RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Правильно ли в Коране отражено учение о «Святой Троице»?

27.03.2008 10:49

Автор и ведущий рубрики Али Вячеслав ПОЛОСИН

Вопрос: «Как можно считать Коран богодухновенной книгой, если Магомет не знал даже нашего учения о Святой Троице и грубо исказил его, написав, что Мария входит в ее состав (5:116)? Кроме того, для христиан неприемлема и является оскорбительной мысль, что Святая Троица — это три бога, а в Коране именно это и утверждается».

Ответ: Священная Книга всех правоверных не является учебником по религиоведению или сектоведению, в ней не рассматриваются абстрактные теории. В ней Аллах, превелик Он и преславен, говорит людям конкретные вещи о конкретных делах: не впадайте в многобожие, не поклоняйтесь человеку как Богу! (Аналогично и в Библии). Поэтому и учение ортодоксального Христианства о «Святой Троице», как оно сложилось к VII веку, в Коране не рассматривается. Однако есть аяты Корана, вызывающие споры и недопонимание со стороны христиан.

«Вот сказал Аллах: “О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?” Он сказал: “Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное”» (5:116).

«Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах — третий из трех”, — тогда, как нет никакого божества кроме единого Бога” (5:73).

Некоторые европейские исследователи Корана считали, что в аяте 5:116 речь идет о составе христианской Троицы, в которой третьей ипостасью является Мария. В частности, так считал Герок и Хоровиц.

Параллель между коранической Марией и Святым Духом у христиан они видели в том, что у семитов (в т. ч. у арабов) слово Дух (Рух или Роах) символизировал женское начало. Женское начало было весьма почитаемо на Ближнем Востоке и в иных цивилизациях персонифицировалось в лице богинь Исиды, Анахит, Иштар, Артемиды. После официального распространения Христианства в Риме с IV века у части населения на месте запрещенных теперь культов женщины-богоматери появился культ Марии.

Со временем в народной практике ромейского Христианства почитание Мариам достигло таких форм, как коленнопреклоненные молитвы со словами: «О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем!». Позднее сами же христиане, считавшие, что церковь отошла от ряда евангельских норм, где нет понятия «богоматерь», а именно реформаторы-протестанты, выступили против такого ее почитания, в котором они увидели признаки обожествления. Молитвы Марии были ими запрещены.

Однако предположения о том, что в аяте 5:116 речь идет о христианской «Святой Троице» и месте Мариам в ней, не имеют под собой никакого основания! В данном аяте имеет место очень конкретный вопрос Аллаха Иисусу о том, утверждал ли он свою божественность и божественность своей матери? Здесь нет речи о тринитарном понимании сущности Бога. И мусульманские толкователи Корана никогда не придавали такого смысла данному аяту. Например, один из самых авторитетных и классических толкователей Корана Ибн Кясир говорит о том, что данный аят относится к дню Страшного Суда, на котором Аллах будет судить тех, кто обожествил Иисуса и его мать. Смысл аята в том, что Иисус никогда не объявлял Богом ни себя, ни свою мать, а это сделала в последующем некоторая часть их почитателей.

Непосредственным поводом к ниспосланию этого аята предположительно могло быть учение христианской секты, распространенной в тогдашней Аравии, которое наиболее выпукло демонстрировало обожествление Иисуса и его матери. Например, была секта «люди из Найрана», взгляды которых представляли собой некую смесь из язычества и ортодоксального христианства. Привыкнув поклоняться женскому идолу Иштар, в качестве ее замены они объявили «богиней» и «женой Бога» Деву Марию, а «их сына» сделали третьим своим кумиром. Эта ересь отражена в сочинениях Ахмеда аль-Макризи и Ибн Хазма. Ортодоксальная церковь — католическая и православная — официально, на уровне догматов, отрицает такое учение. Но в любом случае, Коран дает характеристику не названиям ортодоксальных или еретических школ и сект, а конкретным проявлениям многобожия.

