУФ СИН России по РТ Дауфит Хамадишин, глава Менделеевска Рустем Гафаров, представители исламского духовенства, спонсоры.

Среди мусульман ИК №10 есть представители разных национальностей: татары, таджики, узбеки, азербайджанцы, дагестанцы. Два раза в неделю учреждение посещает Айрат-хазрат, имам менделеевской мечети. Он проводит намаз и занятия в местном медресе.

Мечеть рассчитана примерно на 50 человек, она построена на территории жилой зоны. В 100 метрах от мечети строится церковь. Открытие православного храма запланировано на конец текущего года. До конца 2007 года планируется открыть еще одну мечеть в Нижнекамске (в ИК №4) и четыре церкви – в ИК №5, ИК №10, ИК №18 и в упомянутой ИК №4.

Строительство мечети велось на средства учреждения, спонсоров и на пожертвования от осужденных и населения. При мечети будет работать библиотека духовной литературы, фонотека мусульманской религиозной музыки. После официального открытия мечети пройдет пятничный праздничный намаз. Вечером в клубе учреждения для осужденных-мусульман будет организован концерт.

• 17 сентября 2007 года в Посольстве Султаната Оман представителю ДУМНО  (Духовного управления мусульман Нижегородской области) были вручены дары в честь закладки первого камня будущего Центра исламской культуры.

Временный поверенный Манна Саид Аль Катири заявил: «Узнав о такой большой радости в Нижнем Новгороде, мы от имени Его Высочества Султана Кабуса бин Саида и от всего народа нашего государства  поздравляем всех граждан Нижегородской области, лично губернатора Валерия Павлиновича Шанцева и особенно мусульман края - с закладкой основания в будущий Центр исламской культуры. Пусть он станет местом общения и взаимообогащения народов Поволжья и исламского мира, очагом обучения и просвещения, площадкой для межконфессионального диалога!

В знак нашей поддержки и в надежде на развитие дружбы и сотрудничества, дарим нижегородским мусульманам Священный Коран в праздничном оформлении, книги о Султанате Оман и финики из Омана к ифтару. Также просим передать официальное Письмо нашего Посла уважаемому Умару-хазрату Идрисову, председателю ДУМНО».

Поблагодарив за эти дары, в ответном слове представитель ДУМНО Джаннат Сергей Маркус сказал: «Народы наших стран, к сожалению, ещё мало знают друг о друге. Мы рады тому, что весь арабский мир высоко ценит позитивную политику Президента России Владимира Владимировича Путина, открывающего новые горизонты российско-арабского сотрудничества. Мусульмане России выполняют в этом процессе уникальную роль посредников, ибо с мусульманами арабского мира нас связывают общая вера, наследие пророков Единобожия и образ жизни. Центр исламской культуры намечено построить в 2008 году – и когда его двери будут открыты, мусульмане будут ждать гостей со всего мира, включая граждан Омана, уникальную культуру которого нам в России ещё только предстоит открыть».

В дар от нижегородцев представители Омана получили книги, журналы и газеты Издательского дома «Медина» (Нижний Новгород). Об этом же событии сообщает и татароязычный раздел ИА «Татаринформ» .

• Руководитель аппарата ДУМНО  (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Дамир-хазрат Мухетдинов направил в адрес Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации господина Голямрезы Ансари соболезнования в связи с трагической гибелью сына сотрудника Иранского Посольства:

Ассаляму алейкум, уважаемый господин Ансари! Рамадан аль-Мубарак!

Руководство Духовного управления мусульман Нижегородской области выражает Вам и в Вашем лице всему народу Ирана, сотрудникам Посольства искренние соболезнования в связи с трагической гибелью в Москве гражданина Исламской Республики Иран Ахмадрезы Хорами – сына сотрудника посольства ИРИ.

Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся!

Все мусульмане нашей страны до глубины души потрясены и возмущены этим бесчеловечным и бессмысленным убийством. Увы, подобные случаи стали горькой реальностью для современной России и требуют скорейшего пересмотра взаимоотношений между представителями разных наций и вероисповеданий.

Нельзя допустить, чтобы эта трагедия вбила клин в дружественные отношения между нашими народами, и пусть она станет грозным напоминанием о необходимости более внимательного и ответственного отношения друг к другу.

Возносим молитвы Всевышнему  о том, чтобы Он принял душу погибшего в Джаннат и даровал утешение скорбящим родителям.

