RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Москва златоглавая: осетинский след

19.08.2008 15:10

  Трагические события августа 2008 года, когда войска режима Саакашвили вероломно напали на Цхинвал, привлекли внимание всего мира к Осетии – маленькой стране на Северном Кавказе.

Что это за явление – осетины, аланы, Осетия? Какие связи у них с Российским государством, в частности – с Москвой?

Откроем недавно вышедший энциклопедический словарь «Ислам в Москве» из серии справочников «Ислам в Российской Федерации», которую печатает Издательский дом «Медина». Там дана исходная справочная информация для понимания, что же такое «осетинский след» в столице России, в контексте более широком – на фоне деятельности иных народов Северо-Западного Кавказа, всего Кавказа, всех мусульманских этносов многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации.

Представляем Вашему вниманию небольшую подборку из трёх статей словаря «Ислам в Москве», посвящённую различным аспектам истории осетинской мусульманской общины столицы и Подмосковья. В таком концентрированном виде эта тема представлена впервые. И, конечно же эта тема вовсе ещё не исчерпана.

Авторы предлагаемых кратких, сухих и точных (в соответствии с жанром) справок – ответственный редактор этого издания кандидат исторических наук, этнолог, публицист Дамир Зинюрович Хайретдинов, эксперт Федерации мигрантов России Дмитрий Витальевич Макаров и доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Салават Мидхатович Исхаков.

Далее мы даём подборку электронных ссылок на дополнительные материалы по истории и современной ситуации мусульман Осетии – Алании.

Народы Северо-Западного Кавказа в Москве и Подмосковье.

История их появления в Москве насчитывает более 5 столетий: под названием «черкесские князья» в столице Руси обосновались и западные адыги, и кабардинцы, и абазины. Однако, подобно князьям-ногаям и татарам, почти все представители феодальной знати черкесов были вынуждены принять крещение и впоследствии раствориться в русской среде.

В более позднее время, в конце XIX – начале ХХ веков, весьма заметными фигурами в рамках мусульманской общины Москвы (и всей России) были осетины-мусульмане – Ахмед Цаликов, Алихан Кантемиров и др. Они внесли существенный вклад в становления национального самосознания российских и московских мусульман в переломные годы революций и гражданской войны.

Современные общины народов Северо-Западного Кавказа начали формироваться в послевоенное время. Крупнейшими из них на сегодня являются осетинская и абхазская общины. В 1989 г. численность осетин в Москве составляла 7270 чел., в Московской обл. – 1707; абхазов в столице – 1286. К 2002 г. это число значительно возросло: осетин в Москве насчитывается 10561 чел., в области – 2389; абхазов в Москве – 3687, в области – 510 чел.

Однако мусульмане в этих нациях составляют меньшинство: по данным этнографов, доля мусульман среди осетин в Северной Осетии достигает до 30% от их общего числа; такова же (29%) доля мусульман среди абхазов в Абхазии (к ним часто добавляют 17% «колеблющихся» в определении своей религиозной идентичности). С учётом сильной религиозной индифферентности среди абхазов, с одной стороны, и принимая во внимание наличие в осетинской общине значительной доли выходцев из Юго-Осетии и внутренних районов Грузии, бежавших после межнационального конфликта 1991 г. (среди них практически нет мусульман), число мусульман в изучаемых общинах вряд ли превышает 15% от их числа.

Последователи ислама не играют заметной роли в национально-культурных организациях этих общин. Тем не менее, отдельные представители осетинской общины регулярно посещают пятничные и праздничные молитвы в московских мечетях, играют посредническую роль в связях Духовного управления мусульман Северной Осетии с посольствами мусульманских стран и мусульманскими организациями Москвы.

По структуре своей занятости народы Северо-Западного Кавказа представлены преимущественно в сфере бизнеса, присутствует творческая и техническая интеллигенция. В значительной степени представители тех или иных общин связаны с бизнесом выходцев из своих «титульных» республик. В связи с занятием тех или иных постов выходцами из соответствующих общин, последние пополняют кадровый состав своими земляками. Представители всех народов Северо-Западного Кавказа присутствуют в различных федеральных структурах, таких, как МВД, Минюст, Министерство обороны и т.д.

Литература: Крылов А. Анкетирование Института востоковедения РАН. Гальский и Гудаутский р-ны. – Содружество НГ, №1, декабрь 1997, с.7; Крылов А. Социальный портрет непризнанного государства.// Азия и Африка сегодня. 1998, №11; Хайретдинов Д.З. Ислам в Осетии: Информационный материал ИКР. – М., 1997 (неопубл.).

Дамир Хайретдинов, Дмитрий Макаров

 

Кантемиров Алихан Гадоевич (9 мая 1888 г., село Карагач Терской области – 1963) – юрист, политический и государственный деятель; осетин-мусульманин, учился в Санкт-Петербургском (1907-1911 гг.), затем в Юрьевском университете. В 1912 г. сдал экзамены в Московском университете и получил диплом юриста. Затем работал помощником присяжного поверенного Бакинского окружного суда, эсер.

После Февральской революции 1917 г. представитель Временного правительства в Карсе, избран депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Мусульманского социалистического блока. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (1918 г.) работал в её правительстве. После установления советской власти в Азербайджане (апрель 1920 г.) уехал в Европу.

Салават Исхаков

 

Цаликов (настоящая фамилия Цалыккаты) Ахмед Тембулатович (1882 - 2.09.1928) – публицист, писатель, историк, журналист, политический деятель; осетин-мусульманин.

Родился в селе Ногкау Терской области (ныне Алагирского района Северной Осетии), в 1900 г. поступил на юридический факультет Московского университета, участвовал в студенческом движении. Увлекался революционными идеями, вскоре вступил в РСДРП, меньшевик, руководитель ряда студенческих кружков. 9 февраля 1902 г. за участие в многочисленной студенческой сходке в актовом зале Московского университета был арестован, затем был исключён из университета и получил наказание в виде шестимесячного тюремного заключения.

