RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Истоки мусульманской общины Москвы

08.06.2011 13:33

Московская мусульманская община в историческом срезе действовала наряду с общинами протестантов (немцев), католиков (поляков, французов), иудеев, а также армян, грузин, ассирийцев и других немногочисленных этнических и конфессиональных меньшинств, сохранявших на протяжении длительного времени в условиях подавляющего иноэтнического окружения свои национально-культурные и религиозные особенности. Отличительной чертой именно мусульманской общины было то, что она продолжила историческую линию утративших некогда лидирующее положение своих предков — выходцев из Золотой Орды и постордынских государств.

 

Первый, наиболее древний период истории мусульманской общины Москвы, период становления этой общины, наиболее сложен для изучения. Историческое начало мусульманской общины Москвы восходит, очевидно, ко времени существования Золотой Орды, хотя имеются доказательства проникновения отдельных сторон исламской цивилизации на эти земли еще до XII в. В XIV в. внутри кремля отмечено наличие Ханского двора — резиденции послов, баскаков и прочих представителей ханов Золотой Орды; примерно в тот же период происходит и процесс исламизации этого государства и его населения. На период зависимости русских княжеств от Золотой Орды важнейшие политические шаги Москвы утверждались и решались именно здесь. Хотя с достоверностью утверждать о тождестве ордынской резиденции и начале мусульманской общины Москвы для XIV века невозможно, упоминание Ханского двора в кремле во второй половине XV в. (когда исламизация ордынцев, безусловно, в основном уже состоялась) дает основание предполагать о том, что именно этот центр концентрации выходцев из Золотой Орды послужил основой будущей общины.

 

После 1470–1480?х гг. представители сарайских ханов выехали из кремля и обосновались на Татарском подворье в Китай-городе (это место до последнего времени занимала прилегающая к гостинице «Россия» территория со стороны Китайгородского проезда).

 

Золотая Орда — если ассоциировать ее, как это принято в русской историографии, прежде всего с ее столицей — Сараем, выступала в качестве лишь одного из источников пополнения исследуемой общины. Не менее важным и даже, возможно, гораздо более значимым источником служила Мещера, или Мещерский юрт,?— полуавтономное образование, наиболее близлежащая к Московии мусульманская земля. Естественное пополнение в XIV–XVI вв. мусульманской общины Москвы шло в первую очередь за счет именно близлежащих мусульманских земель — Касимова, Кадома, Темникова, Нижегородчины. Мещера сыграла, пожалуй, гораздо более важную роль в становлении изучаемой общины по сравнению с Ордой, однако история самого этого региона малоизученна и полна спорных и неясных моментов.

 

Наряду с татарами московские мусульмане в средневековый период были представлены ногаями, крымскими татарами, узбеками и таджиками, турками, черкесами, иранцами и азербайджанцами. В XV–XVI вв. поселения выходцев из мусульманских регионов дали начало таким известным слободам и урочищам Москвы, как Ордынцы, Старые Толмачи, Толмацкая слобода, Татарская слобода. Сконцентрированные на юго-востоке Замоскворечья такие ремесленные и черные слободы, как Кожевники, Кузнецы, Монетчики, Конюхи, Болвановка, также развивались под воздействием торгово?экономических взаимоотношений с мусульманами, приезжавшими в Москву и нередко поселявшимися здесь. Непосредственное влияние мусульман — выходцев из Золотой Орды и постордынских государств обнаруживается в таких социально-экономических явлениях города и Московского государства, как монетно-денежная система и сфера торговли лошадьми и их обслуживания.

 

Как известно, в процессе распада Золотой Орды во второй половине XV века на ее территории образовалось несколько государств. В течение еще не одного столетия Московское княжество имело активные политические и торгово?экономические контакты с большинством из этих государств.

 

С начала XVI в. упоминается Крымский двор для приезжавших ежегодно послов из Крыма; он сохранялся до 1785 г. (ныне на его месте — жилой квартал между улицами Большая Якиманка и Мароновским переулком, рядом со станцией метро «Октябрьская-радиальная»). В середине XVI века известен Ногайский двор на месте нынешнего Павелецкого вокзала, где останавливались посольства Ногайской Орды; купцы же, пригонявшие на продажу огромные, многотысячные табуны коней, останавливались в других местах в Замоскворечье и за Яузой. Конный базар за Земляным городом, возникший вследствие интенсивной торговли лошадьми купцами из Ногайской Орды, а до того — Большой Орды, был тесно связан с целым рядом мусульманских поселений в Замоскворечье (Татарской слободой, Старыми Толмачами, Толмацкой слободой) и ремесленных слобод (Конюхи, Кожевники и др.).

