RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

К вопросу о концепции Исламского образовательного комплекса во главе с Российским исламским университетом

05.05.2008 15:15

И.К. Загидуллин,
к.и.н., ректор Российского исламского университета (Махачкала)


В развитии религиозного исламского образования в Российской Федерации наметился новый этап. В апреле 2006г. Совет муфтиев России  распространил проект «Концепции развития исламского образования в России», разработанный по согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ. Автором концепции является Марат Муртазин, заместитель Председателя Совета муфтиев России, Председатель Совета по исламскому образованию, ректор Московского исламского университета и Московского исламского института. Достоинством документа, требующего еще существенной доработки, следует признать системный и концептуальный подход в оценке сложившейся ситуации в данной сфере. В концепции речь идет о формировании целостной и многоступенчатой системы религиозного образования в Российской Федерации:

1-я ступень – начальное религиозное образование;
2-я ступень – среднее;
3-я ступень - среднее специальное;
4-я ступень – высшее религиозное образование в лице Института сроком обучения 4-5 лет;
5-я – светское высшее образование с исламским компонентом – Университет – сроком обучения 4 года (бакалавр) и 5 лет (специалист);
6-я ступень - послевузовское образование – магистратура.

Реализация данного проекта предполагает проведение большой организаторской, учебно-методической и научно-исследовательской работы всех заинтересованных сторон. Очевидно, что предстоит кропотливая и трудоемкая созидательная работа по формированию многоступенчатой модели в целом и ее стандартов, пакета нормативной документации в частности. Неотъемлемой частью концепции выступает совершенствование учебных программ и образовательного процесса, обеспечение его квалифицированными кадрами и учебной литературой, укрепление материальной базы каждого из звеньев религиозной образовательной системы.

 В концепции головным учебным заведением определен университет. Этой высокой миссии призван служить и Российский исламский университет, реализующий сегодня образовательные программы в сфере высшего и светского образования.

На сегодняшний день в округе Совета муфтиев России функционируют два высших религиозных учебных заведения - Московский исламский институт и Российский исламский университет.

В Московском исламском университете, в светском высшем учебном заведении,  вырабатывается модель «облегченного» исламского образования, в которой последнее выступает производной от светского образования. При окончании учебного заведения, помимо диплома о высшем светском профессиональном образовании, шакирды, уже как выпускники Московского исламского института, будут получать диплом по религиозному направлению бакалавра «Исламское богословие», что становится возможным благодаря проведению взаимозачета изученных ими учебных дисциплин в рамках образовательной программы по «Теологии». Подготовка специалистов по исламу в рамках небольшого объема учебных часов, выделенного на изучение религиозных дисциплин, в принципе достаточно для исполнения обязанностей имама-хатыпа в приходе и преподавания религиозных дисциплин в начальном или даже в среднем учебном заведении.

По другой модели развивается Российский исламский университет. Здесь реализуют программы религиозного образования по специальностям «Коранические науки» и «Шариатские науки» с квалификацией «Имам-хатып. Преподаватель шариатских наук и арабского языка» и «Имам-хатып. Преподаватель коранических наук и арабского языка». Вследствие отсутствия возможности получения в стенах университета светского образования наши шакирды обучаются заочно, как правило, на платной основе в других ВУЗах.

Московский исламский университет выделяется малочисленным контингентом студентов… Несмотря на значительность, на первый взгляд, численности обучающихся, количество выпускников РИУ оставляет желать лучшего. Достаточно отметить, что сегодня на религиозных факультетах  РИУ на 1 курсе обучается -  36  чел., на 2-м курсе -  18    чел.,  3-м курсе   -    12 чел., 4-м курсе   - 13  чел. Невысокие показатели и по выпускам предыдущих лет: в  2002 г. – 14 чел., в 2003 - 8, в 2004 – 14, 2005 г. – 8 чел.  Низкий КПД приводит к неоправданно высокой себестоимости подготовки шакирдов в РИУ. Текучесть контингента обучающихся стало неотъемлемой частью  учебного процесса в РИУ. Скажем, за последние 40 дней по собственному желанию из ВУЗа ушли 5 студентов, в том числе 1 -  по семейным обстоятельствам (из-за болезни матери).

