RSS | PDA | Архив   Понедельник 6 Май 2024 | 1433 х.
 

Способы очищения от нечистого

02.10.2009 16:04

Нечистое может быть либо очевидным, либо неочевидным.  

 

В случае очевидности нечистого, когда его можно увидеть невооружённым глазом, скверну с одежды необходимо смывать, пока она не исчезнет, водой или любой жидкостью, которая способна удалять нечистое. Исключение составляют такие случаи, когда остаются трудновыводимые следы, для удаления которых необходимо использовать мыло или нечто подобное. Однако применять такие средства не обязательно, а наличие того, что невозможно убрать только с помощью воды, вреда не принесёт. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что как­то раз Хавля бинт Йасар пришла к Пророку  и сказала: «О Посланник Аллаха, у меня есть только одна одежда, которая остаётся на мне и во время месячных». На это Пророк  сказал ей: «Когда очистишься, вымой то место, куда попадёт кровь, а потом (можешь) молиться (в этой одежде)». Она спросила: «О Посланник Аллаха, а если это не поможет убрать следы?», на что он ответил: «Достаточно и воды, а следы тебе не повредят» (Ахмад).

 

Сообщается, что в ответ на вопрос о женщине, на одежду которой во время месячных попадает кровь, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «(Такой женщине) следует вымыть (это место) и закрасить следы жёлтым цветом, если они не исчезнут» (Муслим).

 

В случае неочевидности нечистого, например, когда его цвет не отличается от цвета одежды, на которую оно попало, одежда очищается с помощью мытья, пока моющий не посчитает, что одежда чиста. Уверенность в этом можно ощутить после того, как одежда будет вымыта трижды, поскольку Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк  сказал: «Когда кто­либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).

 

Уверенным можно быть и в том случае, когда осквернённую одежду поливают большим количеством воды.

 

Если ткань, из которой сшита одежда, плотна и впитывает нечистое, необходимым условием её очищения является троекратное промывание с отжиманием после каждого раза или поливание её большим количеством воды в течение продолжительного времени. Так, например, если оскверненный ковёр поместить в реку и оставить на целый день или ночь, он очистится без отжимания.

 

Цель очищения состоит в удалении следов нечистого любым способом и с помощью любых средств, если это не является затруднительным.

 

Указанием на допустимость удаления скверны без использования воды служит хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Каждая из нас имела лишь по одной одежде, которую носила и во время месячных, и когда кровь попадала на (одежду, женщина) сплёвывала (на это место) и счищала (следы крови) ногтями» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Каждая из нас смывала менструальную кровь с помощью слюны и удаляла (следы) ногтями» («Мусаннаф» ‘Абд ар-Раззака).

 

Ранее мы уже указывали на различные способы удаления нечистого.

 

Подмывание

 

Подмывание (истинджа’) является одной из составных частей очищения тела. Подмыванием именуется удаление нечистого с тела после удовлетворения большой или малой естественной нужды.

 

Подмывание относится к числу действий, которые безусловно и неизменно совершались Пророком  (сунна му`аккада). О людях, которые жили в Куба, Аллах Всевышний сказал: «Есть в (этой мечети) люди, которые стремятся к очищению, а Аллах любит стремящихся к очищению» (Коран, 9:108). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они подмывались водой, и этот айат был ниспослан о них» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

 

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха  удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником[1], и он использовал воду для подмывания» (Аль-Бухари).

 

Если нечистое не вышло наружу или вышло в малом количестве, это является простительным. Если же количество нечистого превышает меру простительного, то необходимо использовать воду и в подобных случаях подмывание становится обязанностью (фард), снимаемой с того, кто не может выполнять её из-за болезни. Кроме того, человек может отказаться от её выполнения в том случае, когда вместе с ним находится тот, в присутствии кого ему запрещается обнажаться, и если найти укрытие невозможно, а другой человек не отворачивается от него даже после просьб. Если в подобных обстоятельствах нечистое выйдет наружу, человеку следует постараться, по возможности, уменьшить его количество с помощью камня, туалетной бумаги или чего-нибудь иного, не обнажаясь, после чего он может совершать молитву.