Вместе с тем, в дни Священного месяца Рамадан – периода духовного совершенствования мусульман, благодатного поста и горячих молитв – выражаем солидарность со славным народом Ирана перед лицом нависшей внешней угрозы. Да убережет Аллах от этого! Да будет мир на нашей многострадальной планете, а все споры пусть решаются только за столом переговоров. Ибо лучше десять лет переговоров, чем один день войны!

С пожеланиями добра и процветания братскому народу Ирана и молитвами о мире над его небом.

• Проект Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО Мусульмане Поволжья сообщил сегодня, со ссылкой на «Новый Регион – Москва» что при Президенте РФ будет создан департамент по делам национальностей. Данная структура будет заниматься мониторингом конфликтов на межнациональной почве.

Духовное управление мусульман Нижегородской области  уже неоднократно указывало на необходимость появления, а, точнее, воссоздания, в России Министерства по делам религий. Данный орган являлся бы одним из важнейших в нашем государстве на современном этапе его развития.

Член Общественной палаты Нижегородской области, к. полит. н., ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Ваисович Мухетдинов следующим образом прокомментировал появившуюся новость: «Хочу обратить внимание на то, каким должен быть этот орган. По моему мнению, его работа должна быть направлена на непосредственное созидание, на формирование условий для свободного и беспрепятственного функционирования различных религиозных организаций. Такая структура не может заниматься арбитражем, разбором и решением споров между представителями различных религий. Тем более, если решения будут выноситься в пользу какой-либо одной конфессии. Такие перекосы (в случае, если они не обусловлены действующим законодательством) недопустимы. Разумеется, сотрудники подобного департамента обязаны тесно сотрудничать с религиозными организациями. И все же, гораздо более конструктивным было бы создание оперативной группы высококвалифицированных специалистов, нацеленных на постоянное отслеживание ситуации в межрелигиозной сфере и контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации. Именно тщательное выполнение Основного Закона должно быть поставлено во главу угла в современной России.

Построение справедливого гражданского общества, соблюдение существующего законодательства, в особенности в межнациональной и межрелигиозной сферах, позволит всем гражданам и представителям каждого народа чувствовать себя полноправными членами общества и с уверенностью называть себя полноценными гражданами нашей Великой страны».

• 12-14 сентября в Казани проходил первый форум женщин тюркского мира «Женщины в XXI веке: семья и общество», сообщает сайт нижегородских мусульман «Ислам в Нижнем Новгороде». Он был приурочен к 90-летию I Всероссийского съезда мусульманок, который состоялся в Казани в 1917 году. Участницами мероприятия стали представительницы 53 регионов России, в том числе и Нижегородской области.

Идея возобновления форума женщин-мусульманок принадлежала республиканской общественной организации татарских женщин «Ак калфак». Эту инициативу поддержали Исполком Всемирного конгресса татар, а также организации «Муслима», «Женщины Татарстана» и «Союз мусульманок Татарстана», которые подготовили и провели форум на профессиональном уровне.

Работа форума началась с расширенного заседания президиума общественной организации «Ак калфак», на котором присутствовали участницы съезда из разных регионов России, а также из стран СНГ. Были гости и из Дальнего зарубежья – руководитель общественной организации тюркских женщин Шенол Бал (Турция), а также член мусульманской общины из Финляндии Коадер Фания. Всего в форуме приняли участие 250 человек – руководители и члены женских мусульманских общественных и культурных организаций. После обсуждения предстоящей работы форума и решения организационных вопросов, участницам было предложено посетить церемонию закрытия III Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар». Присутствовавшие на подведении итогов фестиваля отметили, что многие номинации были представлены именно женскими именами.

• 13 сентября состоялось торжественное открытие форума, на котором выступали председатель общества «Ак калфак» Камария Хамидуллина, представитель комитета по культуре Общественной палаты России Роза Туфитуллова, заместитель Премьер-министра республики Татарстан – министр культуры Зиля Валеева, общественный деятель организации «Российское исламское наследие» в Дагестане Фарида Абдрахманова, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров и другие. Особый интерес аудитории вызвали сообщения о первом в России съезде мусульманок, проходившем в 1917 году. Всем участницам форума были преподнесены в подарок исторические книги на данную тему.

