RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мусульманское кладбище в Москве «за Калужскими воротами»

28.05.2010 10:34

В 1783 г. Крымское ханство, последний осколок Золотой Орды, было завоевано русскими войсками и вошло в состав Империи. Через два года, по некоторым данным, был ликвидирован и Крымский двор в Замоскворечье. Несколько раньше мусульмане утратили и еще один символ их давнего проживания в Москве - кладбище за Калужскими воротами.  

 

В 1771 г. в столице появилось новое мусульманское кладбище. В этот год здесь свирепствовала чума, и общее число погибших приближалось к 60 тысячам человек. (Именно тогда было образовано 7 больших православных, 2 старообрядческих, а также армянское, еврейское и татарское кладбища, а в 1772 - лютеранско-католическое[1].) Оно располагалось за городом (а границами Москвы тогда был Земляной вал, соответствующий сегодняшнему Садовому кольцу), и представляло собой отгороженный от Даниловского русского кладбища отдельный участок земли.

 

Однако для современного историка гораздо больший интерес представляет старое Татарское кладбище («за Калужскими воротами», как оно названо в 1778 г. в «Актовых книгах XVIII в.»[2]), которое функционировало в Москве в течение XVIII в. В переписи XVIII в. это кладбище включено в «приход церкви Казанской Пресвятой Богородицы, что у Калужских ворот» (располагалась чуть к северу от Калужской площади). Более точное его расположение вычитывается из Переписной книги 1738-1742 гг.: соседним владельцем «по правой стороне» кладбищной земли указан советник Дмитрий Федорович Потемкин. Земля Потемкина, первая от Земляного вала (нынешнее Садовое кольцо), тянулась вдоль Большой Калужской улицы (совр. Ленинский проспект) на ПО саженей 1 аршин - то есть 235 метров. В описании кладбища от 1744 г. даются его размеры: 95 саженей (т.е. 202,3 метра) в ширину («в поперечнике по Большой Калужской улице»), 100 саженей (213 метров) в длину.[3]

 

Следовательно, Татарское кладбище лежало там, где в XIX в. находилось Мещанское училище и богадельня Купеческого общества, а ныне располагается Горный университет (современный адрес - Ленинский проспект, дом 6). Почему же в публикациях последнего времени на тему московских мусульман встречаются указания на то, что это кладбище находится «на территории современного парка культуры им. Горького»[4], с уточнением «на пригорке у главного входа»?[5] Связано это с тем, что в предреволюционные годы, затем с начала 1930-х гг., и, после войны, в 1948-1952 гг, московские татары собирались на свои ежегодные сабантуи (традиционный праздник весны) как раз на территории нынешнего парка культуры, ближе к Нескучному саду; при этом даже после Великой Отечественной войны некоторые из них знали о том, что где-то на этой земле лежит древнее кладбище. Изучение обычаев татар показывает, что сабантуй часто проводится на ровной местности (луг, опушка) рядом с кладбищами - но никогда на самих кладбищах, что однозначно является кощунством и святотатством. Таким образом, организаторы национальных мероприятий в предреволюционное и советское время желали сохранить в народном самосознании память об историческом прошлом, память о древнем мусульманском кладбище, пусть даже уже и давно не действующем.

 

О временных рамках существования кладбища за Калужскими воротами можно судить весьма приблизительно. Как уже было сказано, в 1771 г. была отведена земля под новое Татарское кладбище за Донским монастырем (Даниловское мусульманское кладбище); связано это было с эпидемией чумы в Москве. Размеры этого участка - приблизительно 150 на 100 саженей, то есть почти в полтора раза больше первого кладбища. Даниловский участок был единственным мусульманским кладбищем в Москве до 1956 г., когда появилось второе - Кузьминское, и лишь в последние годы были выделены участки для мусульман на Митинском, Бутовском, Домодедовском кладбищах и в Подмосковье. Именно во второй половине нашего века Даниловское кладбище постепенно приобретало статус закрытого (здесь стали хоронить только на участках, где уже покоились родственники), то есть действовавшим оно было почти два столетия. При этом численность мусульман в Москве на протяжении этого периода неизменно росла, хотя и не составляла до 1870-х гг. значительной цифры (от 300 до 600 человек). Очевидно, что и небольшое кладбище за Калужскими воротами действовало, - если оно было единственным и при условии малочисленности московских мусульман, - до конца XVIII в. не меньше 150-200 лет. Логично предположить, что возникновение этого кладбища было связано с близлежащим Крымским двором, появившимся в Москве в начале XVI в.

