RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мусульманское реформаторство XX века

24.08.2009 14:06

Самая серьезная попытка заново интерпретировать мусульманское мировидение, опираясь на современное философское знание, была предпринята в XX веке поэтом, мыслителем и религиозным деятелем южноазиатского субконтинента Мухаммадом Икбалом (1877–1938).  

 

Выходец из рода кашмирских брахманов, в XVII веке принявших Ислам, Мухаммад Икбал получил первоначальное образование в одном из лучших учебных заведений Северной Индии — Правительственном колледже г. Лахор, окончив его с золотой медалью и степенью магистра искусств. Позже он продолжил образование в Кембридже, где подготовил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук на тему «Развитие метафизики в Персии», которую успешно защитил в Германии в Гейдельбергском университете и стал таким образом первым мусульманином Пенджаба, удостоенным докторской степени в Европе.

 

По возвращении в Индию в 1908 году Икбал получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской практикой. Однако главным занятием и делом его жизни становится поэзия. Он приобретает широкое признание и славу как поэт. Всего им было опубликовано 12 сборников стихов и поэм на персидском и родном языке урду.

 

В последние годы жизни Икбал активно включается в политическую жизнь страны и выступает за обособление мусульман Индии в отдельное государство, разделяя тем самым идею существования двух наций — индусов и мусульман. Не случайно поэтому Мухаммада Икбала принято называть духовным отцом Пакистана.

 

Размышляя над судьбами единоверцев, Икбал приходит к выводу о необходимости реформации в Исламе наподобие той, которая свершилась в Европе и привела к возникновению протестантизма. Свои лекции на эту тему, прочитанные в 1928–1932 гг. в Хайдарабаде, Мадрасе, Алигархе и Лондоне, он редактирует и издает позднее под названием «Реконструкция религиозной мысли в Исламе».

 

Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в Исламе / Пер. с англ. — М.: Вост. лит., 2002.

 

«Реконструкция религиозной мысли в Исламе» Мухаммада Икбала — самая серьезная попытка осмысления мусульманского духовного наследия с учетом политических и социально-экономических вызовов, предпринятая в начале ХХ века одним из ведущих мусульманских философов нового времени. Критическое осмысление истории религиозно-философской мысли Запада в свете исламских представлений — один из наиболее удачных шагов, предпринятых в этой книге. Икбал, спокойно оперируя цитатами всех крупнейших западных философов античности и нового времени, разбивает их положения при помощи аятов Священного Корана и хадисов Пророка (с.а.в.). Механическому восприятию жизни, принятому в европейской философской школе, автор противопоставляет религиозный опыт, выводимый из Корана. Совершенство Бога, Абсолютная Истина, динамика времени и, следовательно, жизни, проявляемая Им в Своих творениях, перечеркивают многочисленные абстракции древнегреческих и новоевропейских мыслителей, бесплодно дискутирующих друг с другом много веков подряд. Один из ведущих западных востоковедов Кантвел Смит так выразился о творчестве поэта-философа: «Икбал велик, потому что с высочайшей точностью выразил то, что его единоверцы начинали чувствовать, но не были в состоянии сформулировать. Всякий современный мусульманин, который заговорит о религии, должен начать с того, что оставил Икбал, иначе его не стоит и слушать».

 

Вместе с тем необходимо четко понимать, что Икбал в некоторые периоды своего творчества являлся, по сути, представителем именно западной научной мысли, так как философское образование он получил в Кембридже и двух университетах Германии; сам он долгое время считал, что «Англия фактически исполняет наши великие обязанности, которые... мы не можем выполнять. А потому... благодаря своему духу Британская империя является величайшей мусульманской империей мира». Пиетет перед Западом пропал у него только к концу жизни, когда он выступил со своим знаменитым предсмертным заявлением о том, что британские колонизаторы «посеяли между народами семена раздора, дабы они пили друг у друга кровь и были усыплены опиумом закрепощенности, тем самым давая возможность империалистическому кровопийце продолжать беспрепятственно высасывать у них кровь». Нынешние события вокруг Индии и Пакистана (Икбала именуют «духовным отцом Пакистана», хотя он в течение долгого времени выступал против раздела Индии) доказывают справедливость этих слов.

 

Книга адресована всем интересующимся философией; на наш взгляд, она может быть рекомендована в качестве учебного пособия на философских кафедрах российских вузов, ибо,как нам известно, даже в профильном Институте философии РАН отсутствует дисциплина «философия Ислама».

 

Материал опубликован во всероссийской газете "Медина аль-Ислам", № 29 (май 2007)

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/history/culture/9546/">ISLAMRF.RU: Мусульманское реформаторство XX века</a>