Обсуждение проблем современных женщин-мусульманок продолжилось на круглых столах, тематика которых была настолько разнообразна и увлекательна, что отвечала интересам самого широкого круга участниц. Основными проблемами, которые обсуждались на круглых столах «Женщина в диалоге культур»,  «Сохранение национального самосознания и традиционной культуры в условиях глобализации», «Женщина и семья в XXI веке» были межэтническое и межконфессиональное взаимодействие российских женщин, сохранение национальной самобытности тюркских народов, а также проблема законодательной защиты женщины, труда и материнства в современных условиях.

Члены нижегородской делегации Фирдаус-ханум Вагапова (кандидат филологических наук, доцент кафедры международно-политических коммуникаций и страноведения факультета международных отношений ННГУ им. Лобачевского) и Наиля-ханум Валемеева (учительница начальных классов средней школы в селе Рыбушкино, почетный работник образования) приняли участие в работе круглого стола  «Современная молодежь и преемственность традиций». Участницы данной секции уделяли особое внимание обсуждению системы национального образования в современной России. На круглом столе выступали с докладами представители образовательных структур и учебных заведений из различных регионов страны. По завершении работы были сформулированы тезисы, которые легли в основу резолюции форума.

Адиля-ханум Черкасова (член Ассоциации женщин-мусульманок Нижнего Новгорода), также представлявшая Нижегородскую область на форуме, приняла участие в работе секции «Роль женщины в Исламе», посвященной обсуждению таких проблем, как религиозное воспитание молодых поколений, создание надлежащих условий для содержания мусульман в детских садах, школах, армии, благотворительная деятельность и т.д.

Каждый из трех дней форума был очень насыщенным. Помимо собственно научной работы участникам съезда была предложена культурная программа. В нее входило посещение церемонии закрытия кинофестиваля «Золотой минбар», торжественный ужин и обзорная экскурсия по Казани.

В целом работа участников форума прошла очень плодотворно. Членам нижегородской делегации удалось пообщаться с представителями мусульманской общественности из других регионов России, которые дали высокую оценку работе издательского дома «Медина» и информационной деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области. Они тепло отзывались о газетах «Медина» и «Мишар дуньясы», а также об Интернет-сайтах ДУМНО и РНКАТНО.

• Этот же  электронный ресурс публикует интервью  с Адилей-ханум Черкасовой, которая делится своими впечатлениями от поездки в Казань на форум женщин тюркского мира:

— Адиля-ханум, расскажите, пожалуйста, о том, как проходил форум «Женщины в XXI веке: семья и общество», который вы посетили, будучи в составе нижегородской делегации.

— Этот форум оказался очень масштабным мероприятием. Там было много гостей и участниц со всей России, а также из Турции, Иордани, Финляндии. Поэтому работа на форуме проходила интересно и плодотворно. Такой широкий круг участников дал нам возможность обменяться опытом и знаниями, что, несомненно, является главным итогом форума.

— В какой секции форума Вы принимали участие?

— Я участвовала в заседании круглого стола на тему «Роль женщины в возрождении Ислама». Это была самая большая секция по сравнению с остальными, в ней было около 70 человек.

— Кто были участники этой секции?

— В основном, это были члены общественных женских организаций из разных регионов страны. Эти женщины — представительницы союзов и ассоциаций женщин-мусульманок Казани, Астрахани, Уфы, Санкт-Петербурга, Волгограда и многих других городов России.

— Какова была тематика выступлений участниц круглого стола?

— Она была самая разнообразная. Мне запомнилось выступление руководительницы нашей секции доктора исторических наук, профессора Гульнары Балтановой. Она говорила об исторической роли женщины в Исламе. В частности, она рассказала о том, что именно женщина Хадиджа угадала пророческий дар Мухаммада (с.а.в.) и способствовала распространению учения Пророка. Также одна из жен Пророка Айша вошла в историю Ислама как знаток его догматов, толкователь Корана и шариата. Но самое главное, Айша стала одним из достоверных передатчиков хадисов. В эпоху раннего Ислама многие женщины обладали богатыми познаниями в истории, астрономии, медицине, поэзии, были великолепными ораторами. И в России, а потом и в СССР именно женщины сохранили Ислам, воспитывая религиозное чувство у своих детей.

— А в чем особенность роли современной женщины в возрождении Ислама?

