RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мудрый голос российских мусульман

18.05.2009 10:44

«Победоносцев над Россией простер совиные крыла».  

 

Апрельские дни 1883 г. трудно было назвать временем «весенних надежд». Режим Александра III вел жесткую борьбу с любым инакомыслием. Репрессии оправдывались недавним убийством его отца Александра III. Символами эпохи стали чеховские «человек в футляре», душивший любую свободную инициативу, и «Ионыч», использующий  святое ремесло врача ради обогащения. Идеологом эпохи того застоя был обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, которого сравнивали с кощеем, пауком и упырем-кровососом. Он был категорическим противником парламента, конституции, политических свобод, равноправия граждан. Слова в эпиграфе, взяты из поэмы Александра Блока «Возмездие». Русские интеллигенты, независимо от религии и нации понимали, что  пробуждении от кощеева сна будет страшным и кровавым. Но они знали, что нужно работать над превращением народа в сознательных граждан, а не в восставших рабов, как в дни Пугачевщины.

 

Одним  из великих памятников становления гражданского общества в России стала газета «Тарджеман»--«Переводчик». В самой первой статье газеты «От редакции» утверждалось, что «Тарджеман» «будет служить по мере сил проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно...». Его бессменным редактором вплоть до смерти был Исмагил бей Гаспринский (1851 — 1914 гг.). В народе его называли "Тарджеман-бабай" — "дедушка Тарджеман". Исмагил бей создает газету как важнейший инструмент объединения российских мусульман. "Тарджеман" выходит при благословении великого улема Шигабетдина Марджани.

 

Исмагил бей стал идеологом российских мусульман всего в 32 года. Он родился 8 марта 1851 г. в крымском селении Гаспра в семье офицера.  Подростком Гаспринский попадает в Московскую Военную гимназию, где знакомится со славянофильскими взглядами журналиста Михаила Каткова. Исмагил бей   осознает роль газеты как распространителя новых общественных идеалов и просветителя общества. У Каткова Исмагил бей заимствовал идею служения собственной нации и постоянного ее просвещения посредством издательской деятельности.

 

По утверждению классика социологии Макса Вебера в условиях отсутствия парламента журналист фактически является единственным типом политика–вождя. Вебер подчеркивает, что в допарламентских условиях возможны только локальные «сначала нерегулярные политические союзы, самое большее – локальные политические клубы».  При этом «только журналист является оплачиваемым профессиональным политиком, и только газетное предприятие – постоянным политическим предприятием вообще».

 

Гаспринский заимствовал идеи классика философии Иоганна Фихте, выраженные им в «Речах к германской нации». Фихте рассматривал идею «национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание». Фихте оценивал немцев как единое целое. Поэтому Гаспринский говорил не об отдельных мусульманских этносах России, а о единстве российских мусульман. Перед ними всеми стоят сходные задачи приобщения к современной цивилизации и гражданскому обществу под лозунгом "Единство в языке, действиях и мыслях". Но как добиться этих целей в условиях отсутствия политических свобод в России?

 

«Учись мое дитя — будешь человеком».

(татарская поговорка).

 

В «Тарджемане» мало говорится о чистой политике (даже в революционные дни), но много о просвещении. Гаспринский, как правоверный мусульманин, в каждом человеке видел прежде всего личность в ее связи с Богом и миром. Основы его знаний должны закладываться в общеобязательной начальной школе. Поэтому главный институт российских мусульман — 4-х летний мектеб, где преподавались чтение, письмо, основы религии, правильное чтение Корана, счет, диктант, правописание, правила тюркского языка. Вводилось преподавание предметов по учебникам, основанным на началах европейской и русской педагогики — вместо изучения конкретных богословских произведений. Особое значение Гаспринский придавал тезису Константина Ушинского о необходимости обучения детей на родном языке. Именно на  языке, а не местном диалекте или наречии. По школе и все движение получило название "ысул джадид" (новый метод). По замечанию разгневанных противников выпускника такой школы уже ничто не могло поколебать в верности основам религии и нации. Поэтому идеи Гаспринского вначале победили там, где мусульмане были в меньшинстве, особенно в городах.