Одна из составляющих такого явления заключается в наборе студентов главным образом из выпускников светских общеобразовательных учебных заведений и связана с отсутствием на сегодняшний день отлаженной системы постоянной действующей профориентационной работы с учащимися медресе. В современных условиях, когда ощущается острый недостаток в высококвалифицированных религиозных специалистах, в РИУ отсутствует конкурс при поступлении как в светские, так и в религиозные специальности. Одним из реальных шагов по налаживанию сотрудничества с медресе является введение в РИУ многоступенчатой системы образования.

Согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных организациях» деятельность в сфере религиозного образования могут осуществлять исключительно религиозные организации (статья 19). Российский исламский университет, зарегистрированный как светское высшее учебное заведение, первоначально развернул свою деятельность в сфере религиозного образования. Лицензию на право ведения образовательной деятельности по светскому направлению «Теология» получил в 2000 г., первый набор был осуществлен лишь спустя два года. Сегодня на  шариатском факультете обучается 46 человек, на факультете Корана – 36, на
Теологическом – 36.  Создается впечатление, что бывшее руководство РИУ преднамеренно сдерживало светское направление. Свидетельство тому – роспуск в прошлом году  группы абитуриенток, изъявивших желание обучаться по данной специальности.

В 2005 г. Минобрнауки РФ отказалось выдать лицензию светскому ВУЗу на продолжение образовательной деятельности в сфере религиозного образования. Проблема тогда не была решена, а лишь отодвинута на один год - РИУ получил временное разрешение на продолжение своей деятельности, срок которого истекает 30 июня 2006г.

Какие пути выхода из ситуации? Внесение изменений в действующее федеральное законодательство, разрешающее светскому  ВУЗу вести обучение по религиозным образовательным программам или организация нового религиозного института. Реальным представляется второй вариант. Учреждаемый новый Исламский институт призван продолжить и развивать накопленный позитивный опыт, учесть недоработки и стать ведущим религиозным образовательным и научно-исследовательским центром в России.

На первый взгляд кажется, что произойдет снижение статуса ВУЗа. Так ли это на самом деле? Восемь прошедших лет и несколько выпусков – достаточный срок для формирования полноценного религиозного ВУЗа. Пока в РИУ реализуются лишь два направления на уровне бакалавриата. Бакалавриат  - это лишь первый этап в получении высшего образования. Университет, как заявлено в уставе РИУ, должен выпускать специалистов (магистров). Одним словом, еще рано говорить об университетском уровне подготовки религиозных кадров. Символично, что  до сих пор оставался открытым вопрос, какой должна быть перспектива развития высшего религиозного образования в России и в РИУ в частности. Потому что еще «не успели» разработать их концепции, потому что отсутствует классификатор религиозных специальностей, реализуемых в России, потому что кафедры РИУ не имеют штатного расписания...

Почему так происходит? Здесь масса объективных и субьективных причин. После советского периода, уничтожившего систему религиозного образования в Поволжье и Приуралье, практически с чистого листа, не имея представления о накопленном опыте в этой области, началось формирование университета.  На мой взгляд, помимо всего прочего, главная причина указанных издержек сводится к тому, что в составе бывшего ректората не было лиц, имеющих высшее религиозное образование. Отсутствовал также опыт преподавательской или руководящей (заведующий кафедрой или декан)  работы в светском ВУЗе, поскольку они не имеют высшего светского образования. В этом отношении исключение составляет бывший проректор по учебной и научной работе Г.Закиров, кандидат физико-математических наук, благодаря неустанной титанической работе которого РИУ состоялся как религиозное учебное заведение (пришел в РИУ из научно-исследовательского института).

В данной ситуации шагом вперед представляется переход к подготовке  специалистов с 5-летним сроком обучения.

Тезис о том, что в Закавказье даже муфтии имеют лишь школьное образование, не может стать аргументом в противодействии создания условий для получения будущими имамами высшего образования. Ислам  приветствует получение знаний, не отрицает светское образование. Одним из составляющих концепции исламского образования в России является обязательность для будущих имамов высшего светского образования. Другого пути нет. Иначе они в современном обществе останутся в ущемленном положении, ибо обязаны сотрудничать не только с пришедшими в мечеть прихожанами и исполнять религиозные обряды, но и отстаивать интересы махалли перед местными органами власти и частными лицами, убеждать их в своей правоте и в истинности намерений, правильно мотивировать свою точку зрения с учетом ментальности и ценностных ориентиров светского человека и др. Мы говорим об авторитете будущего имама-хатыпа и перед прихожанами, взрослая часть которых имеет высшее или среднее специальное образование. Наконец, по исламу духовное лицо не является духовным саном. Светское высшее образование будущего имама в светском государстве, в поликультурном обществе означает его  социальную защиту. До этого времени проблема частично решалась за счет поступления в РИУ лиц с вузовским дипломом или обучением шакирдов в заочной форме, как правило, на платной основе в светских  ВУЗах. К слову сегодня практически все выпускники РИУ обучаются в ВУЗах, осваивают новые светские специальности.

