«Почему они не видят, что мы хорошие?»
26.03.2015 10:1111 февраля Верховный суд Российской Федерации постановил оставить без изменения решение высшей судебной инстанции Республики Мордовия, согласно которому, ученицы мусульманки республики не могут посещать общеобразовательные школы в платках. На рассмотрении апелляционной жалобы по иску о запрещении ношения платков, Судебная коллегия постановила решение Верховного суда Мордовии о запрете носить платки в средних образовательных учреждениях оставить без изменения, а апелляционную жалобу с просьбой отменить это решение — без удовлетворения.
Напомним — апелляционная жалоба подавалась о признании незаконным подпункта третьего пункта 9 Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года №?208
Истцами на процессе выступили Кадеев Наиль Касимовича, Кузяев Рястям Калимуллович, Нугаев Радик Бясырович, Баляева Тянзеля Айсеевна, Рангулова Гульназ Назировна, Бадретдинов Кямиль Айсович, Абубекиров Талип Рафаилович
Ответчик — Прокуратура Республики Мордовия и Правительство Республики Мордовия.
Выступая в ходе судебного заседания, адвокат истцов Марат Аширов подчеркнул, что «вопрос платков» всколыхнул всю Мордовию, где более 60 населенных пунктов (в основном сельских) с компактным проживанием мусульманского населения более 80% которых татары. Он отметил, что запретительные меры могут способствовать появлению анклавов, разделению людей по национальному и религиозному признаку и даже способствовать росту радикализма.
Комментируя решение суда, адвокат истцов Анатолий Пчелинцев, который выступая на процессе, напомнил о том, что письмо в защиту платка написал Президенту РФ шейх муфтий Равиль Гайнутдин, сказал: «Я даже слов не нахожу по поводу такого решения. Это решение не конституционно, не основано на требованиях законодательства Российской Федерации. Мы будем обжаловать его в Президиуме Верховного суда Российской Федерации».
А вот, что думают по поводу запрещения ношения платков в школе сами девочки и их родители. Необходимо отметить, что проживают они в различных населенных пунктах Мордовии, учатся в разных школах. Их объединила общая проблема и общее желание добиться справедливости. Говорить девочкам было нелегко, да и родителям тоже. Больно, обидно, а главное за что?
Балкис Рангуловой 10 лет. Она ученица 4 класса средней школы села Большая Елховка.
На вопрос, что она думает о происходящем девочка ответила: «Я просила Всевышнего Аллаха, чтобы он разрешил ходить в платке, чтобы нас за это не ругали, чтобы не вызывали в кабинет директора. Мне становится страшно, когда я подхожу к двери директорского кабинета, и я дрожу от страха, но я же ничего плохого не сделала и я ничего плохого делать не хочу. Носить платок девочкам — это закон Всевышнего. Наша классная руководительница говорит, что, может быть, закон изменится, и все будет хорошо. Обидно, когда другие учителя не понимают и требуют снять платок. Теперь я боюсь идти в школу, хотя очень хочу учиться. Я люблю рисовать, особенно рисовать города. Хочу выучиться и стать мэром города и принимать хорошие правильные законы для всех людей. Мы хорошие, мы хотим только хорошего, почему директор школы этого не видит?».
Мама Балкис Гульназ Рангулова добавила: « Очень обидно и странно видеть как учителя, которые недавно хвалили, отвернулись от ребенка, демонстративно ругают пред всем классом, позорят, как будто она совершила преступление. Некоторые учителя готовы поддержать нас, но сами страшатся «общественного мнения» и директора школы.
В семье Кямиля Бадретдинова — две школьницы. Старшая Айша учится в пятом классе, младшая Амина — в третьем в средней школе села Большая Елховка. Айша рассказала: «Когда я первого сентября пришла в школу — у нас была торжественная линейка по случаю начала учебного года. Директор школы, увидев меня в платке сказала: «Иди отсюда вон!» — так, как будто я сделала чтото ужасное, совершила преступление. Потом меня вызывали в кабинет, требовали снять платок, младшую сестру — Амину тоже вызывали к директору и пугали исключением из школы. Классный руководитель нас защищала и успокаивала. К директору с нами ходила. Она нас понимает и нам сочувствует». Отец девочек Кямиль Айсович Бадретдинов добавил: «Девочки учатся хорошо — на пятерки и четверки, стараются. Айша особенно любит математику. Обе хотят учиться дальше в институте — на врача или на учителя. Они были очень напуганы — боялись, что выгонят из школы. На нашу семью оказывали давление, звонили, угрожали лишить пособия на детей». Амина очень переживает, что старшую сестру могут исключить из школы, а потом и ее тоже.
