RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане: между Востоком и Западом

21.02.2011 14:46

Мурад Хофман — выдающийся политический деятель и мыслитель, который стал примером сочетания двух цивилизаций — западной и исламской. Коренной немец, он принял ислам в возрасте почти 50 лет и с тех пор значительную часть своей жизни посвятил изучению вопроса взаимодействия культур и цивилизаций, места ислама в западной культуре, особенно после событий 11 сентября 2001 года. Предлагаем вниманию наших читателей фрагмент лекции Мурада Хофмана о возможностях взаимообогащения цивилизаций.

 

Для западных людей время — деньги и жизнь коротка. Поэтому они ищут мгновенного удовлетворения, усиленного с помощью наркотиков. Рынок наркотиков и секса неизбежно ведет к преступлениям. Несмотря на такое очевидное неблагополучие, Запад предлагает себя в качестве обязательной модели для всего остального мира.

 

Но есть также немало дельных аргументов в пользу принятия того же самого Запада — по меньшей мере потому, что там и только там были разработаны методы и процедуры действенной защиты граждан от злоупотреблений со стороны своих правительств. Я говорю о демократии и власти закона. Там и больше нигде была фактически ликвидирована бедность. Там и только там наука — включая медицину — шла вперед семимильными шагами. То, что я говорю, верно, но печально, потому что наука в мусульманском мире должна была бы получить такое же развитие, каким был расцвет наук и искусств в эпоху Аббасидов и в Андалузии. Также и в политической сфере развитие, подобное западному, могло бы происходить в исламском мире, потому что согласно Корану каждый мусульманин есть свободный человек — он даже халиф — и потому что общественное благосостояние, равенство и справедливость являются также и исламскими принципами.

 

Реальность, как всем вам известно, угнетающе иная. Настолько, что Мухаммед аль-Газали отметил, что существует много ислама на Западе (несмотря на малочисленность там мусульман), но мало ислама в мусульманском мире (несмотря на то, что там много мусульман). В том же духе Мухаммед Асад, виднейший западный мусульманский ученый нынешнего века, сказал мне, что он рад тому, что стал мусульманином в молодости, в 1926 году; учитывая состояние мусульманского мира сегодня, он мог бы не найти свой путь к шахаде.

 

Разрешите мне проиллюстрировать ряд нелепостей, которые открываются при сравнении Запада с мусульманским Востоком.

 

1. Кораническое откровение начинается с повеления: «Икра!» («Читай!»). Мусульманам предписано — вне всякого сравнения — быть «ахль аль-китаб» (народом Книги). И все же сегодня неграмотность типична для мусульманских стран, хотя она практически исчезла на Западе.

 

2. Мусульмане должны иметь наиболее развитое общественное сознание благодаря обязанности платить милостыню (садака и закят). Ведь мусульманин не может даже отправиться в хадж до тех пор, пока его соседи не избавятся от бедности. И тем не менее разница между богатыми и бедными в мусульманских странах, как правило, ужасающая. Перед тем как мне предстояло идти на торжественные обеды, представляя Германию в качестве посла, моя супруга порою жаловалась, что не может сравниться с местными дамами по блеску носимых ими драгоценностей — изумрудов, рубинов или бриллиантов. Я утешал ее, говоря, что мы лично не столь богаты, как эти лично богатые местные люди, поскольку мы представляем богатую страну, тогда как их страна бедна. Абсурдно, но верно. В Германии безработный получает большее пособие по безработице, чем зарплата человека, работающего на текстильной фабрике в мусульманском мире.

 

2. На Западе если вы, находясь на официальной должности, поможете кому-нибудь просто потому, что он ваш кровный родственник, вас могут подвергнуть уголовному преследованию за коррупцию. В мусульманском мире, однако, семейственность считается благом — как будто доброе намерение помочь своей семье оправдывает нарушение прав кого-то другого. В реальной жизни семейственность приводит к ситуации, при которой многие важные посты в государстве, экономике и даже в науке заняты неквалифицированными или посредственными людьми. Такая страна никогда не сможет развить производительность труда выше ограниченной отметки и останется на уровне ниже своих реальных возможностей. Такова экономическая цена коррупции, которую вынужден платить каждый.

 

3. На протяжении мусульманской истории высшая власть Аллаха Всевышнего некоторым образом отражалась на необычайной власти, которой были наделены отцы, старшие братья, служители порядка и, конечно, учителя и улемы. Это в сочетании с негодной доктриной таклида способствовало образованию нетворческой, подражательной ментальности. Отличие в науках предполагает структурный скептицизм.

 

Немецкий поэт Гёте очень хорошо выразил эту идею, когда писал, что «каждому нужно приобрести то, что получит в наследство, для того, чтобы реально обладать им».