Поэтому деканы шариатского факультета и факультета Корана, сохраняя приоритетность религиозных дисциплин, разработали учебные планы, интегрированные  с учебным планом  по специальности «Иностранный язык» (арабский язык), которую мы открываем в новом учебном году. Преподавание арабского языка – языка Корана – ведется в РИУ на достаточно высоком уровне. К тому же шакирды получают квалификацию преподавателя арабского языка и религиозных дисциплин. Однако для работы в светских образовательных учреждениях  требуется диплом об окончании светского ВУЗа. Легитимность религиозного диплома локализуется религиозными организациями. Путем взаимозачета значительной части учебных предметов и выполняя государственный стандарт за счет обучения в вечерней или дневной форме мы юридический оформляем, приспосабливаем к действующему законодательству знания шакирда. Они овладевают профессией учителя арабского языка, что, несомненно, профессионально обогатит будущего имама как педагога.

На повестку дня также поставлен вопрос о предоставлении девушкам возможности получать высшее религиозное образование. 

Сказанное лишь часть того, что закладывается в концепцию развития РИУ (что должны были сделать восемь лет назад), к разработке которой приступила наша рабочая группа.  Ее проект будет представлен широкой общественности и опубликован в СМИ.

Формирование отлаженной системы постоянной действующей профориентационной работы с учащимися медресе.

В РИИ реализуются две модели образования на уровнях бакалавра (4 года) и специалиста (5 лет): Первая модель предполагает обучение по единому и  многоступенчатому учебным планам. Вторая модель на основе единых учебных планов и учебно-методического комплекса РИИ и медресе позволяет интегрировать выпускников средне-специальных учебных в вузовский учебный процесс по сокращенной учебной программе.

 Приоритетным направлением в деятельности РИУ представляется возрождение джадидистких традиций дооктябрьского периода.  Естестенно речь не идет об механическом реанимировании джадидизма. Коцептуальное обоснование исламского учения Нового времени выработано Габдуннасыром Курсави, Шигабутдином Марджани, Ризаэтдином Фахретдиновым, Мусой Бигиевым. Труды татарских богословов и сегодня высоко оцениваются в исламском мире. 

Идеологическими руководителями джадидизма выступили  мусульманские духовные лица совместно с татарским препринимателями, глубоко осознавшими необходимость обновление ислама в российских реалиях. Татарские предприниматели выступи социальными заказчиками распространения новометодного образования среди татар.

Сегодня успех в создании конкурентоспособной в исламском мире системы высшего религиозного образования в России во многом зависит от сотрудничества религиозных деятелей и светских ученых, интеллектуальной элиты уммы, религиозных и правительственных институтов. Как сказал мудрец, ошибки совершаются потому, что каждое новое поколение игнорирует опыт своих предков. Поэтому успех в деле развития религиозного образования  стране возможны только при учете позитивного мирового опыта в этой области, в случае привлечения для открытого обсуждения всех заинтересованных сторон путем обсуждения концепции на семинарах и  конференциях приглашением на научные форумы зарубежных специалистов и.

Другим важнейшим элементом системе новометодного образования начала ХХ в. являлась самодостаточность в экономическом отношении мектебе и медресе, национальных учебно-воспитательных  заведений, содержащиеся за счет внутренних ресурсов российской уммы: в имперский период самодержавие отказывалось финансровать исламские образовательные учреждения. Сегодня государство отделено от церкви. Проблема учета этой специфической особенности функционирования джадидистских учебных заведений достойна пристального изучения.

Этот аспект организации современной системы высшего религиозного образования, к сожалению, в недостаточной мере принимается во внимание. Между тем тесное сотрудничество правительства  исламсих институтов в возрождении и развитии традиционных религий являются гарантом стабильности и общественного спокойствия в поликонфессиональной и многоэтнической Российской Федерации.

