RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Миграционный маятник в истории. Тандыр и кан на Волге

22.02.2011 12:11

Многие ли из граждан нашей страны знают, что такое тандыр? В советские времена это сооружение было известно преимущественно жителям среднеазиатских республик, да еще особо наблюдательным по фильму «Али-Баба и сорок разбойников». Сейчас они стоят в ларьках по всяким вокзалам-базарам в целях изготовления вкусных лепешек. Но при этом эта разновидность печки прекрасно знакома нашим российским археологам, по крайней мере той их части, которая занимается раскопками городов Золотой Орды. Более того, находки тандыров являются безошибочными маркерами этой высокоразвитой культуры. Наряду с ними такими же маркерами (не единственными, разумеется) являются находки канов – системы дымоходов, применяемых для отопления жилых помещений. Каны можно смело отнести к энергосберегающим высоким технологиям (высоким для своего времени, разумеется). В свою очередь, если тандыры имеют среднеазиатское происхождение, то каны более восточное – китайское, хотя применяются также в Корее и Вьетнаме.

 

Но откуда же в Нижнем Поволжье взялись такие характерные черты среднеазиатской и китайской  культур? Оттуда же, откуда и производство бумаги, чугуна, шелка, потребление кофе и чая, богатые государственные традиции с развитой системой бюрократии (сама по себе бюрократическая машина необходима, особенно для большого государства, важно только, чтобы ее работа была успешной). Все они связаны  с теми колоссальными перемещениями населения, которые были характерны для Восточной Европы и Западной Азии в золотоордынский период. 

 

Вопреки распространенному мнению, роль городов в Золотой Орде не только не уменьшилась по сравнению с предыдущими эпохами (как пишут некоторые источники, городов этих якобы просто не осталось), а даже значительно выросла. Причем основные центры городской культуры, расположенные в Нижнем и Среднем Поволжье, на Дону, в Хорезме и Крыму продолжали свою жизнь и развивали культурные традиции. Столичный регион располагался в Нижнем Поволжье, главным образом на территории современных Астраханской и Волгоградской областей (вообще агломерация дотягивалась до Саратова). Кто же населял эти города? Как утверждает археолог Плахов, между захоронениями доордынского и ордынского периодов нет резких различий, их эволюция происходит постепенно. О чем это говорит? О том, что старое население никуда не исчезло, но к нему добавилось новое, был мощный миграционный приток. Но какое население пришло? Монгольские воины-кочевники или же горожане из других мест, а, может, кочевники осели и поселились в городах?    

 

Как отмечают археологи, работающие на раскопках этих городов, нижние их слои сохраняют черты местной хазарской (или постхазарской культуры), сходной с булгарской, но потом наблюдается колоссальный прирост населения с иной культурной традицией – среднеазиатской, закавказской, иранской. Причем приходило, переселялось городское население – ремесленники, купцы, словом специалисты высокого уровня. В значительной части это были миграции собственного населения – из Хорезма, Булгара, Руси, Северного Кавказа, но были и иностранцы – из Ирана, Малой Азии, Закавказья. Известно о наличии католических храмов в Сарае и других городах, что говорит о наличии иностранцев, скорее всего генуэзцев и венецианцев. Многие переселенцы образовывали районы своего компактного проживания – найдены русские кварталы или поселки в Бельджамене (Водянское городище, Волгоградская область), Булгаре (Татарстан), армянский поселок в Булгаре, мордовский в Булгаре. Известно о наличии асских[1] и лезгинских[2] кварталов  в Сарае (Селитренное городище, Астраханская область), там же проживали русские, армяне и другие народы. Гораздо больше информации  дает анализ захоронений. Согласно ним, например, в городе Мохши (совр. с.Наровчат, Пензенская обл.) проживали не только буртасы, но также хорезмийцы и мордва. Мордовский народ в это время расселяется по Самарскому и Саратовской Поволжью, осваивает лесостепные земли, переселяется в города (на территории современных  Пензенской, Саратовской, Самарской  обл., Татарстана). По всей этой территории, мордва проживает чересполосно с тюрками (кыпчаками, булгарами, буртасами).

 

Русские в конце 13-14 веках активно осваивают ранее недоступные из-за кыпчакских набегов лесостепи и степи, активно заселяют современные Тульскую, Калужскую, Воронежскую области (ранее в последней проживали вятичи, но их поселения были разгромлены киевскими князьями).  В этой обширной полосе плодородных земель образуется интереснейшая этнополитическая ситуация. Оседлое население,  преимущественно славянское (с финскими и, возможно, балтскими вкраплениями) мирно соседствовало с кочевниками тюрками (возможно, отчасти, иранцами – черепа не говорят). Различия в конфессиональной принадлежности никому не мешали. Кроме того, их кварталы присутствовали во многих ордынских городах, причем количество потребовало образования особой Сарайской епархии.