 

Касимовский двор упоминается только в XVII в. (ныне особняк по адресу: Мясницкая улица, 7), хотя ханы и царевичи из Касимова были частыми гостями в Москве начиная с XV в.

 

Возможны несколько версий расположения Казанского посольского двора. По первой из них, Казанскому ханству было отдано Старое Татарское подворье в Китай-городе, принадлежавшее до того сарайским ханам. Такое могло произойти в свете известных претензий хана Улуг-Мухаммеда и его детей на легитимность правления в разваливавшейся Золотой Орде именно его династии, что было де-факто признано Москвой в лице Василия II. Еще в 1432 г. Улуг-Мухаммед отрядил своего посла царевича Улана для венчания на великое княжение Василия II: это коронование впервые в русской истории было совершено в Москве, а до того обряд происходил во Владимире. Такие знаковые события не забываются, тем более что Улуг-Мухаммед с момента своего изгнания из Сарая имел особую историю взаимоотношений с московскими правителями. По результатам Суздальского сражения 1445 г., когда Василий II попал в плен, он заплатил в качестве выкупа за себя чуть ли не всю казну, или же 200 тысяч рублей серебром; во все города Московской Руси были назначены казанские администраторы. В этих условиях казанские ханы могли забрать для своего посольства как оставшееся от эпохи Золотой Орды Татарское подворье в Китай-городе, так и некое место в самом кремле.

 

В пользу этой второй, «кремлевской» версии говорит такой факт — вплоть до 1530?х гг. посольство Крымского ханства располагалось в кремле и лишь затем было вынесено в Замоскворечье. «Кремлевская» версия расположения Казанского посольского двора может быть соотнесена с информацией И.?М.?Снегирева о том, что в кремле существовали «хоромы Казанского царя Сафа-Гирея». Изначально находившиеся «близ храма Спаса на Бору» (сейчас на его месте здание внутри комплекса Большого Кремлевского дворца), позже они были перенесены к церкви Николы Гостунского по соседству с Черкасским двором, где и сохранялись вплоть до XVIII столетия. Однако о приездах самого Сафа-Гирея в Москву ничего неизвестно, хотя он неоднократно посылал сюда посольства, что и могло отразиться на названии этого объекта. Возможно, хоромы получили свое название от предпоследнего казанского хана Утямыша, сына Сафа-Гирея, младенцем взятого в плен в 1551 г. и проживавшего здесь до своей смерти в 1566 г.

 

Автор настоящей статьи более всего склоняется к третьей версии, согласно которой Казанский посольский двор размещался в районе будущего Казанского подворья в Китай-городе (ныне Ветошный пер., 11). История возникновения Казанского подворья — московского представительства казанских архиепископов — до сих пор не изучена. Известно, что в нынешнем виде («каменный двухъярусный дом с палатками, подвалами») по­дворье было отстроено в 1874 г., однако оно упоминается в документах еще XVII в. Историк и знаток Москвы И.?М.Снегирев, осматривая Казанское подворье в 1836 г., описывает его как «здание, по-видимому, XV и XVI века, в два этажа с полуколоннами двойными во втором этаже; а в другом здании, примыкающем к нему, внизу, темницы для монахов». Не только смутная датировка возникновения Казанского по­дворья и наличие на его месте строений XV–XVI вв. подводит к мысли о том, что его предшественником выступал Казанский посольский двор, но и само его расположение — в 200 метрах от Покровского собора (иначе — храм Василия Блаженного) на Красной площади, который был возведен в честь завоевания Казанского ханства и, как полагают, по образцу разрушенной при этом главной мечети ханства. Чуть позже с другой стороны Красной площади «казанскую тему» завершил Казанский собор (собор Казанской Богоматери), построенный в 1620?х гг. в память о победе над польскими интервентами в 1612 г.

