RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Государственно-исламские отношения в России в конце XIX в. по документам Османского архива (Стамбул)

29.02.2008 18:22

Значение богатейшего архивного наследия Турции в изучении истории мусульман внутренней России и Сибири трудно переоценить. Особенно богатый материал для исследования названных проблем хранится в Османском архиве при Премьер-министре Турецкой Республики. Среди документов этого архива выявлено немало материалов, уже сегодня позволивших заполнить многие белые пятна истории татарского народа и других народов Поволжья. Большинство этих документов обнаружено стараниями турецких архивистов. Часть из них опубликована в сборнике «Казань в османских документах», изданном Генеральным управлением государственных архивов Турции к 1000-летию г. Казани. 

Голубая мечеть, СтамбулМне бы хотелось вкратце охарактеризовать состав и содержание документов по истории государственно-исламских отношений в России в конце XIX в. по документам Османского архива. На сегодня в названном архиве выявлены следующие документы по обозначенной мной теме:

1. Перевод двух статей с критикой политики русификации, опубликованных 6 и 10 сентября 1883 г. в русской газете «Новости». Статьи получены из турецкого посольства в Санкт-Петербурге.

2. Донесения двух секретарей турецкого посольства в Санкт-Петербурге, принявших участие в богослужении по случаю праздника Ураза-байрам в 1890 и 1891 гг.

3. Анонимная докладная записка на имя султана о целесообразности дипломатического демарша со стороны османских властей в связи с запретом издания в России некоторых коранических аятов. Документ датирован 17 января 1891 г.

4. Докладная записка советника турецкого посольства в Санкт-Петербурге о положении российских мусульман, политики в отношении их российских властей. Документ датирован 22 февраля 1891 г.

5. Прошение мекканских улемов о доведении до сведения султана о притеснениях, испытываемых российскими мусульманами. Документ относится к 1891 г.

6. Письмо татарского просветителя И. Гаспринского султану Абдул-Хамиду II (1894 г.).

7. Два отчета пятого секретаря султанского секретариата Кямиль-паши о поездках в Санкт-Петербург в 1895 и 1896 г., содержащие сведения о ходе строительства петербургской мечети.

8. Донесение заместителя турецкого военного атташе в Санкт-Петербурге от 27 января 1897 г. с информацией о волнениях, имевших место среди мусульманского населения Казанской губернии в связи с проведением переписи населения.

Все эти документы относятся ко времени правления султана Абдул-Хамида II (1876–1909) и отложились в фонде дворца «Йылдыз» — его официальной резиденции. Наличие вышеназванных документов указывает на возрождение в это время интереса османских правителей к положению российских мусульман.

В первую очередь это было обусловлено тем, что усилившееся в XIX в. соперничество России и Османской империи вынуждало обе стороны лучше изучать друг друга. Это побуждало османскую дипломатию активнее интересоваться положением российских мусульман. Особенно активизируется османская дипломатия в России в период правления Абдул-Хамида II, как известно, вообще интересовавшегося положением приверженцев ислама в разных уголках мира. В то же время и представители мусульманского населения неоднократно обращались в Порту. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что османские падишахи среди казанских татар, как и среди прочих мусульман-суннитов, почитались халифами, следовательно – покровителями ислама.

Хотелось бы остановиться подробнее на содержании нескольких, наиболее интересных, на наш взгляд, документов.

Чиновники османского посольства в Санкт-Петербурге пристально следили за жизнью мусульманской общины Санкт-Петербурга, в основном состоявшей из представителей волжских татар. Большой интерес представляют два описания праздничного намаза, совершенного татарами, проживающими в Санкт-Петербурге по случаю Ураза-байрама в 1890 и 1891 гг. Описания осуществлены чиновниками посольства в Петербурге, непосредственно присутствовавшими на богослужении, и дают информацию не только исторического, но и этнографического характера.

По мнению турецких дипломатов, политика России в отношении мусульман носила дискриминационный характер. По словам третьего секретаря посольства Абдурреззака, доклад которого относится к 1890 г., своими мероприятиями российские власти добились того, что «твердо придерживающиеся своей религии здешние мусульмане поставлены в условия, способствующие ее элементарному забвению». Дипломатами отмечены различия в ходе богослужения, чтении хутбы, в одежде с мусульманами в Османской империи. Отмечено, что петербургские мусульмане не имеют мечети и вынуждены совершать праздничные намазы в зале городской думы – помещении, не соответствующим мусульманским канонам. Надо сказать, что вопрос строительства мечети в Санкт-Петербурге живо интересовал самого султана. Одному из высокопоставленных турецких чиновников — пятому секретарю султанского секретариата Кямиль-паше, в 1895 и 1896 гг. с личными поручениями султана ездившему в Санкт-Петербург, было предписано собрать сведения и о ходе строительства этой мечети. Его отчеты содержат информацию о беседе на эту тему с петербургским имамом Атауллой Баязитовым. 

Сами российские мусульмане по разным причинам также стремились привлечь к себе внимание османских властей. Здесь следует упомянуть письмо, написанное в 1894 г. татарским просветителем Исмаилом Гаспринским султану Абдул-Хамиду II с изложением состояния издания мусульманских книг в России. К письму приложен список 130 книг «на арабском, тюркском и персидском языках», передаваемых в дар султанской библиотеке.

С другой стороны, усиление русификаторской и христианизаторской политики в Российской империи во второй половине XIX в. вызывало протесты неправославного населения России. Свидетельством этому служит адресованное шейх уль-исламу Османской империи прошение улемов Мекки, основанное на обращении казанских мусульман. В этом документе описываются мероприятия царского правительства в отношении мусульман, расценивавшиеся российскими мусульманами как ущемление их религиозных прав (обязательность открытия при каждом мектебе или медресе школы для изучения русского языка и письма (1870 г.), попытки цензурирования Корана и книг по фикху, введение образовательного ценза для представителей мусульманского духовенства (1888 г.) и др.).

Выявленные в Османском архиве документы указывают на перспективность поиска и выявления материалов по истории государственно-исламских отношений в Российской империи в архивах Турции и позволяют наметить основные направления этих поисков.

 

И. А. Мустакимов,
Ведущий специалист ГАУ при КМ РТ, Казань

 

Материал опубликован в ежегодном научно-аналитическом бюллетене
«Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия», Нижний Новгород, 2006.
 

 

На фото: Голубая мечеть, Стамбул (www.fotki.yandex.ru).

 

29.02.2008

 

Ссылки по теме:

Мусульманское богослужение в Российской империи (Европейская часть России и Сибирь)

Союз мусульман и православных — основа стабильности Российской Федерации

Духовное Управление мусульман между реформами и революциями (1862-1917)

Российские мусульмане: долгий путь к объединению

Умар Идрисов: Духовное управление мусульман в России как прообраз государственности

История исламской политики в Российской империи

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1841/">ISLAMRF.RU: Государственно-исламские отношения в России в конце XIX в. по документам Османского архива (Стамбул)</a>