RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Можно ли быть мусульманином вне культуры?

27.09.2007 17:31

Выходящий под началом Духовного управления мусульман Дагестана журнал «Ислам» — цветной и щедро иллюстрированный — сам по себе явление полиграфической культуры. На его страницах нередко рассказывается о культурном наследии Ислама и о современных деятелях культуры. Поэтому именно с Айной Гамзатовой, главным редактором такого издания, стоит обсудить, насколько ныне развита исламская культура у нас в стране.

— Разрешите сразу же задать вам такой необычный вопрос: а можно ли быть просто мусульманином — безо всякой культуры?

— Нет, это невозможно. Сам факт, что Всевышний ниспослал Ислам изначально на аравийские земли, где отсутствовала всякая цивилизация, подчеркивает отличие особой культуры мусульманина после принятия Ислама — от невежества язычников до принятия ими Божьих заповедей. Представьте себе, о какой культуре могла идти речь, когда новорожденных девочек бесчувственно закапывали в землю и кусок дерева почитали как Бога!

    Только после того, как Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение!) был ниспослан Ислам, пошел отсчет цивилизованного времени во всех отношениях. Я не хочу словом Ислам обидеть ни христиан, ни иудеев, ибо Ислам — религия, ниспосланная всем на земле. И она такая же моя вера, как и любого иудея или христианина, — все зависит от того, кто из нас в какой мере изучает и следует канонам Единственного Господа.

    В Исламе существует культура, начиная от взаимоотношений отцов и детей, друзей и соседей, жениха с невестой и мужа с женой до отношений между главами государств и даже до отношений с Самим Творцом. Кроме того, не хватит многих томов, чтобы описать культуру отношений в обществе, дома, на работе, в бизнесе и т. д., которую возлагает Ислам на мусульман.

    Мусульманину необходимо учиться такому этикету, иначе можно оказаться в числе тех, кто не стремится к милости Всевышнего.

— Глобализация нивелирует все национальные особенности. Дешевле покупать китайское или турецкое фабричное, скроенное по интернациональным образцам раскрученных фирм. Значит, скоро вообще пропадут все особенности, выражаемые в одежде, стиле жилища, дизайне общественных помещений?

— В вашем вопросе можно одновременно найти и ответ. Наверное, достаточно было бы просто согласиться в этом предположении. Но, так как по характеру я большая оптимистка и уповаю во всем на Аллаха, все­таки у меня есть надежда, что мусульмане не утеряют до конца особенностей исламской культуры в быту, в обустройстве своего дома и т. д.

    В чем выражаются эти особенности? Например, в невысоком столе для принятия пищи. Когда человек сидит на маленькой подушке на полу, его ноги поджаты, и в это время желудок человека как бы не полностью раскрыт и не позволяет ему принять чрезмерно много еды, что соответствует культуре приема пищи мусульманином. Другая особенность мусульманского жилища — это дополнительный выход из помещения для женщин, чтобы не сталкивались подруги и родственницы жены с посторонними для них гостями мужа этой женщины.

    Но заметьте, нельзя путать стиль жилища мусульманина с новинками прогресса. Кто­то считает, что кровать в до­ме — это неправильно, ибо полторы тысячи лет назад мусульмане спали на полу. Но всем также известно, что полторы тысячи лет назад мусульмане не ездили на автомобилях. Есть люди, сомневающиеся в качестве совершения хаджа в наши дни: вот раньше наши деды пешком отправлялись в паломничество — вот это был настоящий хадж! Но тогда самолеты не летали в Саудовскую Аравию, и у мусульман была необходимость пешком выполнять наказ Всевышнего. А тот, кто сейчас повторяет пример предков, может оказаться из числа нежелающих пользоваться благами, ниспосланными им Всевышним. Упаси нас Бог оказаться в числе неблагодарных!

— Как соотносится исламская культура и ахляк — нрав мусульманина?

— Исламская культура — это образ жизни мусульманина. Она обязывает к особому поведению во всех моментах жизни. Мусульманин не может проявлять культуру где­то на людях, а сам по себе быть невежей, ибо истинный верующий в Исламе должен вести себя так, словно он постоянно видит своего Господа, хотя на самом деле Господь видит его всегда.

    Верующий человек предупредителен с близкими, ибо лучший — тот, кто хорошо обходится со своей семьей. Он всегда гостеприимен: даже обремененный проблемами, он не покажет этого гостю, уповая на Аллаха. Кроме того, сам, будучи где­то в гостях, он не задержится более двух дней, чтобы не досаждать хозяевам и их личной жизни. Пророк (мир ему и благословение!) предупреждал, чтобы мы не разговаривали на родном языке в обществе, где есть хоть один человек, который не понимает нас. Чтобы двое не говорили шепотом, втайне от третьего. Чтобы тот, кто пришел в мечеть позже, не портил ряды, а стал там, где есть место. Чтобы при разговоре один не перебивал другого и т. д.