 

В XVII в. наиболее значимыми центрами концентрации московских мусульман выступают лишь Касимовский и Крымский дворы, Татарская слобода и Старые Толмачи, поскольку все остальные слободы и посольские дворы к тому времени исчезли или пришли в упадок, в основном вследствие ассимиляции населения. К XVIII в. свою самобытность сохранили только жители Татарской слободы, которые и пронесли сквозь века историческую преемственность московской мусульманской общины относительно ее истоков.

 

История мусульманской общины Московской области

 

Первоначальный этап истории тюрко-мусульманской общины Московской области практически не изучен специалистами. Однако даже поверхностный взгляд на писцовые книги Московского уезда XVI в. говорит о существовании в Подмосковье целых гнезд татарских поселений, имевших наследственные владения. Так, в Книге Коломенского уезда 1578 г. содержатся десятки имен домовладельцев?татар: К. Кильдешев, Г. Собаев, К. Монкиев, У. Енбулатов, К. Бугатеров и др. Там же указаны такие топонимы, как деревня Татарская в Коломенском уезде или Слободка Татарское — в Звенигородском.

 

В первой половине XVII в. подмосковные татары играли значительную роль в военных акциях Московском государства. В частности, в «Разрядных книгах» сохранились многочисленные упоминания об участии каширских, серпуховских, коломенских татар в гарнизонной службе по защите важнейших городов Московии. Судя по этим данным, самой большой локальной группой подмосковных татар были коломенские.

 

Не случайно тюркское происхождение имеют топонимы Булатниково, Ям, Татариново, Алеево, Зендиково, Узуново, расположенные вдоль Ордынской (Коломенской) дороги. Вокруг этой дороги находятся (по мере удаления от Москвы) села Татарское, Юсупово, Битягово, Далматово, Шебанцево, Бехтеево, Шахово, Мансурово, Шебочеево, Екиматово, Мурзино и др., наглядно сохраняющие тюркскую основу. На Ордынской же дороге расположена Кашира, которая вместе с близкими Хатунью и Серпуховом выступает в качестве удела татарских ханов и царевичей в XV–XVI вв.

 

Издревле активные контакты московских князей с татарскими ханами и мурзами приводили в том числе и к тому, что многие выходцы из татарских феодальных семей поселялись на Руси, получая себе в угодья земли в окрестностях Москвы. Множество татарских вельмож с их войсками привел с собой в 1446 г. великий князь Василий II Темный, выкупленный из плена хана Улуг-Мухаммеда, основателя Казанского ханства. Он наградил их землями и волостями вокруг Москвы, поставив в качестве служилых людей. М. Н. Худяков говорит о 500 «князьях татарских со многими людьми», приехавшими с Василием; как пишет Р. Г. Ланда, «в Москве тогда, по словам противников князя, всюду слышна была татарская речь».

 

Казанские и касимовские ханы не раз бывали и беженцами, и пленниками, и почетными гостями, получая «в кормление» от великих князей уделы вблизи Москвы. Так, сохранились сведения о том, что Хотунь (Хатунь к югу от Михнева) была отдана «в кормление» казанскому хану Мухаммед-Эмину в 1497–1502 гг. вместе с Серпуховом, от которого она отстоит на 30 км, как «довесок» к Каширскому уделу — в качестве компенсации за то, что новым ханом Казани был назначен не он, а его младший брат Абдул-Латиф. Вокруг Звенигорода до сих пор сохранился ряд топонимов, имеющих тюркско-мусульманское происхождение. Звенигород, Кашира и Серпухов являлись в то время крупными торговыми центрами, а Коломна — таможенным центром. В более поздний период к этому списку присоединяется Руза, которой на рубеже XVI–XVII вв. владел один из сыновей астраханского царевича Кайбулы Арслан-Али. Другой его сын, царевич Муртаза-Али, в это время владел Звенигородским уделом. При этом Арслан-Али в отличие от своих братьев не принял крещения; он прожил дольше всех из этого рода, до первого десятилетия XVII в. Где же он молился, как не в мечети!

 

Наиболее близкие к Москве мусульманские владения перечислены в ответе русского посла султану в Стамбуле в 1570 г.: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула — в Юрьеве, Ибак — в Сурожике, князья ногайские — в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей вере…» Сурожик — населенный пункт XII–XVI вв., ныне городище недалеко от станции Истра к северу от Звенигорода. Судя по приведенной цитате, здесь также была мечеть.