 

Косвенно в пользу предположения о связи указанного кладбища с Крымским двором свидетельствует тот факт, что сама ликвидация кладбища фактически совпала по времени с прекращением деятельности крымского посольства (в связи с присоединением Крыма к Российской империи). Образование мусульманского участка на Даниловском кладбище действительно привело к прекращению захоронений на старом кладбище; однако сомнительно, чтобы мусульмане имели намерение передать или продать кому бы то ни было свои древние святыни. По-видимому, основание нового участка стало лишь поводом для того, чтобы достаточно легитимно отобрать у них кладбище за Калужскими воротами. Обращает на себя внимание личность нового владельца этой земли: граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, один из командующих российским военно-морским флотом в ходе войны с Османской империей в 1768-1774 гг. Именно после морского сражения 25-26 июня 1770 г., когда османский флот был полностью сожжен в бухте под Чесмой, граф Орлов получил звание генерал-аншефа, почетное прозвище «Чесменский»; по распоряжению императрицы Екатерины II, благоволившей к нему, под его портретом в монаршем дворце была сделана надпись «победитель и истребитель турецкаго флота».[6] С конца 1775 г. граф Орлов-Чесменский постоянно живет в Москве, в своем имении. Его поместье по Большой Калужской улице, включавшее в себя двор с садом и луг, расширилось после приобретения им в 1778 г. участка унтер-лейтенанта Иванова; этот участок лежал между имением Орлова и Татарским кладбищем. Человек, мечтавший «проложить путь в Дарданеллы и разрушить Константинополь», вряд ли равнодушно относился к соседнему «поганскому» кладбищу. Как указывает П.В.Сытин, в 1770-х гг. «граф А.Г.Орлов-Чесменский добился (выделено нами) передачи ему территории старого кладбища».[7] Остается только догадываться, почему граф не просто «купил», но «добился» этой земли, - притом что кладбище, по контексту того же Сытина, являлось заброшенным участком. На вопрос, каким образом ему была передана земля, можно ответить лишь то, что граф Орлов очень часто был в Петербурге, где был вхож к императрице (хотя позже она к нему охладела).

 

Несмотря на то, что Орлов-Чесменский едва ли с уважением относился к мусульманству, при его жизни на территории кладбища никаких построек не возводилось. В 1799 г. он продал двор своему шурину Д.Н.Лопухину, который в начале следующего века построил фасадом к улице большой дом. После его смерти в 1809 г. его племянница, графиня Орлова-Чесменская продала участок А.П.Полторацкой. В 1832 г. владение Полторацких перешло к Московскому купеческому обществу; через три года здесь было открыто мужское мещанское училище.

 

Указываемое кладбище известно и своим косвенным отношением к захоронению Степана Разина. Как известно, в восстании под руководством С.Разина, особенно в его завершающей стадии, приняли участие многочисленные отряды поволжских татар. Сам Разин, по некоторым сообщения, был чрезвычайно тесно связан с татарами; в частности, говорится о том, что татаркой была его мать. На немецкой гравюре он изображен в роскошной большой чалме. Московские мусульмане, в силу своей малочисленности и, возможно, того самого психологического «чувства неуверенности», вряд ли имели возможность примкнуть к его движению; однако они, очевидно, должны были сочувствовать Разину и его союзникам - татарам.

 

В 1671 г. задержанный Разин был доставлен в Москву, где и был казнен. Однако место казни различные издания определяют по разному, называя Лобное место на Красной площади, и «Болото» - Болотную площадь. Такая же двойственность имеется относительно способа казни - называется и четвертование, и колесование. Вопрос о том, куда девалось тело Разина или его отдельные части, остается открытым.

 

В конце 1940-х гг. в московской татарской общине ходила рукопись, написанная современным татарским языком, в которой упоминался момент захоронения Степана Разина. По воспоминаниям наших респондентов, читавших эту рукопись, там говорилось о том, что тело казненного Разина было брошено в Москву-реку; ночью татары выловили тело, и захоронили его рядом со своим кладбищем, чуть ниже него. Очевидно, что кладбище, подразумеваемое в этой истории - «за Калужскими воротами».

 



[1] История Москвы. М, 1952. Т. 2, с.344.

[2] Актовыя книги XVIII столетия. М., 1893. Т. XII, с. 164.

[3] Переписная книга г. Москвы, составлена в 1738-1742 годах. Т. II. М., 1881, с.88.

[4] Мухамедьяров Ш., Логашова Б.-Р. «Мусульмане Москвы» в книге: Москва. Народы и религии.
850. М., 1997, с. 98.

[5] Саттар А. Батыры московских сабантуев// Татарские новости, 1996, № 6(28), с. 4.

[6] Русский Биографический словарь. СПб, 1905. - репринт, изд. М., 1997. Том «Обезьянников-ОЧкин», с.324-327.

[7] Сытин П.В. Из истории московских улиц, М., 1958, с.549.

 

Дамир Хайретдинов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/12866/">ISLAMRF.RU: Мусульманское кладбище в Москве «за Калужскими воротами»</a>