RSS | PDA | Архив   Понедельник 30 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Прокуроры принесут жертву в мечети на родине Сабанак-абыза — главы «Тобольского иррегулярного легкого казачьего магометанского войска»

26.11.2009 15:10

В мечети села Сабанаки Тобольского района кипит работа по подготовке к Курбан-байраму. Десятками привозят жертвенных овец. Имам мечети Рахимчан Бухардинов только успевает отвечать на телефонные звонки. Звонят отовсюду: из Тобольска, Тюмени, северных округов, деревень Тобольского, Уватского, Вагайского районов, из Омской области.  

 

Хотя в соседних татарских аулах имеются свои мечети, многие из тамошних жителей завтра приедут на праздничный намаз в Сабанакскую мечеть имени шейха Имаметдина.

 

Так повелось издавна. Здесь родина мурзы Сабанака Кульмаметова, человека, благодаря которому деятельность крестителя Филофея Лещинского ограничилась северными народами и не затронула сибирских татар. Мурза, тогда еще совсем молодой, активно противостоял крещению. С ним считалась власть, его боялись миссионеры и уважали тоболяки. Насколько это был влиятельный человек, можно судить из донесения тобольского митрополита Синоду в 1726 году: « Татары подъезжают к новокрещенным и, смущая, велят именем своего начальника Сабанака церкви жечь, попов и причетников до смерти побивать и кресты побрасать и старую веру держать».

 

Должность головы «Тобольского иррегулярного легкого казачьего войска и ясачных магометан» была пожалована Сабанаку в зрелом возрасте царским правительством вместе с дворянским титулом, хотя мурза, продолжая наследственную линию,  с юных лет был «головой».

 

Ныне действующая мечеть в селе Сабанаки была построена более ста лет назад указным муллой Аширом Сайдашевым — прадедом муфтия ДУМАЧР Нафигуллы Аширова.

 

Сегодня мечеть носит имя шейха Имаметдина Сайфетдина улы (1846-1948), человека, который, по словам земляков, обладал сверхъестественными возможностями, был для местных и муллой и лекарем. В Сабанаках помнят его как Имаметдина-дивана.

 

В тридцатые годы мечеть была конфискована, но с началом Великой Отечественной войны здание вернули верующим. Муллой в ту пору и был как раз шейх Имаметдин, про которого бытуют разные любопытные легенды. Например, о том, что этот человек привязывал к ногам дощечки и таким образом прямо по воде отправлялся на покос за реку. Правда и вымысел переплелись так, что теперь остается только догадываться, что было на самом деле, а что придумано.

 

В мечети висит рукописный портрет шейха Имаметдина. Спрашиваю Рахимчана-хазрата, чьей работы картина.

 

— У меня друзей-художников много, - уклончиво отвечает имам.

 

В мечетях не принято развешивать изображения людей и животных, поэтому Бухардинову часто задают вопрос: нет ли греха в том, что здесь висит портрет? Имам отвечает, что портрет находится не в молельном зале, поэтому какая разница, висит он на стене в прихожей части мечети или лежит в альбоме в шкафу здесь же.

 

В умении идти своей дорогой, и быть при этом уважаемым всеми — в этом отмечают сходство имама Сабанакской мечети с Сабанаком-мурзой.

 

Рахимчан-хаджи, — единственный человек в Сибири, а может быть и во всей России, являющийся почетным членом Всемирной организации по сближению религий «InterFaith Works». Свидетельство ему вручила супружеская пара из Америки Джерми и Альбина Руд, проводившая свой никах (обряд бракосочетания) в мечети Сабанаки. С молодой парой и их родственниками из Всемирной организации по сближению религии Рахимчан Бухардинов поддерживает связь, как и со многими, кого он поженил в мечети Сабанаки. А таких пар более трехсот. В Сабанакской мечети не только мусульмане Тобольского района, но и из северных округов Тюменской области стремятся провести никах.

 

— Среди невесток были и ненки, и русские девушки, и украинки, — вспоминает имам.

 

Сабанакская мечеть была реконструирована в 1991 году — одной из первых в области, еще при СССР. Старинное здание подняли на домкратах, одели в кирпич. С тех пор и служит Рахимчан Бухардинов здесь имамом. Он бывший военный. Выйдя на пенсию, окончил медресе и полностью посвятил себя служению исламу. Именно имам Сабанакской мечети возобновил практику посещения некрополя «астана» у архитектурного памятника «Городище Искер», где более четырехсот лет назад находилась столица Сибирского ханства. Начатое им дело три года назад переросло в фестиваль «Искер-джыен».

 

Рахимчан Бухардинов — старший имам по Тобольскому и Вагайскому районам в структуре Тюменского казыята ДУМАЧР, но деятельность его охватывает и соседний Усть-Ишимский район Омской области. Он частый гость в татарских деревнях севера Омской области, которые, хотя и оказались в соседней области, но продолжают жить единым миром с татарскими аулами Тюменской области, как и в тот период, когда все эти «татаро-бухарские юрты» входили в состав Тобольской губернии.

 

Завтра на Курбан-байрам в Сабанаки приедут гости и из аулов Омской области. Несколько десятков овец будет принесено в жертву у мечети имени шейха Имаметдина. В числе жертвенных овец и несколько животных от бывшего прокурора Тюменской области Эрнеста Валеева, занимающего ныне должность заместителя генерального прокурора России; от прокурора Уваского района Эдуарда Сафиуллина, ряда других руководителей из числа этнических мусульман.
Мясо жертвенных животных будет передано нуждающимся, а также в школы и больницы.

 

Калиль Кабдулвахитов

 

Фото автора

 

На фото:

1.Возле Сабанакской мечети кипит жизнь

2.Имам Р ахимчан хаджи Бухардинов

3. Свидетельство почетного члена Всемирной организации по сближению религий «InterFaith Works».

4. Портрет шейха Имаметдина в прихожей мечети

5.Сабанакская мечеть

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/10818/">ISLAMRF.RU: Прокуроры принесут жертву в мечети на родине Сабанак-абыза — главы «Тобольского иррегулярного легкого казачьего магометанского войска» </a>