RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мусульманский папа на московском троне

11.11.2011 14:46

9 ноября в галерее "Инжир" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН М.В. Горелик прочитал лекцию под названием "Мусульманский папа на московском троне". В ходе этого интересного мероприятия Михаил Викторович рассказал о происхождении шапки Мономаха и о ее непосредственной связи с историей и культурой мусульманского Востока.      

 

Российские историки до сих пор в основном придерживаются гипотезы о византийском происхождения шапки Мономаха – символа великокняжеской власти и суверенитета Московии. При Василии III появилась легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах, хотя на самом деле Константин умер задолго до того, как Владимир стал князем. Позднее выдвигалась версия о том, что шапка появилась в эпоху монгольского правления. Некоторые исследователи считали, что шапка Мономаха была подарена московскому великому князю Ивану Калите золотоордынским ханом Узбеком – потомком Чингисхана.

 

Есть и еще одна интересная «восточная» версия возникновения убора. Как пишет казанский исследователь Г. Валеева-Сулейманова, до того, как шапка Мономаха попала к русским князьям, она была женской и принадлежала некой знатной татарской особе. Косвенным доказательством этого служит то, что элементы украшения шапки схожи с украшениями, которые были характерны именно для головных уборов тюркских женщин.

 

Имеется ряд неоспоримых свидетельств того, что шапка была создана золотоордынскими ювелирами. Об этом говорит характер орнамента и технология так называемого сканого декора – эта древняя ювелирная техника предполагает использование узоров, состоящих из витых золотых и серебряных нитей. Для украшения убора ювелиры также напаивали на орнамент маленькие серебряные и золотые шарики – зернь. Мотив цветка лотоса, украшающий шапку, выполнен как раз в технике зерни. В целом, шапка Мономаха состоит из нескольких золотых пластин: центральная украшена рубином в круглой оправе и четырьмя жемчугами; по обеим сторонам от центра две пластины с зеленым изумрудом в прямоугольной оправе, окруженные тремя жемчугами; напротив центральной расположена последняя, четвертая пластина – как раз на ней изображен цветок лотоса.

 

Вероятнее всего, шапка перешла к русским князьям в результате брачного союза русского князя с представительницей знатного татарского рода: известны как минимум две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами.

 

По одной из версий, в 1260 - 1270-е гг. князь Федор по прозвищу Черный, внук Владимира Мономаха, был в Орде и женился на ханской дочери, имел от нее двух сыновей – Давида и Константина. Сын Давида Федоровича, ярославский князь Василий, был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, прослеживается генеалогическая связь Калиты с Владимиром Мономахом. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными: Василий Давидович действовал заодно с тверским князем, помогая ему, за что великий князь Московский опустошил тверские земли. Поэтому более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата, московского князя Юрия Даниловича, который был женат на сестре ордынского хана Узбека. Детей Юрий Данилович не оставил, поэтому наследником мог стать только его брат Иван Данилович Калита.

 

Диба Гуцериева

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/events/umma/18897/">ISLAMRF.RU: Мусульманский папа на московском троне</a>