 

Подмывание не вменяется в обязанность шариатом в случае испускания газов или после сна.

 

Средства для подмывания

 

Действительным является очищение, осуществляемое с помощью любого чистого предмета, который впитывает влагу и очищает место выделения нечистого или же уменьшает его количество и способствует его осушению. В случае необходимости лучше использовать такие вещи, как камни, тряпки, куски бумаги, на которой нет никаких надписей, или воду. Наилучшим является использование воды в сочетании с туалетной бумагой либо камнем.

 

Не следует очищаться с помощью костей, съестного и навоза, на что указывается в одном из хадисов, приводимых Муслимом. В хадисе, который уже приводился нами ранее, сообщается, что Пророк  взял два камня для очищения, но отбросил навоз и сказал: «Это — мерзость».

 

Человек, совершающий очищение, не обязан прибегать к какому-либо определённому способу. Ему достаточно выбрать такой способ, который позволит добиться цели, то есть наиболее полного очищения и обеспечения защиты от загрязнения.

 

Если при очищении используется не вода, желательно очищаться три раза, поскольку в вышеупомянутом хадисе говорилось об очищении тремя камнями. Желательным же это считается в силу сообщения Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха cказал: «Пусть очищающийся с помощью камней делает это нечётное число раз. Хорошо поступит тот, кто сделает так, а на том, кто этого не сделает, не будет греха» (Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан).

 

Если человек будет использовать воду, пусть омывает то место, откуда появляется нечистое, пока не будет уверен, что он очистился, если же у него возникнут сомнения, пусть омоет такое место трижды.

 

Не следует ни подмываться, ни очищаться правой рукой, поскольку в хадисе, передаваемом со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк  cказал: «Когда кто­нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею» (Аль-Бухари). Этот запрет действует во всех случаях за исключением тех, когда левой рукой нельзя пользоваться из-за болезни и тому подобных причин.

 

Согласно требованиям исламской этики, не следует очищаться, повернувшись в сторону киблы. Пророк  сказал: «Если кто­нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».

 

Практика и этика отправления естественных потребностей

 

Человеку следует сразу удовлетворять свои естественные потребности, не откладывая надолго, поскольку это вредно для здоровья. Ниже будут приведены указания на нежелательность (макрух) совершения молитвы человеком, который сдерживает позывы к удовлетворению нужды.

 

Прежде чем войти в отхожее место, необходимо снять перстень или любую иную вещь, на которой написано одно из имён Аллаха Всевышнего или Его Пророка . Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Перед тем как войти в отхожее место, Пророк  снимал свой перстень» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса’и).

 

Перед тем как войти туда, следует сказать: «С именем Аллаха! Поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков (Бисми-Лляhи! Инни а‘узу бикя мин­аль­хубуси ва-ль-хаба’ис[2])». Если человек находится на открытом месте (например, в пустыне), он должен произнести эти слова перед тем, как обнажиться.

 

Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк  сказал: «Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произнесение слов “С именем Аллаха (Бисми-Лляхи)”» (Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

 

Переступать порог отхожего места при входе необходимо левой ногой, а при выходе — правой.

 

Запрещается (макрух тахриман) мочиться и испражняться в воду, даже в проточную, как запрещается делать это на берегу реки, водоёма, колодца, источника, под деревьями, особенно плодовыми, на обрабатываемых участках земли, в тех местах, где собираются люди, занимающиеся дозволенными делами, на дорогах, а также поблизости от мечетей и тех мест, где проводятся молитвы во время праздников. Всё это указывает на стремление Ислама к охране окружающей среды и предупреждению распространения болезней. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха  сказал: «Бойтесь двух проклинающих!».  (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» — (и Пророк, мир ему) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени (где они останавливаются)» (Муслим).