 

В 1900-е гг. происходит формирование общенациональной системы образования, основанной на унифицированном языке и программе преподавания в лице джадидских мектебов и медресе. В медресе начинается параллельное преподавание религиозных и светских дисциплин, включая тюркскую историю и литературу. Это "Зинджирлы" в Бахчисарае, "Мухаммадия" в Казани, "Хусаиния" в Оренбурге, "Расулия" в Троицке, "Галия" и "Усмания" в Уфе и "Буби" в Иж-Буби. Здесь обучались и шакирды с Кавказа и Центральной Азии. Все больше российских мусульман получают светское образования за рубежом и в русских учебных заведениях. При чтении «Тарджемана» кажется, что это педагогическое издание. Столь большое место в газете уделялось открытию новометодных школ, учительских курсов, обучению мусульман в российских и зарубежных учебных заведениях, новым учебникам и учебным программам.

 

Пресса уделяла огромное внимание формированию национальной элиты. До этого европейски - образованные люди, отходили от духовной жизни нации, ассимилировались. Среди ряда мурз, получивших только русскоязычное образование, было слабым знание татарского литературного языка. Теперь образованная личность, приложившая незаурядные усилия для своего образования, преодолевшая многие преграды оказывалась в центре национальной жизни. Вспомним пример Садри Максуди. Гаспринский призывал руководствоваться примером Садри Максуди, который получил мусульманское, русское и европейское образование, встречался для выработки жизненной позиции со Львом Толстым и классиком турецкой литературы Ахмедом Мидхатом. В «Тарджемане» положительно оценивается его первый роман, газета дает ему напутствие для поездки на учебу в Париж. По возвращению в Россию Гаспринский обеспечивает его избрание в члены ЦК «Иттифака». Газеты регулярно освещают деятельность Максуди в Гос. Думе, предоставляют ему трибуну для выступлений.

 

«О, редактор!»

(Название стихотворения Тукая, посвященного Гаязу Исхаки). 

 

Гаспринский всегда выступал сторонником увеличения числа мусульманских газет в России. Он сумел превратить редактора в фигуру общенационально масштаба. В 1906 г., из избранных  на III Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде, более половины членов ЦК партии «Иттифак» представляли основные национальные газеты. Это были   сам Гаспринский, Саид-Гирей Алкин, Юсуф Акчура,  Хади Максуди, Габдеррашид Ибрагим, Муса Биги и Али-Мардан Топчибашев. В состав руководства партии вошел и редактор «Вакыт» Фатих Карими. Они являлись ключевыми фигурами политического движения мусульман России периода революции 1905—1907 гг.

 

Гаспринский с самого начала ставит целью выведение мировоззрения мусульман из тесных рамок традиционной общины, ее верований и стереотипов в широкий мир цивилизации, приобщение их к российской государственности и культуре. Одной из сквозных тем газеты является развитие человечества: от последних достижений науки до открытия новометодной школы в ауле. Гаспринскому удается создать удивительно целостную картину мира, хотя и немного наивную. Любое движение человеческой мысли, труда, политические реформы, появление новых образованных людей, книг, создание школ, газет, благотворительных обществ вызывает у него неподдельную радость. Его оптимизм, вера в человека кажутся фантастическими. Но он никогда не смотрел на мир через розовые очки. Гаспринский обладал великой способностью увидеть жизнь в движении, в эволюционном развитии. "Тарджеман-бабай" показывает те тысячи связей, которые соединяли мусульман России со всем миром и между собой, делает все для упрочения этих связей, для того, чтобы мусульмане могли самостоятельно выбрать себе путь из тысячи дорог…

 

Айдар ХАБУТДИНОВ, доктор исторических наук

 

Ссылки по теме:

Вышла в свет книга Исмаил Гаспринский и возникновение либерально-мусульманского политического движения»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/8650/">ISLAMRF.RU: Мудрый голос российских мусульман</a>