— Современная женщина-мусульманка в первую очередь не должна забывать о своем главном назначении, об основе земного существования — материнстве. Она должна воспитывать молодые поколения, передавать им традиции, накопленные знания и опыт. Женщина должна быть носителем высокой культуры, сочетать в себе духовность и образованность. В условиях глобализации именно женщина призвана сохранять национальную самобытность своего народа. В современном мультикультурном мире она должна развивать и поддерживать межконфессиональные и межнациональные отношения. Так что задач у женщины-мусульманки сегодня много.

— Это глобальные задачи, они сформулированы очень широко. А как они реализуются на практике? Чем конкретно занимаются женские общественные организации сегодня?

— Во время заседания круглого стола представительницы женских союзов и ассоциаций рассказывали о своей деятельности. Например, многие из них ходят в образовательные учреждения, распространяя знания об Исламе, а также о культуре своего народа. Сейчас они пытаются решить ряд проблем, касающихся жизни мусульман в современном обществе. На форуме они говорили о необходимости ввести в армии, а также в детских садах и школах Казани халяльное питание. Еще одна проблема, по мнению участниц форума, - это введение курса «Основы православной культуры» в школах в качестве обязательной дисциплины. Такой предмет может быть факультативным, но не обязательным.

— Вы член Ассоциации женщин-мусульманок Нижнего Новгорода. Чем занимается эта организация?

— Основным видом нашей деятельности является благотворительность. Мы проводим благотворительные обеды, организовываем поездки в детские дома и дома престарелых. Мы также собираем средства для оказания материальной помощи многодетным семьям и малоимущим людям.

— И в заключение хотелось бы узнать, каковы ваши впечатления от прошедшего форума?

— Я могу сказать, что форум мне очень понравился. Мне удалось пообщаться с представительницами различных организаций, обменяться с ними опытом. Альхамду лиллах, что начало нового месяца рамазана мы встретили именно в Казани и совершили таравих-намаз в мечети Кол Шариф. Приятные впечатления у меня оставили культурные мероприятия, на которых мы побывали во время проведения форума.

• 14 сентября 2007 года в Нижний Новгород прибыла делегация Посольства Исламской Республики Иран в РФ во главе со Вторым секретарем Посольства Сейедом Реза Хашеми. Иранские дипломаты сначала провели переговоры с Председателем ДУМНО  Умаром-хазратом Идрисовым, затем участвовали в Джума-намазе вместе с прихожанами Соборной мечети и выступили здесь на торжественной церемонии, посвящённой закладке первого камня в будущий Центр исламской культуры - ЦИК. Потом вместе с руководством области и города, мусульманами Нижегородчины приняли участие в самой закладке основания будущего ЦИК.

В церемонии участвовали губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев, мэр Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. М. Грошев, гости из Узбекистана, а также представители иудейской и лютеранской общин области.

С сожалением стоит отметить отсутствие представителей Русской православной церкви – самой крупной религиозной общины области. Очевидно, в связи с этим иранские дипломаты, поздравляя мусульман с началом будущего ЦИК, неоднократно подчёркивали его роль как места встреч и сотрудничества. Так, Сейед Реза Хашеми заявил: 

- На мой взгляд, основная цель будущего культурного центра в том, чтобы обеспечить сближение мусульман этого региона с представителями других конфессий, которые проживают здесь. И не менее важно - исламское сплочение, создание атмосферы, в которой не будет никаких раздоров между мусульманами.

Нам также хотелось бы поблагодарить руководство Нижегородской области за внимание к нуждам мусульман. Ваш город, стоящий при слиянии двух великих рек Оки и Волги, с давних пор был центром общения России с Востоком, мы помним, как купцы из Персии приезжали на знаменитую Нижегородскую Ярмарку. Здесь шло взаимное обогащение народов товарами земными и духовными, в Ярмарочную мечеть на общую молитву собирались и сунниты и шииты.

В Иране с интересом следят за стремительным развитием вашего края и выражают готовность к установлению более тесных, взаимовыгодных связей и в делах религиозных, и в культуре, и в торговле, и в бизнесе. Будущий Центр исламской культуры, мы надеемся, инша Аллах, послужит этим благородным целям!

Завершая торжественное собрание, Умар-хазрат Идрисов подытожил: «То, что разделить нашу радость сегодня пришли к нам представители разных стран, люди разных верований, означает, что мы с вами на правильном пути. Значит, наше дело богоугодно!»

…Этот день запомнится многими яркими деталями. Два из них – в будущую летопись ирано-российской дружбы. Это ковёр с коранической каллиграфией в кабинете Умара-хазрата, к удивлению гостей оказавшийся давним подарком губернатора провинции Хамадан… и Второй секретарь Посольства Ирана Сейед Реза Хашеми в каменщицком фартуке и с рабочим мастерком в руке.