На основе договора о сотрудничестве между РИИ и РИУ, шакирды на добровольной основе на основе сквозных планов, путем взаимозачеты изученных в Институте учебных дисциплин, смогут при окончании учебного заведения получить диплом высшего профессионального образования по специальности «Иностранный язык» с квалификацией «Учитель арабского языка». Тем самым решается важнейший социальный вопрос по трудоустройству выпускника, повышается его квалификация как пастыря прихожан.

Развитие высшего религиозного образования в Казани, отвечающее современным требованиям, представляется в форме Исламского образовательного комплекса (ИОК), в состав которого входят: Российский исламский университет, Российский исламский институт, филиалы РИУ и РИИ, медресе и др.

Российский исламский университет (РИУ) в системе религиозного образования

Часть учреждений ИОК функционируют на базе РИУ.

Потенциал РИУ позволяет выступать в качестве головного  учебно-методического  и экспертного центра Совета муфтиев России по светским специальностям.

ВУЗ будет реализовывать курсы по основам ислама на нескольких уровнях:

  1. Обучающиеся  в РИУ в рамках аудиторных часов, отведенных в учебном плане для национально-регионального компонента, факультативных занятий, курсов по выбору и гуманитарным предметам получат минимум знаний об основах ислама и по арабскому языку, что позволит им стать «просвещенными мусульманами»;

  2. Обучающиеся по специальности «Теология» в случае выполнения стандарта могут получить средне-специальное или высшее религиозное образование;

  3. Третьим уровнем изучения ими ислама станет обучение в РИИ в очной или очно-заочной форме по одному из реализуемых здесь религиозных направлений бакалавриата или специальности.

В системе высшего религиозного образования РИУ станет:

  1. ведущим научно-исследовательским центром по гуманитарным междисциплинарным направлениям, связанных с исламской проблематикой в России и в мире;

  2. глубоко интегрированным с РИИ, академическими институтами и ВУЗами международным научно-исследовательским центром исламоведческих исследований;

  3. кузницей педагогических и преподавательских кадров по светским специальностям, будущих преподавателей в национальных светских и религиозных средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;

  4. центром светского высшего образования по очной, очно-заочной и заочной формам для шакирдов РИИ и других религиозных учебных заведений;

  5. ВУЗом, социально ориентированным на предоставление высшего образования мусульманским духовным лицам;

  6. образовательным центром по подготовке высоко квалифицированных национальных кадров для культурного и экономического сотрудничества с мусульманскими  странами;

  7. учебно-методическим центром (совместно с РИИ) по реализации новой модели исламского образования в России, выступающей неотъемлемой частью исламской образовательной системы  мире, имеющей свои особенности.

Российский исламский институт (РИИ) призван стать головным учебно-методическим центром исламского учебного комплекса по разработке унифицированных учебных планов, многоступенчатой системы религиозного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров религиозных средних и средне–специальных учебных заведений, сотрудников региональных Духовных управлений и приходских мусульманских духовных лиц в Татарстане и России.

РИИ осуществляет свою внутреннюю деятельность в соответствии и на основе: откровения Всевышнего - Священного Корана; Сунны посланника Аллаха Мухаммада (да будет Ему приветствие Аллаха и благость Его); норм шариата,  выраженных в иджтихаде[1] факихов[2], следовавших установлениям Корана и Сунны Пророка; религиозно-правового направления (мазхаба) имама Абу Ханифы при уважении других традиционных мазхабов.

Целями деятельности Института являются повышение духовного потенциала    и    укрепление    нравственных    устоев    общества,    создание соответствующей основы в обществе через подготовку высококвалифицированных мусульманских религиозных деятелей, специалистов по различным отраслям исламских наук; удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, посредством получения профессионального религиозного образования.

В соответствии с поставленными перед РИИ целями предметом деятельности Института является:

  • организация учебного процесса;

  • организация выполнения научных работ;

  • создание и издание учебников и учебных пособий;

  • переподготовка и повышение квалификации кадров для мусульманских учебных заведений всех уровней;

  • переподготовка и повышение квалификации служителей культа и других специалистов, работающих в религиозных учреждениях;

  • распространение теологических знаний и мировоззренческих основ Ислама;

  • организация   филиалов,   отделений   и   учебно-консультативных   пунктов Института в регионах компактного проживания мусульман;

  • изучение спроса на специалистов с духовным образованием и вопросов использования выпускников Института;

  • организация семинаров, симпозиумов и конференций по роду своей учебно-педагогической и научной деятельности;

  • осуществление иной, не запрещенной законом деятельности.