 

Передают, что Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь трёх заслуживающих проклятия поступков: испражнения в источники, посреди дороги и в тени (где останавливаются люди)». В другой версии этого хадиса сказано также: «...и в их дворах» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан).

 

Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха  запрещал мочиться в стоячую воду (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: «...запрещал мочиться в проточную воду» (Ат­Табарани).

 

Во время мочеиспускания человеку не следует поворачиваться против ветра, чтобы на него не попали капли мочи, как не следует присаживаться в низине, повернувшись лицом к возвышенности.

 

Сообщается, что Пророк  запрещал мочиться в нору (Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса’и; Ибн Хузайма). Есть основания опасаться, что из норы появится тот, кто причинит человеку вред (имеются в виду джинны), или же сам он причинит вред обитающему в норе животному.

 

Во время удовлетворения нужды запрещается вести разговоры, если для этого нет серьёзных оснований, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не следует разговаривать друг с другом двоим, которые выходят для удовлетворения большой нужды и присаживаются, обнажив свой срам, ибо Всемогущий и Великий Аллах ненавидит это» (Ат­Табарани).

 

Порицается (макрух) также мочиться стоя без причины. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Не верьте тому, кто скажет вам, что Посланник Аллаха  мочился стоя, ибо он мочился только сидя» (Ахмад; ан-Наса’и; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

 

Что касается сообщений о том, что Пророк  мочился стоя, то это либо объяснялось теми или иными причинами, либо должно было служить указанием на дозволенность этого, обычно же Пророк  мочился сидя.

 

Прежде чем подмываться, мужчине следует освобождаться (истибра’) от остатков мочи, равно как и от остатков кала. Иначе говоря, он должен убедиться, что в мочеиспускательном канале не осталось мочи, и быть уверенным в том, что мочеиспускание прекратилось как обычно. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Очищайтесь от мочи, ибо по большей части люди будут подвергаться мучениям в могилах из-за этого» (Ибн Хузайма). Женщине это делать не обязательно. После прекращения мочеиспускания ей следует немного подождать, а затем — подмыться.

 

Необходимо закопать в землю экскременты и постараться полностью освободиться от них. Прежде чем встать, необходимо прикрыть обнажённые места тела.

 

После выхода из отхожего места следует сказать: «Прости! Хвала Аллаху, Который избавил меня от страдания и исцелил меня (Гуфранакя! Аль-хамду ли-Лляhи­ль-лязи азхаба ‘анни-ль-аза ва ‘афани)», поскольку ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Выйдя из отхожего места, Пророк  говорил: “Прости!”» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан; аль­Хаким). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, выйдя из отхожего места, Пророк  говорил: «Хвала Аллаху, который избавил меня от страдания и исцелил меня» (Ан­Наса’и; Ибн Маджа).

 

Затем следует вымыть руки или совершить омовение. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха  не вымыл руки после удовлетворения большой нужды» (Ибн Маджа). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Он совершал омовение после того, как выходил из отхожего места» (Ахмад).

 

Так Ислам заботится о поддержании чистоты, которая играет большую роль в сохранении здоровья человека и защите его от болезней. Внимание этому вопросу считается одним из важных факторов, способствующих предупреждению воспалительных процессов. Есть мнение, что хронические воспаления в области прямой кишки и анального отверстия могут повышать вероятность возникновения рака заднепроходного канала.

 

 

 

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.

 

Ссылки по теме:

Что из нечистого считается простительным

Очищение от грязи

Дубление кож

Изменение качеств и свойств нечистого

Способы очищения: протирание и высыхание

Трение

Очищение землей

Омовение. Средства и способы очищения. Вода

«Чистота — половина веры»

 

 



[1] Имеется в виду нечто вроде небольшого копья, которое было подарено Пророку  императором Эфиопии.

 

[2] Возможно также, что под «хубус» и «хаба’ис» имеются в виду злые духи обоего пола.

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/faith/traditions/10107/">ISLAMRF.RU: Способы очищения от нечистого</a>