В 1903 г. выслан из Москвы на Кавказ, где занялся организацией социал-демократических комитетов в Терском крае и первый внёс революционную работу в Осетию. Деятельность его вскоре охватила и Дагестан, им был создан Терско-Дагестанский комитет РСДРП. Цаликов – член социал-демократического комитета, который образовался во Владикавказе летом 1904 г., затем лидер меньшевиков в Осетии.

В 1904 г., вернувшись в Москву, был избран представителем от Московского университета на всероссийский съезд студентов в Киеве (нелегальный). В 1906 г. получил разрешение Министерства народного просвещения на сдачу государственных экзаменов, удостоен диплома в марте 1907 г. По окончании университета на короткое время пробовал заняться адвокатурой, но вскоре вернулся к политической деятельности.

Выступал во Владикавказе за созыв беспартийного рабочего съезда и создание широкой классово-политической организации пролетариата накануне V (Лондонского) съезда РСДРП (1907), за что подвергся критике со стороны В.И.Ленина. Сотрудничал в меньшевистских изданиях «Наше дело» (1906), «Возрождение» (1908-1909) и др.

Координировал деятельность Терско-Дагестанского и Северо-Кавказского союзов РСДРП, Владикавказского, Кубанского и Армавирского комитетов РСДРП; печатался в ряде крупных столичных изданий – «Русское слово», «Раннее утро», «Утро России», «Вестник Европы» и др.

Автор книги «Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта» (М., 1913), и др.

Приглашён мусульманской фракцией Госдумы для работы в бюро в качестве эксперта по разработке вопросов, стоявших перед фракцией. После Февральской революции 1917 г. Цаликов – член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, председатель Временного центрального бюро российских мусульман, созданного в середине марта 1917 г. в Петрограде. На I Всероссийском мусульманском съезде в Москве, созыв которого был подготовлен мусульманской фракцией Думы при непосредственном участии Цаликова, избран председателем Всероссийского мусульманского совета (ВМС, Милли Шуро) и председателем исполкома ВМС.

Главный редактор газеты «Известия Всероссийского мусульманского совета» (Петроград, июнь-декабрь 1917 г.), участник II Всероссийского мусульманского съезда в Казани (21 июля – 2 августа 1917 г.). В начале декабря 1917 г. вёл переговоры с наркомом по делам национальностей И.В.Сталиным относительно возвращения мусульманам их реликвии — Корана Османа, находившегося в Публичной библиотеке, который затем был отправлен в Уфу Духовному ведомству Национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России.

Избран членом Всероссийского Учредительного собрания от Самарской губернии. После постановления об упразднении ВМС, подписанного И.В.Сталиным и М.Вахитовым 16 мая 1918 г. (опубликовано в «Известиях ВЦИК» 23 мая 1918 г.), вскоре уехал на Северный Кавказ, где возглавил меджлис горских народов Кавказа.

После установления советской власти в Грузии (1921) уехал в Европу. Умер в Варшаве.

 

Салават Исхаков

 

Ссылки по теме:

- Словарь «Ислам в Москве»

www.anaharsis.ru – сайт «Анахарсис» художника и просветителя Валерия Цагараева о древней и современной культуре Алании

http://region15.ru – северо-осетинский информационный портал «15-ый регион». Только здесь - перевод Корана на дигорский язык.

http://www.ossetia.ru – Новости Северной и Южной Осетии

http://osinform.ru – информационное агентство ОСинформ создано в мае 2006 года Государственной телерадиокомпанией «Ир» Республики Южная Осетия.

http://www.15rus.ru – портал Северной Осетии Алании

http://gazeta.osetia.ru – электронная версия газеты «Северная Осетия», Владикавказ

http://www.vostokoved2006.narod.ru – авторский сайт востоковеда Надежды Емельяновой, автора исследований об Исламе в Осетии

- Надежда Емельянова - Мусульмане Осетии: На перекрёстке цивилизаций - М.: 2003. - 359 с.

В книге исследуется роль и место мусульман Осетии в истории исламской цивилизации. Используя обширный архивный и полевой научный материал, автор показывает основные этапы проникновения Ислама в Осетию, его связь с Христианством и политеистическими культами.

Полная версия книги размещена в авторском разделе Н. Емельяновой библиотеки Максима Мошкова:

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0120.shtml

- Надежда Емельянова - Традиционная культура и религия осетин

http://vostokoved2006.narod.ru/osetiya.html

- Надежда Емельянова - Иран в истории Кавказа (На примере Осетии)

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0110.shtml

- Надежда Емельянова - Тайное и явное в северокавказском исламе

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0030.shtml

 

- Муфтий Али-хаджи Евтеев: Выход из любой проблемной ситуации, в том числе и с религиозным экстремизмом, лежит в области просвещения

http://www.sovetulemov.ru/articles.php?sid=2360

- 27-03-08 Мусульмане Северной Осетии готовятся отметить 100-летие Соборной мечети Владикавказа

http://islamrf.ru/news/rusnews/russia/2207/

- Джаннат Сергей Маркус - Северная Осетия-Иран: восстановление родства

http://www.sovetulemov.ru/articles.php?sid=114

- Алан Москвин - Мусульмане России провели пресс-конференцию во Владикавказе

http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/4074/

 

Материал и фото подготовил Джаннат Сергей Маркус

 

На фото:

Суннитская мечеть Владикавказа

Интерьер мечети Владикавказа

Муфтий Северной Осетии Али-хаджи Евтеев

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/mosaique/4107/">ISLAMRF.RU: Москва златоглавая: осетинский след</a>