РИИ осуществляет учебную и научную деятельность, направленную на реализацию образовательных программ религиозного высшего профессионального, послевузовского, довузовского и дополнительного профессионального образования, проводит научные исследования.

Институт имеет в своем составе следующие факультеты:

  • проповеднический;

  • шариатский;

  • корановедения;

  • хадисоведения;

  • истории ислама;

  • исламской экономики;

  • исламской цивилизации и др.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме.

РИИ реализует образовательные программы:

  • среднее полное религиозное образование

  • средне–специальное религиозное образование

  • довузовское религиозное;

  • послевузовское религиозное;

  • дополнительное религиозное.

Научно-иследовательнская деятелность РИИ имеет следующие направления:

  • изучение и обобщение опыта распространения Ислама;

  • изучение и распространение религиозного и научного наследия  исламских богословов Татарстана и России;

  • теологические  исследования  Корана  и  Сунны  на  основе  современных достижений светских и духовных наук;

  • современные толкования и сравнительно-сопоставительные исследования Священного Писания и предания;

  • создание учебников, учебных пособий, специальной литературы;

  • исследование психологии и менталитета верующих;

  • исследование с точки зрения ислама современных проблем, встречающихся в жизнедеятельности мусульман;

РИИ совместно с Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России разрабатывает:

  • классификатор специальностей средне-специального и высшего религиозного образования в России.

  • стандарты средне-специального и высшего религиозного образования оп направлению бакалавриата, специальности и магистратуры;

  • широко пропагандирует свои учебно-методические пособия и наработки, научные труды учебных по исламу для формирования и библиотек по исламскому образованию с целью совершенствования оказывает учебно-методическую помощь посредством издания;

  • разрабатывает  учебные планы и стандарты  многоступенчатого религиозного образования

  • реализует  многоступенчатую образовательную систему, состоящей из следующих звеньев: среднее религиозное учебное заведение – среднее специальное учебное заведение – РИИ и внедряет ее в своих филиалах.

Учебно-методический центр (УМЦ) организует свою деятельность на основе договора о сотрудничестве с Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России.

Главной целью УМЦ деятельности является:

  • подготовка к изданию учебно-методических пособий и учебников, в том путем перевода с других восточных языков для начальных, средних, средне-специальных и высших учебных религиозных заведений на русском, татарском и арабском языках, словарей, календарей и другой издательской продукции, имеющей отношение к учебному процессу, для региональных  духовных управлений мусульман;

  • просветительская деятельность среди населения;

  • проведение экспертной оценки религиозным изданиям.

С целью реализации проектов и грантов УМЦ тесно сотрудничает с ведущими зарубежными и отечественными религиозными образовательными центрами и исламоведами, проводит консультации, семинары и конференции, направленных на совершенствование учебных пособий и др. 

Центр религиозного образования и просвещения (ЦИОиП):

  • ведет профориентационную работу по привлечению молодежи в начальные, средние, средне-специальные и высших религиозные учебные заведения через свои представительства в регионах;

  • занимается просветительской работой среди различных социальных и возрастных групп мусульман;

  • проводит научно-практические конференции, презентации и другие культурные мероприятия, связанные с исламской проблематикой, знаменательными событиями и юбилейными датами известных религиозных деятелей, учебных заведений, мечетей, вакуфов и событий;

  •  на основе специально разработанной концепции разрабатывает и обеспечивает поддержку сайта «Исламский мир», имеющего два направления:

а) информационное (на русском, татарском и английском языках):

  • новости в российской умме на основе анализа отечественной религиозной и светской средств массовой информации (СМИ);

  • новости в исламском мире на основе отечественной и зарубежной СМИ.

б) культурологическое (на русском и татарском языках), имеющее следующие направления деятельности:

  • учебно-методическое обеспечение преподавателей и учащихся в начальных, средних,  средне-специальных и высших учебных заведениях;

  • учебно-методическое обеспечение изучающих арабский язык;

  • ознакомление  с известными  исламскими  богословами и их наследием;

  •  ознакомление  общественности с известными  татарскими исламскими  богословами и их трудами

  • пропаганда основ ислама;

  • ознакомление с современными разработками по исламоведению.

Полный вариант концепции Исламского образовательного комплекса во главе с Российским исламским университетом, в ближайшее время будет опубликован  в СМИ.

Примечания:

[1] Деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса.

[2] богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/2732/">ISLAMRF.RU: К вопросу о концепции Исламского образовательного комплекса во главе с Российским исламским университетом</a>