RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Исторические корни новых мусульман –мифы и реалии. После Орды

12.01.2011 14:36

Исходя из наших предыдущих статей, можно прийти к выводу, что на протяжении всего доордынского и ордынского периодов истории России восточные славяне поодиночке и группами принимали ислам и вливались в состав мусульманского, в основном тюркского населения. То же самое в равной степени касается и групп, не сохранившихся до наших дней, потому что на этих землях они полностью ассимилировались русскими – окско-клязьминских финнов и норманнов. Происходило это как на территории самих русских княжеств (монах-чернец Изосима), так и в большей степени в соседних государствах или провинциях с плотным мусульманским населением (Волжская Булгария, золотоордынские города Нижнего и Среднего Поволжья). Переход в ислам очень часто следовал за бегством в эти самые земли (вятичи, ростовская чернь, Пургасова Русь).

 

Но что же произшло вслед за этими событиями? Ведь история на этом не остановилась (согласно некоторым концепциям, она только тогда и началась, хотя это и неверно).

 

Когда Золотая Орда в результате кровопролитных гражданских войн распалась на несколько частей, то количество мусульман в русских княжествах даже выросло. Другое дело, что это были представители уже не тех социальных слоев, иным был их статус. Вместо полномочных наместников великих ханов приезжали профессиональные воины, оставшиеся без земельных наделов, ремесленники и купцы. Следы их влияния видны во всем – архитектура элитных зданий (как похожи старые церкви на мечети!), одежда (это отмечали все западноевропейские путешественники), многие обычаи. Конечно, вместе со своими культурными и хозяйственными традициями они не могли не принести и свою религию, а в городских центрах Орды ислам доминировал и численно, и организационно. К сожалению, на эту тему еще не проводились специальные исследования, хотя в этом плане были бы очень интересны исследования, например, т.н. «сект» в русском православии того времени (15-16 вв.).

 

Единственный источник, который говорит нам о влиянии ислама на русских в это время, это знаменитое «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Об этом памятнике написано достаточно много. Достаточно отметить, что если в начале путешествия один из иранских правителей, расспросив тверичанина, заключил, что он «не мусульманин и не христианин», то на последних страницах «Хожения» Ходжа Юсуф Хорасани (второе имя Афанасия Никитина – уже в то время русские брали себе арабские имена!!) молится за землю Русскую, используя цитаты из Корана! Если он и не стал мусульманином, то влияние ислама испытал точно.

 

Но, может быть, после крушения поволжских ханств – Казанского, Астраханского, Касимовского, а также Сибирского и Большой Ногайской Орды, распространение ислама среди русских и других восточных славян прекратилось? Опять нет. Изучая родословные (шаджара) многих мусульманских семей и аулов, документы царского правительства, нет-нет да и обнаружишь промелькнувший факт.

 

Пожалуй, самым древним, но имеющим отношение еще, скорее, к продолжению ордынских традиций, это наличие кара-муслимов в Казанском ханстве. Понятно, что черные мусульмане назывались так не по цвету кожи, а из-за более низкого социального статуса (во многих языках обозначение цвета имеют не только сугубо художественный смысл), который имели бывшие военнопленные. В разных источниках по –разному указывается и число кара-муслимов, но суть остается одной – уходить из ислама большая часть из них не собиралась. Соответственно, их потомки сейчас влились в состав татар и башкир. 

 

Первым из них, и может быть, самым значимым, является ни что иное, как аналог основного закона Московской Руси  - «Соборное уложение 1649 года». В этом документе (гл. 22, п. 24) сказано: «А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской мере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия». Как известно, дыма без огня нне бывает, и такая строчка в законе говорит про то, что подобные случаи были.

 

Но и после , очень мягко сказано, крайне суровых мер Соборного уложения ряды мусульман в России продолжали пополняться этническими славянами. Понятно, что, скажем, на окраинах это имело больший размах, нежели чем в центре страны. Понятно и то, что факты эти никто не хотел афишировать: кому же нужно, чтобы его «казнили смертию безо всякого милосердия». Русские были среди новых мусульман 18, 19 и начала 20 века, хотя и в меньшем количестве, чем чуваши или марийцы. В начале 20 века упоминается даже православный священник Уфимской епархии Громов, принявший ислам. Есть русские и в шаджара татарских семей, скажем в деревне Пица в Нижегородской области.

 

Гораздо больший размах приобретало это явление среди казачества. Понятно, что славянское происхождение самой этой группы весьма спорно, но мы исходим из того, что сегодня значительная часть этой субэтноса пишется русскими. При этом, например, чеченский тейп Гуной считается казачьего происхождения (терские казаки). Согласно мнению краснодарского историка Д.Сеня, большинство старообрядцев-некрасовцев, ушедших на принадлежащую Крымскому ханству Кубань после разгрома восстания К.Булавина, тоже приняли ислам и отуречились. Между прочим, это самый разумный способ объяснить, каким образом из внушительной военной силы, которую некрасовцы представляли еще в 18 веке, к 20 столетию от них почти ничего не осталось. Между прочим, крымские ханы и османские халифы их ценили и берегли. То есть, здесь счет уже идет на тысячи и десятки тысяч населения.

 

Конечно, в попытках найти исторические корни новых мусульман в России имеется много мифов и сказочных сюжетов. Один из таких сказочников объявил это явление «неоязычеством». Другой начал возводить современных русских мусульман к готам. Самое анекдотичное в этом, что последний независимый правитель готов в Восточной Европе Венитарий (истребитель венедов, т.е. славян) прославился тем, что, подняв антигуннский мятеж, перебил множество гуннских подданных венедов и казнил 70 их старейшин. Гунны такого вытерпеть не смогли, после чего готов в Восточной Европе не стало. Ну, а объявлять ислам в любом этническом обличье неоязычеством – мягко говоря, ненаучно (очень мягко говоря).     

 

Из всех фактов, приведенных в нескольких статьях, можно сделать выводы, что ислам не является чем-то совершенно новым для представителей русского народа. Более того, как среди восточных славян, так и народов и этнических групп, которые были их предками , было немало мусульман в самые разные исторические эпохи – с Х по ХХ век. После принятия ислама сохранения русско-мусульманской идентичности не происходило (может быть исключение – казанские кара-муслимы). Напротив, всегда наблюдалась инфильтрация в другие мусульманские народы (татар, турков, чеченцев и т.д.). Попытки создания русско-мусульманского сообщества относятся уже к концу ХХ-началу ХХ! веков и связаны с новыми тенденциями в мусульманском сообществе России. 

 

Ахмад Макаров,

отв. редактор энциклопедического словаря "Ислам в Российской Федерации"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/14725/">ISLAMRF.RU: Исторические корни новых мусульман –мифы и реалии. После Орды</a>