 

Очевидно, что названия типа Сатино-Русское и Сатино-Татарское (села расположены в 2–3 км друг от друга в Подольском районе) свидетельствуют об одном: на подмосковной земле некогда чисто татарские поселения мирно соседствовали с русскими.

 

Мусульманская община Наро-Фоминского района

 

В XV–XVI вв. часть территории этого района входила в состав Звенигородского удела татарских царевичей; косвенным свидетельством этому может выступить ряд тюркских топонимов (Таширово, Юматово и др.). Современная община сложилась в 1930?е гг., после получения Наро-Фоминском статуса райцентра. Ее основу составили татары — выходцы из Мордовии и Нижегородчины, приехавшие для работы на прядильно-ткацкой фабрике — градообразующем предприятии Наро-Фоминска.

 

До 1997 г. община действовала нелегально; в ее распоряжении были только частные дома для проведения молений и мусульманский участок на городском кладбище. С конца 1990?х гг. происходит национально-религиозное возрождение: основано общество татарской культуры «Туган Тел», образовано новое отдельное мусульманское кладбище площадью 1 га. В 2001 г. в составе ДУМЕР зарегистрирована Религиозная организация мусульман (РОМ) Наро-Фоминска.

 

В настоящее время численность мусульман в районе составляет около 4 тысяч человек, из них татар — 1,5 тысячи. Заметны также азербайджанцы, узбеки, таджики, лезгины и другие дагестанские народы, вайнахи. Председатель РОМ — Мустакаев Мифтяхетдин Умярович, 1948 г. р. Имам — Бедердинов Ильдар Хасянович, 1973 г. р., в 2001 г. окончивший Московский высший духовный исламский колледж. В 2005 г. община приобрела землю для строительства молельного дома, который начал функционировать с 2007 г. Проводятся пятничные молитвы, вечерние коллективные намазы-таравихи в месяц Рамадан. С 2009 г. организована работа воскресной школы с преподаванием основ Ислама, арабского языка.

 

Кроме Наро-Фоминска, другие заметные общины мусульман района проживают в г. Апрелевка и пос. Селятино. В них действуют мусульманские участки при кладбищах.

 

9 апреля в Наро-Фоминске праздновалось 10?летие общины. На торжественном собрании, посвященном десятилетию местной религиозной общины мусульман Наро-Фоминского района Московской области, имам-мухтасиб МО Рушан Аббясов вручил от имени председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина благодарственные письма имаму-хатыбу Бедретдинову И. и председателю общины Мустакаеву М. У.

 

От имени мухтасибата Московской области благодарственные письма получили активисты общины Алланазаров Х. А., Бедердинова Г. Т., Валиуллин М. Я., Валиуллина А. Х., Гуров М. В., Джалирова Г. Н., Джумаев Ч. Д., Духанов Н. П., Ковраков К. Ш., Наширова Д. С., Нарбаев М. М., Мураталиев Д. Д., Мурсикаева С. К., Паскеева Р. Ш, Шарипов Р., Эфендин Д. К., Юсев Р. Н. «Эти люди вносят значительный вклад в развитие Ислама и способствуют распространению мира и согласия в Наро-Фоминском районе», — подчеркнул Рушан Аббясов.

 

На праздник приехали высокие гости из Москвы, Калуги и городов Подмосковья, присутствовали представители городской администрации, мухтасибата Московской области, имамы из других общин. Был показан видеофильм про работу общины. Имам-мухтасиб Московской области Рушан Аббясов рассказал о работе мухтасибата и ответил на вопросы слушателей.

 

Продолжение следует.

Лит-ра: Баутдинов Г. Ореховские татары // http://www.islam-ozuevo.ru/history/; Ислам в Москве. Энц. словарь. — Н. Новгород:«Медина», 2008.

 

На фото: Московская Историческая мечеть. Фото 1884 г.

 

Дамир Хайретдинов,
историк, этнолог

 

 

Материал опубликован в газете "Ислам минбаре", №5(186), май 2011.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/16338/">ISLAMRF.RU: Истоки мусульманской общины Москвы</a>