• 20 сентября 2007 года на факультете международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского состоялся круглый стол на тему «Современное российское государство и Ислам» при участии Помощника Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю. Зорина, декана ФМО профессора О.А. Колобова, Руководителя аппарата ДУМНО и члена Общественной палаты Нижегородской области Д.В. Мухетдинова, а также руководства университета и профессорско-преподавательского состава и студентов ФМО, сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» .

Встреча была организована в рамках президентской целевой программы подготовки молодых специалистов, совместно реализуемой ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Духовным управлением мусульман Нижегородской области на базе факультета международных отношений.

Заседание открыл приветственным словом декан факультета профессор О.А. Колобов, подчеркнувший исключительную важность проведения мероприятий, в ходе которых молодое поколение имеет возможность напрямую обратиться к власти с интересующими вопросами и получить квалифицированные ответы.

В продолжение сказанного и выдерживая тематическую направленность круглого стола, с лекцией выступил В.Ю. Зорин, осветивший некоторые аспекты взаимодействия религии и государства в современной России и акцентировавший внимание собравшихся на проблеме поиска адекватной системы этноконфессиональных отношений. В частности, было отмечено, что наиболее эффективно добиться поставленной цели можно лишь при активизации гражданского общества и содействии местных властей. Причем, внутренние процессы являются естественным следствием смены внешнеполитических приоритетов России за последние 8 лет – осознания себя в качестве евразийской державы, сила которой в крепком сплаве множества культур, наций и религий, как западных так и восточных. Вместе с тем, отметил Зорин, на фоне «ренессанса религиозности» российского общества мы стоим перед лицом множества проблем, главные из которых – это воспитание сознательной, мотивированной и думающей молодежи, что, естественно, немыслимо без преобразования системы образования, в том числе и религиозного. И в качестве неизбежного следствия духовного перерождения России следует ожидать повышение роли религии и в частности ислама, поскольку мусульмане являются значительным и неотъемлемым цивилизационно-культурным компонентом российского общества.

Во второй части круглого стола завязалась оживленная дискуссия, в ходе которой был затронут самый широкий круг проблем, включая воздействие глобализации на ислам, практическую применимость концепции «вызова и ответа» в противовес провокационной теории «столкновения цивилизаций» и динамику взаимоотношений ПФО с Азербайджанской Республикой. Вместе с тем, высокопоставленные гости проявили неподдельный интерес к тому, как ислам влияет на мировоззренческие установки студентов и их межличностные отношения и обратились к собравшимся со встречным вопросом о том, что само подрастающее поколение готово сделать для улучшения межнациональных и межрелигиозных отношений.

В целом, необходимо отметить, что встреча проходила в теплой атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения, продемонстрировав единство взглядов молодого поколения и действующей власти в восприятии наиболее актуальных проблем взаимодействии общества, религии и государства.

• В мусульманских учебных заведениях Башкортостана в преподавании не используются книги турецкого автора Бадиуззамана Сайда Нурси, признанные судом экстремистской литературой. Судебное решение о признании русских переводов 14 книг под общим названием "Рисале-н Нур" экстремистской литературой вступило в силу 18 сентября текущего года.

Как сообщили агентству "Башинформ"  руководители основных мусульманских учебных заведений Башкортостана, преподавание в них ведется на основе программ, разработанных и утвержденных Советом муфтиев России (СМР) и Центральным духовным управлениям мусульман (ЦДУМ) России.

В медресе "Галия" и медресе имени Марьям Султановой - головных учебных заведениях Духовного управления мусульман РБ (входит в состав СМР), в преподавании используют книги современных российских мусульманских авторов: Равиля Гайнутдина, Марата Муртазина, Шамиля Алляутдинова. Кроме того, в образовательном процессе широко применяются работы признанных российских востоковедов - Олега Большакова и академика Василия Бартольда.

В Российском исламском университете при ЦДУМ России преподавание религиозных дисциплин ведется на базе программ дореволюционного медресе "Галия". В учебном процессе используются книги мусульманских ученых России XIX начала XX веков: Ризаитдина Фахретдина, Зии Камали и Садри Максуди.

