Араб Абд аль-Гафар
25.04.2007 17:20К 150летию со дня рождения голландского исламоведа Христиана Снука Хюргронье (1857–1936).
Интерес к истории Ислама, к его месту и роли в политической жизни современного общества растет с каждым днем. Из самых разных источников мы все больше узнаем о выдающихся мусульманских деятелях и ученых, посвятивших себя изучению великой религии мира. Одним из лучших знатоков Ислама прошлого века считался голландский ориенталист Христиан Снук Хюргронье.
Становление Снука как ученого проходило в обычных для голландского ориенталиста рамках. В семнадцать лет он поступил в Лейденский университет на факультет теологии. Уже в первые годы учебы Снук интересуется некоторыми областями востоковедения. Он посещает лекции известного историка религий Куэнена, уделяет много время изучению арабской филологии, где его учителем был знаменитый арабист М. де Гуе. Общение с такими крупнейшими учеными определило окончательно выбор Снука в сторону исламоведения. В 1880 году он защитил диссертацию, посвященную вопросам хаджа. «Мекканский праздник» стал первым большим исследованием голландского исламоведа, где ученый впервые в мировой практике истории Ислама проследил возникновение легенды об Аврааме как основателе Каабы, отвергнув теорию другого голландца Р. Рози о роли евреев в Мекке до Ислама.
В этом же году Снук едет в Страсбург к знаменитому немецкому востоковеду и филологу Теодору Нельдеке для занятий семитскими языками. А через год Снук сам приступает к педагогической деятельности, читая лекции по исламоведению для слушателей школы остиндских чиновников.
Снук никогда не был кабинетным ученым. Авантюрист по натуре, в августе 1884 года он принимает смелое решение отправиться в Мекку и познакомиться с обрядами хаджа на месте. Под именем мусульманина Абд альГафара он совершил паломничество в священный город, результатом полугодового пребывания стало появление фундаментального труда «Мекка» и работ по арабской диалектологии «Мекканские пословицы», принесших автору мировую славу. Почти весь мусульманский мир предстал в работах европейца.
В 1889 году правительство Голландии направляет Снука в Индонезию, где с небольшим перерывом он провел пятнадцать лет в ОстИндии сначала в должности советника по восточным языкам и мусульманскому праву, а позднее в звании советника по местным и арабским вопросам. Первые годы своей деятельности знаменитый голландец посвящает изучению народа ачинцев. О жизни малоизвестного до тех пор народа он издает двухтомную работу «Ачехцы». Встречаясь с местным населением, он всегда представлялся мусульманином Абд альГафаром.
В 1906 году Снук возвратился на родину, где продолжил преподавательскую деятельность в Лейденском университете.
Основоположник исламоведения, паломник Абд альГафар, член многих академий (с 1924 года членкорреспондент Российской академии наук), блестящий публицист — все эти характеристики относятся к одному человеку, ставшему украшением мировой науки. Другой известный российский исламовед В. Бартольд в своей работе «Ислам и современная культура» дает оценку работ Снука, приводя строки, которые сегодня звучат очень своевременно и актуально: «Знаток Ислама СнукХургронье, напечатавший в 1916 году лекции, читанные им в 1914 году в Америке, в конце своей книги привел слова поэта Р. Киплинга:
Но Запад есть Запад, Восток есть Восток,
И им никогда не сойтись.
В противоположность этому безотрадному взгляду СнукХургронье высказал свое глубокое убеждение, что соглашение между Исламом и современной культурой вполне возможно и что для достижения такого соглашения не было более благоприятного времени, чем то, в котором мы живем <…>. Предсказать, какова будет роль религии в будущей жизни человечества, едва возможно; во всяком случае Ислам как мировая религия, веками доказавшая свою жизнеспособность, осуществившая если не идеал свободы, то идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство, не будет вытеснен никакой другой».