 

Хорезмийцы проживали во множестве в городах Нижнего Поволжья, Среднего (Булгар, Мохши), по одной из версий, часть откупщиков-бесермян в русских городах также представлена ими же. Присутствие хорезмийцев было настолько велико, что повлияло на общеордынскую городскую культуру. Это выразилось не только в наличии тандыров, ставших одним из маркеров золотоордынских городов, но также и в архитектурных традициях. Что говорить, если многие из характерных материальных предметов предпочитают называть среднеазиатскими терминами – хум (крупногабаритная глиняная посуда), ташнау (уличный умывальник) и т.д. Оттуда же пришли производство бумаги и шелка в ордынских городах. Можно сказать, что хорезмийская культурная традиция, наравне с булгарской, стали во многом определяющими для городов Золотой Орды.

 

Колоссально влияние Закавказья и Ирана. Оно прослеживается не только в Нижнем Поволжье, но даже и в Булгаре, где с ним связывают, например, традицию каменной кладки. По утверждениям Ю.А.Зеленеева и Э.Д.Зиливинской, закавказское и иранское влияние было поистине огромным. Следует отметить тот факт, что в правление Берке-хана произошла замена управленческой элиты с уйгурско-киданьской (или чжурчжэньской) на иранско- среднеазиатскую с активным привлечением местных мусульман – булгар и хорезмийцев. Возможно, что значительная часть выходцев из Ирана и Закавказья была поселена в городах в ходе кровопролитных войн, ведшихся с  иранскими ильханами. Золотоордынские правители выступали в них в качестве защитников мусульман.

 

Одним из самых интересных можно считать влияние китайской культуры.  Про кан, вошедший в каждый или почти каждый ордынский дом, мы уже упоминали. Но этим влияние не ограничивалось в Сарае и других ордынских городах китайские мастера производили тончайший фарфор, изысканные ремесленные изделия. Есть версия, что часть сфероконусов[3] использовалась для хранения пороха, здесь же производимого. При раскопках Красноярского городища в Астраханской области найдены богатые захоронения, сделанные по чжурчжэньскому обряду. Д.В.Васильев считает, что они принадлежат чиновничьей элите, позже замененной Берке-ханом на мусульман.

 

Были перемещения  и арабского населения, хотя и не столь значительные. Самый знаменитый араб (бербер по происхождению), побывавший в Орде – ибн Батута описывает великий город Сарай, как один из самых больших городов мира. Другой арабский путешественник ибн Арабшах дает ему характеристику – ни в одном городе мира нет столько ученых, как в Сарае. При раскопках в золотоордынской столице был найден кофе, который не мог попасть сюда иначе, как из Аравийского полуострова или же из Северной Африки. 

 

Теперь, уважаемый читатель, посмотрите на все описанное еще раз, и внимательнее. Выходцы из Узбекистана в Пензенской, Саратовской, Владимирской областях, из Азербайджана и Армении – в Татарстане, в Астрахани вообще кого только не было – китайцы, арабы, иранцы, мордва, русские, не говоря уж о местных кыпчаках и хазарах. Ничего не напоминает из современного? Правильно, современную миграцию в крупные российские города.  Так что явление это не новое, более того, именно оно создало уникальную городскую золотоордынскую культуру, которая, в свою очередь, способствовала развитию как межкультурных связей на все более едином пространстве, так и образованию самого этого пространства, носящего ныне название – Россия.

 

Ахмад Макаров

 

На фото:

1) 2) Каменная кладка в Булгаре. Специалисты считают, что она сделана по закавказским образцам

3) Гончарная мастерская  в Сарае - прообраз мануфактур, через несколько столетий появившихся в Европе.

4) Из кирпичей золотоордынской столицы построено часть домов и надворных построек с.Селитренное

 



[1] Непонятно, о каких асах идет речь – население ли это Кавказской Алании или же донские аланы, прямые потомки которых проживали, например, в Воронежской области. В 1242 г. асский эмир Качир-Укуле участвовал в антимонгольском восстании Бачмана и погиб на Волге.   

[2] Под лезгинами нередко подразумевали все горские народы Дагестана

[3] Сфероконусы – керамические изделия, использовавшиеся для хранения химических реактивов, амальгам, а также благовоний. Своеобразный хай-тек 13-14 веков. Их использование свидетельствует о высоком уровне развития технологий, в первую очередь химических.

 

Ссылки по теме:

Миграционный маятник в истории. До Орды
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/15192/">ISLAMRF.RU: Миграционный маятник в истории. Тандыр и кан на Волге</a>