Как сообщает официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ, Московский городской суд 18 сентября оставил без изменений решение Коптевского районного суда Москвы от 21 мая 2007 года о признании русских переводов 14 книг из собрания сочинений под общим названием "Рисале-н Нур" турецкого автора Сайда Нурси экстремистской литературой. Напомним, ранее с соответствующим заявлением в суд обращался прокурор Республики Татарстан. При этом, согласно ходатайству участвовавшего в процессе сотрудника Генеральной прокуратуры РФ, по делу была назначена комплексная социально-психологическая и психолингвистическая экспертиза.

 В ходе судебного процесса в русских переводах книг Сайда Нурси под общим названием "Рисале-н Нур" установлено наличие признаков экстремизма, в частности: возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также оправдание необходимости осуществления таковой деятельности. Решение суда вступило в законную силу, что означает запрет на издание и распространение указанной печатной продукции на территории Российской Федерации.

• Муфтий Талгат Таджуддин, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, главный раввин РБ Дан Кричевский и заместитель муфтия Башкортостана Аюп Бибарсов дали свою оценку межрелигиозным и межнациональным отношениям в Республике Башкортостан во время пресс-конференции, прошедшей в агентстве "Башинформ" .

 - В Башкортостане произошла встреча и слияние двух великих культур - мусульманской и христианской, Азии и Европы. Мы благодарим Бога и наших предков за то, что они нашли "золотую середину" во взаимоотношениях, - сказал Талгат Таджуддин.

Муфтий рассказал о строительстве в республике мечетей, подготовке священнослужителей и поддержке, которую оказывают Президент Муртаза Рахимов, Правительство республики и местные власти при возведении храмов.

Заместитель муфтия Башкортостана Аюп Бибарсов в своем выступлении также обратил внимание на то, что в республике сложились добрые взаимоотношения между последователями традиционных конфессий. Он рассказал о роли религиозных организаций в решении социальных проблем и духовно-нравственном воспитании молодежи.

Положительную оценку межрелигиозной ситуации в республике дали и другие участники пресс-конференции.

Участвовавший в пресс-конференции председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ Вячеслав Пятков рассказал о том, что Башкортостан является уникальным регионом не только в национальном, но и в конфессиональном отношении. Здесь действует 1249 религиозных организаций и семь духовных центров. Он отметил, что в республике религия никогда не являлась причиной для возникновения в обществе напряженности.

• Как сообщает Ислам.Ру  в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков открылся духовно-просветительский центр для военнослужащих-мусульман, говорится в сообщении службы информации и общественных связей ВВС, поступившем в среду в Интерфакс.

Присутствовавший на открытии центра начальник училища генерал-майор Виктор Уколов отметил важность события и сказал, что «наряду с христианами военнослужащие, исповедующие Ислам, теперь имеют возможность удовлетворять свои религиозные потребности». По его словам, открытие центра послужит делу поддержания боевой готовности Вооруженных сил, воспитанию защитников России.

Также на церемонии открытия присутствовали имам-мухтасиб Сызранский, Октябрьский и Шитонский Ильгизар Тагдеев, заместитель муфтия юго-восточного региона Татарстана Линур Сабирзянов и другие лица. На первом намазе, который совершил И.Тагдеев, присутствовало около десяти военнослужащих из числа курсантов.

• Недавно Пензенский комитет «Халяль» подписал договор о сотрудничестве с ОАО Мясоптицекомбинатом «Пензенский» и ООО «Торговый дом «Петелино», передает ИА Islamnews  .

ОАО Мясоптицекомбинат «Пензенский» уже начал небольшими партиями выпуск продукции «халяль». Пока её распространении идет по регионам Российской Федерации, но в ближайшем будущем планируется и выход на рынки Москвы. Ассортимент представлен следующими наименованиями: колбаса вареная «Говяжья по-татарски», полукопченые колбасы «Казанская» и «Султанская», сосиски «Достархан», планируется добавить в производственную линейку субпродукты и деликатесы.

ООО «Торговый дом «Петелино» на базе птицефабрики «Васильевская» предполагает наладить выпуск продукции «халяль» в конце сентября этого года. Ассортимент будет представлен замороженными и охлажденными тушками цыплят, полуфабрикатами, куриными субпродуктами. Распространение планируется также по регионам РФ, предположительно - в Поволжье, и Москве.

