RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Тыныслык урем вместо Манежки

28.01.2011 16:41

Что общего может быть у мусульман и язычников? Классический ответ – ничего, но, как это часто бывает в жизни, прямой ответ, быстро приходящий в голову, не всегда бывает верным.

 

У мусульман в разных странах накоплен многовековой опыт сосуществования, взаимной дружбы и совместного проживания с представителями самых разных конфессий, в том числе и последователями неавраамической религиозной традиции. Один из самых интересных примеров в этом отношении дает опыт мусульман Среднего Поволжья и Приуралья – татар и башкир, веками бок о бок проживавших рядом с марийцами, удмуртами, чувашами, мордвой, манси и хантами. Примеров межэтнического и межрелигиозного взаимодействия можно было бы привести достаточно много, но в этой статье остановимся на одном – татарско-марийском.

 

Когда я впервые попал в Йошкар-Олу, то поразился нескольким обстоятельствам. Улицы этого Красного города (так переводится его название с марийского языка) называются уремами (сравните татарское урам). Люди, проходя по уремам, заходят в кявыты (магазины, татарское кебет), а, бывает, что и в сату (торговый центр). Больше всего меня поразил Тыныслык урем. Это именно то самое, что вы подумали – улица Мира (по татарски мир- тынычлык). Налицо явное влияние культуры соседнего татарского народа. Но, может быть, это влияние ограничивается лишь языковыми заимствованиями? Нет, это отнюдь не так. Например, известно, что являющиеся формально православными марийцы-двоеверцы начинают каждое дел с фразы «асмалла» (искаженное бисмилля). А последователи марийской языческой секты Кугу сорта в 1891 году обращались с письмом к османскому султану с просьбой защитить их от произвола отечественных чиновников. Иногда высказываются и другие мысли и аналогии – например, о тюркском происхождении слова «карт», обозначающего марийского жреца. Известный исследователь В.Садур высказывал гипотезу о происхождении термина «кереметь» (место поклонения в марийском анимистическом культе) от тюркизированного арабского карамат. Особый интерес вызывают имена восточных марийцев – этнической группы, проживающей преимущественно в Башкортостане и Пермской области. Находясь в плотном татаро-башкирском окружении, многие ее представители принимали ислам, как правило, при этом теряя собственную этническую идентичность. Те же, которые сохраняли свои традиционные верования, как правило, носили татаро-башкирские имена. Самым знаменитым примером является Мустафа из первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь». Сыгранный марийским актером Йываном Кырля, он отнюдь не является татарином и по фильму.  Известны и документы XVIII-XIX веков, пдписанные марийскими старостами с вполне мусульманскими именами. По оценке марийского этнографа Т.Л.Молотовой, советская власть приостановила процесс исламизации и отатаривания восточных марийцев, и если бы не она, то к настоящему времени эта этническая группа была бы в полном составе мусульманами. Так же оценивал направленность этого процесса и известный этнограф начала ХХ века М.Машанов. 

 

Может быть, корни этой комплементарности сравнительно неглубокие и зародились совсем недавно? Нет. Как минимум, они прослеживаются со времен Казанского ханства. Известно, что гарнизон ханской Казани – столицы государства, состоял из татарской конницы и марийской пехоты (лучников). Активное участие марийцы принимали в оборонительных и наступательных военных действиях ханства. В последних они доходили до Костромы. После же падения Казанского ханства представители этого народа продолжали отстаивать идею возврата к его независимости на протяжении еще трех десятков лет. Собственно, черемисские войны прекратились лишь тогда, когда «кости покрыли эту землю» (фраза из летописи) и в наиболее важных стратегических пунктах были поставлены крепости. Одним из главных таких опорных пунктов явился Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола). Между прочим, и сейчас его население воспринимает Казань как столицу и ближайший большой город.  

 

Тогда же, после аннексии Казанского ханства возникли и два этнических анклава. Один из них – это вышеупомянутые восточные марийцы в Приуралье. Второй – это татары Параньгинского района Республики Марий Эл. Обе эти группы являются переселенцами XVI-XVIII веков. Вот так причудливо переплелись судьбы двух братских, хотя и столь разных народов. Один представляет из себя тюрков и мусульман, другой – финнов, придерживающихся традиционных верований.   

 

Другая группа татарского населения проживает в Моркинском и Мари-Турекском районах республики. Очень интересная деталь в том, что многие татарские аулы в Марий Эл имеют не татарские, а марийские названия. 

 

Что же представляет сейчас Республика Марий Эл? На сегодняшний день это один из наиболее спокойных регионов страны. Когда-то бушевавшие здесь войны давно прекратились. Здесь мирно сосуществуют три основные конфессии – православие, ислам и традиционные марийские верования. Даже воинскую присягу принимают представители всех трех этих религий. Лидеры мусульман региона принимают достаточно активное участие в общественно-политической жизни, в городах и татарских аулах построены мечети. Халяльная продукция, производимая здесь, продается практически во всех магазинах столицы.

 

Самое же интересное было в том, что представители Татарского культурного центра, находящегося на том самом Тыныслык урем, принимали самое активное участие в мероприятиях по возрождению марийских языков (их два). Взаимоотношения татарского и марийского, башкирского и марийского народов может быть, являются самой лучшей альтернативой памятным событиям на Манежной площади, в Хотьково и десяткам им подобных. Умение жить рядом, уважать и понимать культуру твоего соседа, который не такой, как ты – бесценный дар, доставшийся нам от предков. И нам остается лишь сберечь его и реализовать в реальной жизни.        

 

Ахмад Макаров

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/point-of-view/analytics/14908/">ISLAMRF.RU: Тыныслык урем вместо Манежки</a>