Очищение землей
01.04.2009 15:20В случае невозможности использования воды в Исламе предписывается очищаться землёй (тураб).
Аллах Всевышний сказал: «Если же вы больны, или находитесь в пути, или кто-нибудь из вас удовлетворил большую нужду или вы прикасались к женщине и (после этого) не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки. Поистине, Аллах — Снисходительный, Прощающий» (Коран, 4:43).
Ислам считает очищение с помощью земли временным очищением, которое действительно до тех пор, пока не исчезнет причина, в силу которой такое очищение является дозволенным. После этого человек, совершивший очищение землёй, считается пребывающим в состоянии осквернения по отношению к той молитве, которую он ещё не совершил, а молитва его без установленного частичного или полного омовения будет недействительной.
Если говорить об удалении грязи, то использование земли предписывается с целью уменьшения, но не удаления скверны. Вот почему когда на обувь попадает что-нибудь нечистое (твёрдое и сухое) и это место протирается землёй, обувь после этого считается чистой. Указанием на это служат слова Пророка : «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них что-нибудь нечистое, пусть протрёт их, а потом молится в них» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас наступит на что-нибудь нечистое, средством очищения для его обуви послужит земля» (Абу Дауд; Ибн Хиббан; альХаким).
Если на обувь попадёт какая-нибудь нечистая жидкость, например моча, то в этой обуви следует походить по песку или по земле, пока она не подсохнет, а потом протереть это место землёй, пока следы не разойдутся, после чего обувь станет чистой. Предписывается использовать землю и в том случае, когда требуется очистить сосуд, который стал нечистым из-за того, что из него попила собака. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю» (Муслим).
Ханафиты считали, что веление, которое содержится в этом хадисе, носит рекомендательный (мандуб) характер, и говорили, что достаточно промыть сосуд трижды. В качестве довода они использовали слова Абу Хурайры, который сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выплеснет из него воду и промоет сосуд трижды» (Ибн ‘Ади).
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.
Ссылки по теме:
Омовение. Средства и способы очищения. Вода