• Руководство ОАО «УАЗ» в Ульяновске до сих пор не дает разрешение на установку Памятного камня на Булгарском некрополе – древнем захоронении, обнаруженном в 2000 году во время строительных работ на территории завода «УАЗ», сообщает Ислам.Ру . С просьбой разрешить установку камня и «тем самым проявить уважение к истории татарского народа и его предкам» обратился к руководству организации председатель движения «Российское исламское наследие» (ООД «РИН») Шавкат Авясов.

Как сообщается в письме, текст которого опубликован на официальном сайте ООД «РИН», согласно археологической экспертизе найденное захоронение древних булгар периода VIIIIIX

В апреле 2005 года в мэрии г. Ульяновска прошло совещание с участием представителей ОАО «УАЗ», где было принято положительное решение о возможности установки Памятного камня на Булгарском некрополе, а также был разработан и согласован с Управлением культуры Ульяновской области проект Памятного камня.

«К большому сожалению, по непонятным причинам руководство ОАО «УАЗ» до сих пор не дает разрешения на его установку», - сказано в обращении ООД «РИН». Выражая надежду на взаимопонимание, движение «убедительно просит положительно решить вопрос по установке Памятного камня».

• Продолжается реконструкция Исторической мечети г. Самары, расположенной по ул. А. Толстого, 61., передает Ислам.Ру . Сотрудники мечети обратились к единоверцам по всей России с просьбой помочь восстановить здание. Сегодня завершается ремонт коридора и лестницы, требуется отреставрировать помещения для омовения, молельный зал и т.д.

Здание Исторической мечети было возвращено самарским мусульманам в 2005 году городскими властями. Построенное еще в 1891 году на средства фабриканта Тимербулата Акчурина, оно является памятником истории и культуры.

В г. Ижевске республики Удмуртия после таравих-намаза специально подготовленные автобусы отвозят верующих по домам. Таравих -намаз – молитва, которую читают только в Рамадан, проводится она после ночного намаза, сейчас – это примерно около 21.30.

• В связи с тем, что возвращаться ночью домой достаточно опасно, в Ижевске была организована специальная служба доставки. Заместитель муфтия Духовного управления мусульман Удмуртии Фаиз-хазрат Мухамедшин сообщил в своем интервью корреспонденту ИА IslamNews : « Данная акция действительна только на период Рамадана. Многие верующие г. Ижевска хотят принять участие в коллективной молитве-таравих, так как данная молитва проводится только в Священный месяц, но не могут себе этого позволить – возвращаться ночью домой небезопасно. В связи с этим ижевские мусульмане-меценаты решили помочь своим единоверцам – и организовали службу доставки. После намаза-таравих специальные автобусы отвозят людей по домам. Данная акция особенно порадовала пенсионеров, так как им особенно тяжело добираться поздно ночью».

По словам Фаиза-хазрата, количество верующих в единственной мечети г. Ижевска с внедрением акции службы доставки значительно увеличилось.

В России такая практика проходит впервые. Возможно, в скором времени она получит повсеместное распространение в крупных населенных пунктах.

• Сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья, Мукаддас Бибарсов заявил, что приверженцы Ислама намерены строить взаимоотношения с православными, основываясь на взаимоуважении и учете взаимных интересов друг друга. Он также добавил, что в Саратовской области общение с православными проходит в формате Межрелигиозного совета при губернаторе.

Об этом Бибарсов говорил, отвечая на вопросы журналистов, посетивших торжественный ифтар в Балашове. Интерес к теме взаимоотношений мусульманской и христианской конфессий в Саратовской области подогрело недавнее письмо саратовской епархии РПЦ с критикой ДУМП, выступающей против клерикализации государства.

По словам Бибарсова, опыт межконфессиональных отношений в Саратовской области и в России в целом имеет 1000-летнюю историю. Исторически сложилось так, что расхождения в вероучении мусульмане не выносят на обсуждения богословского уровня, сказал М. Бибарсов. При этом он напомнил о недавнем выступлении главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в котором тот предложил на рассмотрение идею Корана как Третьего завета.

Ислам.Ру  руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, всего в ифтар приняли участие более 100 человек.

Обращаясь к собравшимся, Мукаддас Бибарсов рассказал об особенностях месяца Рамадан и призвал последователей Ислама к более активному участию в жизни общества. Он также отметил особую ценность благотворительности в священный месяц и призвал больше уделять внимания нуждающимся, раздавать милостыню и отчислять закят (обязательное пожертвование в пользу бедных).

Подготовил Азат Ахунов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/803/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 17 – 23 сентября 2007 года</a>