RSS | PDA | Архив   Суббота 24 Август 2019 | 1433 х.
 

Вениамин Попов: Сближение России и исламского мира позволяет надеяться, что мы делаем важные шаги на пути к созданию нового миропорядка

31.10.2008 13:38

27-29 октября в Джидде под патронажем министра иностранных дел КСА принца Сауда аль-Фейсала прошло четвертое заседание группы стратегического видения «Россия-Исламский мир». С его координатором с российской стороны директором центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамином Поповым побеседовал наш корреспондент:


- Каковы, на Ваш взгляд, итоги заседания?

- Я бы отметил четыре момента. Во-первых, исключительно важно, что заседание прошло в Джидде, в экономической столице Королевства, вообще в Саудовской Аравии, колыбели Ислама и по приглашению саудовской стороны. Второе: несколько раз было отмечено на заседании значение приветственного послания Президента РФ Дмитрия Медведева. Оно нашло свое отражение и в документах, и в выступлениях, и в местной прессе. Это проявилось и в том, что участники заседания единодушно поддержали российскую идею о создании Консультативного совета религий при ООН. Это третий момент. Четвертое, и это также важно, была обсуждена инициатива короля Абдаллы Бен Абд аль-Азиза о межкультурном и межрелигиозном диалоге. Мы были едины в том, что сейчас нужно предпринимать меры для того, что эти инициативы – российскую и садовскую - осуществить. Это нужно не только для того, чтобы внести новые нравственные начала в систему международных отношений, но и для того, чтобы предотвратить столкновение цивилизаций. В современном мире мы нуждаемся в спокойном откровенном обсуждении всех проблем, а они могут быть решены только коллективными усилиями. Сближение России и исламского мира позволяет надеяться на то, что мы делаем важные шаги, в том числе и заседанием в Джидде, на пути к созданию нового миропорядка, основанного на справедливости, стабильности, обеспечении реальной безопасности.

- Последняя сессия заседания - «Институционализация исламо-российского диалога», была посвящена практическим шагам для реализации диалога. На ней прозвучало много здравых идей. В частности, было замечено, что ни в одной арабской стране нет центра по изучению российской цивилизации, а в России центры по изучению Арабского мира, исламской цивилизации есть, и не один.

- Я думаю, это прекрасная идея, постепенно они подходят к этому. Но тут есть психологический момент. Мы действительно ряд лет сотрудничали только с небольшим количеством арабских государств, а с Саудовской Аравией мы восстановили дипломатические отношения менее 20 лет назад. За это время пройден большой путь, но для истории 18 лет это ничто. Поэтому нужно иметь терпение, идти последовательными шагами. Но самое главное, что позволит осуществить практические шаги в будущем – а я уверен, что в арабском мире будут центры по изучению нашей цивилизации, России вообще – сейчас создается для этого походящая атмосфера. Без взаимопонимания, без доверия трудно продвигаться вперед. Чтобы обстановку создать, нужно подобные заседания, нужны обмены визитами. Вспомните, Россия была первой страной, которая признала Саудовскую Аравию. В 1932 году мы привозили сюда керосин. Потом 70 лет практически не было никаких отношений. Сейчас страны заново открывают друг друга, этот процесс долгий. Нужно терпение, сабр. У арабов есть пословица – «Терпение – ключ к счастью, к радости». 

- Саудовская Аравия выступает за диалог между представителями разных религий, но внутри самого Ислама диалог идет очень трудно. На ваш взгляд, может ли это сказаться на диалоге межконфессиональном?

- Может, конечно. Но нужно понимать значение того шага, который сделал король Абдалла. В Саудовской Аравии все религии запрещены практически. Король, когда выступал в марте со своей инициативой, говорил: я два года очень серьезно размышлял над этим, говорил с улемами. Это непростой для саудовцев шаг: родина Ислама. В Мекку вход не мусульманам запрещен. Призыв к диалогу – это не нарушение традиций или канонов. Это разумное прагматическое восприятие современного мира. Это потребность времени. Без этого невозможно. Король Абдалла, безусловно, выдающийся руководитель. Будучи наследным принцем, он выступил инициатором так называемого арабского плана, который предусматривал нормализацию отношений с Израилем. Не признание Израиля, а нормализацию отношений к ним. При условии, что будет решена проблема создания палестинского государства на оккупированных в 1967 году Израилем территориях, если Восточный Иерусалим станет столицей этого палестинского государства и если будет справедливо решена проблема беженцев. Только на этих условиях. Это совершенно новый подход, который принципиально отличается от позиции арабских стран после 1967 года. Для такого коренного перелома должны были созреть условия, для этого понадобилось 30 с лишним лет. Но в конечном итоге инициатива в мирных делах принадлежит арабам, в том числе и Саудовской Аравии. Другой момент: в марте нынешнего года прошла конференция ОИК в верхах в Сенегале. Она выступила с идеей исламо-христианского саммита. Мусульмане предложили христианам разговор, как находить развязки в сегодняшнем мире. В современном мире нельзя руководствоваться принципами нетерпимости, насилия. Да, иногда проще применить силу. Но, как мы видим, в Ираке применили силу, а теперь не знают, как выйти оттуда. Жизнь диктует, что нужно искать взаимоприемлемые компромиссы. Без этого мы будем сталкиваться с колоссальными проблемами. Их невозможно решать группой маленьких или больших стран. Нужно объединять усилия. 

- Налаживая диалог, представители разных религий должны понять, что речь идет не об основах каждой веры, не о богословских вопросах.

- Правильно. Это очень сложная тема, в которой много деликатных моментов. Я хочу сослаться на выступление на заседании протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который говорил о том, что нужно делать акцент на том, что нас объединяет и думать о том, как мы будем с общими вызовами бороться. Богословские споры можно оставить на потом. У нас в Татарстане или Дагестане никто не смотрит, кто ты – мусульманин или православный, представители разных конфессий прекрасно ладят. Хорошее внедрить трудно. Я считаю, что нужно заниматься сегодня прежде всего с молодежью, воспитывать у нее терпимость и уважение к другому. Другой – не значит противник, враг. Наоборот, другой – это интересно. Если все будут такими, как я, мир будет скучным. Я уже официально сообщил саудовцам, что мы примем в июне будущего года в Санкт-Петербурге на базе Гуманитарного университета 30 человек-представителей исламских государств на три недели. Покажем им российскую жизнь, то, как мусульмане с христианами сосуществуют и сотрудничают, познакомим их с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Мы в прошлом году организовали лагерь для мусульманской молодежи, и будем продолжать это делать. Все это небольшие шаги, но, как говорят китайцы, любой путь начинается с первого шага. 

Беседовала Людмила Жуковская 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusopinions/russia/5446/">ISLAMRF.RU: Вениамин Попов: Сближение России и исламского мира позволяет надеяться, что мы делаем важные шаги на пути к созданию нового миропорядка</a>