    Есть огромный перечень правил, из которых и состоит нрав мусульманина, покорного своему Творцу.

— Существует ли особая детская, особая подростковая и особая молодежная культура в Исламе?

— Дети одинаковы во всех семьях: не имеет значения, кто их родители — мусульмане или нет, ибо в каждом ребенке изначально заложена вера в Единственного Бога. Все наказы Всевышнего становятся для него обязательными только после того, как он достигнет совершеннолетнего по Исламу возраста. А пока они еще дети, взрослым необходимо устраивать для них культурные мероприятия, например мавлиды, рассказывающие о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!).

    Любой ребенок — это будущий взрослый, поэтому его надо готовить к правилам взрослой жизни. Отдать на обучение в медресе. Добавить какие­то отличительные детали в одежде, чтобы малыш чувствовал себя частичкой уммы уже в раннем детстве.

    Когда дети становятся подростками, им нужно уделять особое внимание. Так как в этом возрасте уже начинается влияние того, кто рождается параллельно с каждым из нас, — врага верующих, шайтана. Он внушает юным девочкам, что непокрытые волосы — это красиво, оголенные животики — это культура, а хиджаб — возвращение в прошлое. Важно, чтобы рядом оказался компетентный учитель, который разъяснит, что культурный человек — это не тот, кто позволяет себе ходить на занятия в шортах и майке. Что у каждой одежды есть свое место в жизни, только место ее ношения надо выбирать в соответствии с наказами Того, к Кому мы непременно вернемся в назначенный час.

— Время старости имеет свои достоинства и свои слабости — как мусульманин должен вести себя на пороге перехода в мир иной? Иначе говоря, в чем секрет «культуры старения»?

— Меня всегда удивляют взрослые женщины, которые судачат на лавочках у подъезда, и старые мужчины, «гоняющие» с утра до вечера в шеш­беш в городских парках.

    Другое дело — взрослая женщина, аккуратно одетая в хиджаб, под которым, может быть, и прячутся морщины на руках и шее, а может, и нет, это неизвестно. Перед нами лишь приятное, одухотворенное верой, умудренное жизнью, светлое лицо мусульманки. Мы уверены, что она не расскажет нам «последнюю новость о наших соседях» и не внесет раздор в чью­то семью.

    К преклонному возрасту мусульмане готовятся с молодости, ибо ни у кого из нас нет гарантии следующего вздоха. Но, тем не менее, в старости особо чувствуется дыхание ангела Израила, поэтому верующие в это время особо неустанно готовятся к переходу в мир иной, постоянно поминая Аллаха, совершая молитвы и читая дуа детям и близким.

— Насколько в современном Дагестане после атеистических гонений за 70 лет советской власти восстановлена традиционная мусульманская культура? Каковы проблемы?

— Надо воздать хвалу Всевышнему за все, что происходит вокруг: и в Дагестане, и в России, и вообще в мире!

    Когда сравниваешь изменения, которые произошли даже за последние десять лет, понимаешь, что без помощи Всевышнего и особой Его милости мы ничего не смогли бы. Если спросить у любого дагестанца о его любимом празднике, то, не задумываясь, вам ответят: Ураза­байрам. Мусульманские праздники отмечаются масштабно в театрах и клубах. На чествовании Курбан­байрама большинство дагестанцев следуют обряду жертвоприношения: мясо курбана раздается неимущим соседям, родственникам и просто знакомым.

    Не секрет также, что основную часть паломников России в Мекку составляют именно дагестанские мусульмане. И самое главное — это, конечно, исламское образование, к которому стремится большинство юных дагестанцев, как и положено мусульманам.

    Радуют хоть небольшие, но пополняющиеся мусульманские библиотеки.

    Если же говорить о проблемах, которые возникают во всех этих процессах, то они настолько естественные, что не стоят особого внимания.

— Кого бы вы назвали ведущими деятелями современной мусульманской культуры в нашей стране?

— Мне не хотелось бы, назвав одних, как­то обидеть других. Поэтому просто — без имен — я хочу сказать, что благодарна Всевышнему за любую хорошую инициативу со стороны мусульманской интеллигенции во благо Ислама!

Беседу вел культуролог Джаннат Сергей Маркус

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/796/">ISLAMRF.RU: Можно ли быть мусульманином вне культуры?</a>