 

4. На протяжении мусульманской истории изящная словесность (адаб) пользовалась большим престижем, чем естественные науки. Ввиду этого исламский мир утратил свое техническое превосходство над Западом. Этот упадок привел к колонизации, которая последовала вскоре. Упадок был не результатом, но причиной колонизации. Даже сегодня, если не считать пакистанского профессора Абдуссалама из секты ахмадиййя, ни один мусульманин еще не завоевал Нобелевской премии в науках, включая медицину; и после Ибн-Сины мусульмане все еще состязаются только в поэзии и прозе.

 

5. Более половины человечества составляют женщины. В соответствии с правами и статусом, предоставленными им Словом Божьим, с женщинами следует обращаться не как с гражданами фактически второго сорта, но как с гармоничными партнерами мужчин, в согласии с ролью, которую они сыграли, например, в битве при Ухуде, а также ролью, которую сыграла Хадиджа. В противоречии с этим формулировка «Мужья стоят над женами» («ар-риджаль каввамуна аля н-ниса») («Женщины», 38) истолковывалась мужчинами в наилучшем стиле мачо и в духе джахшиййи как наделяющая их более высоким статусом по сравнению с женщинами. Так, они устранили женщин из публичной жизни и низвели их до положения неграмотных несовершеннолетних подростков, которые, как, однако, предполагалось, должны были воспитывать своих мальчиков настоящими мужчинами. Эта дискриминация женщин наносит двойной ущерб: во-первых, имиджу ислама во всем мире, во-вторых, шансам на развитие мусульманских обществ. Это своего рода самокалеченье. Женщины-мусульманки должны сказать своим мужьям, что кораническую формулу, процитированную чуть выше, можно и должно толковать следующим образом: «Мужчины — защитники женщин», а это означает, что мужчины не стоят над ними — они должны, если нужно, ставить себя впереди них в смысле большей ответственности, а не установления владычества над ними.

 

6. В некоторых мусульманских странах, как кажется, есть неограниченный запас только солнца, песка, детей и времени. Интересно, что у западных людей, считающих, что время — деньги, никогда нет времени. Их жизнь как будто постоянно ускоряется. В отличие от этого у восточных людей, похоже, времени всегда хватает. Поэтому они не чувствуют себя виноватыми, когда они, страшно опаздывая, заставляют других терять свое время. На Западе, к примеру, поезда отходят в 9.14 или 9.16. В мусульманском мире они часто отправляются либо в неопределенное время утром либо в неопределенное время днем. Общие потери, вызванные отсутствием пунктуальности, огромны. Разве пустая трата времени приемлема для ислама?

 

7. Немцы стремятся во всем достигать совершенства — что не всегда является положительной чертой — и поэтому учат автомехаников из мусульманского мира отлично обслуживать «мерседесы» или «фольксвагены». Но когда эти механики возвращаются домой, их высмеивают за то, что они слишком усердно работают ни за что. Кого волнует, будет ли машина работать через 9 лет, ведь завтра-то она еще будет работать! Вот логика людей, которые не понимают, что при расчете ценности машины имеет значение не ее покупная цена, а ее пожизненная стоимость.

 

8. В моей стране, если человека собираются арестовать, он сначала попросит полицейского показать удостоверение, а затем ордер на арест. Затем офицер информирует арестованного о его правах: как оспаривать свой арест в суде и при этом не сказать лишнего. В суде шансы на то, что правительство выиграет дело, статистически меньше, чем на выигрыш индивидуального подсудимого. Если имело место запугивание — о пытках никогда даже не слышали, — дело будет проиграно и замешанные полицейские будут подвергнуты всевозможным санкциям, включая гонения со стороны прессы. Основные права человека гарантированы и для иностранцев, независимо от того, мусульмане они или нет. Мусульмане могут обращаться в суд и выигрывать дела с целью получить разрешение на строительство мечетей и призыв на молитву с минарета. Они могут с успехом подавать в суд с целью освобождения девочек от физической подготовки в рамках совместного обучения. Женщины-мусульманки могут возбуждать дело против работодателей, возражающих против ношения ими мусульманского платья. Было бы интересно знать, подходит ли это описание какой-либо мусульманской стране, может быть, за исключением Малайзии.

 

9. В моей стране, как и практически во всех западных странах, регулярно проводятся политические выборы, на которые допускаются религиозные партии. Надобности в международных наблюдателях нет. Когда приносят избирательные урны, то они пусты. Никто не смеет покупать голоса. Избирательные бюллетени подсчитываются представителями всех партий прямо на избирательном участке, а не чиновниками в Министерстве внутренних дел. Учитывая, что всегда есть потенциальные избиратели, которые отсутствуют, больны или скончались, никогда не бывает явки в 99% от списочного состава. Проигравшее правительство уступает место новоизбранному. Я предоставляю вам судить, какие другие страны следуют таким процедурам.

 

 

Материал из книги В.В. Попова
«Выдающийся деятель исламского мира профессор Экмеледдин Ихсаноглу»,
ИД «Медина», 2010

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/15178/">ISLAMRF.RU: Мусульмане: между Востоком и Западом</a>