Способы очищения: протирание и высыхание
06.05.2009 10:59Если на твёрдый и гладкий (или отполированный) предмет, не имеющий пор (например, зеркало, меч, мраморную плиту, нож или смазанный жиром сосуд), попадает что-нибудь нечистое независимо от того, сухим или влажным оно окажется, поверхность такого предмета протирается (масх), пока следы нечистого не исчезают, — это делает его чистым. Дело в том, что нечистое не проникает внутрь таких предметов, а всё, что попадает на их гладкую (или отполированную) поверхность, удаляется благодаря протиранию. Согласно достоверным сообщениям, сподвижники Посланника Аллаха после сражения протирали свои мечи и молились с этими мечами, не омыв их.
Если нож, на который попала кровь, протереть землёй, этого будет достаточно для очищения, поскольку благодаря этому достигается цель, состоящая в устранении следов скверны.
Если же на том месте, куда попало чтонибудь нечистое, есть ржавчина, то протирания для очищения недостаточно, поскольку нечистое проникнет внутрь сквозь поверхность. Вот почему в подобных случаях следует использовать воду.
Высыхание
Как средство очищения высыхание (джифаф) подходит только для земли. Если осквернённая земля высохла и на ней не осталось никаких следов осквернения, это значит, что благодаря высыханию она очистилась.
Это утверждение, касающееся земли, распространяется и на всё то, что неподвижно находится на земле (например, на дерево, траву, мелкие камешки или песок), и не распространяется на то, что не является землёй и не находится на ней неподвижно, в том числе на такие вещи, как циновка, ковёр или одежда. Всё это в процессе высыхания не очищается.
Ниже приводятся указания на то, что в результате высыхания земля становится чистой.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Посланника Аллаха , когда я был холостым юношей, мне нередко приходилось ночевать в мечети. (В то время) собаки заходили в мечеть, выходили оттуда и мочились там[1], однако люди не поливали водой ни одно (такое место)» (Абу Дауд). Сообщается, что Нафи‘ сказал: «Ибн ‘Умару, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о садах, в которых испражняются и мочатся люди и попадается навоз, и он сказал: «После того, как над садом пройдут дожди и его высушат ветры, не будет ничего дурного в совершении в нём молитвы, ибо так поступал и Пророк » (АтТабарани). Мухаммад бин альХанафиййа сказал: «После того, как земля высыхает, она становится чистой» (Ибн Абу Шайба).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети. Люди схватили (этого бедуина), однако Пророк велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари). Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама. Ханафиты говорят, что средством очищения осквернённой земли может служить как поливание, так и высыхание.
В вышеупомянутом хадисе говорится о том, что Пророк выбрал один из двух способов очищения, но выбор одного из них не исключает выбора другого.
Следует отметить, что в результате высыхания земля становится чистой всё же не в полной мере, и поэтому молиться на такой земле можно, очищение же ею является недействительным, поскольку до осквернения земля являлась чистой и могла служить средством очищения, а в результате осквернения утратила оба этих качества. После высыхания земля снова становится чистой, но неивестно, когда она снова станет средством очищения.
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.
Ссылки по теме:
Омовение. Средства и способы очищения. Вода