Ортодоксальные христиане сегодня свидетельствуют, что Мариам не считают богиней, что Иисуса почитают не как отдельного от Аллаха Бога, а как единственного Бога, присутствующего в нем, и охотно присоединяются к словам Корана, направленным против еретиков из Найрана: «Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах — третий из трех”, — тогда как нет никакого божества кроме Единого Бога”» (5: 73). Еще в IV веке н. э. причисленный к лику «святых отцов церкви» Афанасий Великий говорил: «Христианская вера не велит нам исповедовать, что каждая ипостась (личность) есть особый Бог или Господь. Так же точно наша вера запрещает говорить, что существует три Бога и три Господа. Мы поклоняемся одному Богу, имеющему три ипостаси».

Аллах в Коране повелевает воздержаться от взгляда на Себя через призму любых тринитарных учений: «Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: три! Удержитесь, это — лучшее для вас. Поистине, Аллах — только единый Бог» (4:171). Но из этого никак не следует, что всякое тринитарное учение, например, ортодоксальное, в отличие от «людей Найрана», является ширком, оно может быть просто излишним и неполезным. И это подтверждается следующим аятом: «Скажи: “О, люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниями людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути”» (5:77). То есть это учение — излишество, от которого может быть угроза ввести других в заблуждение вплоть до ширка, но само по себе оно не названо ширком, а названо только «излишеством».

Существенно важно, что тринитарное учение официальной ортодоксальной христианской церкви было утверждено за два века до ниспослания Корана, но нигде в Коране и Сунне все христиане в совокупности не называются мушриками, наоборот, они отделены от мушриков термином «люди Писания» и именно поэтому имеют особый статус покровительства, на их женщинах можно жениться мусульманам, и их пища дозволена для мусульман.

Один из крупнейших исламских ученых, имам Фахретдин ар-Рази, пишет: «Христиане утверждают о Боге так: “Это одно Существо, имеющее три личности (ипостаси). И эти три являются единым Богом, подобно тому, как солнце имеет диск, лучи и тепло”. Они понимают так, что “Отец” — Личность, “Сын” — слово и “Святой Дух” — жизнь. Ису, сына Мариям, они называют “Сыном Бога” в смысле, подобном выражениям: “сыновья пути” или “сыновья света”. Они говорят: “Слово”, являющееся Словом Божиим, соединилось с телом Мессии, Исы, как вода соединяется с вином, и огонь смешивается с огнем».

Таким образом, никакого указания на то, что речь идет об ортодоксальной христианской Троице, в рассматриваемых нами двух аятах нет! Сказано просто: не обожествляйте Иисуса и Мариам! Не говорите, как многобожники, что Аллах есть третий (первый, второй) из трех богов!

Что же касается праведной Мариам (да будет доволен ею Аллах), то запрет на ее обожествление в Коране отнюдь не означает какого-либо ошибочного представления Корана обо всем ортодоксальном Христианстве! В Христианстве есть разные школы, течения, конфессии, а кроме них есть простой народ, в котором всегда имели хождения разные суеверия. Поэтому призыв Всевышнего обращен к тем конкретным людям, которые действительно обожествляли Мариам, прося ее о своем спасении, независимо от того, к каким религиозным течениям они тогда относились. Возникают вопросы и по поводу именования ее Богородицей, вошедшего в словоупотребление у христиан с V века н. э. и вызвавшего немалые волнения в самом христианском мире. Однако никакого намека на то, что Мариам входит в состав официальной христианской Троицы, в коранических аятах нет.

Али Вячеслав ПОЛОСИН,
 доктор философских наук

27.03.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 61,
22 – 28 марта 2008 — с. 5

Ссылки по теме:

О суданском шариате и не только

Является ли «хитрость» атрибутом Аллаха?

Почему у Пророка Мухаммада было более четырех жен?

Почему человечество нуждается в вере

О святости Пророка Мухаммада (мир с ним)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/faith/proselitism/2214/">ISLAMRF.RU: Правильно ли в Коране отражено учение о «Святой Троице»?</a>