Отличница и победительница Всероссийских образовательных Олимпиад среди школьников Лейсан Баляева учится в 9 классе средней школы №?5?г.Саранска. Ей 16 лет. «Ходить в школу в в платке меня никто не принуждал. Мои родители к этому отношения не имеют. Это мой осознанный выбор. В школе я получила выговор и предупреждение, что меня отчислят, если не перестану носить платок, говорить об этом очень тяжело» — говорит Лейсан. Отец Лейсан Дамир Баляев рассказал, что дочь пришла из школы в слезах, в состоянии истерики и повторяла: «Папа, меня отчислят из школы». По словам Дамира девочка пережила сильнейший стресс, да и вся семья тоже: «Мы ходили к психологу. Он поставил диагноз — депрессия. Дал справку, назначил лечение. Но ведь причина этого заболевания не исчезла. У нас трое детей. Нас всегда хвалили, в пример ставили другим семьям, а тут вызвали в Комиссию по делам несовершеннолетних и угрожали лишить родительских прав». Фотографию Лейсан демонстративно сняли со школьной Доски почета. Лейсан «предлагали» самой уйти из школы. На родителей оказывали давление. На Общественном совете школы родителям других детей внушали, что изза того, что Лейсан ходит в платке — школу могут лишить лицензии и плохо от этого будет всем ученикам. Это вызвало негативное отношение к семье.
Лейсан нравится учиться. В субботу она уже начинает готовить уроки по предмету, который будет только в среду. Все предметы любимы — химия, математика, биология, физика, русский… Она мечтает стать врачом, а для этого надо поступить в ВУЗ. Если отчислять из школы, вынудят перейти на так называемое «домашнее обучение» или в вечернюю школу, этой мечте не суждено будет осуществиться. Уровень знаний будет не тот, а отбор в медицинские ВУЗы жесткий
Фатима Кузяева ученица 4 класса средней школы села Алтары. Это село находится совсем рядом со знаменитым татарским селом Белозерье, где девять действующих мечетей. В сельской школе пять девочек стали ходить в платке. Им стали это запрещать, перестали пускать в школу. Фатиме не «помогло» даже то, что ее мама педагог и тоже работает в этой школе. «Я хочу учиться, хочу, когда вырасту — быть учительницей, как мама. Я не знаю, что делать, если мне запретят ходить в школу» — сказала Фатима. Отец Фатимы Растям Кузяев считает, что учителя и даже директор школы сами являются заложниками требований, исходящих из более высоких «инстанций». «На учителей давят, требуют, чтобы они запугивали детей и их родителей. Очень нехорошая ситуация. У меня двое детей. Старшая дочь окончила Мед.колледж с Красным дипломом — уже замужем — сына растит. Она тоже верующая. В семье все хорошо. Младшая хорошо учится, в школу всегда — бегом с радостью. Теперь все наоборот, каждый раз нервничает, переживает. Сейчас немного «утряслось», но вопрос не решен. И зачем все это устроили?» — недоумевает Растям Кузеев.
Хаджар Кадеевой повезло. Она учится в школе села Белозерье. В этой школе не запрещают девочкам приходить на занятия в платке. Однако отец Ходжар Наиль Кадеев говорит, что были попытки оказать давление на педагогический коллектив. Эти попытки успехом не увенчались.
«Моя дочь хорошо учится — она круглая отличница. Платок ей нисколько не мешает также как и другим девочкам. Наоборот — это проявление веры и скромности. Я полностью солидарен со всеми родителями, чьи дочери подверглись издевательствам и самому настоящему глумлению со стороны школьного руководства. Мы с другими родителями ходили во все инстанции — в Управление образования, в правительственные структуры. Результата не было. Но мы не отчаиваемся» — рассказал Наиль. Общее мнение родителей подытожил Кямиль Бадретдинов: « Мы не остановимся, будем добиваться истины дальше».
Известно, что сейчас все участницы «дела о платках» посещают школу, хотя давление и угрозы — пусть и не столь явные, продолжаются, в некоторых школах Мордовии пошли на компромисс — девочкаммусульманкам разрешили носить косынки. Но надолго ли это? Не лучше ли решать более важные вопросы в области образования, а вопрос о платках пусть школьницы решают для себя сами. Ведь как уже всем стало ясно платок — знаниям и хорошей успеваемости вовсе не помеха.
Нина?Зотова,
Собкор dumrf.ru